Чудесный островок в Кремниевой долине

Я снова вижу голубой далёкий свет
Прекрасным принцем мне является балет
Он позолоченную туфельку даёт
И за собою в миp загадочный ведет
Илья Pезник

   Честно признаюсь, что балет привлёк меня не сразу, значительно позже, чем многих других. С годами стал увлекаться “Татьяной”, “Кармен”, “Золушкой”, “Спящей красавицей” и даже “Семью красавицами”.

   Что касается моей жены Юли, тут уже любовь к балету была с раннего возраста. Как-то она рассказала: “Однажды в Ташкент приехала известная балерина Майя Плисецкая. Мы с подружками учились в старших классах и буквально обо всем на свете забыли. В первый день мы пошли в театр оперы и балета имени Навои на балет “Лебединое озеро” с её участием, на второй день были на концерте, где Майя Плисецкая исполняла своего “Умирающего лебедя”. После концерта мы долго ждали известную балерину возле театра и были счастливы задать ей несколько вопросов”.

   Когда я встретил Юлю в школе молодых журналистов при молодежной газете, она была студенткой Ташкентского педагогического института иностранных языков.Её “притягивал” к себе отдел искусства и литературы.

  По-настоящему наша семья влюбилась в ... Балет Сан-Хосе, что в штате  Калифорния. Бабушка Юля с внучками пересмотрели  многие замечательные, яркие балетные постановки. Не остались в стороне, когда приезжали в наш город гости-коллективы Мариинского театра, Екатеринбургского балета, Московского театра классического балета.

   Но тут, скажу, была одна особенность: бабушка и внучки смотрели и любовались, а потом шли домой обсуждать и отдыхать. Мне же приходилось садиться за письменный стол. В наших местных газетах я старался рассказать о хореографах, балетмейстерах, танцорах и даже о дежурных медиках: танцы без травм не бывают. Не забывал и об известных русских артистах балета, “русских корнях” американских танцоров. Словом, балет украшал  нашу жизнь и скучать не давал.

   Но вот однажды я получил очень интересное письмо от читателя из Москвы:

  “И ты, Брут! Я удивляюсь, когда знатоки и почитатели русского балета зацикливаются на одних и тех же именах. Конечно, великих, но равновеликих еще одному незаслуженно полузабытому имени Леонид Мясин. Борис, у Вашей приемной матери Америки его имя числится в когорте “Великих русских в Америке”. В СССР полузакрыто распространялся журнал “Америка” на русском языке. И периодически в его номерах были материалы, посвященные нашим соотечественникам, жившим и внесшим весомый вклад в развитие культуры в этой стране. Помню почти подряд два номера журнала были посвящены Рахманинову и Мясину. Слава Богу, что руководство Большого снизошло до постановки его балетов, восстановленных Леонидом (Лоркой) Мясиным-младшим. Не относите мою эскападу лишь на родственные чувства, в балете в отличие от оперы, я кое в чем разбираюсь. Но Вам за популяризацию нашей национальной гордости говорю – спасибо.
С уважением, Евгений Борисович Мясин”

   Послание близкого родственника известного русского артиста балета и хореографа воодушевило меня. Да и тема “История русского балета” сама по себе интересная и, на мой взгляд, ещё недостаточно раскрыта.

Парящая над сценой балерина,
как будто птица рвётся в облака,
вдохнув Ассолью со странички Грина
романтику высокого стиха.

Она живёт балетом. Вся в движеньи,
порхает словно бабочка, легка,
и взмахом рук волшебное мгновенье
несёт своим искусством сквозь века.
Наталья Кухтина    

    В Княжестве Монако произошло важное событие. Были выпущены почтовые марки, посвященные столетию "Русского Балета Дягилева". Согласитесь, не каждой, даже очень известной танцевальной труппе, выпадает такое счастье.

     В России, в старинном городе Пермь, где родился знаменитый реформатор русского балета, появилась прекрасный памятник Сергею Дягилеву работаы известного скульптора Эрнеста Неизвестного.

     Мы знаем, что случайного на свете ничего не бывает. В чем тут секрет?

    Сергей Дягилев при покровительстве императорского двора России и влиятельных лиц в светских кругах Франции приступил к организации “Русских сезонов” – русского балета за рубежом. В апреле 1911 года на сцене оперного театра Монте-Карло (княжество Монако) состоялись первые спектакли труппы “Русский балет Дягилева”. В неё вошли балетмейстеры, хореографы и танцовщики из Мариинского театра и Большого театра. С хореографией Михаила Фокина с триумфом прошли балеты “Подводное царство” (из оперы “Садко”), “Призрак розы”, драматический балет “Петрушка”.

