Игрушка

ПРОЛОГ


Я видел хижины, и видел я дворцы
Дворец кому - то тот же Дом
Я не заметил что они счастливее, чем мы -
Хоть и не мне судить о том

Меня встречали, улыбались тут и там
Сажали есть, давали пить
А я устал скитаться по чужим домам
А свой... никак не мог забыть

(Андрей Макаревич)


I


- Чем, чем я занимаюсь? - подумал Константин Сергеев, кокетливо - худой мужчина лет сорока хмурым августовским утром того самого Лета, когда август больше похож на октябрь, а июль - на май.
"Кокетливо - худой" - ироничный эпитет, придуманный им самим. На днях жирная главбух, начальница "курятника" и нахрапистая мадам без комплексов, изрекла в перерыве между поеданием пищи и сплетнями:
- Мужчинка за 40 должен носить солидный животик. А не молодиться...

Когда ты полон - тебя обвиняют в слабовольном чревоугодии. Когда худощав - в желании выглядеть моложе реальных лет. Упитанным мужчинам приписывают доброту и верность - но, над ними снисходительно посмеиваются с мыслью (слава Богу, я сам не такой). Худые вызывают беспокойную настороженность (он что, в поиске - раз следит за собой?) напополам с завистливыми разговорами об "особенностях конституции"...

Итак, чем я занимаюсь?

- А вот чем - ответил он сам себе. Я - торгаш. Чья зарплата суммарно складывается из накруток на перепродажах.
Но, самое страшное не это. А то, чему мог бы я посвятить себя - с радостью, целиком и полностью - будучи избавлен от необходимости ежедневной борьбы за физическое существование. Не будь нынешний век столь откровенно - антигуманитарным.
А время уходит каждую секунду - тем самым безжалостным песком Вселенной.
И новый день похож на старый, за исключением выходных. Да еще - редких вечеров, когда остаются силы на полноценное творчество: Душа опережает мозг, а Мысль обгоняет Слово...

- Костя, глянь в окно - кто приехал! - вывел его из рефлексий привычно - насмешливый голос коллеги Димы.

- Какая - то женщина на иномарке. Дима, я не Холмс, чтобы стоя у окна, описывать ее быт, характер, привычки, прошлое и семейное положение...

- Это не женщина, Кость. Это - капризная, взбалмошная баба. Месяц назад у меня была - я думал, все лицо мне исцарапает. Или сумочкой по башке двинет.

- Это хорошо, если двинет (к Косте вернулся юмор).
- Из сумочки (судя по ее прикиду и авто) посыпятся пятитысячные купюры :)
- Дим, чего так тяжело? Ты ж их обаяешь запросто.

- Она - стерва. Стопроцентная! Юмор - не понимает. Так что я - пас...

- Ну, да - это не твоя велосипедистка - дружески засмеялся Костя.

Пару недель назад 36 - летний Дима, спортивный и обаятельный сотрудник МВД (c двумя бесполезными высшими образованиями на пенсии), наткнулся во дворе на велосипедистку лет 20 - 25 на вид. Девушка сияла и улыбалась во весь рот, обнажая белоснежные зубы.
- Ой, простите - я в соседний гипермаркет часа на 2 за покупками и перекусить.
А у вас тут фирма, охрана. Можно, я пока оставлю свой велосипед, а то он дорогой - жалко, если угонят...
- Я заплачу за 2 часа - спохватилась она - Вы не подумайте...

- Девушка - почти по - отечески заговорил Дима - как Вас зовут?

- Катя.

- Катюша, денег - не надо - произнес Димка по - грузински обаятельно.

Их взгляды встретились в упор - как у хоккеистов перед стартовым взбрасыванием шайбы. Катенька мигом растаяла. Димка схватил велосипед одной рукой, чем покорил ее окончательно.

- Жду через пару часов; впрочем - не торопитесь - вежливо произнес он.
На прощание она с радостью дала свой телефон и оптимистично помахала ручкой.

Дима был весьма задумчив весь остаток дня; Костя аккуратно его подкалывал...

- Что ты - встрепенулся Димка; велосипедистка Катюша - это цветок. - Ладно - рубанул он рукой по воздуху; это - лирика. Слушай, есть надежда, что она в бухгалтерию к девчонкам, а не к нам.

- Иди, обедай - сказал Костя. Я посижу часок за тебя. Фур сегодня нет...

- А ты уверен? - переспросил он. Я - то с ней общался уже...

- Димка, мое нынешнее настроение ухудшить невозможно.(Вчера меня - то ли назвали, то ли нарекли, то ли обозвали - высокомерным принцем, подумал он с горечью, но вслух не сказал. Что ж... Пообщаемся с такой же принцессой; подобное - к подобному!)

- Дим, иди обедай.

- Лады! С меня - коньяк. За то, что ты примешь эту стерву... 


