Ковыль

КОВЫЛЬ
Осень 1943 года. В чистом голубом небе кружат птицы, собираясь в стаи на отлет в теплые края на зимовку. Их разноголосье заглушалось паровозными гудками, ведущими маневрирование для последующего движения на Магнитку. Везут уголь  для бесперебойной работы металлургического комбината, плавящего танковую броню. Москва  в тяжелой обороне от  наступающего врага уже с Юго – Запада.  Лес в золотом убранстве и серебристая от ковыля холмистая степь завершали облик Карталинской осени. Мать Арина, обреченно вздохнув, подошла к 15- летнему сыну Петру и, нежно дотронувшись его плеча, сказала:
- Сынок, состояние отца ухудшилось. Он теперь ничего не может делать, мне нечем  кормить его и вас троих, только по две картошины. Можем отварить без соли  на обед, молока нет, яичный порошок закончился. Буренка остановилась в дойке. Петр, нахмурившись от услышанного, перевел взгляд на лежащего с закрытыми глазами отца. Лицо его было в седой щетине и с впалыми щеками, он редко дышал. Собрав себя, он сдержал слезы и ответил:
- Понял, мама, сейчас  что – либо придумаю.
Взгляд его  остановился на ружье – переломке 16 – го калибра, оставленного отцу  зятем, ушедшим на фронт. Я схожу на охоту с ружьем Николая, может мне повезет и я что-либо подстрелю  из дичи,- сказал Петр матери.
Услышав решение сына  добыть пищу таким  путем, отец Иван забеспокоился. Открыв глаза и повернув голову в их сторону, он тихо заговорил:
- Сынок, только будь осторожен с ружьем, не забывай, что спуск курка должен соответствовать нахождению мушки на одном уровне с прорезью на стволе и по центру  цели. Мешочки  с порохом и запальными пистонами лежат на печке за трубой. Патроны надо зарядить порохом и снарядить пистонами. Не забудь, сынок, что  в начале патрон снаряжается пистоном, а затем  порохом. Мешочек с порохом при этом должен лежать в стороне. Для установки пистонов используй мой сапожный молоточек.  Свинцовая дробь лежит в банке на печке за трубой, выбирай среднюю, мелкой дробью  зверя только напугаешь. И, еще. Пороха сыпь в патрон два наперстка, в качестве пыжа можешь использовать старую газету «Гудок» Дробь должна располагаться между частями пыжа и клади по больше сколько позволяет патрон. Ну , давай, сынок, помогай матери, может тебе и повезет, больше некому. Достав необходимые атрибуты для зарядки патронов, Петр приступил к делу. Найдя 12 отстрелянных гильз, он изнутри освободил их от старых сработанных пистонов и на их место  установил новые. Всыпав порох и дробь, он с натягом (сапожным молоточком) забил пыжи.  Готовые к  стрельбе патроны  он уложил в патронташ.  Одев шахтерскую робу (каску, водонепроницаемую куртку) и резиновые чуни с шерстяными носками и кинув в рюкзак две  сваренные и завернутые картошины и складной нож  ручного изготовления, он завершил подготовку к  выходу на охоту.   Бросив на ходу:
- Ну, я пошел мне пора, мама, вернусь вечером, за меня не беспокойтесь, все будет хорошо – он пошел к выходной двери землянки. Услышав разговор  сына с матерью,  отец Иван снова открыл глаза и, повернувшись в их сторону, прошептал:
- Сынок, дай мне на тебя посмотреть, на совсем юного охотника. И еще, последнее тебе. Держи порох (патронташ) сухим, так в нем больше силы. Иди в направлении к Арчалам холмами напрямую 7 км. Там много зайцев, лис и птицы. От Арчалов повернешь налево 3 км к озеру, заросшему густым камышом. Около этого озера обитает все местное зверьё, вода их мирит и они друг друга терпят и собираются в кучи. В озере водится большая щука, захвати с собой закидуху на рогатке, закинешь с живой насадкой на тройной крючок в месте, где поглубже и потише. Около озера находится просяное поле, хорошая находка для птицы, там ты не промахнешься. Ну, с богом, сынок. Бросив в мешок закидуху,