     Популярность пришла быстро. “Русскому балету Дягилева” рукоплескали в Париже, Риме, Лондоне, Нью-Йорке. На сцене Метрополитен-опера с успехом проходили выступления балетной труппы артистов русских императорских театров, в числе которых были Анна Павлова, Михаил Мордкин, Лидия Лопухова и Александр Волин. Выступления артистов и их балетные постановки такие, как “Сон  маркизы” на музыку Моцарта, способствовали пробуждению интереса зрителя к балетному искусству.

    Через  четыре года в Нью-Йорке гастролировала труппа Сергея Дягилева "Русский балет". Выступления артистов и их балетные постановки такие, как "Сон  маркизы" на музыку Моцарта, способствовали пробуждению интереса зрителя к балетному искусству.

    В то время все русское вдруг стало модным: русская одежда, русская кухня, русская музыка и даже… русские имена. Английские танцовщики,которых пригласил Дягилев,взяли себе русские имена. Так,Петрик Хили Кей-стал Антоном Долиным, Эликс Маркс-Алисией Марковой, Хильда Маннингс - Лидией Соколовой.

     Русские балетные сезоны решили судьбу одного юноши -сына британского дипломата. Он был так потрясен танцем примы-балерины Анны Павловой, что решил стать танцовщиком. И вот тут, в 19 лет, делает первые шаги в балете у Леонида Мясина, одного из лучших хореографов Сергея Дягилева.

     Затем попадает в руки Брониславы Нижинской. Танцевать начал в балетной труппе Иды Рубинштейн. Тут он сменил имя,это было модно, и стал Фредериком Аштоном. Со временем получил должность главного балетмейстера труппы "Нинетт де Валуа", которая стала главной в Королевском балете Великобритании, и рыцарский титул - "Сэр".

     Русский балет стал главным в жизни и деятельности Сеpгея Дягилева, мецената, пропагандиста русской культуры.

   - Чего он хотел?- писал исскуствовед P.Брюссель.- Tри определенных вещи: открыть России, открыть Россию миру, открыть мир-новый-самому себе. И это при помощи средств самых простых,самых прямых и самых легких: через живопись, через музыку, и только позже он осмeлился сказать-через танец.

     Со временем репертуар стал более разнообразен-тут и "Жар птица" Стравинского, и "Половецкие пляски"(из оперы Бородина "Князь Игорь"), и cюита Римского-Корсакого "Шехеразада", и "Спящая красавица" Чайковского. Дягилевский балет стал первым явлением русской культуры,вырвавшимся в мировое пространство. 

     Теперь о Леониде Мясине.Он родился в Москве, в семье музыкантов. Его отец — Федор Афанасьевич Мясин, был валторнистом оркестра Малого театра. Мать — Евгения Николаевна, был хористкой Большого театра.

     В возрасте 8 лет он поступил на балетное отделение Московского театрального училища. Будучи учеником много выступал на сцене Большого театра, в том числе в своей первой роли Черномора в опере «Руслан и Людмила» Михаила Ивановича Глинки. Одновременно участвовал в драматических спектаклях Малого театра, а также начал серьезно заниматься живописью в школе А. Болыпакова и игрой на скрипке.

     В 1915 году дебютировал в труппе Сергея Павловича Дягилева в качестве балетмейстера-постановщика. Леонид Федорович поставил более 70 одноактных балетов. Среди лучших постановок дягилевского периода: «Волшебная лавка» , «Треуголка», «Весна священная».

   - Леонида Дягилев увез из России в январе 1914 года,- дополнил меня Евгений Мясин, чей отец был двоюродным братом Леонида Мясина.  Евгений - писатель, научный работник. Живет в Москве.- Там он заменил Нижинского как танцора. Первые два года в труппе Дягилева он только танцевал. А занявшись хореографией, еще долго оставался на сцене не превзойденным жанровым танцовщиком. Прочитайте его книгу "Моя жизнь в балете". А его остров в Италии приобрел в свое время Рудольф Нуриев, тем самым признав влияние Леонида Мясина на свое искусство. Помню почти подряд два номера журнала "Америка" были посвящены Рахманинову и Мясину. Слава Богу, что руководство Большого снизошло до постановки его балетов, восстановленных Леонидом (Лоркой) Мясиным младшим.

