Песни дорог войны. Моя любимая

                ИСТОРИЯ ПЕСНИ «МОЯ ЛЮБИМАЯ»   

     Наши деды воевали с фашистами, добывая в боях славную Победу, за что им большое спасибо. А биться с врагами помогал весь народ – кто ковал оружие, кто растил хлеба, кто шил амуницию, кто лечил раны. Воевать помогали и хорошие песни дорог войны. О созданной в 1941 году песне «Моя любимая» пойдёт этот рассказ.

     Автор слов песни – участник Великой Отечественной войны Евгений Аронович Долматовский (1915 – 1994). В качестве военного корреспондента он с 1939 по 1945 годы находился в действующих частях РККА, пройдя с ними от Карелии до Берлина.  В августе 1941-го был взят в плен, из которого бежал снова на фронт. Награждён боевыми и трудовыми орденами и медалями, лауреат государственных и международных премий.

     Известность Долматовскому принесли песни на его стихи, задушевные и лиричные, чутко улавливающие боли и радости, ход мыслей и чувств современника. «Случайный вальс» и «Песня о Днепре», «Добровольцы» и «Сормовская лирическая», «Эх, как бы дожить бы…» и «Второе сердце», «Любимый город», «Лизавета» и «Моя любимая». Многие его песни звучали в кинофильмах. Песенные тексты Долматовского отличались несомненной музыкальностью, сюжетной и ритмической изобретательностью, афористичной запоминаемостью строк – недаром многие из них вошли в поговорки, повторялись в качестве лозунгов и газетных заголовков.

     Автор мелодии – Матвей Исаакович Блантер (1903 – 1990). В 1936 году Блантер был назначен художественным руководителем Государственного джаз-оркестра СССР. В годы войны им созданы лучшие песни, в том числе и «Моя любимая». В 1946 году он был удостоен Сталинской премии СССР, в 1947 году получил звание «Заслуженный деятель искусств РСФСР», в 1975 году – «Народный артист СССР», в 1983 году – «Герой социалистического труда».

     Рассказывает Андрей Ефимович Луковников, составитель книги «Друзья-однополчане» о песнях, рождённых войной.

     …Осенью 1939 года, после вторжения германских войск в Польшу, Красная Армия взяла под защиту территории западных областей Украины и Белоруссии, которые после Первой Мировой войны временно оказались под польским протекторатом.

     В воинские части, участвовавшие в этом освободительном походе, творческие союзы откомандировали многих известных композиторов и поэтов, работавших в песенном жанре. Так в одной части одновременно оказались композиторы Матвей Исаакович Блантер и Павел Семёнович Акуленко (1904 – 1960), поэты Евгений Аронович Долматовский и Владимир Александрович Луговской (1901 – 1957).

     Поэты решили писать вместе, и вскоре появилось их первое совместное произведение «Украина золотая, Белоруссия родная». Положенная на музыку Павлом Акуленко, она сразу стала популярнейшей строевой песней.  Затем несколько текстов они написали для Матвея Блантера, и среди них – стихотворение «Моя любимая». Композитор сочинил к нему мелодию, но почувствовал, что данный текст его не удовлетворяет, и предложил поэтам его доработать. Но те всё откладывали, и тогда за дело взялся Евгений Долматовский, которому мелодия песни очень понравилась. Так появилась песня, по содержания представляющая как бы воспоминания о былом походе 1939 года: «Я уходил тогда в поход…»

     Было это в начале 1941 года. Надвигалась новая, более страшная война, и песня, рассказывающая о прошлой кампании, кое-кому из музыкального руководства показалась неактуальной. Поэтому она не была принята к радиотрансляции и не была записана на грампластинку.

     Однако в самом начале войны, когда композиторы и поэты-песенники только начали перестраиваться на военную тематику, о песне «Моя любимая» вспомнили, и когда её впервые исполнил по радио певец Ефрем Борисович Флакс (1909 – 1982), она была сразу же подхвачена и на фронте, и в тылу. Дело в том, что содержание песни удивительным образом совпало с самыми сокровенными чувствами не только тех, кто уходил на фронт, но и тех, кто в тылу ждал их возвращения.
 
     Впоследствии Евгений Долматовский рассказывал:

     «Мне кажется, что напиши я «Мою любимую» после 22 июня, она была бы гораздо суровее, может быть даже мрачнее. В ней есть что-то от лёгких дней. Впрочем, не исключено, что запели её как раз потому, что она мирная и несколько элегически ворошит дорогие людям воспоминания».

     И ещё одна трогательная подробность. После того, как на фронте услышали эту песню, в тексте которой есть слова «В кармане маленьком моём есть карточка твоя…», многие бойцы, как дорогую реликвию, стали носить в карманах гимнастёрок фотографии своих любимых…

                МОЯ ЛЮБИМАЯ

                Я уходил тогда в поход
                В суровые края.
                Рукой взмахнула у ворот
                Моя любимая.
                Второй стрелковый храбрый взвод
                Теперь моя семья.
                Привет-поклон тебе он шлет,
                Моя любимая.
                Чтоб все мечты мои сбылись
                В походах и боях,
                Издалека мне улыбнись,
                Моя любимая.
                В кармане маленьком моём
                Есть карточка твоя.
                Так, значит, мы всегда вдвоём,
                Моя любимая.

   Песню «Моя любимая» исполняли и исполняют многие известные артисты. Все исполнения можно найти в Интернете. Заходите, слушайте, вспоминайте, подпевайте, кланяйтесь и артистам, и, главное, нашим дедам, принесшим с песнями дорог войны Великую Победу в 1945 году. Эту песню поют:

     – Леонид Пшеничный, солист (тенор) Академического дважды Краснознамённого, ордена Красной Звезды ансамбля песни и пляски Российской Армии им. А.В. Александрова;
     – Сергей Яковлевич Лемешев (1902 – 1977), народный артист СССР, оперный певец (лирический тенор);
     – Юрий Александрович Гуляев (1930 – 1986), народный артист СССР, лирический баритон;
     – Людмила Марковна Гурченко (1935 – 2011), народная артистка СССР;
     – Олег Евгеньевич Погудин (рожд. 1968), народный артист Российской Федерации.

     Смотреть клип и слушать песню "Моя любимая" в исполнении Олега Евгеньевича Погудина:

     http://www.youtube.com/watch?v=fnj9TEmAPzM.

     По материалам сайтов Интернета и по теме, предложенной ветераном Тимоненковой Риммой Борисовной.

     Возвращение к содержанию сборника "Песни дорог войны" –  http://www.proza.ru/2015/02/16/1876.

     2015 – 2020


Рецензии
Песня моего детства.
Часто звучала по радио...
Незатейливая, вроде,
но по смыслу на вес золота.
Спасибо, Владимир, напомнили.

Зоя Чепрасова   20.06.2022 11:48     Заявить о нарушении
Зоя, доброго здоровья! Вот о моей любимой, которую я всегда вспоминаю с этой песней: http://proza.ru/2017/04/18/401. С уважением,

Владимир Калабухов   20.06.2022 20:47   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.