18. Глава 41. Цель оправдывает средства? Золотое с

“Wherever you go becomes a part of you somehow.”

      Не так-то легко различить «пространство» и «простор»! Конечно, если «простор» не понимать, как аллегорию некоего душевного состояния. А, ведь «простор» - это пространство, не связанное со временем. Пространство очень наглядно определил Томас Гоббс (я еще упомяну его в этой главе): «Фигура, положение, движение». Гоббс также не мог вообразить пространство без времени. Значит, необходимо движение. Но мыслители вплоть до Нового Времени не могли представить движение, кроме, как по прямой. Направление движения – почитайте! – только слева направо, даже если вверх! И тот, кто догадывался, что возможно движение по спирали, тоже представлял движение слева направо! Поэтому Фибоначчи, как бы не был замечен. Ведь только для него: 1) Спираль - это не обязательно движение, а, скорее, время! 2) А, если спираль – движение, то: а) вне времени, б) вне различия - влево и вправо, в) вне представлений о «верхе» и «низе» (подробнее читай в моем романе «Все оттенки белого». Проза.ру). Нужно было более пятисот лет, чтобы Мёбиус ту же спираль Фибоначчи представил в качестве ленты. Но, кто обращал внимание, что, как математическая точка, линия, плоскость и т.п. не существуют в пространстве, а – как бы над пространством. В просторе! Ну, и конечно, для фигур Мёбиуса и время, даже само по себе, не нужно… .
А вот теперь я перехожу к задаче, определенной в афоризме «цель оправдывает средства»! Если, кого из читающих эту главу коллег, охватит sperrung. А потом возникнет недоумение: «Причем здесь все, выше сказанное?», пусть дальше не читает! Ибо, все, что я напишу ниже, можно прочитать в многочисленных источниках… . Но и мне нужны будут некие пояснения, «болотные кочки», чтобы не завязнуть в теме….
    Когда в голову мне пришел этот афоризм и откуда – я не знаю! Но, вместе с ним я приобрел лучшего друга моей студенческой поры – Бориса Яковлевича Макагона. Сейчас я не помню, чей приоритет в этом кредо отстаивал я, а чей Боря! Кто утверждал, что Никколо Макиавелли, а кто из нас, что Игнатий Лойола? Перечитывая сейчас источники о двух великих личностях, которые жили «рядом» во времени, я все же пришел к выводу, что первым это кредо высказал и обосновал Никколо Макиавелли. Но, не в «Государе», как везде пишется, а в философском трактате, написанном после казни Джироламо Савонаролы, у которого удалось поработать Макиавелли и остаться живым. Вероятнее всего Никколо это жизненное кредо заимствовал именно у «одержимого» Савонаролы! Народ, который вначале сделал Савонаролу наместником Иисуса Христа, потом предал его и плясал, когда их бывшего кумира вешали, и продолжал плясать, когда труп наместника Христа сжигали! Было это в 1498 году. Цель у монаха-ригориста была не проста: упразднить папство, уничтожить аристократию, упразднить, если так можно сказать, богатство, сжечь живьем «содомитов». Жизнь, по Савонароле должна быть умеренной, честной, целомудренной, без стяжательства. Его, как известно, История прировняла к Мартину Лютеру… .
А вот Никколо Макиавелли был совсем другим. О себе он писал: «Всегда внимательный к своей наружности. Падкий до женщин. Смелый и дерзкий в ухаживаниях за любой красавицей, как бы знатна и богата она ни была бы. Придирчивый в вопросах чести. Никогда ничего не боявшийся, ибо  дешево ценивший свою и другую жизнь. Предавался роскоши…» Флоренцию Макиавелли и Савонаролы раздирали распри. Отобрали у герцогства все города, над которыми она правила. Французы приходили во Флоренцию, как к себе домой. Аристократы и богатеи содержали собственные армии, которые часто вступали между собой в побоища. Никколо Макиавелли навел полный порядок во Флоренции, вернул все города и даже долго сопротивляющуюся Пизу. Самое главное, что он лично сделал: разогнал наемников и создал регулярную армию. Французам при нем путь во Флоренцию был заказан! Значит, скорее всего, Макиавелли произнес «цель оправдывает средства» в 1498 году.
      Игнатий Лойола родился в замке рода Лойолы. Он был знатный аристократ-баск. Сервантес взял его в качестве прототипа Дон Кихота Ламанчского!? До двадцати пяти лет, можно сказать, что он вел жизнь скитающегося бомжа (имя Замок и богатство!). «Работал над собой». Потом понял, что нужны знания, и стал учиться, в том числе в Риме и Париже. Его кредо: «нестяжательство, целомудрие и миссионерство». Скитаясь, он нашел несколько приятелей, близких ему по духу. И решил создать, не мало, ни много Орден Иисуса Христа. Он хотел, чтобы «путем миссионерства дать людям возможность все возлюбить в Боге, а Бога – во всем!» Он написал устав нового Ордена. Устав одобрил папа Павел 111.