II

Всего лишь 13:00, а полное ощущение, что рабочий день длится уже часов 6.
Так всегда случается, когда вынужденно занимаешься нелюбимым делом. Спасает только встроенный "жесткий диск" с мегабайтами в собственной голове. Он воспроизводит лучшее из внутреннего мира, или обдумывает - чем заняться, когда будешь свободен от рутины. Эти сладостные размышления позволяют "отсутствовать - присутствуя" и частично скрашивают рабочие дни...

- Это безобразие - послышался высоковатый женский голос в коридоре - меня должны принять немедленно! С такими ценами, как у вас, сервис должен быть мгновенным!
Охранник Евгений обреченно возражал о порядке приема клиентов.

- Все-таки, ей сюда - устало подумал Костя - надо выйти и сказать пацифистской интонацией БГ нечто вроде "добрый день"... Вежливость, беспристрастность и скорость. Вот три простейших рецепта, и неприятная мадам растворится в дорогом авто, упорхнув навсегда.

- Добрый день! Пойдемте, я Вас приму, и извините за ожидание!

В коридоре нетерпеливо томилась симпатичная женщина лет 30-35 с выразительно - темными, длинными волосами, в дорогом деловом костюмчике с такой же темной юбкой до колен и красивых  колготках.
Но, самое интересное - взгляд. Точнее - глаза. Они казались одновременно... властными и просящими, деловыми и капризными, меняясь, как кадры диафильма.
В самом же облике внешняя красота сочеталась с каким-то безошибочным ощущением глубокого внутреннего неблагополучия...
Есть такие люди (как давно заметил Сергеев), которые одним своим появлением где угодно - хоть на приеме, хоть в автобусе, или в магазине - устраивают шоу под названием - смотрите, я пришел/пришла... К несчастью, грань между здоровым самоуважением и капризным себялюбием так же тонка, как между трагедией и фарсом - подумал он...
- Хватит! - беззвучно спохватился Костя; сейчас оформляю заказ и сам иду обедать - раз сегодня относительно спокойный день.

- Меня зовут Ольга!

- Константин.

- Собственно, мне неинтересно Ваше имя - стрельнула она глазами в упор - я заказывала у Вас доставку и больше не стану!

- Что случилось?

- Ваш газелист отказался мне помочь, да еще и съязвил!
Я попросила занести тумбу и шкаф в спальню, а он оставил возле дверей.

Это Серега - догадался Костя - Серж в своих неизменно темных очках и устало - насмешливой улыбкой. Наш любитель Ильфа и Петрова видимо, изрек нечто вроде: утром - деньги, днем - стулья; днем - деньги, вечером - стулья. А она, скорее всего, не поняла намек и не доплатила...

- Я ему передам все Ваши претензии - сказал Костя нарочито - серьезно и веско.
Хотя, понимаю, что неприятный осадок уже не исправить. (Тут в голове запела Пугачева на стихи Зацепина: А Мир устроен так, что все возможно в нем - но после ничего исправить нельзя).
Не надо философий - одернул он себя :)

- Но, Ольга, поймите его и Вы. Человек здорово устает. У него в сутки бывает по 5-7 адресов в городе и по области. Везде - подъем на этаж. Часто - кухни, диваны, корпусная мебель. В его обязанности входит - доставить товар строго до дверей.

- А что, нельзя помочь, если просит женщина? (Снегопад, снегопад - завыла старинная советская певица - если женщина просит).

- Я ж его нормально попросила, не приказывала ему!

- А он сказал Вам про деньги и стулья?

- Откуда Вы знаете? - Ольга впервые взглянула с теплым любопытством.

- Я уже второй год здесь работаю - вот и весь секрет.

- Я - женщина не бедная и доплатить мне не жалко - ее голос снова стал высоковато - металлическим. Но, не грузчику, мнящему себя остроумным, а на деле - хаму...

- В профессии грузчика нет ничего постыдного. Каждый зарабатывает так, как умеет. Мне самому приходится работать здесь и головой, и руками. Ок, простите за реплику...
- Ольга, скажите - что требуется от меня. Давайте практически. Первое - я передам ему все Ваши претензии. Второе (хотя, это первое) - примите мои извинения за ту ситуацию. Третье - сейчас мы оформим новый заказ, и я (со своей стороны) сделаю все, чтобы подобное впредь не повторилось. Вот это - в моей компетенции. Остальное...

Ольга снова посмотрела в упор - секунд 5.
(Так - подумал Костя - это тянет на пакт о намерении нарушить внутренние границы - неужели?!)

- И часто Вам приходится извиняться за чужие ляпы? - спросила она.
(Взгляд - с холодно - насмешливого - стал похож на сочувственный).

- Это часть моей работы, ничего страшного. В известной степени, мы тут все друг за друга отвечаем...

- Но, это неправильно! Слушайте, я сама - акционер в бизнесе. И знаю железное правило: только персональная, конкретная ответственность. Никаких круговых порук!