     Два слова о Вацлаве Нижинском. Он родился в Киеве, мой земляк,в семье танцовщиков Элеоноры Береды и Фомы Нижинского. Каждому понятно, что и балетом начал заниматься с раннего детства. Потом его путь лежал в Петербургское театральное училище и затем прямо в Мариинский театр. Среди его партнерш были знаменитые примы-балерины-Анна Павлова, Матильда Кшесинская, Тамара Карсавина.

     Интересно,что пройдут многие годы и на сцене миланского театра легендарный  русский танцовщик Михаил Барышников сыграет роль другого великого русского артиста Вацлава Нежинского в спектакле "Письмо человеку" американского драматурга Роберта Уилсона.

     В качестве художников-декораторов Сергей Дягилев привлекал передовых художников Европы - Павло Пикассо, Андре Дерена, Коко Шанель, русских авангардистов-Наталью Гончарову, Наума Габо, Михаила Ларионова. Сотрудничал он и с известными композитарами тех лет-Рихардом Штраусом, Морисом Равелем, Сергеем Прокофьевым,Игорем Стравинским.

     В 1924 году группа солистов балета Мариинского театра выехала на гастроли в Германию. Четверо из этой поездки не вернулись, в их числе были Георгий Баланчивадзе (Джордж Баланчин) и Александра Данилова. Импресарио Сергей Дягилев нашел их в Англии и пригласил в свою балетную труппу.

     В 1929 году умер Сергей Дягилев. Знаменитая труппа распалась. На базе ее был создан “Русский балет Монте-Карло”, где балетмейстером стал Рене Блюм. Но некоторые танцоры решили покинуть гостеприимное Княжество Монако. Так, ведущий солист балета Сергей Лифарь (Лифаренко) поехал во Францию и возглавил балет при парижской Гранд - Опере. Прима-балерина Матильда Кшесинская открыла свою студию в Дании.

     Джордж Баланчин, Александра Данилова и другие танцоры направились в Америку. Во многих больших городах США стали создаваться балетные школы. Одна из первых открывается в Нью-Йорке. Вскоре принял первых своих поклонников и Нью-Йоркский городской Балет. Конечно, у истоков школы и театра стоял русский балетмейстер Джордж Баланчин.

     В конце тридцатых годов в Нью-Йорке создается и "American Ballet Theatr". Одно время его художественным руководителем был Михаил Барышников. В репертуаре театра были постановки на музыку русских композиторов. В разные годы на его сцене выступало немало звезд, и среди них были бывшие солисты Мариинского театра и Большого театра.

     Пройдут годы и на этой сцене будет танцевать уже другое поколение представителей русского балета: солист труппы Московского классического балета Владимир Малахов, обладатель Гран-при в Париже и народная артистка России и Грузии, прима-балерина Большого театра и "American Ballet Theatr" Нина Ананишвили.

“ТУТ РУССКИЙ ДУХ, ТУТ РУСЬЮ ПАХНЕТ”

     К чему вся эта история балета? Какое отношение имеет она к известному американскому балетмейстеру Деннису Нахату? Я живу в Сан- Хосе в центре Силиконовой долины, известной во всем мире своими высокими технологиями, и смело могу сказать: да самое прямое к нему и известной в мире искусcтва балетной труппе в Силиконовой долине.

     Но все пусть будет по порядку.

     Говорят, что большой талант проявляется с детства. В восемь лет мама записала маленького Денниса в музыкальную школу. Через несколько лет его с удовольствием приняли и в школу танцев. Танцы заняли главное место в жизни симпатичного юноши. Его принимают в престижную Джульярдскую школу, которая находилась в нью-йорском Линкольн-центре.

     Учителя были замечательные. Но особенно запомнилась известная в прошлом балерина и прекрасный педагог Мадам Анна Соколова.Кстати, на отделении исполнительного искусства этой школы, в классе педагога Розины Левиной-выпускницы Московской консерватори, учился студент Ван Клиберн-в будущем известный во всем мире музыкант.

     Мадам Соколова родилась в семье иммигрантов. Рано увлеклась балетом. Танцевала в Нью-Йорке, Бостоне и в других городах Америки. Стала балетмейстером. Одно время жила в Израиле. Помогала в создании балетных школ.  В Америке широко отметили столетие со дня рождения Анны Соколовой.

