Марфа Андреевна

   
    Так уж случилось, что наиболее тесный  родственный контакт я поддерживал с сестрами матери моей – моими тетками Ниной и Марфой.
     Я с младенчества жил вместе с ними в семье бабы Кати. Тетки заботились о своем племяннике, помогали маме растить  сына – первенца. Они стали для меня самыми родными и близкими людьми.
     Обе они учились в начальной местной школе. Затем закончили семилетку в поселке Атубь в десяти километрах от  Утузилки. Во время учебы жили на квартирах. Домой возвращались только раз в неделю, на выходные дни, да на каникулы.
     До школы добирались пешком: в теплое время года по узкой тропинке, что была протоптана по отвесному, скалистому берегу реки Ии с множеством змей, а зимой – по замерзшей реке.
     Но тетя Нина в середине пятидесятых годов теперь уже прошлого столетия покинула деревню, уехала в город Пермь, затем в Новосибирск и  стала от нас далеко. Хотя связь с ней никогда не прерывалась и поддерживалась регулярной перепиской и довольно частыми приездами ее к нам в  Куватку на время отпуска.
     А с теткой  Марфой я был всегда рядом, так как жила она почти всегда с нами в одной местности.
     В  период студенчества и дальнейшей  жизни в Иркутске не было случая, чтобы  я по пути к матери в деревню не заехал в Братске к тете Марфе и ее супругу дяде  Мише, который всегда встречал меня на железнодорожной станции Анзеби  у поезда.  Мы ехали с ним   в Безымянный переулок, в их  просторный  дом,  где меня радушно принимали, кормили обедом, мыли в бане и провожали на автостанцию на куватский автобус.
     Все моё детство прошло в окружении семейства тёти Маши. Школьником свои каникулы я проводил   только у неё в рабочем поселке Чёрная  Анга.   В её семье  жила и моя бабушка Катя. Тётка работала в то время в пекарне. Вместе с Екатериной Никитовной они выпекали вкусный, душистый хлеб для работников местного леспромхоза.
    Позднее Марфа Андреевна работала продавцом в ОРСовском магазине смешанных товаров. С должности продавца она ушла и на пенсию, но было это уже в городе Братске, куда семья Оводневых  переселилась в начале  семидесятых годов. В Братске тетка  много лет работала  продавцом  в продуктовом магазине, который в народе прозвали  « Голубой» по цвету окрашенного фасада. К работе относилась ответственно, с покупателями  была  приветлива,  доброжелательна и честна, за что  они ее  безмерно  уважали и ценили. Ключи от магазина  после его закрытия к  концу  рабочего дня всегда  забирала Марфа Андреевна, так как пользовалась непререкаемым авторитетом у директора  торговой точки, жила неподалеку  и первой  рано утром приходила на работу и открывала магазин. Зато  к ней первой  подходил  и участковый милиционер с собакой-овчаркой  для обнюхивания, после  ночной кражи из магазина. Таких эпизодов за время ее работы было несколько.  Но ночные  воры - местные жители – вскоре обнаруживались  и несли заслуженную кару.
     Тетя Маша, как я обычно ее называю, добрый, приветливый и справедливый  человек.  Правда, иногда она бывает довольно откровенной, прямолинейной  и даже резкой в выражении своих мыслей  и чувств и   не склонна к сентиментальности.
     Именно с ней после  переселения из зоны затопления водохранилищем Братской ГЭС более тридцати лет  до момента кончины проживала ее мать – моя  бабушка Катя. Она часто гостила у всех своих детей:  и  в  Новосибирске  у  дочери  Нины,  и  у  сына  Александра  в  городе Пермь, и у нас в Куватке у  дочери Марии, но своим домом  Екатерина Никитовна всегда считала дом дочери Марфы, была чрезвычайно привязана к ее семье, к своим внукам.
     И когда баба Катя, погостив, в очередной раз покидала наш  дом, я с грустью в голосе и со слезами на глазах по – детски  спрашивал ее, почему она уезжает и не остается жить у нас, Екатерина Никитовна отвечала:
     « Моя ты детка, быть гостем хорошо и приятно, но каждый человек должен иметь свой угол, чувствовать, что он дома, а не в гостях, ощущать себя членом семьи.     Я скоро снова приеду к вам» - успокаивала она   меня и  на прощание целовала и прижимала к себе.
     В семье Марфы Андреевны и Михаила Ивановича двое сыновей: Юрий (родился 12  августа 1957 г.) и Сергей  (5 декабря 1960 г. рождения) Оба имеют свои семьи, детей. У Юрия – дочь Ольга 1980 г.р., сын Андрей (родился в 1987 г.). У Сергея – сыновья Евгений, Максим.  Оба  брата природой наделены деловой смекалкой, имеют "коммерческую жилку". Эти качества, как я полагаю, передались им от их матери Марфы Андреевны.
         Хочу привести текст одного из писем тёти Маши, адресованного  мне в Иркутск:
     "Привет из Братска!
     Здравствуйте, Саша, твоя жена Люда, сын Женя.  Саша, получили твое письмо. Спасибо. С ответом немного задержалась: лето, свободного времени очень мало, занимаемся засолкой помидоров, огурцов. Грибов нынче мало-неурожай. Наварили варенья из малины, смородины, голубицы. А один раз я одна, без Михаила, съездила за дикой клубникой. Набрала, правда, не много, всего полведра, но она такая вкусная, душистая.
     Саша, у меня сейчас основная забота -  отвести свадьбу сына Юры. Много чего надо. Я имею в виду продукты, особенно мясо. С ним теперь не особенно хорошо- трудно купить. Но как-нибудь  справимся.
     Саша, тебя с сыном Женей только проводили в аэропорт, и в этот же день приехал мой брат Александр из Перми. Мы так сожалели, что вы с Женей так мало у нас погостили. И брат мой очень хотел вас увидеть. Александр погостил у нас 20 дней. Ездили они  с бабой Катей и в Куватку  к Марусе. Там брат с Павлом занимались сенокосом.  Саша теперь не выпивает, поэтому в деревне обошлось всё без спиртного.
     Саша, после твоего отъезда приходил к нам твой брат Женя. Рассказывает, что всё это время жил  в  Усть-Илимске, болтался там, нигде не работал.  Я его стала ругать,  сказала, что его разыскивает милиция, надо возвращаться в Иркутск и отбывать свой оставшийся срок " на химии" на кирпичном заводе, иначе посадят в тюрьму. Он обещал, что сам объявится  в милицию. Но я ему уже совсем не верю.
     Саша, может вы всё-таки приедете с женой Людмилой к Юре на свадьбу? Если да, то сообщите нам заранее. Бракосочетание Юры с Тамарой состоится 8 сентября.
     Как себя чувствует твой сынок Женечка?  Привет ему шлет дядя Миша.
     До свидания,целую крепко. Тетя Маша.               
                9 августа 1979 года".
     А в феврале 2019 года Марфа Андреевна позвонила мне по телефону и поделилась своей радостью: у внука Андрея, который живет теперь в Тюмени, родился еще один сын (её уже второй правнучек).
     Внук Максим живет в Новосибирске, женат, подрастает дочка, которая в следующем году пойдет в первый класс. Максим успешно работает в банковской сфере, семья приобрела просторную квартиру, автомобиль.
     Сын-первенец Сергея Евгений живет в Иркутске, часто навещает бабушку с дедом.
          Михаил Иванович тяжело болен: артериальная гипертония, ишемическая болезнь сердца, воспаленные суставы, донимают боли после неудачного падения с переломом бедра. Передвигается по дому с ходунками, но больше лежит в постели и нуждается в уходе. В феврале 2019 год госпитализирован в кардиологическое отделение с мелкоочаговым инфарктом миокарда, а в ноябре перенёс тяжёлый ишемический инсульт, обусловленный глубоким атеросклеротическим поражением мозговых сосудов. От его последствий он и скончался 9 декабря 2019 г. Похороны состоялись 12 декабря на кладбище деревни Куватка.    
 
