Кроманьонцы нордического типа

По данным Википегии: Днепро-донецкая культурная общность восточноевропейская субнеолитическая археологическая культура V—III тыс. до н. э. (7000 - 5000 лет назад) переходная к земледелию. Название предложено В. Н. Даниленко в 1956 году и позже принято Д. Я. Телегиным и другими археологами

Основное занятие носителей культуры — охота и рыболовство. Хотя на стоянках встречаются кости собак, свиней и крупного рогатого скота, кости диких животных преобладают. Поселения состояли из землянок. Погребения в виде ингумации, чаще не в индивидуальных, а в братских могилах, которые использовались многократно. Останки посыпали охрой.

Днепро-донецкая  керамика  сходна с посудой западных субнеолитических культур: Эртебёлле, Свифтербантской и культур французского субнеолита – и отличается от кухонной утвари культуры линейно-ленточной керамики, распространившейся в ту эпоху по центральной Европе с Балканским неолитом.

Сходна с соседними культурами, населявшими бассейны  Волги, в частности, с Самарской культурой (в среднем Поволжье).

Менее сходна с соседними культурами, населявшими бассейны Днепра (Трипольская культура).

Известный специалист в области первобытной археологии Восточной Европы Д. Я. Телегин считал, что источником культуры был мезолит юга Белоруссии, то есть достаточно вероятна связь с предшествующей Буго-Днестровской культурой. Культура занимала ареал от Вислы до Днепра, но сторонники курганной гипотезы, распространяя его и на родственные культуры, доводят до Волги и Урала  и считают, что носители этого культурного комплекса говорили на праиндоевропейском языке (прарусский0. Днепро-донецкая культура была изначальным очагом для культуры ямочно-гребенчатой керамики, которая распространилась на север, двигаясь через Валдай на территорию Финляндии.

Днепро-донецкая культура эволюционировала в среднестоговскую культуру. Представители днепро-донецкой культуры имели кроманьонский антропологический тип.

Пришли в упадок донецкая и кукрекская культуры, однако возникли новые культуры (тубинская и киево-черкасская), которые вместе с волынской (керамический этап яниславицкой культуры) создали обновленную днепро-донецкую культурно-историческую область. Общим компонентом материальной культуры на территории всей области стала остродонная керамика с примесью травы с гребенчатой и линейно-накольчатой орнаментацией.

Непосредственными предками днепро-донецких племён были носители днепроприпятской и донецкой культур, которые проживали в Волыни, Полесье, и в лесостепной зоне междуречья Днепра и Сиверского Донца. В раннем неолите они активно продвигались в степное Поднепровье, ассимилируя местное население. Именно в этой зоне Украины, особенно в Надпорожье и Приазовье, исследовано большинство неолитических больших коллективных некрополей: Мариупольский, Вильнянский, Вовнизький, Никопольский, Ясинуватский, Лисогирский и др. Кроме того, они известны в южной части Средней Надднепрянщины (Бузьки, Олександриивский, Осипивка, Засуха и тому подобное) и на севере Крыма (Долинка). Упомянутые памятники, которые извлечены из могильников мариупольского типа, были оставлены людьми трёх родственных культур днепро-донецкой общности – надпорожской, киево-черкасской и донецкой. Во время раскопок этих уникальных памятников обнаружено свыше тысячи скелетов, для которых характерно прямое положение на спине.

На водоразделе между Танаисом (р. Дон) и Борисфеном (р Днепр), в долинах необыкновенно красивой возвышенности, зародилась и стала быстро развиваться древняя индоевропейская культура - Днепро-донецкая. Её создатели отличались могучим ростом и силой [средний рост 189 см.]. Эти исполины занимались охотой и рыбной ловлей и наряду с этим изготовляли керамическую посуду, выращивали культурные растения и выпасали крупный и мелкий рогатый скот. Кроманьонцы «нордического» типа

В неолите представителями этого кроманьонского типа на Востоке Украины были носители днепро-донецкой культуры. Они близки с представителями мезолита Северной Европы (Эртебёлле)..

