Александр Урезалов и Нина Тишина

    
         Мой дядя, Александр Андреевич Урезалов –  первенец  в семье бабы Кати, родился  2 декабря 1929 года.     После службы в армии в начале пятидесятых годов (служил он на Дальнем востоке)   перебрался   жить в      г.  Пермь и  женился на местной девушке Евдокии Григорьевне Двиняниновой , уроженке Кировской области (тетя Дуся родилась 5 марта 1932 г в деревне Каличи). От  механического завода, где он работал, получил двухкомнатную квартиру по улице Лиственной. Работники завода своими руками возводили этот дом в свободное от основной работы время. Вскоре,  14 мая  1956 г, у дяди Саши  и тети Дуси  родилась дочь Рая.
      К этому времени дядя Саша  уже болезненно пристрастился к спиртному. Начались трения и проблемы в семье. Жена Дуся настояла на разводе.  Жить продолжали в одной квартире, каждый занимая по комнате.
     Через некоторое время после развода дядя Саша перенес тяжелое заболевание -  инфаркт миокарда и по совету врачей  навсегда бросил пить и курить.  Но семейные отношения с бывшей женой так и не возобновились.
     Евдокия Григорьевна умерла  после хирургической операции на желудке по поводу опухоли 13 января 1991 года.
     Женская судьба Раи не сложилась,  но она  родила себе сына Алешу.
     В письме к моей маме в мае 2003 года Рая сообщала, что в конце этого года Алеше исполняется 19 лет. В 2002 году он окончил физико-математическую школу и поступил в пермский госуниверситет на  на механико – математический факультет.
     Выслала его фотографию: обаятельный молодой человек со счастливым, улыбающимся  лицом, а в руках -  только что полученный студенческий билет.
     Дядя Саша умер  в 1997 году в больнице.Коварная, неизлечимая   болезнь – опухоль легкого, проявила себя  неожиданно и резко. Время оперативного лечения было упущено. Пошли метастазы. Образовался пищеводно-бронхиальный свищ. Дядя Саша не мог есть, пища из пищевода попадала в бронх, вызывала удушье.    
     В последние дни его жизни рядом с ним в больничной палате были его дочь Рая и сестра Марфа, которая выехала  из Братска в Пермь после получения печального известия о тяжелой болезни брата.Привожу текст  адресованного  мне письма его дочери Раисы от  21 февраля 2005 года, в котором она упоминает о болезни своего отца:
      "Здравствуйте, Александр, Людмила и ваш сын Евгений!
     Пишет вам  ваша двоюродная сестра Рая из Перми. Большое спасибо за полученные  мной от вас письмо и высланную книгу о нашей родословной. Извините, что долго не отвечала.
     О том, что тетя Маруся умерла, я не знала. Мы только с ней и поддерживали отношения - писали друг другу. Очень жалко, что ее не стало.
     Саша, мы с вами никогда на протяжении жизни не встречались, но я из писем тети Маруси знала всё о вас, о вашей жизни, семье, о работе.
     Тетя Марфа Оводнева, когда приезжала из Братска в Пермь к папе в больницу, несколько раз упрекнула меня за то, что я раньше не сообщила ей о серьезной болезни своего отца и его тяжелом состоянии. Я спросила ее:
 "А что бы изменилось от того, что я сообщила бы эту весть вам пораньше? Последние полтора года отец  провел в больнице под присмотром  докторов. До этого дважды переболел воспалением легких. Регулярно лечился и был под постоянным наблюдением врачей, которые убеждали  меня , что болезнь его неизлечима. Я, как дочь, делаю для него всё, что могу и буду делать это  до его последнего дня жизни."
     Она ответила, что нужно было сообщить Саше -  т.е. вам, и вы бы спасли его. Может быть и правда, что вы, как врач,  всё можете? Не знаю...  В чудеса я не верю.      Не  обижайтесь, если написала резко. Я часто задаю себе этот вопрос и вижу перед собой тетю Марфу, которая посчитала, что я не всё сделала для выздоровления отца.
     Большое спасибо за высланную книгу. Очень интересно было читать о своих корнях  по линии отца. Я узнала много нового обо всех  вас. Ведь в жизни мне так мало приходилось общаться с родными отца. Последний раз я была в Куватке в 1972 году. Мне было в то время 16 лет. Хорошо помню дядю Павла, тетю Марусю,  свою двоюродную сестру Таню, брата Евгения и маленького Лёню. Жалко, что у Жени не сложилась жизнь, и он так рано ушел от нас.
     Саша, передайте всем родственникам, кто нас знает и помнит, большой привет.
     Мой сын Алеша учится на третьем курсе университета на программиста. Пока у него всё хорошо. Через два года окончит учебу и пойдет в Армию. Я этого  очень боюсь. Такое неспокойное время сейчас. Переживаю по этому поводу. Я уже на пенсии (вышла в 45 лет) , но работаю. На одну пенсию нам с Алешей не прожить. Вот такие у нас дела.
     Саша, мы вас всех помним и любим. До свидания. Рая и Алеша.21 февраля 2005 г."    
     Алексей окончил университет в 2008 г. 25 Августа 2012 г заключил брак с  Еленой, имеет сына Павла, работает программистом.
     Раиса Александровна Урезалова ушла из жизни 3 июня 2023 г. Её сын Алексей сообщил мне эту печальную весть 26 июня.
     "Смерть мамы была для нас неожиданной. Месяца 4 назад у неё после еды появилась тяжесть в области желудка. Но она не придала этому большого значения:  никогда не любила лишний раз обращаться к врачам. К середине апреля самочувствие её ухудшилось: появились сложности в приеме пищи, беспокоили боли в животе, похудела. Мы с ней обратились к врачу. Сделали кучу анализов. Но ничего необычного не нашли: анализы крови, мочи, биохимические показатели были нормальными или около нормы. Выписали лекарства. Маме стало полегче. И мы как- то успокоились. А в конце мая ей снова стало плохо, совсем не стало сил, появились сильные боли в животе. Вызвали "скорую".  Врач заподозрил непроходимость кишечника. Отвезли её в больницу, несколько дней обследовали. Выявили онкологию со стороны поперечно-ободочной и прямой кишки в запущенной стадии. Затянула она свою болезнь!
     2 июня утром ей сделали операцию.  А 3-го числа днем мне позвонили из больницы  и сообщили, что мама умерла после операции от эндотоксического шока на фоне онкологического заболевания".
      