- Здесь я согласен. Всеобщая ответственность - миф. Ее не существует. Она превращается в коллективную безответственность. А перекладывание ответственности (от тебя зависит это и то, а от меня - почти ничего) - ужасное малодушие. Во всем - от работы до личной жизни...
(Господи, куда тебя понесло! Это не диспут в facebook, хватит!)

Ольга уже смотрела с уважением. И задумалась о чем - то... явно своем...

- Слушайте, давайте отойдем в сторону от теорий - как надо и как хотелось бы в идеале. Мы в России живем, да и корпоративные правила фирмы определяю не я, как Вы понимаете... Скажите - что оформим сегодня...
(Он улыбнулся, но в глаза не стрелял, подумав: слава Богу, она не стервозничает, как с Димкой))

- Нет, подождите. Костя, подожди - так можно сказать? На Ты?

(Так - подумал он - неужели?! Сейчас начнется...)

Это странное ощущение эдакого "негласного вытягивания на откровенность" вызывало в нем тихое отчаяние напополам с недоумением еще в пору занятий репетиторствами на дому. Едва знакомые люди - после всего пары занятий с их детьми - беззаботно рассказывали о долгах, проблемах с квартирой и дачным участком, работе, трудностях в воспитании ребенка, любимых фильмах, даже мужьях и женах - и т.д...
То же самое (через 5 раз на 6-й) случалось и с клиентами на нынешней работе - не позднее примерно 10 минут нейтрального разговора. Они начинали... ДЕЛИТЬСЯ - удивительно точный глагол применительно к ситуации. Иногда - интересуясь личным мнением...

- Костя, я ничего не стану заказывать на доставку. Выбрала самовывоз. 4 стула и стол. Под цвет гостиной.
- А еще... печально взглянула она - я в Хоффе до этого была. Накупила три тележки аксессуаров. Тысяч на 100... Знаешь, это шоппинг - терапия такая - произнесла Ольга голосом, годящимся для болтовни с подружкой...
- Так вот... Я живу на просеке, вниз от Торгового Центра Апельсин. Все это добро надо выгрузить из машины в дом. Потом - собрать стулья.

- Оля, это очень легко сделать даже мне - профану в сборке. Там инструкция - пошаговая. Как в конструкторе.

- Мужчине - да, легко. И дотащить, и собрать. А я, все - таки, женщина, хоть и деловая...

- Хорошо. Муж, брат, друг... сосед, наконец - неужто никого нет помочь?

- Муж - в прошлом - безжалостно отчеканила она; и поделом ему! Братьев - нет. Сосед - козлина; себе дороже у него просить! Поэтому... слушай, ну что ты теряешь? Поехали сейчас со мной! Все затащишь, стулья соберешь, я тебя накормлю - напою лучшим чаем и заплачу, конечно.

(Господи - думал Костя: кого это больше напоминает: Чехова, или Довлатова?)

- Ну, что ты молчишь? Ты - хороший человек; это видно через минуту разговора. Я искренне хочу, чтобы ты мне - не безвозмездно (!) - помог. Кстати, мама дома. Все приготовит. Посидим, поговорим. Потом... я тебя домой отвезу.

- Оля... Я, вообще - то, на работе...

- Да нет проблем! Тут все - деловые люди, да? Сколько стоит твой час? Я оплачу остаток рабочего дня! Знаешь, я тебя лучше позову, чем каких - нибудь узбеков...

Все, вспомнил! - понял Костя. Это - не Чехов и не Довлатов. Это - французский фильм Игрушка. С любимым Пьером Ришаром. Именно так...
В этот момент зазвонил внутренний телефон. Директор (точнее - наемный топ - менеджер) попросил зайти к нему.

- Оля. Давай так. Я тебе донесу со склада и загружу в машину стол и стулья. Денег - не надо. Только, придется подождать минут 10. А дальше - ты сама. Найми таджиков...

- Это опасно. Изнасиловать могут. Ладно, я жду во дворе у машины...


III

Здорово, Константин - Князь Тьмы! - иронично поприветствовал его тучноватый начальник склада. (С привычной покровительственностью в голосе).
Это прозвище закрепилось за Костей по аналогии с одним из любимых фильмов босса с Киану Ривзом. "Князь Тьмы" не спорил и не протестовал. Пофиг - пускай называют, как хотят. К счастью, я здесь не навсегда...

В этот день директор пребывал в превосходном расположении духа. Что было заметно с первых секунд, еще на пороге кабинета.

- Вот тебе квиток с размером августовской премии. Грязными; налог - отнимешь сам. Или - посчитать?

- Нет, спасибо, Сергей. Только тут - полная премия. А ты с меня вычел 50% за недавний косяк.

- Ты ж отыграл. В шахматы... Ладно. Иди работай спокойно - произнес он тем же покровительственным тоном - и не хами так больше, Сергеев...

- ?!

- В шахматы начальнику не хами.