Позднее произошёл акт вторжения финно-угров (их же потомков, ранее переселившихся на север и восток) восточного происхождения на территории заселённые европеоидами. Днепро-донецкую культуру сложили европеоиды, после чего к ним примешались финно-угорские племена (метисная раса европеоидов - угров и монголоидов).

Исследователи считают, что появление первой керамики в Финляндии связано с культурным импульсом, идущим от ранненеолитических культур, находящихся в области Днепра (Днепро-донецкая и другие), через Валдай и Карельский перешеек, а также южную Карелию. Пришедшие европеоиды, в основном угры, брали жён из местных монголоидных племён, так появились финно- угры.
Днепро-Донецкая культура включена в восточно-финскую группу керамики (КУЛЬТУРА СПЕРРИНГС. 4 200 – 3 300 гг. до н. э. Карелия, Финляндия, протофинны), которая характеризуется как гребенчатая. Узор на сосудах напоминал следы оставляемые зубцами гребенки, поэтому и получил такое название.

Финно-Угорская ветвь обособилась от уральской языковой семьи 4 – 3 тыс. до н. э. (КУЛЬТУРА ЯМОЧНО-ГРЕБЕНЧАТОЙ КЕРАМИКИ. 4 200 - 2 000 до н. э. протофинны. лапландцы. уральцы). Прафинно-угорский язык существовал приблизительно до 2100 г. до н. э., будучи распространённым на территории Урала и Западного Приуралья и, возможно, в некоторых соседних районах (гипотезы о центрально - азиатской, волгоокской и прибалтийской прародинах финно-угров опровергаются современными данными).

В 4 – 3-м тыс. до н. э. расселение финно-пермцев в западном направлении (вплоть до Балтийского моря) сопровождалось постепенным обособлением прибалтийско-финских, мордовских, марийских и пермских языков, образовавших самостоятельные группы. Образовались группы, говорившие на праруском языке племена мурома, русь, голядь и многие другие, Яркий представитель, гигант Илья Муромец, достойный потомок гигантов Днепро-донецкой культуры.

Создателями петроглифов в Карелии были представители культуры ямочно-гребенчатой керамики.

С культурой ямочно-гребенчатой керамики распространился антропологический тип, несущий в себе черты «смягченной монголоидности».
В антропологической литературе он получил название лапоноидного. С точки зрения антропологов, «есть все основания считать, что происхождение антропологических черт носителей культур ямочно-гребенчатой керамики связано с восточными территориями России». В частности, мужской и женский черепа из погребений, принадлежащие к ямочно-гребенчатой культуре и датируемые кон. 4-го – нач. 3-го тыс. до н. э. имеют выраженный монголоидный облик – «строение мозгового отдела черепа, горизонтальная профилировка лица и морфологические особенности носа у двух сахтышских черепов, несомненно, подтверждают их принадлежность монголоидной расе. Ближайшие аналоги этих находок, как показал факторный анализ, выявляются в Восточной Сибири».

В западной части финно-угорского мира значительная роль в этногенетических процессах принадлежала племенам культуры ямочно-гребенчатой керамики. Население данной культуры считает древнейшей основой финноязычных народов - протофиннами. Поселения этой культуры всегда сопровождаются захоронениями представителей уральской расы, в фенотипе которой обнаруживают монголоидные элементы.

На среднем этапе происходит расселение носителей культуры на север, юг и восток. Путь на запад преграждали хорошо укреплённые поселения, городки-крепости трипольцев.

На одной территории долго сосуществовали носители двух неродственных культурных традиций: позднекроманьонских носителей днепро-донецкой культуры  и потомков первых местных скотоводов – носителей среднестоговской и нижнемихайловской (3 000 - 2 600 лет до н.э.) культур. Причём такое сосуществование очевидно не похоже на сосуществование завоевателей и покоренного ими населения. Скорее это выглядит как ставший традицией союз, который со временем привел к формированию двуединого народа.