прогибаясь в двери землянки и выгибаясь в лазе в нее со двора, Петр  вышел на подворье. Заглянув в скотную стайку, он увидел Буренку и годовалую телку стоящими в сырости и навозе. Почистив стайку, он постелил сухой соломы и принес в закрома животных сена. Повесив  ружьё на правое плечо стволом вниз, Петр  пошагал в холмистую степь южного Приуралья, минуя скандальную весной речушку Карталы – Аят. Спугнув трех уток на выходе из поймы речки, Петр перевел ружье в положение «на руку» и продолжал идти холмами и пролесками в направлении  Арчалинского озера. Переломка была тяжела для юного охотника и потому он временами менял ее походное положение с «плеча» на «на руку». Пустынной, на первый взгляд, казалась поросшая ковылем  волнистая степь, однако, если всмотреться вдаль и синее небо с медленно плывущими белыми облаками, то можно почувствовать ее живое дыхание.  В издалека доносящихся криках птиц чаще можно было слышать сорочий, повествующий о какой – то звериной драме. Она начиналась в сосново-березовых колках,  растущих в ложбинах между холмами. Зверь выгонял зверя из леса, поросшего кустарником и можжевельником,  на степной простор, чтобы помериться силой и ловкостью самозащиты, а, при случае, утолить голод. Род ястребиных охотился на сусликов, мышей-полевок и кротов (что помельче), а род орлиных на зайцев, бурундуков и белок (что покрупнее), прислушиваясь к интонациям сорочьего крика. Не дремали волки и лисы. Они выслеживали  запах зайца и настойчиво его преследовали, понимая что вкусная еда не на один день  и совсем рядом.  О еде думал и Петр. Неделю назад он съел 50 г. (полпайки) черного хлеба, выменянного отцом за стакан махорки у немцев с Поволжья, работающих принудительно на шахтах угольного поселка Карталов. Две сваренных и очищенных картошины составляли его обед по приходу на Арчалинское озеро. Проходя кустарниками на выходе из колка, он услышал сорочий крик и последующее за ним его шевеление от чего – то живого. Всмотревшись под ноги, он увидел скачущего между  берез зайца. Подойдя к месту шевеления кустарника, он увидел нору и ухоженное место около нее с запасами зеленого корма и шишек.
- Называется, спугнул -, подумал Петр, продолжая движение по холмистой с серебряным отливом лесостепи к следующему колку. Оглядывая лесостепь и выбирая направление дальнейшего движения, он снова услышал сорочий крик в обеспокоенном тоне, подумал:
- А ведь это кому – то сигнал опасности, но не мне, конечно, звери инстинктивно чувствуют от какого собрата надо убегать, а какого догонять. Обстоятельства не заставили  долго ждать. Адресатом сорочьего  сигнала об опасности была рыжая лиса с пушистым с белом отливом хвостом. Она пенечком стояла в серебристом ковыле и вызывающе  смотрела в его сторону, как бы, говоря « чапаевскую фразу «Врешь! Не возьмешь!». Петр  мгновенно присел на колено и прицелился в лису, учитывая рекомендации отца. Однако волнение преодолеть не удалось, мушка гуляла в прорези, раздался выстрел – промах. Дробь пошла верхом над головой лисы. Лиса, посмотрев еще раз  в его сторону, как бы говоря  «вот так-то», поджала хвост и прыжками замахала в степную даль.  Перезарядив  переломку  и поставив курок на предохранитель, Петр  зашагал  к очередному  мелкому полесью из березняка и сосны. Там наблюдалась воздушная карусель погони ястребиных (тетеревятников, перепелятников и степных луней)   за наземной мелкотой.  Лишь одинокий орел могильник парил на 100 метрах,  выслеживая более крупную добычу, распластав могучие