А, впрочем... (он задумался). Ты какая смена сегодня?

- Первая, Серж.

- Сегодня фур нет, вторая смена пришла... Иди домой, Княже! (иронично).
Потом... когда будет аврал - выйдешь на 12 часов. День я скажу отдельно.

- Да Вы что - сговорились, что ли - с этой Оленькой - внутренне захохотал Костя. Все одно к одному :)

- Спасибо, Сергей. Дождусь, когда Димка с обеда вернется и пойду.

- Да, еще!!! (уже в дверях). Ты - в курсе? Три немецких стула со склада пропало. Кто-то вынес втихаря. С другим товаром. Своему человеку. Позавчера это было...

- Серж, это был я :) Сознаю свою вину - меру, степень, глубину!

- Не ты... человек какой - то... не можем установить... даже видео не помогает! Он точно сотрудник склада - знает наизусть - где снимают камеры, а где - нет.
- Короче, Князь Тьмы! Имей в виду: если не установим - кто именно - стоимость стульев будут пополам оплачивать ВСЕ, кто работал в этот день.

- Круговая порука... мажет как копоть... я беру чью-то руку, а чувствую локоть...

- Знаю, знаю - заворчал директор - это Бутусов.

- Точнее, Кормильцев - поправил Костя.

- А что мне делать? Если не установим - кто? Придется платить всем! Посади себя мое кресло! Чего молчишь? Как бы ты поступил? То-то! Не знаешь!

- Сергей, не хочу я в твое кресло. Можно, я домой пойду, раз ты сам отпустил?

- Много не пей в честь премии!

- Серж, ты прекрасно знаешь, что я практически не пью.

- Знаю. Я тебя в график поставил 2 января - почему?

- Да, спасибо. Я рассказ напишу. О тебе :)

- Хватит ерничать, Сергеев. Ты только объяснительные писать умеешь, когда зад под тобой загорается - это да... Кстати, чего ты так обрадовался, что домой? День сегодня спокойный...

- Меня Оленька ждет - не выдержал и съязвил Костя.

- Оленька? Тогда... да, конечно! Так бы и сказал сразу - а то вешаешь мне лапшу про мифические рассказы. Пока, Княже!

Вот это - уже не Пьер Ришар, а довлатовщина - подумал Костя...


IV

Ольга стояла во дворике у авто. В марках "консервных банок на колесах" Костя принципиально не разбирался; просто видно было, что авто - дорогое, и все.

- А я в багажнике весь хлам аккуратно собрала - почти залепетала она, улыбаясь - теперь все должно уместиться!

Как интересно - подумал он. Куда... куда (?!) подевался вот этот высоковатый бизнес - тон всего час назад с фразой "мне без разницы, как Вас зовут"...

- Ольга, все уместится. Не переживайте.
Сергеев начал таскать стол со стульями и вдруг вспомнил одну историю...

В редкий спокойный вечер на работе они сидели с Димкой и пили коньяк. Дима поведал жуткую историю из опыта работы в МВД...
Один крутой бандюган эры 90-х был бригадиром братвы, грабящей фуры на трассах.
Водителя - в расход, схемы распределения товара отработаны и схвачены до мелочей. Спустя лет 5, когда у группировки убили "смотрящего", банда засыпалась. Главарю дали 20 лет, потом - сократили срок до 15 и ... неведомым образом, уже спустя лет 10 отпустили на волю. Понятно, что не бесплатно... Рассея...

Он вышел в эпоху, которую остроумно назвали "нулевыми". И впрямь - нулевые годы, эдакое "ничто". Для него - тоже. Ни кола, ни двора (все имущество суд арестовал). Только - незначительные (по его меркам) суммы в заначке. Впрочем, на "хлеб с маслом" хватит...
Уже три (!) месяца спустя бригадир женился на шикарной и весьма богатой "леди с просеки". У нее был отлаженный бизнес, очаровательная дочь, роскошный дом, два авто, катер, прекрасная дача и прочие атрибуты земного благополучия. Не было только мужа, и в бандюгана она влюбилась без памяти...

В этот момент Костя хлопнул стопкой коньяка по столу...

- Дима! Я могу вспомнить только Довлатова. Женщины любят подлецов. Быть "хорошим" - невыгодно. Тебе выскажут все От и До - по гамбургскому счету, не простив ни единой слабости или ошибки. Вытрут ноги и уйдут - к веселому, обаятельному подлецу...

- Довлатов не совсем прав - заступился за женщин Димка. Женщины не любят подлецов. Просто, часто ОСТАЮТСЯ с подлецами. Из практической необходимости...

- Дим, это уже достоевщина. Любит - одного, живет - с другим, мечтала - о третьем. Бессмысленно в этом копаться - как и во всякой женской необъективности...