   - Мой педагог привила мне любовь к русскому балету, к русской классической музыке. Любовь, которая крепко запала в мое сердце,- рассказывал Деннис. - Моя карьера cложилась удачно, во всяком случае могу так считать, потому что меня приняли сначала в "City Center Joffrey Ballet" в Нью-Йорке, а затем в один из лучших балетных театров -"American Ballet Theatr".

     Тут было много русских звезд и было у кого учиться классическому танцу. К примеру, у бывших солистов Мариинского театра Михаила Барышникова, Рудольфа Нуриева и Натальи Макаровой. Часто сюда приглашались известные балетмейстеры и хореографы, среди них всемирно известный Джордж Баланчин.

     Прямо, как у Пушкина: "Тут русский дух, тут "Русью" пахнет".

   - Я был очень счастлив, когда мне довелось танцевать главные партии в балетах русских композиторов: "Щелкунчике", "Спящей красавице", "Ромео и Джульетте". В труппе царили творческая атмосфера, взаимопомощь и поддержка. Театр был настоящей кузницей первоклассных танцоров, хореографов и педагогов. Здесь я сделал первые шаги и как хореограф. Мне доверили постановку балетов.

     Известно, что жизнь солиста балета на сцене недолговечна. Это врач, компьютерщик, садовник могут работать в своей области хоть до ста лет, но не танцор. Что делать дальше? Например, бывшая ведущая балерина из престижного "Santa Clara Ballet" Джесика Маллен  сейчас является одним из лучших офицеров полицейского департмента Сан Хосе.

     Вот и еще один пример. Однажды я встретил  прекрасную ,стройную и красивую молодую женщину во время посещения  кабинета врача-физиотерапевта. Ее звали Мишел Финнер. Она подробно объясняла и чудесно показывала, как выполнять то или иное упражнение. Мишел была настоящей волшебницей. За сравнительно короткий срок под  "волшебством" моего доктора я уверенно начал преодолевать различные тесты, связанные с совершенствованием баланса, укреплением мышц, значительно улучшилось настроение. Как- то мы разговорились. Более двенадцати лет она упорно занималась балетом. Когда завершила свою танцевальную карьеру, решила осуществить свою заветную мечту: стать врачем физиотерапервтом. И уже несколько лет Мишел занимается вторым любимым делом.

     НО эта проблема не стояла и перед Деннисом. Ведь у него был уже опыт работы в области хореографии. Вместе с коллегой по театру он создает в Кливленде, штат Огайо, балетную школу. Труд педагога в этом деле далеко нелегкий. Но он его полюбил.

     Следующий шаг - создание труппы "Ballet Cleveland". Пошли первые постановки. Казалось, живи и радуйся. Но творческая натура не терпит покоя, не любит простоя. Деннис решил создать необычный коллектив. Необычным он был потому, что работать труппа должна была на два "дома" - в двух городах: Сан- Хосе, Калифорния и Кливленд, Огайо. Назвали труппу - "San Jose Clevеlаnd Ballet".

     Двадцать театральных сезонов выдержали Деннис и его  балетная команда, летая между этими двумя штатами. Прямо "летающая" труппа. Но ничего не бывает вечного. Пришло время, и она "приземлилась". Родным городом выбрали Сан- Хосе. Сейчас труппа носит название "Ballet San Jose”.

     Как-то на одной из репетиций Деннис познакомил меня с приятным человеком.

   - Это наш гость,- сказал он.- Доцент кафедры классического танца Академии хореографии при Большом театре Александр Бондаренко. В Дании проходил международный конкурс педагогов классического танца. Меня просто покорил учитель танцев из России. Ох, какая у него методика! Конечно, я не удержался и пригласил Александра поделиться своим опытом с нашими танцорами. Я знал и другое, что среди победителей международных конкурсов артистов балета было немало учеников мистера Бондаренко.

     С Александром мы провели целый день: говорили о Москве, о балете.

   - Нахат отлично знает русский балет, русскую хореoграфию. Нам есть о чем c ним поговорить и есть чему поучиться друг у друга. Такие встречи обогащают нас,- делился Александр.

     Через год в Сан Хосе я встретился и с музыкальным руководителем Академии русского балета имени Агриппины Вагановой Валерием Овсянниковым.

   - Это не первый мой визит и не первая встреча с Деннисом Нахатом. Приятно, что он, большой американский балетмейстер, является и большим поклонником русского балета.

     Контакты с балетными труппами России стали славной традицией. В Сан Хосе был настоящий праздник балета, когда здесь выступали известные танцоры Мариинского театра, Московского балета класическоого танца, Московского балета и Екатеринбургского балета.