крылья и вертя головой. Не решаясь стрелять в ястребиную мелкоту, Петр  решил пугнуть орла могильника. Выбрав момент, когда могильник круто пошел  вниз, он присел на колено и взял его на прицел. Черные крылья закрыли прорезь мушки, раздался выстрел и орел, беспорядочно махая крыльями, продолжал падать в  густой березняк колка. Возможно, что дробь достала его крыльев и повредила их, сделав его падение неизбежным. Воодушевившись успехом, Петр,  перезарядив переломку и взяв ее «на плечо»  стволом вверх, продолжал движение в направлении, показавшейся на горизонте, станции Арчалы, беря левее к Арчалинскому озеру (большая вода) , минуя на проходе лесостепные колки. Проходя низиной, он заметил, что ландшафт местности изменился. Появились заболоченные участки, на островках которых растут мелко березы  и сосняк, и небольшие озерца (малая вода),  пригодные для обитания водоплавающей мелкой и крупной птицы. Уютное точечное место для гнездования орнитологической фауны края, а также для ночлега перелетных и залетных ее видов было, определенно, найдено и подлежало обследованию на предмет охотничьей цели. Шагая по мокрому с хлюпаньем   чунь, одетых на босую. ногу для сбережения  сухости носков на обратный путь, он размышлял,  что  идти нужно тихо, внимательно всматриваясь в гладь озерцов и стремясь увидеть птицу первым на плаву, добывающей себе корм.  Только отвлечение птицы на своё пропитание может позволить приблизиться  к ней на ружейный выстрел 50-70 метров. Важным фактором успеха была точность стрельбы,  которая могла быть получена путем прицеливания с жесткого упора. Нельзя двигаться, когда птица на тебя  смотрит. Замри! Дай ей успокоится и продолжить  процесс добычи пропитания. Увидев ваше движение, птица расценит это как опасность  и инстинктивно подымется в воздух. Все это, Петр, слышал от отца и Николая, а мастерство не приходило. Особенно он мазал  при стрельбе влет, не умел незаметно  и быстро прицеливаться, не демонстрируя лишних движений.  С этими мыслями, держа их на контроле, Петр  тихо пробирался в зарослях заболотья, пытаясь выйти не замеченным к очередному озерцу  с плавающей птицей. И, вот, наконец, такой выход состоялся. Пригибаясь к низкорастущим зарослям, он увидел голубую гладь озерца. На его поверхности плавали несколько уток (кряква) и пара журавлей или гусей. Они, уткнув носы в воду, настойчиво искали корм, не глядя в его сторону.  Принципиально не решаясь стрелять в пару больших птиц, он все внимание  сосредоточил на стайке (4-5 шт.)  кряквы, подвижнее работавшей головами,   хвостами и лапами без внешнего присмотра. Пара больших птиц опускала головы в воду поочередно, держа под контролем безопасность среды обитания. Возможно, что кряква наделась на обеспечение безопасности их труда по добыче пропитания на старшего брата. Найдя сухую болотную кочку, Петр   положил на нее ладонь с прикладом переломки  и  лежа на существенно сыром месте, взял под прицел стайку кряквы. Когда она образовала круг,  среднее ребро по центру прорези и есть момент спуска курка. Раздался выстрел. Извечно, самый волнительный вопрос любому охотнику:
- А, осталось ли то,  что не должно было  улететь. Успешным ли был выстрел?
