Бабушки мои, где же вы, родные?
Курганский пединститут закончила с красным дипломом в 1993 году, где училась у замечательной плеяды преподавателей – эвакуированных в годы Великой Отечественной войны из Гомеля и Ленинграда. Часть из них была дворянского происхождения, и все они были образцом русской интеллигентности – для нас, подростков, выросших в городе, где все предприятия относились к оборонной промышленности.
В городе существовал круг свободомыслящих, творческих людей, благодаря которым я, учась в специализированной языковой школе, а затем на филологическом и историческом факультетах, росла в довольно демократичной среде. Поэтому и перестройку, и последующие изменения и я сама, и мои сверстники восприняли с восторгом. Часть сразу рванула за рухнувший «железный занавес» и поныне живет на западе. А я осталась. Несмотря на свободное владение английским языком, студенческую научную работу по ментальности средневекового крестьянства Европы, написанную в то время, когда о понятии «менталитет» в г.Кургане многие преподаватели узнавали благодаря списку библиографии, составленным вашей покорной слугой.
В 2002 г. Из-за хронического безденежья – больше 7 лет подряд нам, педагогам, не выдавали зарплату –переехала в Тюмень. Ехала, надеясь на помощь коллег-учителей, на сострадание общества ко мне, молодой разведенной женщине с ребенком. Но наткнулась на такую стену равнодушия и цинизма, при воспоминании о которой мне снова становится плохо. Как бы мне хотелось быть сейчас 30-летней, иметь возможность участвовать во всех программах для развития творческого потенциала молодых ученых, молодежных лидеров. Но годы ушли.
Осталась только возможность реализовать свою мечту молодости – защитить кандидатскую диссертацию и вести систематическую научно-исследовательскую деятельность.
А вот тема ее формировалась в течение 25 лет на основе моего личного жизненного и профессионального опыта. Всегда меня волновала загадка человеческой души, то зерно, что передается из поколение в поколение. Я всегда задавала себе вопрос – что помогало выжить, выстоять, сохранить себя в годы лишений, боли и утрат, политических репрессий нашим бабушкам? Дедов я не помню, у нашего поколения их почти не было-либо погибли на войне, либо от ран после нее.
Но бабушки растили нас, внуков, пели, плясали под гармонь, радовались жизни и мирному небу над головой, исподволь, как бы ненароком, умело используя все богатство народной педагогики – улаживали конфликты в семье, умели быть «старшими матерями» и научить этому других, привить сострадание ко всему живому. Мои бабушки – это веселье и удаль, несмотря ни на что, обязательная помощь друг другу в беде, преданность своей семье. Все это зрело во мне, копилось годами.
Я же с головой ушла в преподавание английского языка, освоение новых методик, новых УМК, руководство молодежной организацией ролевых и исторических игр и молодежными международными экологическими и языковыми лагерями-в качестве волонтера. Опомнилась только в один прекрасный момент, когда на вопрос в бане «Как тебе после парилки?» я начала отвечать на английском языке.
Я со всей ясностью осознала, что на свою страну, свою культуру смотрю через призму англоязычного мира, что давно уже думаю по-английски. Более того, я выучила не одно поколение детей, которым о русских традициях рассказывала на английском -и обнаруживала, что они впервые слышат о Масленице и Рождестве со Святками на моих уроках. Это был шок. А когда я провела небольшое анкетирование среди моих детей, то обнаружила, что большинство учит английский, чтобы уехать в США. Что блюда русской кухни для них- борщ, пельмени, суши, роллы. А народная русская песня –шансон и «Небо славян». А народный герой-человек-паук.
Я осознала, что я как педагог 25 лет участвовала в подмене ценностей и исторической памяти своего народа на категории ментальности англоязычного мира. И я резко изменила сферу деятельности. Занялась –самостоятельно, в редкие свободные часы-научным поиском.
Начала углубляться в проблему этнической самоидентификации, писать статьи, программы для работы, выступала с презентациями на научно-практических конференциях Уральского региона. На базе молодежи клуба имени А.М.Кижеватова, где работаю, создала объединение, которое мы гордо назвали «Творческая мастерская этнопедагогики "Дворянский клуб» и каждый день совершали открытия- узнавали, какая мудрость сокрыта в сказке или народной игре, что заставляло передавать их из поколения в поколение.
С 2011г. я работала с подростками из «Русских пробежек» -пыталась научить их разумному, доброму и вечному, используя казачьи традиции. Часть из этих ребят удалось успешно социализировать -кто-то служит сейчас в ВДВ, кто-то поет в церковном хоре, кто-то работает в классах казачьей направленности. Я же чувствую острую потребность в том, чтобы исследовать и точно определить, в чем воспитательная ценность приемов народной педагогики русского и других народов России. Определить, каковы критерии сформированной этнической самоидентификации, какие способы позволяют воздействовать на человека так, чтобы из «Ивана, родства не помнящего» он превратился в суворовского «чудо-богатыря», в того Алешу, которому в Германии был поставлен памятник – символ великодушного, щедрого душой защитника и борца с бесчеловечностью и несправедливостью.
Я точно знаю, что впереди нас ждет эпоха возврата к истинным ценностям человека как творца и труженика, любящего свой народ, свою землю – свою планету – как общий дом для всего человечества. И мне хотелось бы послужить своему народу тем, чтобы расчистить, отшлифовать те зерна народной мудрости, народной педагогики, которые позволяли воспитывать человека именно таким в течение прошедших столетий. Наше поколение не может позволить уйти в небытие памяти и яркому богатству души наших любимых бабушек.
Свидетельство о публикации №215082401869