     Помню  такой случай.Я в то время работал офицером службы безопасности во Флинт- центре в Купертино(округ Санта Клара).Сюда на гастроли “приземлился” Московский классический балет с богатым репертуаром,большим коллективом балерин и танцеров,но вот переводчика дома "забыли".Кто-то заболел,кто-то просто не смог приехать по семейным обстоятельствам.Москвичи,наверное, не поняли,что без переводчика, как без воды:"и ни туды, и ни сюды".Кто-то из работников Флинт-центра указал на меня,мол,он может помочь,хорошо говорит по-русски.Я был бы рад и посчитал бы за честь помочь Московскому балету,но совмещать было не принято.Мог бы потерять основную работу.

     -Но,может быть,знаете кого-либо,кто смог бы поработать переводчиком? -обратился ко мне руководитель.

    Позвонил племяннице Яночке.Рассказал о необычной проблеме московского балета.

 -  Но я не знакома с балетной терминологией,спецификой перевода,-сказала она.- Я же окончила факультет русского языка и литературы.

  - Думаю,что стоит попробовать,- сказал я.

    И Яна первый раз попробовала себя в роли переводчика.Все были рады.И это  было закономерно.По жизни:за что бы Яна ни бралась,все получалось.


    БОГАТОЕ НАСЛЕДИЕ

     Вы знаете, что мне всегда любопытно: откуда та или другая солистка или танцор? Интересно, каковы истоки и к тому же - есть ли "русские корни"?

     Имя Карен Габай хорошо известно в балетном мире. Она победитель многих международных конкурсов артистов балета. Была в главных ролях в "Atlanta Ballet", "Ballet Nuero Mondo de Karakac" и во многих других.

     Она тацевала со звездами русского балета Рудольфом Нуриевым, ведущим солистом Большого театра, Народным артистом России Николаем Цискаридзе.

     Более 25 сезонов Карен - прима-балерина Балета Сан Хосе. На ее счету и немало балетных постановок.

   - Все что у меня есть, всему чего достигла, я обязана "Школе американского балета". Много тогда у нас работало русских учителей,- рассказывала Карен. - Среди них была педагог Александра Данилова и балетмейстер Джордж Баланчин, который стоял и у истоков нашей школы. Здесь познакомили меня с русским балетом. Заботливо передавали свое мастерство. Помогли стать настоящей балериной.

     Познакомился и с молодой балериной Каленой Опдайк. Первые шаги в балете она сделала в родном городе Монтерее  у Мадам Киры Ивановской.

   - Ее отец был адмиралом Царского военно-морского флота.Пришла революция, и семья вынуждена была бежать во Францию. В Париже Кира "заразилась" балетом. Искала и нашла себе учителей: бывших солисток Мариинского театра Людмилу Егорову и Большого Театра Марию Невельскую.

     Это была настоящая "академия" русского балета. Вскоре Киру пригласили в Русский балет Монте-Карло. Мне очень повезло, - рассказывает Калена,- что судьба свела меня с таким чудесным человеком и прекрасным педагогом.

     Балерине Нине Новак выпала тяжелая судьба. Ее отца и брата немцы уничтожили в Освенциме. В газовой камере оборвалась жизнь и балетмейстера Рене Блюма, который долгие годы трудился в Русском Балете - Монте Карло. Нина чудом осталась жива. Полюбила балет. Танцы стали целью ее жизни. Помогли ей выжить. После войны стала прима-балериной Русского Балета Монте -Карло, "Нью-Йорк Сити Балет". Выйдя замуж, Нина уехала в Венесуэлу. В Каракасе открыла русскую балетную школу.

   - Я счастлива, что училась у нее, - рассказывала Ирена Иши. В Америку я поехала за своим будущим. Сколько было радости, когда меня приняли в Балет Сан Хосе.

     Однажды после балетного спектакля, меня познакомили с двумя бывшеми танцорами национального балета Кубы, ныне солистами Балета Сан Хосе и сказали: с ними можно говорить по-русски.

   - Моя учительница Марика Безобразова,- вспоминал Андреан Торнe,- была дочкой царского генерала. После революции оказалась в Дании. Здесь она познакомилась с приближенной имераторского двора, бывшей солисткой Мариинского театра Матильдой Кшесинской, школа которой славилась по всей Европе. Марику стали приглашать многие балетные труппы. В Монако Мадам Безобразова создала Академию танца, я и стал ее учеником. Учиться у нее было тяжело и в то же время получал большое удовольствие.