Носители Днепро-донецкой культуры в Надпорожье, Приазовье и на Северском Донце были вытеснены, а частично и ассимилированы племенами энеолитической культуры Средний Стог (Культура Шнуровой керамики), возникшей около 3 500 г. до н.э.

Среднестоговское и близкое к нему население, оставившее памятники новоданиловского типа, имеет признаки, характерные для протоевропейского типа. У них крупные, в основном долихокранные мозговые коробки большой высоты и широкие и среднеширокие (редко узкие) лица, часто весьма уплощенные в верхней части и сильнее профилированные на уровне зигомаксиллярного угла. Орбиты низкие, реже средневысокие (Игрень), нос чаще широкий, резко выступающий. Нижняя челюсть массивная.

Синхронное среднестоговскому трипольское население обладало совсем иным комплексом признаков, имеющим, прежде всего сильную средиземноморскую основу. Такие признаки, как узкое, сильно профилированное лицо, небольшая, умеренно долихокранная невысокая черепная коробка, сразу же позволяют исключить их носителей из круга близких антропологических типов среднестоговцев.

Процесс генезиса среднестоговцев, очевидно, следует связывать с племенами днепро-донецкой культуры, населявшими в неолите территорию Надпорожья – Приазовья и выделенными И. И. Гохманом в надпорожско-приазовский вариант протоевропейского типа. Сопоставление методом Х2 выявляет высокую вероятность их сходства. Среднестоговские черепа обладают такими же крупными размерами мозговой коробки, развитым рельефом. При этом у них наблюдается тенденция к уменьшению широколицести и общей массивности, а также к ослаблению профилировки в области назомалярного угла по сравнению с черепами носителей днепро-донецкой культуры.

Следует добавить, что круг близких среднестоговцам форм не ограничивается территорией Украины. Сходным комплексом признаков обладало также ранненеолитическое население Восточной Прибалтики, представленное краниологической серией могильника Звейниеки. Однако отмеченное сходство, по мнению Р.Я. Денисовой, недостаточно для вывода о генетическом родстве племён раннего неолита Восточной Прибалтики и среднестоговской культуры.

Большой интерес представляет вопрос о дальнейшем развитии среднестоговской популяции. Среди населения, сменившего среднестоговское и частично синхронного ему, наиболее близкими антропологически являются носители древнеямной культуры.
(И.Д. Потехина. О носителях культуры Средний Стог II по антропологическим данным. (Советская археология. 1983, № 1. С. 153).

Могильник Ясиноватка, который (как и Васильевка II) является наиболее древним среди других могильников Днепро-донецкой культуры. Причём, содержащиеся в нём погребения неодновременны и разделены периодом в 500 лет.

Исследуя данные из Ясиноватки, И. Д. Потехина у черепов из более древних погребений выделила два разных антропологических типа. Важным представляется то обстоятельство, что различие в антропологических типах связано с половой принадлежностью погребенных: Мужские черепа - европеоидные - обладают очень крупным продольным диаметром (198,5 мм), выраженной долихокранией (70,5), широким (147,5 мм) и резко профилированным в горизонтальном сечении лицом. Анализ краниологических материалов показывает, что черты первого – местного – компонента, который прослеживается в антропологическом составе днепро-донецких племён, преобладали на севере ареала днепро-донецкой общности – в Средней Надднепрянщине и, возможно, на Волыни, в бассейнах Припяти и Немана и на верхнем Днепре. Эти регионы Украины и Беларуси охватывают ареалы киевско-черкасской, волынской, неманской культур и припятско-полесский вариант днепро-донецкой общности. По своим керамическим комплексам, орудиям труда и традиционным формам ведения хозяйства – охота и рыболовство, – они находят аналоги с хронологически близкими памятниками Южной и Юго-восточной Польши, известными под названием "культура дольково-гжебековой керамики".