В успешном выстреле он не сомневался, так как  видел утиные перья,  разлетающиеся в разные стороны. Вырезав трехметровую хворостину из тонкой березы, он достал свой первый значимый трофей – две, еще теплые, кряквы. Уложив его в самодельный рюкзак, возвращаться с первой охоты уже было с чем. Об озерах и реках. Природа, используя Закон земного тяготения, собирает  грунтовые воды в округе и выводит их на поверхность, образуя озера  и реки. Река – это перетекание воды из одного озера в другое. Реки могут начинаться и с «голубого  ручейка», но оконечным чаще будет   не большое озеро. В кругообороте воды  природа  удерживает водный баланс «Убыло – Прибыло», собирая и распределяя воду для жизнеобеспечения флоры и фауны
            Подойдя к озеру, он остановился у места, где районные животноводы поят скот. Оно доступно к входу и выходу и имеет песчаное дно. Размеры озера  составляют 1,5х0,5 км, а  его форма  вытянута  в Северо-Западном направлении.  Озеро поросло камышом, в отдельных местах на мелководье - насквозь. Его глубоководная часть располагалась в северной половине и имела наибольший бескамышевый участок (плесо), подход к которому с  берега был закрыт  густыми зарослями камыша. Несколько поменьше в площадных размерах глубоководные участки были разбросаны по всему озеру. На мелководье озеро зимой вымерзало, образуя впалые блюда. Для зимней пойки скота на одном из глубоководных плес сделан специальный подход скота к пробиваемому до воды льду , чаще вода наливалась вручную в деревянные корыта для «общественного» потребления «. Об охотниках – убийцах  живого.  Поскольку в борьбе за выживание  видов животных участвует человек, вооруженный интеллектом,  несколько строк о нем и его влиянии на  их сохранение. Владея интеллектом, человек способен истребить определенный вид животных или поддержать и расширить его существование, не давая возможности уничтожения одного вида другим. Интеллект выступает в качестве обратной связи (ОС) в решении глобальной оптимальной задач сохранения популяции видов. Действия егерей по запрету отстрела и запрещения подкормки видов есть положительная ОС. И, наоборот, введение отстрела вида и ликвидация его подкормки есть отрицательная ОС.
       Величающей трагедией фауны и флоры являются безвозвратное исчезновение вида. Поэтому виды, находящиеся на гребне исчезновения, заносятся в Красную книгу и обеспечиваются максимальной положительной ОС по практическим мерам сохранения вида. Человек защищает Природу.  Обладая феноменом осознанного «Я» человек на общих основаниях вступил в борьбу за свое  выживание, используя более эффективные средства: Сознание, Мышление, Память, Речь, Счет и Письмо в сравнении с инстинктивными формами борьбы, где орудием  являются собственные органы вида (зубы, когти, лапы). Уровень осознанного «Я» для каждого  свой и называется интеллектом. Интеллект человека может быть измерен. Интеллект может быть численно равным некоторой средней  энтропии головного мозга в режиме мышления (психической деятельности) при решении типовой средней задачи. При этом предполагается наличие и связь биотоков и потенциалов определяющих узлов  головного мозга с энтропией.
          Используя конъюнктивную, дизъюнктивную, мажиритарную, да – нет, отрицание и последовательно – выборочную  логику комбинаторного анализа по оценке состояния событий, их взаимосвязь и ожидаемых последствий, обеспечивается работ интеллекта, в результате чего определяются значения  параметров ОС по качеству, количеству и логике сохранения вида.  Применяя интеллект высшей пробы человек, обеспечил себе абсолютную власть над Природой. Он стал самым сильным зверем на Земле с гибким логическим мышлением. Но реализация  себя в этой роли оказалась ему не под силу  из-за недопустимого нарушения стабильности развития во временных периодах  (неразрывности могучего потока жизни), требующего подключения положительной ОС для сохранения видов фауны и флоры, не мешая  нарождающемуся новому.
            Убедившись, что озеро хорошо обитаемо, Петр подошел к его глубоководной части, заросшей от берега густым высоким камышом. Вниз к воде вела извилистая тропа. Спустившись к воде, Петр увидел надводное сооружение из железнодорожных шпал, отслуживших срок службы. Сооружение оказалось плотом, сколоченным скобами в единое целое с возвышенной частью, представляющей П-образную конструкцию, в которой лежали 3-метровый шест и штыковая лопата с обломленной на половину ручкой. Возвышенная часть плота исполняла функцию управляющего мостика и была местом для снаряжения его «капитана».
- Есть все условия хорошо забросить закидуху на щуку,- подумал Петр, ложа снаряжение на мостик.