- Тогда слушай конец истории - подлил коньяк Дима.
Прожили они вместе около года. Однажды... он вышел покурить на даче и... жена сказала ему что-то неприятное. Чем - то была недовольна - и высказала в лоб.
Он молча развернулся, пристрелил ее в упор из пистолета и хладнокровно закатал в асфальт. Слава Богу, дочка у бабушки была в тот день... А на суде так и сказал: надоела она мне!

- Господи, Дима... Посадили?

- Пожизненное. Только, в пересыльном вагоне он повесился. А скорее всего - повесили. Убийц женщин там не жалуют, Кость...

- Ты мне можешь внятно объяснить - почему она вообще с ним связалась?! Какая, на хрен, "практическая необходимость"?

- Я видел его в 90-е. Он обаятельный. Хоть и жестокий. Мужик! Самец! Мачо!

- Дим, "мачо" хорошо рифмуется со словом "чмо" :)

(Димка выпил и закусил)
- Понимаешь (глубокомысленно) - она была кричаще одинока...

- "Кричаще одинока". Слова - то какие... Дим, мне этого понять не дано...

- Тогда давай допьем коньяк - и по домам...

Теперь Сергеев подумал не о мифических узбеках - таджиках. А о том, что вот такая вот женщина, изо всех сил стремящаяся быть "сильной", с ее терапевтическим шоппингом и тоской в прекрасных глазах, потенциальный кандидат на то, чтобы вляпаться в историю. Первый же обаятельный, остроумный нахал - альфонс, который безошибочно учует ее слабые точки, ударит по ним - возьмет все с потрохами...
- Господи - беззвучно произнес он. И сказал вслух:

- Поехали! Мне по пути домой - все равно. Меня отпустили. Денег - не надо. Помогу и уеду...

В конце - концов, он прекрасно знал одну вещь, которую не было нужды формулировать даже мысленно. Физическая красота (в его восприятии женщин) - бессильна. Она сводит с ума только в сочетании с умом, интеллигентностью и угадываемой огромной душой. В данном случае, такой смертельной комбинации не было - это очевидно. Тогда - чем я рискую? - Ничем...

Ольга радостно распахнула дверцу...

- Погоди...

Димка, вернувшись с обеда, курил во дворе.

- Дим, меня отпустили. Может, тебя тоже...

- Меня он не отпустит. Там... свои отношения, умом не понять - как женщин - съязвил он. - Ничего, досижу до вечера. Схожу за коньяком...

- Дим, я поехал... к Оле :)

- Костяныч?!

- У тебя - велосипедистки; у меня - иной уровень (только бы не лопнуть со смеха - думал он).

Дима юмор понял и оценил. Засмеялся...


V

Первые минуты в машине стояла тишина. Вот, интересно - подумал Костя - каков мой ИСТИННЫЙ мотив данной поездки. Я точно не святой. Жаль ее по - человечески - это да. Конечно. Но, жалость - как изрек однажды иеромонах Герасим - не слишком добродетельное чувство. Это ведь скрытое осознание собственного превосходства...
И зачем я еду? Чего я там не видел? Разве только  - лишний раз убедиться в вековой мудрости: лучше хижина, где смеются, чем дворец, где плачут...

- Музыку включить? - очнулась Ольга.

- А какую ты любишь? (неужели - Шансон?! - подумал он).

- Разную... Например, Гости из Будущего.

- Ева Польна...

- Ты знаешь Еву! Ты тоже - слушаешь, да?

- Ева была у меня на Радио в 99 году - чуть не брякнул он.
- Я много всякой музыки знаю. И не всякую, которую знаю - люблю. Но, Гости из Будущего - это хорошая попса.

- Ты, вообще, много чего знаешь и думаешь - и высказываешь процентов 20 из этого - взглянула на него Ольга.

(Ничего себе - "капризная дурочка" с шоппингом - подумал он).
- С чего ты это взяла?

- Я на треннинги ходила - нечто вроде "искусство переговоров в бизнесе".
Там учат профессионально распознавать людей в кратчайшие сроки. Делать - пусть общие, но, в целом, безошибочные выводы.

Тут ему вдруг захотелось брякнуть нечто такое, чтоб Оленька изрекла металлическим голосом: вон из моей машины! На ум, как назло, ничего не приходило. - Хватит внутренне психовать - решил Сергеев. А, впрочем...

- Ты хоть знаешь, как тебя у меня на работе восприняли? Капризная, взбалмошная...

- Стерва - закончила Ольга. Это не новость. Я заплатила деньги, и немалые. Я вправе попинать персонал - особенно, в России - где он полуспящий. Не то, что на Западе. Я вправе требовать уважение к себе и, вообще, достойный сервис.
Ты ровно, адекватно, с пониманием, без ухмылок со мной поговорил - я тебя пинала? Была - стервой? То-то и оно! "Капризные и взбалмошные" дуры бизнесом не владеют. Разве только по наследству - и недолго...