 Уральские (финно-угры). Т. И. Алексеева предлагает появление брахикранного компонента у днепро-донецких племён связать с контактом этих племён с популяциями культуры ямочно-гребенчатой керамики. На то же указывает и археолог В.И. Неприна, утверждая, что «о культурном смыкании раннего этапа неолита ямочно-гребенчатой керамики с ранней днепро-донецкой культурой имеется значительное количество археологических фактов».

Женские черепа – монголоидные – характеризуются небольшим продольным диаметром (176,5 мм), выраженной мезокранией (мезокефалия, среднеголовость, мезоцефалия) и узким лбом. Ближайшие аналогии к черепам ранних финно-угров обнаруживаются в могильнике Фофаново в Прибайкалье (6-е тыс. до н. э.).

Антропологически контакт европеоидов с пришлыми монголоидами связывается уже с начальным периодом существования днепро-донецкой культуры, который соотносится с концом 5-го – началом 4-го тыс. до н. э.

Опосредованным свидетельством сложной этнокультурной ситуации, которая сложилась в Нижнем Поднепровье после появления здесь новых племён, являются многочисленные повреждения, обнаруженные на скелетах похороненных в могильниках днепро-донецкой общности. Так, на черепе № 16 из Василивки ІІ сохранился след от удара копья или стрелы; на черепе № 18 – округлая вмятина от удара тупым предметом; на черепе № 64 из Ясинуватки – пролом овальной формы, который стал причиной смерти.

В Надпорожье  СУРСКО-ДНЕПРОВСКАЯ КУЛЬТУРА. 5700 - 4 350 лет до н. э.– основном районе распространения сурской культуры – между периодом её существования и появлением первых памятников среднестоговской культуры заметен определенный хронологический разрыв, который характеризуется безраздельным господством здесь памятников среднего этапа днепро-донецкой культуры.

На материалах Надпорожья отмечается целый ряд фактов, которые подтверждают сосуществование днепро-донецкой и сурской культуры на определенном отрезке времени. Так, например, в нижнем слое Вовчка выявлено совместное залегание сурской и ранней днепро-донецкой керамики. О сосуществовании днепро-донецкой и сурской керамики свидетельствует не только совместное залегание обломков посуды, но и общие черты её орнаментации. Таким образом, памятники сурской культуры непосредственно сосуществовали с поселениями первого периода днепро-донецкого типа. Их носители, очевидно, ещё некоторое время проживали в Надпорожье и на раннем этапе второго периода (II а) днепро-донецкой культуры.

Жилища наземные, выявлены остатки кострищ.

Хозяйство - рыболовство, охота, собирательство, разведение домашних животных (бык, свинья), земледелие (отпечатки зёрен ячменя на керамике).

«На поселениях днепро-донецкой культуры из Собачек и Среднего Стога выявлен даже домашний конь».

К раннему периоду относятся остродонные горшки с растительной примесью в тесте. Поверхность покрыта гребенчатым или линейным штампом. Гребенка формирует горизонтальные ряды, елочные композиции, пунктиры. Венчики прямые или плавно сужаются: некоторые гофрированы, что указывает на принадлежность к развитому этапу этой культуры.

Кремневые орудия - микролиты, топоры.

Средний период  - расцвет культуры. Горшок приобретает профилированную форму - перегиб в верхней или средней части сосуда, выделяется венчик, появляется плоское дно; в тесте примесь песка; накольчатый орнамент покрывает всю поверхность сосуда (иногда и дно). Бытуют кремневые топоры, ножи, наконечники стрел и копий, сланцевые тесла, топоры, «челноки».

Появляются большие могильники (Дереивский - 161 погребение, Никольский - 83), не имеющие внешних признаков. Захоронения - коллективные (от 2 до 13 в одной могильной яме). Погребенные лежали в вытянутом положении на спине, засыпанные красной охрой; погребальный инвентарь составляют пронизки из камня, кости и раковин, пластины из клыков кабана, подвески из зубов оленя; в Никольском могильнике - медные изделия: кольцо, пронизки, золотая пластинчатая подвеска, топоры, ножи, наконечники копий, булавы (Нижневолжская культура, Культура боевых топоров, Ямная культура, Катакомбная культура.); керамика в могильниках отсутствует.

