Суть этноидентификации в трех словах

            Этническая самоидентификация как способ социализации молодежи в     условиях поликультурного контекста
               
               Проблема самоидентификации в России начала 21 века осознается обществом очень остро, что может подтвердить обилие дискуссий на эту тему в СМИ- в печати, на телевидении. Остро ощущается необходимость пересмотра основных категорий традиционной картины мира в сознании русскоязычного населения, в выработке новых категорий этничности, в выборе между широко дискутируемыми понятиями «русская самоидентификация» и «российская самоидентификация». Все это сопровождается опасностью усиления влияния идей неоязычества и неонацизма, с чем лично я, как педагог, сталкиваюсь в своей практике социальной работы слишком часто.
           Проблемой определения этнической самоидентификации как психологического процесса активно занимались психологические и антропологические школы США и Канады, начиная с 70-х гг. 20века. Опираясь на когнитивную теорию развития Ж.Пиаже, исследователи выявили когнитивный, аффективный и поведенческий компоненты этнической самоидентификации.
          Американская исследовательница Дж.Финни подчеркивает, что для процесса  актуализации этнической самоидентификации свойственна изменчивость, вариативность в зависимости от возраста и жизненного опыта человека. Серия социологических исследований в США, Канаде и России показала, что этническая самоидентификация большей части подростков, находящейся в поликультурном контексте городской среды, проходит несколько типичных стадий формирования.
         
          Первая - пассивного или безразличного отношения к своей этничности, вторая - поиска, активного освоения элементов традиционной культуры какого-либо этноса, и третья- стадия реализованной этнической самоидентификации и достижение четкой личностной идентичности. Исследователи выявляют феномены «навязанной» и «протестной» идентичности. И данные позиции представляют для меня как для исследователя наибольший интерес, поскольку в среде своих воспитанников я сталкивалась чаще всего именно с их проявлениями.
             
          Между тем, исследователи настаивают, что попытки вытеснить из структуры социальной идентичности одну из ее важнейших составных частей — этническую— грозят, с одной стороны, потерей целостности Я-образа, а с другой — потерей связей с какой бы то ни было культурой. Утрата этнической идентичности может привести к значительным негативным последствиям, к разного рода расстройствам личности.

          Основным средством формирования этнической идентификации традиционно являлись социальный контекст и устное народное творчество. Но на современном этапе я, как педагог, ощущаю, что в связи с проявлением раннего «психологического взросления», утратой состояния «детства» те образцы народного творчества, которые срабатывали безотказно на младших возрастах еще 25 лет назад, выглядят слишком «наивными» для современных детей.
   
          Поэтому для работы с подростками я активно использую методы изучения истории повседневности как фактор мотивации и основной гносеологический прием. Среди них можно выявить  такие, как  ученическое  исследование наиболее значимых для современной молодежи традиционных семейных ценностей и поведенческих установок, исследование картины мира подростка – юноши или девушки 19-нач.20 веков, выявление  примеров  крепких семей традиционного типа в личной  истории подростка, освоение традиционных форм молодежного досуга.

           Личностно-деятельностный и социально-личностный  подходы – основа работы педагога, связанного с проблемой самоидентификации.  Подростков, с которыми я работаю,  не интересуют общие исторические  тенденции, но их личная история, личностное восприятие картины мира прошлых эпох. Вместе с тем, детей привлекает социально-значимая реализация полученных ими знаний в режиме «здесь и сейчас», «научился сам – научи другого». Выход с творческими выступлениями на любую аудиторию, участие в фестивалях, проведение трезвых молодежных гуляний отмечаются подростками  при анкетировании  как социально-значимые не только для них самих, но и для их окружения.
          
           В итоге можно сказать, что мы, педагоги, в своей работе всегда остро ощущаем  социальные проблемы детей, межэтническую напряженность. И для нас жизненно важны полноценные теоретические исследования, взвешенные практические подходы уже сейчас. Поскольку в условиях поликультурного контекста именно мы, педагоги, порой имеем наибольшее влияние на процесс формирования и реализации  этнической самоидентификации как важнейшей части социальной идентичности подростков и молодежи.


Рецензии