- Вот ни хрена ты, Костя, не разбираешься в людях - подумал он. Хоть и мнишь обратное. Общаться - да, умеешь. Но, не разбираешься...
Ему казалось, Ольга внутренне посмеивается. Впервые за все время разговора она почувствовала небольшой перевес...
Впрочем, вот и приехали...


VI

Смотри - ни из одной трубы нет дыма
И на каждых воротах печать
Здесь каждый украл себе железную дверь
Сидит и не знает - что делать теперь
У всех есть алиби, но не перед кем отвечать...

Сергеев аккуратно носил весь скарб в предсказуемо шикарный особняк минут 20.

Ольга сказала:
- Пока ты возишься по мужским делам, я быстро и вкусно сготовлю.

- Так ведь мама уже все приготовила.

- Мама - на даче. Она живет своими грядками, как дышит. Это, Костя, тест такой. Я сказала, что мама дома - ты и бровью не повел. Значит, едешь помочь, а не добиваться от меня ЭТОГО. Ну... и так... видно по тебе; я - перестраховалась.

- Спасибо за откровенность...

- Ты обиделся? Да ладно тебе! А кухня - это мое хобби. Будет вкусно!

- Я в еде - не привередлив. Правда, кое - что не ем принципиально. Лук, например...

- Как же можно готовить без лука?!

(О, опять этот "культурный шок" - как он знаком в сотне вариаций).

- Так вот. Правильное питание - основа всех основ - голос Ольги стал почти строгим. - Это тебе любая настоящая женщина скажет!

(Начинается!!! - беззвучно хохотал Сергеев).

- Чего ты смеешься... глазами? Человек - то, что он ест!

- Человек, Оля, то, ЧЕМ ОН ЖИВЕТ.
(Так - подумал он: надо вежливо закругляться. Иначе, болтология до добра не доведет).

- Кулинария - это целый мир. Я знаю нюансы всех кухонь... Впрочем, тебе неинтересно - примирительно произнесла она. - Но, дареному коню в зубы не смотрят. В смысле - в гостях едят то, чем угощает хозяйка...

- Мне чаю (если можно) - и все.

- Не ври, ты голодный.

- Оля... Я к тебе заехал - помочь по - человечески. Ну и рад, что вырвался с нелюбимой работы. Я, вообще - то, домой хочу. Туда, где все скромно, но знаком каждый угол.

- Вот я тебя и накормлю... по - человечески - засмеялась она. - И поедешь ты домой, успокойся.
- Ну, что не так?

(Господи, какой дурацкий вопрос!)

- Ты что, меня боишься?

(Еще лучше!)

- Я себя боюсь... иногда... (не лезь, не лезь в эти дебри - заорал внутренний голос)

- А мне кажется, ты мухи не обидишь...

- Оля, ты зря ходила на свои треннинги.

- Почему? Например, бизнес тебе противопоказан. Тут две причины. Мягкость - в бизнесе нельзя разговаривать с людьми так, как ты со мной в приемной. И, главное, тебе этот мир - неинтересен. Значит - ноль мотивации...

- Хорошо, ты не зря ходила на треннинги - примирительно произнес он; давай от психоанализа - к делу. Весь твой скарб я затащил. Поздравляю: стулья собирать не надо - это Виста. А итальянцы продают готовые - по 2 в коробке.

- Ну и чудесно (Ольга явно слушала про стулья фоном).

- Итак! Салат из натуральных морепродуктов, холодные и горячие закуски, мой фирменный торт - "Муравейник". Вчера испекла. Извини, готовить первое и второе времени нет, а так бы...

Он хотел ответить - пара бутербродов и чай, но (внезапно) спросил:

- А шампанское - есть? (Сергеев! Куда тебя понесло).

- Есть вино. Элитное. Красное, белое, сухое, полусладкое - какое тебе?

- Красное полусладкое.

- А почему ты вдруг решил выпить? Ты ж не пьешь, это видно. Только - вынужденно, или - в праздник.

- Выпить - это бокал вина в моем понимании. Два - если очень вкусное. Все.

(Надо выпить, прежде чем сказать ей кое - что - подумал он; это не трусость, а анастезия.


VII

Вечер подкрадывался по - августовски мягко, но неумолимо. В роскошной гостиной ласково потрескивал камин. Салат оказался действительно изысканным, закуска - свежей, а вино - вкусным. Ольга казалась искренне воодушевленной.

- Мы странным образом встретились, и вскоре разойдемся. Поэтому, я спокойна. И еще - у меня такое чувство, что тебе можно доверять. Это редкое ощущение...

- Тогда назови его одним словом.

- Человечность. Тебе ничего от меня не нужно. Ты ж даже денег, наверное, не возьмешь...

- Нет.

И, еще - ты ни разу на меня не посмотрел, как смотрят... ну, ты понимаешь - оценивая баб.

- Смотрят - идиоты, Оль. Умные - подумают :)

- И что ты обо мне думаешь?

- Тебе это важно?

- Ты не еврей, чтоб вопросом на вопрос. Важно!