27 сентября 1540 г. устав нового Ордена — Общества Иисуса — был утверждён папской буллой «Regimini militantis ecclesiae». Уже после утверждения Устава папой, Игнатий Лойола добавил в него афоризм: «Цель оправдывает средства!» Даже, если считать, что Никколо Макиавелли впервые сказал «цель оправдывает средства» в «Государе», то этот основной труд был опубликован после смерти Макиавелли, в 1532 году. Никколо умер в 1527 году. Кстати, никто не знает, где автор «Государя» похоронен! Местонахождение его могилы неизвестно. Кенотаф в его честь находится в Церкви Санта-Кроче во Флоренции. На памятнике выбита надпись: «Никакая эпитафия не выразит всего величия этого имени».
 «Человек он был стройный, среднего роста, худощавого телосложения. Волосы были чёрные, белая кожа, маленькая голова, худое лицо, высокий лоб. Очень яркие глаза и тонкие сжатые губы, казалось всегда немного двусмысленно усмехавшиеся» Это о Макиавелли.
 У этого великого человека, кроме  Савонаролы, был еще один кумир, у которого Никколо служил. Это историческая личность! Чезаре Борджиа! Этот человек, солдафон по натуре, обладал одним из самых важных атрибутов «великого» человека: он был ловким авантюристом и всегда знал, как использовать выпавший ему шанс с наибольшей для себя выгодой… . Макиавелли мог заимствовать «цель оправдывает средство» и у него.
    Макиавелли, Савонарола и Игнатий Лойола были великолепными поэтами и писали стихи разного жанра. Мне нравится стихотворение Игнатия Лойолы – «Моя любимая молитва!». Так как мне не нравятся все ее переводы, которые я читал, то, будучи в гостях на вилле «Черного папы» - генерала Ордена Иезуитов в Каваллети, где я читал элите Ордена лекции о русском психоанализе, сначала меня подстраховывал Святослав Белза. Но, так как меня хорошо понимали слушатели, я отпустил Белзу…
Я выучил эту молитву на языке, на котором написал ее Лойола. Вот она:
«Anima Christi, sanctifica me. Corpus Christi, salva me. Sanguis Christi, inebria me. Aqua lateris Christi, lava me. Passio Christi. conforta me. О bone lesu, exaudi me. Intra tua vulnera absconde me. Ne permittas me separari a te. Ab hoste maligno defende me. In hora mortis meae voca me. Et iube me venire ad te, ut cum Sanctis tuis laudem te in saecula saeculorum. Amen»…
Обучаясь у Владимира Евгеньевича Рожного (о нем я писал выше), я по программе ординатуры должен был хорошо знать «систему»  Константина Сергеевича Станиславского, которая состояла из двух частей: 1) Работа актера над собой в творческом процессе переживания и 2) Работа актера над ролью. Так вот, перед изучением системы К.С. Станиславского, Владимир Евгеньевич сказал мне (я был один в ординатуре): «Совету прочитать «Государя» Никколо Макиавелли. Станиславский много заимствовал оттуда…» Не сразу я понял, что Константин Сергеевич теоретически дальше пошел Макиавелли. Понятие «цель» он заменил понятием «задача» и доказал, что «задача, как бы это не казалось автору, никогда не может, да и не должна быть «конечной», к чему ее оправдывают средства… . Всегда есть сверхзадача!» Так как кафедра В.Е.Рожного дружила с двумя клиническим психиатрическим кафедрами Парижа, мне повезло познакомиться с гениальным философом и психиатром Жаком Лаканом. Мэтр первое, что попросил меня - рассказать о «системе» К.С.Станиславского: «Много о ней читал разных авторов. И Станиславского читал, но на французском языке, чувствую, что что-то главное в его «системе» до меня не доходит! …» Стоило мне произнести: «La plus importante t;che» (сверхзадача), как Лакан подпрыгнул на своем кресле и захлопал в ладоши: «Да, да! Именно каждая задача имеет сверхзадачу. .. Сверхзадача тоже имеет сверх-сверх-задачу и так до бесконечности…  «дурной бесконечности», как говорил Гегель!» У Лакана я познакомился с легендарным иезуитом, предок которого был меценатом Рафаэля. С Egidio Guidubaldo. Когда я был на вилле «черного папы» - генерала Ордена иезуитов (в 1989 году), Эжидио Гуидубальдо был заместителем генерала… Пути господни неисповедимы? А, как мне, атеисту сказать? Может так: «Все пути ведут в Рим…»
Томасу Гоббсу также приписывают «Цель оправдывает средства»…
P.S. Можно еще прочитать: Е.В.Черносвитов. П.В.Флоренский. «Мы у иезуитов. Иезуиты в России». Ж. «Кентавр». 1990 г.
P.P.S. Как я забыл о ренегате Каутском, который утверждал: "Цель - ничто. Движение - все!"


Рецензии