     Тетя Нина после отъезда из Утузилки  несколько лет прожила  в Перми, в  семье  своего брата  Александра Андреевича, работая на заводе.
     Родилась Нина Андреевна  в 1935 году четвертым ребенком в семье.  Училась в начальной школе в  своей деревне. Семилетку заканчивала в поселке Атубь, что километрах в восьми-десяти от Куватки вверх по течению реки Ия.
     Смотрю на фотографию 1950 года. На ней - моя мама со мной, младенцем, на руках, ее брат Анатолий, а на заднем плане пятнадцатилетняя тетя Нина. В простеньком цветастом платьице, русоволосая, с легкой ямочкой на подбородке, с красивой лебединой, как у балерины, шеей, которой она на протяжении всей жизни почему-то безосновательно тяготилась, прикрывая ее то воротничком свитера  или водолазки, то шарфиком, то платочком.    
      В детском и подростковом возрасте ей, как и  другим детям бабы Кати, приходилось,  в связи с отсутствием отца в семье, много работать по хозяйству, помогать матери по дому.
     Однажды, тетя Нина везла на лошади воз сена. Предстояло переехать небольшой мост, переброшенный через каменистый овраг. Неожиданно, лошадь резко дернулась и понесла. Тетя Нина не удержалась, упала с воза  на дно оврага и так ушибла голову о камни, что получила сотрясение головного мозга.
     Тетя Нина долго болела,  а последствия  черепно – мозговой травмы – частые и сильные головные боли, преследовали ее всю жизнь.
     Был случай, когда тетя Нина чуть не лишилась глаза.
     Работая на сенокосе, она по неосторожности накололась на вилы. Острие их глубоко вошло в глазницу через верхнее веко. Отчаянию молодой девушки не было предела. Мысль о потере глаза была для нее невыносимой. Позднее она призналась родным, что в первые дни после травмы глаза ее не раз посещала мысль  уйти из жизни. Но все  закончилось удачно. Глазное яблоко не пострадало, а мягкие ткани глазницы  вскоре зажили без последствий.
     В тете  Нине  меня привлекали  ее душевная доброта, ласковое обращение со мной, деликатность  и простота в общении.  Ребенком я  всегда тянулся к ней.
     Шел май 1961 года. Нина Андреевна приехала из Перми на период отпуска в Куватку погостить, увидеться с сестрами, своей матерью.
     Впрочем, как я полагаю, была еще одна веская причина приезда тети Нины в деревню.
     Год назад, так же проводя свой отпуск в нашей семье, она познакомилась и сблизилась с нашим соседом  Мисориным Анатолием Милентьевичем.
     Сосед был высок, строен, обаятелен, но несколько замкнут, долго холостяковал. Перевалило за  тридцать, а он  всё был не женат.
     По деревне даже ходили досужие слухи с намеком на его мужской изъян. 
     Людская молва дошла и до матери Анатолия, бабки Фёклы, на что та  в кругу своих односельчанок  по этому поводу как-то  проронила:
     «Я как-то,давеча, спрашивала Толю. Он ответил  мне, что если   кто-то из деревенских баб  сомневается  в его  мужских способностях, пусть с ним   ляжет».
     Этого было достаточно, чтобы деревенские пересуды прекратились.
     В прошлый приезд Нина Андреевна весь отпуск провела с Анатолием.   
     По вечерам они часто  совершали прогулки, посещали  деревенский клуб, были на танцплощадке.Тетя Нина  не отвергала его ухаживаний. Ее привлекал этот немногословный,  довольно угрюмый, но  привлекательный и располагающий к себе мужчина. Верно подмечено, что молчаливый всегда красивей и загадочнее говорящего.
     Все родные считали, что Анатолий  всерьез увлечен   Ниной, и  та отвечает ему взаимностью.
     Мне не известны все обстоятельства дела, но отпуск закончился, и  Нина Андреевна и уехала   к себе домой.
     Не могу сказать,  состояли ли они в переписке между собой,  но в письмах к моей матери Нина Андреевна  иногда справлялась об Анатолии, интересовалась подробностями его жизни.
     И вот она снова у нас в деревне.   
     Но  стало очевидно, что прежней теплоты отношений  с соседом   уже  нет. Часто по вечерам, когда   тетя Нина  возвращалась со свидания с Анатолием, на ее глазах мы замечали слезы, а по ночам  мама не раз  слышала, как тетя Нина рыдала в подушку. Их встречи становились все реже и реже, а вскоре  и вовсе прекратились.