(Он хотел спросить - почему важно, но уже не стал)))

- Хорошо. Я тебе скажу, хоть советы дают только тогда, когда их просят... Ты мне напоминаешь киношную графиню Камастро из сериала "Спрут". Кстати, ее тоже звали Ольга. Умная, уверенная, цельная и... одинокая.

- Спрут? Не знаю такой сериал, если честно...

(Вот. Поколение всего на 10 лет младше моего - уже не знает - подумал Сергеев).

- Ладно, это неважно. Послушай меня. Я много bisiness - woman видел...

- Неужели? Где?

- На Радио, например.

- Каком?

- Оль, это тоже неважно и в прошлом. Так вот. Ты тоже - самая человечная из них. Но, вот это - несмотря на ум, встроенность в этот Мир - тебя может погубить. Особенно - облик одинокого человека. Знаешь, сколько вокруг хищников...  Рыскают, аки дьявол, ища кого поглотить - если по - библейски.
Ты - хороший человек. Но, можешь вляпаться в историю...

- Я не дура. И тоже - не промах. Я не всякого к себе позову. Потому что разбираюсь в людях.

- И я не ко всякой зайду; то, что произошло сегодня - стечение обстоятельств. Причудливое исключение.

- Знаешь, у меня есть друг. Но он - несвободен... Мы подходим друг другу. И по уровню - соответствуем. Мечтаем все бросить и уехать в Европу - навсегда.
Чтоб с чистого листа... Кстати, он намного симпатичней тебя... внешне. Не обижайся!

Сергеев откинулся в кресле и расхохотался; на душе вмиг стало легко.

- А его жена кажется тебе серой мышкой, совершенно ему не соответствующей, да?!

- Ты смеешься, но это так и есть!

- Оля... Это не проповедь - я просто хочу искренне поделиться тем, к чему мучительно пришел сам. Запомни...
- Когда мы кого - то любим, те кто рядом с ними (чаще нас) ВСЕГДА кажутся нам - плохими, нечуткими, неблагодарными бездарями. И ум найдет этому тысячи обоснований...
- И, еще... Вне зависимости от того, насколько ты права и ощущаешь это внутренне... Никогда не указывай ДРУГИМ семьям, и даже - не советуй - как им быть. Потому что в той "внутренней кухне" все (рано или поздно) переболит и перегорит, покроется золой и былью, наладится, а ты... Ты станешь главной (а то и - персональной) виновницей ВСЕГО, что произошло.
И никому на свете не докажешь - ни благость намерений, ни свою правоту. Потому что... человек слаб и устроен так, что у процентов 90 людей своячничество выше объективности. Как и в бизнесе, наверное...

- В бизнесе ты мало что смыслишь; не надо об этом! Ты лучше говори о главном - человеческом.

- Хорошо. Знаешь, я сейчас рассказ пишу. Там есть "рецепт" для одиноких людей из диалога двух героинь, который я вывел сам. Точнее - набил за 40 лет шишками личных ошибок...
- Просыпайся! Завтракай! Гуляй! Читай! Самообразовывайся! Твори свой Мир! Найди то, что тебя вдохновляет! Просто - живи! Без глупостей: ах, мне столько - то лет, и я одинока... И еще: отпусти ситуацию! И не позволяй прошлому полностью управлять тобой. Понимаешь меня?

Ольга задумалась и вдруг изрекла...

- Знаешь, тебя бы приодеть слегка. Подковать в личной самооценке и, вообще, бизнесе. Цены б тебе не было...

- Оля, не про то говоришь. Совсем не про то. Скажу тебе без ложного кокетства: меня в этом мире мало что держит. Только - семья. В остальном - мне с этим миром все ясно. Он - безнадежен.

- Семья - это понятно. Но у тебя есть цель, мечта?

- Заниматься ТОЛЬКО тем, что по душе. Вкладываясь без остатка, по максимуму. Я так 18 лет (на Радио) прожил, и до сих пор не могу смириться, что в жизни чаще случается иначе. А еще - книжку издать. И бесплатно раздать десятку добрых знакомых. Вот и все...

- Я тебя поняла. Только, тогда уже нельзя говорить про "ничего не держит".

- Да, это патетика под твое вино, прости - есть такой грешок...

- Это ты меня недопонял - про "приодеться". "В человеке все должно быть прекрасно". Это Чехов...

- Гуманитарий?

- Да, первое высшее. Второе - экономическое. Мне нравилось учиться.

- А мне нравится заниматься тем делом, что мне по душе. От и До. Тогда - ничего невозможного нет. Ладно, я повторяюсь. Это все лирика - а времени мало.
Слушай, я скоро уйду, мне пора. Ты права: мы странным образом пересеклись и расходимся навсегда. Поэтому, скажу еще... Найди вечером в Инете французский фильм "Игрушка". Знаешь, это унизительно - быть игрушкой того, кого фортуна, обстоятельства (пусть даже - способности) поставили выше.

