Горький пьяница, его сын и черт

Жил-был в одной деревне горький пьяница. В какой деревне, вы спросите? Да вы и сами знаете в какой.... Мужик-то уже старый был, но любого молодого перепить мог. Опыт! Не зря же англичане говорят: «Практика делает из человека мастера!» Так что этот старик был первым пьяницей на деревне. И пил-то ведь не с горя, а с радости: жизни радовался! Бывало так напьётся, что из кабака вылезет на четвереньках и в первую же лужу и свалится, и дрыхнет в ней всю ночь до утра, и хоть бы что! Крепок был мужик-то! Сам чёрт его не брал!
Как-то раз, мужик напился до чёртиков, вышел из кабака и побрёл чёрти куда, дороги не ведая. Добрёл мужик до реки и искупаться решил. Ну и искупался...., и утонул, конечно.... Вот такие дела.
Остался у старика сын Фёдор. Парню уже восемнадцать годков было, да только он не пил, здоровье берёг, и на это ему ума хватало. Прождал Фёдор отца три дня и три ночи, - обычно отец дольше не пропадал, когда пил, - да только в тот раз старик не объявился. Пошел Фёдор отца разыскивать. Кто-то из деревенских сказал ему, что видел его отца, дня три назад, как тот к реке ковылял. Побежал Фёдор на реку. Глядь, отцовский сапог на берегу лежит, а след от другого сапога к реке ведёт. Понял тут Фёдор, что утонул его папаша спьяну-то. Сидит он на берегу, грустит, слезу проливает. Вдруг из воды чёрт показался и говорит:
«Чего, Федя, грустить да плачешь? Может я чем помогу?»
«Да как не плакать. Отец пропал. Утонул видать по пьянке-то. Вот только один сапог от него и остался...» - отвечает Фёдор.
«Хе-хе-хе-хе.... - засмеялся чёрт. - Жив твой батюшка. Он как тонуть-то стал, так я его схватил, да к себе в хозяйство и уволок. Тепереча он у меня волом стал и работает, как вол!»
«Верни мне отца!» - крикнул Фёдор.
«А ежели не верну, то что? Хи-хи-хи...» - спрашивает чёрт.
«А ежели не вернешь, то я тебе рога пообломаю!» - крикнул Фёдор.
«Хи-хи-хи-ха-ха-ха... Ишь грозный какой! Испужал! Куды тебе со мной тягаться, Федя! А вот на спор я согласен» - черт говорит.
«На какой ещё спор?» -Фёдор спрашивает.
«Предлагаю тебе, Федя, сыграть со мной в подкидного дурачка. Ежели выиграешь, то верну тебе твого отца, а ежели проиграешь, то я тебя в лошадь превращу и будешь на меня работать, пока не помрешь! Согласен?»
Почесал Фёдор затылок, призадумался. В подкидного дурачка он мастак был играть, особливо в переводного. В деревне всех мужиков и баб в дураках оставлял. Так почему бы и не попытать счастья? Так что, согласился Фёдор на этот спор.
«Ну так полезай, Федя, скорей в реку-то! Я тебя в свой дом отведу!» - черт говорит.
«Нашел дурака в реку лезть! Ты мне дай свой адресок, я завтра и приду со своей колодой карт. Твои-то, небось, все крапленые?!» отвечает Фёдор.
Чёрт повертелся, покрутился и дал Фёдору свой адресок, и за сим они распрощались до завтрева.
На следующий день взял Фёдор свою любимую колоду карт и отправился к чёрту. Долго он разыскивал его дом в глухом лесу, и наконец нашел его пещеру на краю большого болота. А чёрт его уже ждёт, от нетерпения ладошки потирает. Сели они играть. Договорились на три партии. Первую Фёдор выиграл. Вторую чёрт взял, не без плутовства. Тут Фёдор предложил чёрту третью партию в переводного дурака сыграть. Чёрт-то не понял, что значит «переводной дурак», да не захотел сам дураком выглядеть в глазах Фёдора, ну и согласился. Ну Фёдор быстренько черта в дураках и оставил. Чертыхался чёрт, чертыхался от злости, да только делать нечего: проиграл — расплачивайся! Даже у чертей, карточный долг — святое дело!
Привёл чёрт вола и отдал его Фёдору. А парень не промах был и говорит: «А как я буду знать, что это мой отец, и что ты не обманул меня? Мы ведь договорились, что ежели я выиграю в карты, то ты мне моего отца вернешь, а не вола! Так что, чёрт, возвращай мне мово батюшку!»
Покряхтел чёрт, повертелся и за другим волом пошел. Привёл он тощего, изможденного работой вола, произнёс заклинание, и вол в отца Фёдора превратился. Схватил Фёдор отца за руку и домой с ним поспешил. А по дороге, отец его стал расспрашивать:
«Ты, сынок, скажи мне, что со мной случилось-то? Как я у чёрта оказался?  Ведь я с того момента, как из кабака вышел, ничего не помню. Ну  ничегошеньки!»
Рассказал отцу Фёдор, как тот в реке спьяну утонул и к чёрту попал, и как чёрт спор предложил и проиграл. Услыхал эту историю мужик и шибко удивился: «Неужто я спьяну утонул и к чёрту попал? А чёрт меня в вола превратил? И я на чёрта работал?»
С тех пор мужик запил ещё шибче. Тепереча уже не с радости, а с горя.....

24.08.2015


Рецензии