     К концу 1960-х годов, на четвёртом десятке, Анатолий женился на односельчанке, дальней родственнице моего отца - Татьяне Федоровне Рябцевой, дочери Федора Евдокимовича Рябцева - двоюродного брата моего деда Мины Петровича. Но их брак оказался недолгим. Своё семейное счастье и домашний уют он нашел позже с женщиной, приехавшей в Куватку из Белоруссии.Родили дочь - красавицу. Умер Анатолий Мисорин в 2008 году от последствий инсульта в возрасте 76 лет.
     Перед возвращением в Пермь тетя Нина  должна была еще навестить  бабу Катю в Чунском районе.    Она не знала, что эта поездка станет решающей в её девичьей судьбе. В дорогу  к бабушке напросился и я.
      До Братска (до Анзёби) мы  долго добирались на попутных машинах, а от Братска до железнодорожной станции "Сосновые родники"(в то время она называлась "Сосновка" или просто "14-ый разъезд") ехали поездом.
     Здесь, в вагоне,  тетя Нина и познакомилась с  попутчиком - симпатичным и говорливым парнем  Александром Тишиным из Новосибирска, который с компанией молодых людей возвращался  домой из служебной командировки.Попутчики  всю дорогу пили вино, пиво, много и шумно беседовали между собой  и оказывали знаки внимания  тете Нине. Молодая, улыбчивая, пригожая блондинка привлекла  особенное внимание  одного из парней – Александра. Общительному, обаятельному парню  до такой степени удалось расположить к себе девушку, что та   сообщила ему свой домашний адрес, который  Александр тотчас записал  в свою записную книжку.
     Через несколько часов объявили нашу станцию. Мы вышли на перрон, Александр помог вынести вещи, попрощался с нами, и  веселая, шумная компания молодых людей продолжила свой путь.
     Тетя Нина не придала серьезного значения этому дорожному случайному знакомству и скоро  вовсе забыла о нем.
     Но, по возвращении домой в Пермь, неожиданно для себя, обнаружила в почтовом ящике  письмо от Александра.
     Помню, тетя Нина никак не могла  вспомнить, который из парней -  Александр,  и в одном из писем к нам в деревню  просила  меня напомнить ей.     Между ними завязалась переписка.
     Вскоре Александр приехал к тете Нине в Пермь и предложил ей выйти за него замуж.В 1962 году состоялось их  бракосочетание.
     Тетя Нина переехала в Новосибирск к мужу и прожила с ним всю свою жизнь.
     Через год после свадьбы у них родилась дочь Галина.
      Все было бы неплохо, если бы  дядя Саша не увлекался спиртными напитками.  Это  не могло не отражаться на их взаимоотношениях и  не отравлять семейную атмосферу.
     Несколько лет назад  Нина Андреевна овдовела.  Вместе с ней жила ее внучка Валерия – подросток, дочь Галины.     Тетя Нина все последние годы еще продолжала  работать, несмотря на свое нездоровье и почтенный возраст.
     Я не  встречался с  тетей  Ниной с 1967 года, с момента, когда мы с бабой Катей гостили в ее семье.
     У тётки в то время только что родился второй ребенок, сын Сергей, и баба Катя решила оказать  дочери помощь по уходу за ребенком.
     Правда, рядом с тетей Ниной была ее свекровь Соня, но взаимоотношения с ней были не всегда ровными и безоблачными.
     Помню, как мы  с дядей Сашей ходили купаться на берег Оби, ездили на экскурсию в Академгородок,   смотрели балет «Жизель» в  Новосибирском  уникальном по  красоте и  архитектуре театре оперы и балета.  Я впервые в жизни был на балетном спектакле, впервые слышал игру симфонического оркестра, меня поразили красота и изящество балетного танца, до глубины души тронула замечательная музыка Адана.
      В последние годы мы общались  с тётей только по телефону, я звонил ей на квартиру накануне праздников, поздравлял с днём рождения, справлялся о её здоровье. Нина Андреевна была больна, страдала сахарным диабетом, артериальной гипертонией и чувствовала себя неважно. Вместе с ней жил её  сын Сергей, который пристрастился к спиртному, зачастую нигде не работал, потерял семью. Бывшая жена Сергея  с ребёнком живёт в  Рубцовке  в Алтайском крае.  Тётя Нина  сильно  расстраивалась, переживала   за сына, сама донашивала старые вещи, порой жила впроголодь, но  содержала Сергея на свою небольшую пенсию. Душевного покоя у неё не было!
       Хочу привести одно из её  писем моей матери, полное тревоги и переживаний:

      «Привет из Новосибирска. Здравствуйте, мои дорогие Маруся, Павел, Лёша и его семейство. Первым долгом сообщаю, Маруся, что посылку с салом от вас получила. Дошла благополучно. Спасибо вам за вашу помощь.
      А сейчас коротенько о себе. Живу трудно. Работаю еще, хотя здоровье совсем неважное, чувствую себя порой очень плохо. Пенсия маленькая, работающим пенсионерам не добавляют, надо увольняться. Хватит, рабочего стажа у меня и так более 45 лет. Моя пенсия почти вся уходит на квартплату, а на что питаться – не знаю. Сын Сергей работает, но денег от него я не вижу, а с меня тянет: то на курево, то на проезд. Он работает далеко от дома. Мое предприятие разваливается, зарплату не платят совсем. Работники подали на администрацию в суд, но и по суду ни рубя не выплатили. Думаю, что всё бесполезно, пропадут мои труды. Уволиться и искать другую работу я не могу: не пройду медкомиссию, врачи не пропустят с моим слабым здоровьем. Но как-то жить надо. Слава богу, картошка, капуста есть, овощи наросли на огороде. Вот сало от вас получила очень кстати, мне его на целую зиму хватит. Буду им суп заправлять.
     Маруся, ты просишь, чтобы я приехала к вам в гости и предлагаешь деньги на дорогу. Мне очень хочется побывать у вас, увидеть вас всех. Но не могу. На кого же я квартиру брошу? Боюсь, что останусь без крыши над головой. Сергей совсем запился, я ему совсем не доверяю. Он или спалит её или пропьёт. Стал настоящим алкоголиком. Я его постоянно уговариваю закодироваться, но он лечиться не хочет. Пьёт по-страшному:  пока всю зарплату не спустит до последнего рубля, не остановится. Он меня вконец измучил.
     До свидания. Март, 2001 г.»