     Сама Марфа Андреевна, несмотря на свой почтенный возраст (85 лет), еще активна: занимается домашним делами, содержит дом в чистоте, хлопочет на кухне,   в летнюю пору подолгу копается на грядках в огороде, выращивает в теплице помидоры, огурцы. Сообщила, что уже посеяла семена перцев, но обеспокоена их недружными всходами.
     Марфа Андреевна покинула этот мир под утро 29 мая 2023 г. на 90-ом году жизни. Осенью 2022 г. перенесла коронавирусную пневмонию, лечилась в стационаре, но так и не смогла оправиться от этой коварной инфекции. Сказался преклонный возраст, сахарный диабет. После выписки из больницы продолжали беспокоить одышка, кашель, частые срывы ритма сердца с приступами резкого удушья. Похоронена в Куватке, на деревенском погосте рядом с супругом Михаилом, невдалеке от  могилы матери Екатерины Никитовны и брата Анатолия Урезаловых.

Фото: Марфа Андреевна Урезалова (слева) с двоюродной сестрой Евдокией Дмитриевной(Дусей) Урезаловой (сидит) и односельчанкой Галиной  (в замужестве Оводневой), дер. Утузилка, начало 1950-х годов.

Фотографии к данным запискам смотри по ссылке  https://ok.ru/profile/562064181842/album/908269638738

(продолжение следует)


Рецензии