Из дневника 14-23 августа 2015, пт-вс

Слова обретают смысл в предложениях. Если перейти на следующий уровень, отдельные мысли получают смысл в цепочках рассуждений. Важно не только то, что человек думает по одному конкретному поводу, но и в какой смысловой фон и контекст он встраивает эту конкретную идею.

===

Как говорит Эстер Оффенгенден, самое страшное, что можно сделать с человеком - это перестать с ним говорить (что такое "самая большая роскошь" - все давно знают). Я подумал в эту сторону дальше: другая страшная вещь, которую можно сделать с Homo loquens - это запретить ему писать. Что характерно, запрет этот исходит обычно от тех, кто не читает.

===

Маараль выводит из мишны в Пиркей-Авот "Всегда постарайся быть хвостом у львов, но не головой у шакалов" идею о том, что надо сначала обдумывать, потом говорить. Когда царственный лев хочет достать свой хвост, он махает хвостом в сторону головы. Когда шакал (или собака) хочет достать хвост, он гонится головой за хвостом, крутится и крутится. Есть люди, которые, как лев, - взвесил и сказал. Как отрезал. Есть, как шакал: говорит, запутывается, поправляет себя, гонится мыслью за языком. Из урока Эстер Оффенгенден

===

Анатолий Воробей цитирует дневниковую запись Федора Абрамова. Это советский писатель из "деревенских", в 1969-м году внес длинную запись в дневнике о своих колебаниях: написать или не написать письмо в поддержку Солженицына, которого исключают из Союза Писателей. А закончил так: "Перечитал, что записал, и взвыл от ужаса: во что же мы превратились? Поймут ли нормальные люди, из-за чего мы дрожали от страха?"   Вот и я думаю теперь тоже: поймут ли нормальные люди через пятьдесят лет, из-за чего мы дрожим от страха сегодня? Нормальные люди, скорее всего, поймут, на то они и нормальные (свою нормальность, кстати, можно проверять по способности понимать чужие страхи и слабости). Сложнее будет понять, как у некоторых получалось не бояться.

===

Интересно, что первая часть разговора Иисуса с законником (Лук.10,25-37) начинается и завершается примерно одинаково: начинается с вопроса о делании и завершается ответом про поступки. А посередине речь - о любви. Простой вывод: любовь - это делание, любовь - это поступок, любовь - это глагол. Причем такое делание и такой поступок, которые важны для того, чтобы нам наследовать жизнь вечную. Другими словами, любовь - это глагол вечной жизни.

===

В книжке Гордона Фи и Дугласа Стюарта прочитал новое для себя объяснение притчи о милосердном самарянине (Лук.10). Всегда считал, что фарисей (как и священник с левитом) прошел бы мимо пострадавшего от разбойников, и в этом и есть соль притчи: мол ты, фарисей, бери пример с самарянина и не проходи мимо незнакомца в беде. Фи и Стюарт пишут, что 1) фарисеи были обособлены от священства, т.е. не отождествляли себя с ними, т.е. в священнике и левите фарисей никак себя увидеть не мог; 2) что особенно важно: раздача милости бедным была для фарисеев большим делом, они активно этим занимались. Т.е., слушая притчу, фарисей ожидал, что третьим Иисус упомянет фарисея, и уж фарисей-то мимо человека в беде не пройдет. Но тут Иисус говорит о самарянине! Фарисеи презирали самарян. В конце разговора фарисей, подошедший к Иисусу, даже не может заставить себя выговорить слово "самарянин". В этом эффект притчи. Фарисей согласен был любить ближнего, но в пределах очерченных им для себя рамок, т.е. не всякого ближнего. Например, самаряне в эти рамки не входили, и фарисеи их ни во что не ставили. В частности, его глубоко задело и покоробило то, что Иисус в притче приписал добрые качества самарянину, фарисеи отказывались признавать за ними что-то доброе. Ближним фарисею надо было признать не только ограбленного и избитого разбойниками, но и случайного самарянина. Для меня теперь один из уроков этой притчи (не основной, но важный): не составлять ни о ком заранее отрицательного мнения, от которого потом тяжело отказаться, не хранить в сердце предубеждений, а быть готовым легко и с удовольствием приписывать ближним хорошие качества.

===

Ревность Илия не прошла проверки, Бог велел ему помазать на служение Елисея. М.б., в его ревности была примесь личного негодования на братьев-евреев.

===

Хотел ли раб в Мф.24:45-51 возвращения господина? Нет. Важный вопрос: хочу ли я в глубине души, чтобы вернулся Иисус? “Не скоро придет господин”. Казалось, что господин придет не скоро, п.ч. не хотел встречи с ним. Нежелательные события мы отодвигаем в уме своем на задний край. Оттого они кажутся нам далекими, нескорыми. Иаков хотел пожениться на Рахили, потому 7 лет пролетели для него быстро. И еще: правильное ожидание Христа связано с правильным отношением с ближними. Раб этот обижал других рабов и в этом выразилось его неправильное ожидание.

===

Что за чудо этот Толстой: "И лицо, с внимательными глазами, с трудом, с усилием, как отворяется заржавелая дверь, — улыбнулось, и из этой растворенной двери вдруг пахнуло и обдало Пьера тем давно забытым счастием, о котором, в особенности теперь, он не думал. Пахнуло, охватило и поглотило его всего".


Рецензии