Воспоминания старого зеркала

Знаете ли вы, ребятишки, старый чердак под крышей старого дома, что находится  в Риге? Сейчас, в канун Нового года самое время заглянуть туда. Что же вы стоите?  Идемте, идемте!  Следуйте за мной. Кстати, я забыл представиться: Гедриус  Уильямс – волшебник и ваш гид по совмещению. Мы полетим над улицами Риги, постарайтесь не привлекать слишком много внимания и не отставайте.
***
Пожилой мужчина в  камзоле старинного покроя  плавно лавирует между городских башен, следуя за ярким огоньком, похожим на звездочку, спустившуюся с небосвода.  За ним, неуклюже размахивая руками, летят мальчик и девочка: брат и сестра. Мишель все ещё думает, что попала в удивительный сон, а вот её младший брат Эрик искренне верит, что они встретили настоящего волшебника и сейчас изображают из себя птиц.  Мишель, как взрослая и серьёзная девочка знала, что волшебства не существует и ей все это снится, но просыпаться не хотелось. Тем временем  Уильямс вел детей к самому старому дому в Риге, в котором когда-то располагалась балетная школа мадам Шарлотт. Ах, какие замечательные представления показывали ученики на сцене! Новогодний «Щелкунчик»  был вне конкуренции. Но потом мадам ушла на пенсию, а вместе с ней на «покой» пошла и сама школа. В классах больше не звучала музыка, не  порхали по залу, подобно бабочкам балерины. Но многие вещи этого места сохранили воспоминание о  прошлом и могли рассказать много интересного о  балетной школе Шарлотт. В канун Нового года язык этих предметов становился понятен простому человеку, и Гедриус решил провести маленькую экскурсию для детей, отведя их к одному очень занимательному раритету. Они парили над узкими мощеными улочками Риги, удивляя редких прохожих данным феноменом. А как бы вы отреагировали, увидев, что над вашей головой в воздухе пролетели весьма странного вида старик в костюме прошлой эпохи и двое детей в пижамах?  И хотя крупные хлопья снега кружили в небе, Мишель и Эрик совсем не мерзли. Волшебник  позаботился и об этом. Он заранее наложил на ребят заклинание тепла. Уильямс не хотел, чтобы они простудились.  Наконец они прибыли на место.
***
На чердаке дома, где когда-то располагалась балетная школа, теперь был склад старых вещей. Балетные станки, картины, занавес, превратившийся в лохмотья и даже рояль! Среди всего этого стояло большое  надтреснутое зеркало в потертой, витой раме из  дерева.  К нему-то и вел детей Гедриус Уильямс.  Вдруг  зеркало засветилось и … кашлянуло?!  Мишель и Эрик никогда не видели, чтобы неживой предмет издавал такие звуки, и поэтому были немало удивлены. И только волшебник оставался спокоен. Он вежливо приподнял цилиндр, который носил на голове, в знак приветствия и сказал:
-Добрый вечер, уважаемый. Надеюсь, мы не слишком побеспокоили вас, придя в столь поздний час?
-Нет, ну что вы, я ждал вас, Гедриус,-  добродушно улыбнулось зеркало,- вы ведь каждый Новый год приводите ко мне маленьких посетителей.
-Право, я бы не стал отрывать вас от дел понапрасну,- смутился  волшебник, - но вы единственный, кто может рассказать молодому поколению столь прекрасную историю этого места.
- О-хо-хо, Гедриус, вы всегда умели уговаривать! Значит, дети жаждут услышать историю  школы мадам? Ну что же, я думаю, что смогу это устроить, - засмеялось зеркало.
Мишель и Эрик уселись перед ним поудобнее, и зеркало начало повествование.
***
Меня привезли в школу, когда та только открылась, и было это ровно 80 лет назад. Мадам тогда звали по-другому, для всех она была просто Эмили Шарлотт. Тогда директором школы был  Бенедикт де Жульен, мужчина пятидесяти лет, лидер по своей натуре, и до сумасшествия преданный своей профессии танцора, а позже педагога.  Бенедикт выращивал из робких детишек настоящих профессионалов балета, которые выступали на сценах лучших театров мира. Одной из этих детей и была Эмили. Когда я увидел эту девочку на вступительном экзамене, я был приятно поражен её способностями. Этот маленький рыжеволосый ангел обладал легкостью мотылька и грацией лебедя. Но не это было главное. Эмоции, неподдельные и несдерживаемые были видны во всем: в мимике, в движениях. Каждый день она приходила в класс, где я стоял всю жизнь и танцевала. Я был горд, что в нашей школе учатся такие бриллианты. Пускай еще не открытые, не ограненные, но бриллианты. Иногда я жалел, о том, что я не человек.  Ведь тогда я бы тоже мог быть танцором и учится вместе с малышкой Шарлотт или учить её тонкостям балета.  Но что-то я увлекся.   