- Я тебя понимаю; не расшифровывай, как дуре :) А вот ты - не поймешь.
Например, если я скажу, что с радостью посидела бы с тобой разок в неделю.
Пообщалась, послушала, накормила от души. Потому что мне спокойно и хорошо. А я отвыкла от таких ощущений, это - праздник души. Но ты опять скажешь: Игрушка!

(Сергеев еще раз убедился, что безнадежно не разбирается в людях).

- Может, и не скажу. Не знаю. Но - я не пастырь и даже не психолог. И у меня нет прав давать тебе советы - как жить. Я с собой - то разобраться не могу...

- Вот уж не поверю!

- Не могу. Просто, ты плохо меня знаешь. Поэтому... Я тебе хотел помочь по - человечески - и помог. Как умел. Спасибо за шикарный обед. За разговор...

- Ладно, иди. Я не держу. Это тебе - спасибо. Мне - не за что. За стряпню, что ли?

На мгновение в глазах Ольги блеснул озорной огонек:

- А я знаю, где тебя найти!

- Если я еще буду там работать через месяц, в чем не уверен. Впрочем, заходи. Тебе все оформлю, как себе самому.

- Тебе надо сменить работу - произнесла она с какой - то материнской интонацией.

- Мне много что надобно, да не все полезно. Работа - нечто вроде временного послушания. И не такое люди выдерживают.

- Хочешь, отвезу тебя?

- Ты вина выпила :)

- Да... дура - то какая - засмеялась Ольга.

- Я сам дойду, тут минут 40 до меня - даже пешком... Спасибо, и прощай...

- Пока и до свидания - улыбнулась Ольга...

VIII

Сергеев вышел на свежий воздух в тот самый августовский вечер, что напоминает о неизбежности Осени. В голове заиграли песни группы Воскресение - сначала "Снилось мне", потом - "Листопад". Наслаждаясь холодным паром изо рта, он только сейчас ощутил себя эмоционально измотанным. В его городе роскошные хоромы всегда соседствовали с хижинами позапрошлого века, и он быстро нашел тихий дворик с обшарпанной, но уютной скамейкой. Присел и рассеянно закурил...

Телефон содержал пару язвительных смс от Димы, которые он прочел по диагонали.
Тот самый "внутренний голос" начал пожирать Костю напополам с сигаретным дымом...

- Господи! Прости! Ну... что-то я пережил, понял, переосмыслил, сформулировал.
Только - ради чего? Чтобы выслушивать других людей? Жалеть, кивать и успокаивать? Какие основания брать это на себя, а не отгораживаться? Собой надо заниматься, собой! И не пускать в душу все эти истории напополам с женскими образами. Не распыляться и никому ничего не доказывать! Хоть в личном, хоть в политике.

Вечерняя прогулка, впрочем, его успокоила. (Как и новая сигарета).
- Ладно - подумал Сергеев - раз так совпали обстоятельства - может, эти посиделки были неизбежны; да и вообще - нам часто хочется мнить, что КАЖДАЯ встреча несет особые знаки и смыслы. Пусть так... Я ничего предосудительного не совершил - помог, поговорил. Искренне, от души. А дальше - она сама. Можно только помолиться...
- Хотя... конечно... и любопытство - присутствовало. И подсознательное желание написать рассказ - тоже...
Звонок жены вывел его из внутреннего диалога.

- Ира - почти заорал в трубку Костя - так рад тебя слышать!

- Понятно - иронично ответила супруга - небось, упахался снова, вышел на свежий воздух и радуешься, как ребенок.

- Почти угадала. Эмоционально вымотался...

- Костя, сколько раз тебе говорила: не распыляйся и никому ничего не доказывай! Опять с начальством бодался?

- Хуже, Ир.

- Ладно, выкинь все из головы. Отдыхай и не грузись. Мы на даче - жаль, что тебя нет...

- У меня послезавтра выходной!

- Куда ты хочешь?

- Ир, мне все равно! Я тупо рад, что выходной будет, и все! Хочешь - на речку, хочешь - в кино... правда, почти все новые фильмы - дрянь, сама знаешь. Хочешь - на даче трактором поработаю - с перерывом на шашлык.

- Ладно, я шампанское куплю. Только дома до 2 ночи не сиди со своей Прозой.

- Хорошо :)


ЭПИЛОГ

Вечер. Знакомый с детства Дом. Легкий ужин. Любимые береза и тополь под окном.
Старенький компьютер - но, лучшего и не нужно.
И, еще...
Надо научиться - искренне, из самых глубин души - ежевечерне благодарить Создателя за ВСЕ, что есть - здесь и сейчас. За этот Родной Дом, скромный ужин и время для писательства.

A DAY IN LIFE вовсе не закончился - он только начинается. По - настоящему. Руки сами стучат по клавиатуре:

- Чем, чем я занимаюсь?


Рецензии