Китайское христианство, мечта Конфуция

Китайская древняя цивилизация является как бы пределом  культурного и философского разнообразия и может быть сравнима только с Индией.
Христианство, достигнув Китая и заполнив его культурные формы, обретет свой апокалипсический предел, и мировая история будет подготовлена к благому завершению. Китай это для нас как бы конец мира.

Кажется задача невыполнима-тысячи лет автономного развития удалили Китай от нас пропасть культур почти непреодолима. Но придя в Китай слабым и чежеземным, православие должно опереться на достижения культуры Китая и среди них самым близким к христианству является конфуцианство, настоящая древняя традиция, которая может открыть нам и в самом христианстве новые стороны, как бы незамеченные предыдущими поколениями христиан в своем же учении. Подобно Сократу и Платону в Греции, мудрецы и поэты Китая создали гуманистическую благородную традицию, в которой неясным остается лишь место верховного божества.

 Необходимо бережное внимание к национальному стилю и традициям Китая, ибо христианство это не какое-либо нарушение правил, но истинное, по сути, их наилучшее исполнение. Потому что в правилах даже не важны сами правила, сколько результат - счастливое и спокойное существование в культурной полноте и разнообразии., которому правила только служат, не имея ценности сами по себе.

Конфуцианство утверждало великие, достойные христианства ценности. Оно указывало ритуал почитания предков, связывая с ним благополучие и урожайность в стране, создало метод и школу изучения наук и искусств, четко постулировало требования к чиновнику, правителю. Пути жизни человека, указанные Конфуцием из опыта сотен поколений древней страны праведны по своей сути.

А в христианских странах господствует мнение, что политика есть грязное дело и привести ее в порядок нельзя.

 Но ведь это просто неверие и безграмотность. Любое дело решаемо, не боги горшки обжигают. И то что христиане настолько и потеряли веру и праведность, что не хотят исправить государство по ясным правилам и примерам порождает хаос уже и во всем. Рыба гниет с головы. Грязная политика есть источник грязной жизни.
 
Поэтому христианство должно бережно и уважительно относится к древним китайским философам. Период, необходимый для дополнения дренекитайской высокой культуры христианской короной может занять тысячу лет. А лишение народа его культуры, даже с самыми благими целями может привести к культурному вакууму, а он к ситуации общего падения культуры. Люди, утратив свою древнюю культуру, обретая Христа, должны получать христианскую китайскую культуру. Которая Духом Святым присутствует незаметно в любой культуре и является лучшим конфуцианством.

Надо просто бережно и спокойно пересмотреть древний опыт и взять из него самое лучшее, человечное, нравственное, доброе – то что и есть, по сути, от Бога. И любой народ он своим хорошим воспитанием таинственно приготовляется к принятию Христа. А если нет хорошего воспитания, то и веры не будет. Хам Христа не примет и Христос не даст благодати своей и веры хаму любой национальности.

Кофуцианство вытекая из культа предков и развиваясь в систему классического образования является реальной корневой традицией и может стать опорой для китайской христианской церкви. Сплав двух учений, вселенского и местного даст великую полноту, способную завершить исторические поиски человечества.Сын неба откроет тайны и конфуцианский опыт поисков путей Неба укрепит в истине.

Поэтому английские миссионеры не правы, предлагая людям веру без культуры. Если у такой веры наступит малейший кризис, культура не удержит их поведение в рамках цивилизации. И китайский атеизм будет разрушать все к чему прикоснется.
То есть мы приходим к выявлению бескультурного теизма и атеизма. Оба явления есть поверхностные явления. Христиантво есть сложное культурное явление и сводить его к богизму есть уродство, следущей стадией которого легко становится прямой а-богизм или атеизм.

Да, мы просто не понимаем, что примитивность богизма как бы готовит человека к переходу в атеизм. Он в теизме утрачивает все душевные связи с церковью, остается один и признает Бога лишь разумом, как холодную идею, лишенную всякого огня и жизни. Один удар по вере такого человека и он становится тем, что в нем было – холодным ледяным атеистом. Но корень то его болезни там – в уродстве его теизма, подменившего истинную веру –разноцветный великий праздник жизни.

У московских миссионеров я увидел странное мнение, что проповедь невозможна в Китае, поскольку запрещена законом.
Но ведь если вам, к примеру, запрещают сроить лодку на чьей-то территории, вы же можете ее просто построить на своей земле и когда лодку разрешат иметь в Китае китайцам, просто подарите ее им.
То есть решение очень просто – создать на Русской территории Китайскую митрополию, Китайскую православную церковь и затем она просто переедет на родину после подъема железного занавеса. В конце концов китайцы могут ездить через границу в свой китайский храм с китайским языком.  Надо формировать ее из китайцев, уже обращенных на границе.

Проблема всех православных стран где сильно влияние упадочного греческого православия слабое миссионерство, слабое просвещение других народов соседей, а ведь Бог спросит как сказано у апостола вера от слышания, откуда слышание, если нет посланных? Просите Господина жатвы чтобы послал делателей на жатву.
огромная двухмиллиардная нация не может не волновать сердце Церкви. Китайцы и японцы имеют в себе некую детскость,которая вводит в царство небесное.

Нельзя слепо навязывать им каменную русскую и европейскую архитектуру, когда у них есть своя деревянная. О чем это я? А вот- у них там сейсмические толчки, землетрясения и поэтому можно просто обрушить церкви на людей. Но их традиция уже создала высотные сейсмоустойчивые пагоды, дворцы, храмы с удивительным мастерством. Осталось только нам взять это мудро и сплавить с христианским православным стилем, обучить китайских мастеров передавать Божию благодать.
И страна выйдет на новый уровень,не пережив ужасного периода борьбы с языческим искусством, приведшим Европу в темные века. 
А русская эмиграция в Китае тонула в национальном эгоизме, строила русские храмы и не видела вокруг древних традиций Китая. И когда пришли хунвэйбины, храм закрыл как русский, а так оно и было. А китайцы очень трепетны к своему, любят свое и менять его мудро не желают. И Бог не ломать приходит, а строить, в стиле той земли, куда привела дорога.

Приятно, что эти мысли подтвердил православный священник из Гонконга в своем интервью журналу "Фома". Емму там видна необходимось аввтономной китайской церкви.

2733925642


Рецензии