В Поднепровье, в области распространения днепро-донецкой культуры, на ряде памятников есть и материалы среднедонской культуры.

Поздний период характеризуют остродонные и плоскодонные горшки с прямыми или отогнутыми венчиками, изредка - мисочки, орнамент - оттиски гребенки, ямки, «жемчужины» в верхней части сосуда, вертикальные расчесы на венчиках; некоторые находки керамики свидетельствуют о контактах с трипольскими племенами. В инвентаре отмечены кремневые ножи, скребки, наконечники копий, каменные тесла. Поднепровье и Волынь начали заселять трипольские племена.

В журнале Journal of Human Genetics появилась публикация (Alexey G Nikitin et al., 2012) с результатами анализа митохондриальной ДНК образцов, принадлежащих к днепро-донецкой культуре, с территории современной Украины. Днепро-донецкая культура — ранненеолитическая культура 5-3 тыс. до н.э., носители которой жили охотничьим хозяйством и позднее начали осваивать земледелие. Для неё был характерен массивный, широколицый северно-европеоидный антропологический комплекс.

Извлечь информацию о гаплотипах удалось для 7 из 18 образов, результат: один U5a1a, один U3, два H, два C, и один C4a2. Гаплогруппы U и H типичны для Западной Евразии, в то время как гаплогруппа C сегодня наиболее распространена на территории Южной Сибири. Результат может показаться странным, если бы более ранее исследование (Newton, Jeremy, 2011) не приходило к схожим заключениям: из 14 образцов днепро-донецкой культуры неолита и 3 образцов культуры курганных погребений (1450—1250 гг. до н.э.) бронзового века с территории Украины гаплогруппа C была обнаружена у трёх неолитических и всех образцов эпохи бронзы.
Есть и ещё одна деталь — это ДНК населения степей Южной Сибири бронзового и железного веков (с середины 2 тыс. до н.э. по середину 1 тыс. н.э.). Согласно (Keyser C. et al., 2009), из 26 образцов митохондриальной ДНК западно-евразийскими гаплогруппами представлены 20 (U2, U4, U5a1, T1, T3, T4, H5a, H6, HV, K, I), а восточно-евразийскими — 6 (Z, G2a, C, F1b, N9a). Практически все образцы принадлежали к доминирующей в Восточной Европе гаплогруппе R1a1 Y-ДНК (мутацияR1a1-M17). Из тех же образцов удалось извлечь информацию о фенотипе: очень светлой пигментации глаз, волос, кожи, типичной для северных европейцев. При том, что преобладание европеоидного компонента в евразийских степях до начала нашей эры — не новость.

Среди современного населения Украины, как и всей Европы, митохондриальная гаплогруппа C встречается крайне редко. Это указывает, что в период с бронзового века до нашего времени древнее население было в подавляющей массе заменено.

В связи со всем сказанным актуальными становятся два вопроса.
Первый: когда начались и насколько интенсивными были контакты между жителями степей Причерноморья и Сибири, если уже в раннем неолите в Причерноморье фиксируются женские линии Южной Сибири.
Второй: была ли вообще гаплогруппа C принесена в Причерноморье из Южной Сибири или её исходный ареал — территория Украины, а в Южную Сибирь она попала через миграции европейцев в степь.

Таким образом, Днепро-донецкую культуру сложили европеоиды  гаплогруппы N, после чего к ним примешались племена носителей гаплогруппы C - монголоиды.

Как видно из вышесказанного представители Днепро-донецкой культуры гаплогруппа N (праугры), керамика остродонная, резко отличались от представителей Трипольской культуры гаплогруппа R (праславяне), керамика плоскодонная.

Более поздние Сибирские аналоги: Афана;сьевская культура 5500 – 4000  лет назад, керамика остродонная, европеоиды, праугры, гаплогруппа N1a, Андроновская культура 4200 - 2900 лет назад, керамика плоскодонная,  европеоиды, праславяне, гаплогруппа R1a,.


Рецензии