бабушка Галя

Моя родная бабушка (по материнской линии) Яковлева (Анисимова) Галина Васильевна, родилась 06.05.1936 г., умерла в марте 1989 г. Она была старшим ребёнком в семье мой прабабушки Екатерины Илларионовны, единственная из трёх детей, рождённая от любимого мужа Василия, который в последствии не вернётся с войны (?).

Мне шёл 5-ый год, когда она умерла, и я помню тот день, как сейчас. Это было после обеда, мы ложились на тихий час, я уже легла и ждала бабушку, которая протирала пыль на шкафу, как раз напротив кровати, где я лежала. Она вышла сполоснуть тряпку и вымыть руки, и больше в комнату не вошла. Я только услышала, как закричала прабабушка: "Галя, доченька!"... бабушка Галя упала без сознания в коридорчике между прихожей и кухней, у своей матери на глазах (прабабушка разговаривала по телефону, который стоял на полочке, как раз напротив этого злосчастного коридорчика). Мгновенная смерть. Я не знаю, что это было, инсульт ли, сердце ли... думаю, что это был тромб, так как за несколько недель до этого бабушку ударил по голове мой отчим, у неё на виске образовалась страшная гематома, разлившаяся на пол лица, сотрясение мозга. Не вызывали ни врача, ни милицию. Предполагаю, она не хотела "стучать" на отчима, из-за моей матери... у матери ведь была с ним любовь и мой 2-х годовалый братик.

Я так и лежала, онемев, в своей кроватке, когда бабушкин брат Виктор, внёс её в смежную комнату, уложил на кровать, поднёс зеркало к губам, дыхания не было... он провёл все реанимационные меры, положенные в этих случаях - ничего. Приехала скорая. И тут хоть кто-то вспомнил про меня: врач скорой, мужчина, сказал: "Может внучка попрощается с ней?", кто-то сказал, что не надо. А я и не знаю, смогла бы я шевельнуться, меня как парализовало, ни слёз, ни звука я из себя выдавить не могла, так и повисло это моё ожидание, что она сейчас придёт и ляжет со мной рядом, тёплая, обнимет, расскажет сказку, такое чувство, что я до сих пор этого жду, как-то спиной чувствую, позвоночником.

Вызвали с работы маму. Она всё время плакала. К слову сказать, потеря собственной матери далась ей очень тяжело, по-моему, тогда она и запила по-настоящему. В тот день мы ночевали в доме моего отчима, где, на сколько я могу помнить, и жила моя мама с братиком. Фактически, до того злополучного марта 89 года меня воспитывала бабушка Галя, и это лучшее, что со мной могло случиться в этой семье.

Бабушка Галя была и остаётся моим ангелом-хранителем, я это знаю точно. Забавное подтверждение тому: мне как-то сделали какой-то фен-шуйский анализ моей жизни по дате рождения (не знаю, как это правильно называется), и 89 год там значился годом обретения ангела-хранителя. Да я в этом и не сомневалась никогда.
Я знаю, что она помогала мне в родах, я её очень хорошо чувствовала, и для меня не стало неожиданностью, когда, уже после родов, ко мне подошла акушерка, посмотреть моё состояние, а её спросила: "Как вас зовут?", "С утра была Галина Васильевна" - отшутилась она.

У меня вообще первое время было стойкой ощущение, что я родила свою бабушку. Уже потом, когда Рита становилась всё больше похожей на своего отца, это сгладилось. А ещё позже глазами Риты на меня стали смотреть все прошлые поколения наших с Алёшей семей, но это другая история, сейчас не об этом.

Я мало помню конкретных фактов и событий, связанных с бабушкой Галей, не знаю, кем она работала. Летом она старалась устроится в какой-нибудь пионерский лагерь или летний детский сад, подсобным рабочим, чтобы вывезти меня за город, так мы провели не одно лето в Рощино. Мы как-то всё время были вместе, она меня очень любила, очень, и это меня в жизни спасло.


Рецензии