       Дочь Нины Андреевны Галина работает в одной из городских больниц старшей медицинской сестрой, вышла замуж за врача-хирурга Котова Аркадия.
       Внучка её Валерия окончила курсы поваров и работает кондитером, заочно учится в техникуме.      
       30 ноября 2008 года раздался телефонный звонок,  мне звонила из Новосибирска   дочь тёти Нины  Галина. Её слова точно ножом полосонули  по моему сердцу.  Галина сообщила, что   полчаса  назад  возвратилась с кладбища, с похорон. Умерла Нина Андреевна. Накануне долго кашляла, плохо себя чувствовала, но  всё откладывала проведение флюорографии грудной клетки и визит к врачу.   Только через месяц на рентгеновских снимках  выявилась правосторонняя  пневмония, отягощённая сахарным диабетом.         
       Госпитализирована  в больницу, получала сильные антибиотики, длительно температурила, сильно ослабла, была крайне истощена ( при росте 157 см весила всего 46 кг).  Врачи не исключали  рак правого лёгкого. Дважды проводилась бронхоскопия,  убедительных данных за опухоль  бронха не выявлено.  Лечение было малоэффективным. Выписана из больницы домой, а через сутки 28 ноября в 23 часа наступила остановка сердца.
       На вскрытии диагноз опухоли лёгкого не подтвердился, обнаружены остаточные явления правосторонней пневмонии и резкая дистрофия всех внутренних органов.  В свидетельстве о смерти врачи  указали странную для ещё не совсем старой ,  73-летней женщины и теперешних неголодных времён   причину смерти: «старческое истощение (астения)».
       Похоронена Нина Андреевна на одном из новосибирских кладбищ невдалеке от могилы мужа Александра Тишина. Сын Сергей после смерти матери устроился в фирму на работу охранником.

-------------------------------------------------------
* Уникальное здание Новосибирского  театра оперы и балета является памятником архитектуры федерального значения. Строительные работы по возведению театра начались в 1931 году. Первое представление состоялось в 1945 г. Реконструкция большого зала театра продолжалась в течение двух лет на федеральные средства и закончена в ноябре 2005 г. Затрачено более миллиарда рублей. И теперь театр оснащен самым современным сценическим  оборудованием, световой и лазерной техникой.

Фото:Тетя Нина с супругом Александром и дочерью Галиной. Надпись на фото: "На память от Нины , Саши и нашей дочери Галины. Ей здесь один год, три месяца и десять дней. 16.03.1963 г"

Фотографии к данным запискам смотри по ссылке  https://ok.ru/profile/562064181842/album/908269638738

(продолжение следует)


Рецензии