Встав на плот, он почувствовал кренение и последующее его исправление, свидетельствующее о том, что плот держит груз. Оттолкнувшись шестом, Петр направил его движение к центру самого большого плеса, считая его самым  глубоким, судя по шесту. Выгреб на середину плеса, он снарядил закидуху, использовав в качестве насадки голову подстреленной утки. Установив берестовый поплавок на  полтора метра, Петр опустил закидуху в воду, высвобождая лесу от рогатки для возможности удаления плота от места погружения насадки. Обстоятельства не заставили долго ждать. Нажива была заглочена еще до момента причаливания плота к берегу. Еле успев схватить в руки рогатку с лесой, он почувствовал могучее сопротивление пресноводной акулы вытаскиванию лесы. Надеждой успеха теперь была прочность лесы. Медленными короткими сажками Петр тянул лесу из воды. И, вот показалась из воды сама Царица речная и не по щучьему хотению, а по моему велению. Выбросив щуку из воды весом, близким к двум кг., Петр освободил крючок и уложил трофей в рюкзак. Насадив на тройной крючок голову второй утки, Петр повторил заброс закидухи на то же место. И, снова, обстоятельства  не заставили долго ждать. Вторая щука такого же калибра заглотила приманку без интервала ожидания.
         Уложив рюкзак и проглотив две картошины и, запив их родниковой водой, Петр пошагал к последнему объекту охоты – просяному полю, в 2-х км. от Арчалинского озера. Подойдя к просяному полю, он увидел, что оно убрано, снопы проса уложены в копны на скошенной ниве, по ниве шастает всякая птица, включая хищную. Особенно многочисленными были стаи голубей, копающих корм в просяных копнах. Сделать выборочный прицельный выстрел было сложным делом. Поэтому Петр  решил сделать два выстрела влет по стаям голубей.
Точкой прицеливания будет плотная часть стаи. Сделав  два таких выстрела, трофеем которых стали четыре голубя, Петр завершил охотничий день, собрав рюкзак и одев сухие носки, он  пошагал в обратный путь - домой      
           Возвратясь по - темному,  Петр зашел в землянку, снял шахтерскую робу и открыл самодельный
рюкзак с  охотничьими трофеями.
    -Вы смотрите, а я выйду в стайку к животным, уберусь, постелю соломы, принесу сена,-сказал Петр матери  и лежащему в постели отцу, открывая выход из землянки. Выложив из  рюкзака трофеи сына на первой охоте,
Мать Арина была безумно рада. Она  понимала, что отца уже можно поддержать с питанием. Только из голубятины можно сварить две кастрюли супа, не уступающему по качеству куриному. Одну из щук в жареном виде можно обменять на хлеб  у немцев с Поволжья и мы продержимся до получения очередных продовольственных карточек. Возможно  подбросят заморского яичного порошка – военного деликатеса.
Сынок, какой ты молодец,- сказала мать вошедшему в землянку сыну,- у нас появлюсь возможность накормить отца посытнее, он тогда лучше себя чувствует. Отец Иван, услышав разговор о себе, открыл глаза и, повернув голову, тихо заговорил:
     - Молодец, сынок, с задачей справился, для первой охоты это не плохо, учись стрелять из всего, пригодиться ведь ты наш защитник. Хочу тебя спросить, что пишет о положении на фронте газета »Гудок»?
      _ Отступают у Волги, сейчас идет битва за Сталинград, тяжело нашим,- ответил не громко Петр.  Напиши Николаю на фронт о том, что хватит отступать,  за Волгу пускать немцев нельзя, стоять насмерть! Напиши сейчас же!- добавив  громкости и поднявшись на локти внятно сказал отец.
  - Да,  обязательно напишу, батя,- успокоил отца Петр
         Мать засуетилась у плиты,  разогревая пожаренную ранее на маргарине картошку для уставшего и проголодавшегося на охоте сына и вынужденно пропустившему очередное вечернее занятие по программе 10-го класса средней школы, проводимых в целях более полной подготовки призывников к вступлению в ряды Красной Армии.
                А. Яковлев


 
               







_____


Рецензии