Несколько лет спустя, под Новый год  в школе ставили  «Щелкунчика»  и Эмили досталась роль феи драже.    Да это была уже не маленькая девочка. Теперь Эмили была стройной зеленоглазой девушкой с прекрасными рыжими волосами. Я помнил все репетиции ребят, а потом они ушли в концертный зал,  а я остался в классе. Однако за два дня до представления меня перенесли за кулисы.  Я был просто счастлив! Теперь я мог наблюдать за артистами на сцене!  В день премьеры «Щелкунчика»  я смотрел на учеников школы и был очарован тем, как они танцевали. Неудивительно, что после этого шоу школа начала набирать популярность. Множество людей приводили своих детей к нам, чтобы те обучались искусству балета.
 Вскоре после ухода Бенедикта на пенсию Эмили стала директором балетной школы.  Она стала учить детей, а я наблюдал за тем, как мастерски девушка владеет своим делом. Шли годы, и малышка Эмили превратилась в мадам Шарлотт, а я становился все старше и старше. Моя рама становилась потертой, а  отражающая поверхность мутной.  Преподаватели школы хотели убрать меня в кладовую, но мадам забрала меня вместо этого к себе в кабинет. «Это зеркало сопровождало меня всю мою жизнь», - говорила она.  С энтузиазмом Шарлотт дела школы шли в гору, но… Один день изменил всё. Всего один день перевернул жизнь мадам Шарлотт с ног на голову.
 1 сентября 1902 года казалось обычным днем, ничем не отличавшимся от других. Эмили принимала вступительный экзамен у детей от 5 до 10 лет. Ученики один за другим исполняли па, которые, на мой взгляд, были несколько заурядны. Мадам начинала заметно скучать. И я её понимал. Прошлый выпуск танцевал гораздо лучше нынешнего. Но вот моё внимание привлекла хрупкая фигурка, вышедшая в центр зала. Тонкая, словно тростинка, девчушка, примерно 6 лет, робко смотрев на преподавателей,  ждала начала композиции. И тут грянула музыка. Нежная, светлая, похожая на весенний ручеек мелодия, очаровывала. Маленькая танцовщица начала порхать по залу, подобно бабочке. Её лицо преобразилось. Оно так и лучилось счастьем и неподдельной детской радостью. А улыбка… Так могли улыбаться только ангелы. Танец тростинки был великолепен. В  душе мадам вдруг что-то  переломилось. А в глазах женщины заблестели слезы. Я словно очнулся ото сна, и если бы я был человеком, я бы ахнул. Эта славная девчушка так напоминала Эмили в детстве! Те же эмоции, тот же несмелый, ангельский взор! Музыка оборвалась, а раскрасневшаяся девочка, поклонившись, убежала из зала. Экзамен был окончен.  Только потом я узнал, что тростинку звали  Миранда Чедвик. Она стала отрадой мадам, так как сама Эмили не имела семьи. Всю свою жизнь она посвятила работе. Но увы, счастье  Шарлотт было недолгим.
Через три года после того экзамена, родители Миранды забрали девочку из школы и увезли в другой город. Эмили начала чахнуть на глазах. За месяц она постарела буквально на 10 лет. Мне было тяжело смотреть на её страдания. Вскоре мадам покинула школу, объясняя это тем, что она слишком стара, для такой напряженной работы и имеет право на отдых. Но я понимал настоящую причину её ухода. Слишком многое в этой академии напоминало женщине о маленьком ангеле по имени Миранда. Тот зал, где она танцевала, та сцена, на которой ей не было равных, даже старый серый кот, живущий в раздевалке, которого так любила тростинка.
 Вскоре после ухода всеми любимой директрисы учреждение начало угасать. Меня все-таки убрали с глаз, а школу вскоре закрыли. Новый директор не обладал задатками управляющего, не был фанатиком своей профессии и не вкладывал в неё душу. Поэтому в закрытии школы не было ничего удивительного. Теперь я стою на чердаке вместе с другими вещами, но все, что я видел, осталось в моем сердце. Пусть и в зеркальном, но сердце.
***
Так окончило свой рассказ зеркало, а Мишель и Эрик запомнили эту историю на всю жизнь. И пусть на следующий день они думали, что и повествование зеркала, и волшебник, и полет над Ригой им приснился, но теперь у них была история, которую они будут рассказывать своим детям, а те своим детям. История о воспоминаниях старого зеркала.


Рецензии