     Когда танцевал Роберто Алмагаер, мне казалось, что в нем заложена динамо-машина. Его энергии не было ни конца ни края. Когда в Гавану приехал брат известной балерины Майи Плисецкой - Азарий, они подружились и стали учить друг друга не только танцам, но и языкам: русскому и испанскому. Азарий пригласил кубинца в Москву.

   - Я люблю музыку Чайковского и Бородина. Она всегда, - говорит Роберто, - напоминает мне Большой театр, мою учебу у известных танцоров России.

     Уже много лет Рони Малер - заместитель директора Балета Сан Хосе и преподает в балетной школе.

   - Учила меня танцу бывшая балерина Большого театра Мария Юрьева. Часто помогал муж - Вячеслав Свобода, бывший солист Большого театра, - рассказала она. - В Нью-Йорке, у Мадам Юрьевой была своя русская балетная школа. Как лучшую ученицу, она рекомендовала меня в Русский Балет Монте - Карло, где балетмейстером был Джордж Баланчин. С другим величайшим русским танцором и балетмейстером Михаилом Барышниковым, я встретилась в "Американском балетном театре". Oн был художественным руководителем. На этой сцене я танцевала с такими прославленными танцорами, как прима-балерина Мариинского театра Наталья Макарова и главный танцор Большого театра Александр Глазунов.

 НОВЫЙ СОЛИСТ БАЛЕТА

     В Балете Сан Хосе немало танцоров из разных стран. Здесь настоящая "Организация Объединенных Наций"- юноши и девушки из Аргентины, Испании, Австралия, Канады, Китая, Германии, Дании,Японии, Вьетнама,Венесуэлы,Кубы, Франции.

     С большим мастерством танцевали здесь представители нового поколения танцеров России - солистка Мариинского театра Александра Колтунова и солист Большого театра Александр Лапшин. Это уже новое поколение представителей русского балета. Еще об одном из них мне и хотелось бы подробно рассказать.

   - Жизни человека есть предел, учению - нет, - гласит русская поговорка. Вы можете в этом сами убедиться, познакомившись с Антоном Панкевичем. Если бы он писал стихи, то обязательно, с радостью посвятил бы их родной Академии Русского Балета имени Агриппины Вагановой.

     Видя его колосальную любовь к своей будущей профессии, стремление освоить все больше и больше, педагоги посоветовали продолжить балетное образование в Америке.

     Антон приехал в Вашингтон (Округ Колумбия) в Кировскую Академиию Балета. Первым, кого он встретил, был директор Академи,народный артист СССР, балетмейстер Олег Виноградов. Он был рад новому пополнению и делал очень многое для его совершенствования. Быстро пролетела учеба. Что дальше?

     Юноша решил поступить в Нью-Йорке в "Школу Американского балета", богатую русскими традициями. Так и сделал. Ему было приятно узнать, что одним из ее основателей и главным хореографом был выпускник его родной Академии Русского Балета Джордж Баланчин.

     Конечно, с таким образованием работу дoлго искать не пришлось. Антона пригласили в Балет Сан Хосе. Здесь танцевали и танцуют выпускники многих балетных школ. Антон отлично понимал, что он воспитанник русского балета, и это накладывало на него большую ответcтвенность.

     К слову, с чем успешно и справился. Сейчас он солист, танцует в "Спящей красавице", "Ромео и Джульетте", "Лебедином озере", "Щелкунчике" и во многих других постановках. Выступал на сценах национального балета Дании, Королевского балета Англии.

     Балет Сан Хосе имеет славную историю. За 25 лет на его "небосводе" сияло немало больших и малых звезд Франции, Аргентины, Кубы, Испании, Канады, Японии. Но на всегда вошли в историю выступления знаменитых танцоров Михаила Барышникова и Рудольфа Нуриева.

   - Уже давно нет великого танцора, каким был Рудольф Нуриеев. Но я до сих пор помню его выступление на нашей сцене в балете "Коппелия", поставленном по сказке Э. Гофмана "Песочный человек".Чудесная музыка Л. Делиба. Рудольф Нуриев танцевал в роли профессора алхимии Коппелиуса. Его партнером была наша прима-балерина Карен Габай. Публика была в восторге, - вспоминает режиссер балета Раймонд Родригес. - Хорошо помню Рудольфа Нуриева и в главной роли в балете "Шинель", поставленном по повести русского писателя Николая Гоголя, на музыку русского композитора Дмитрия Шестаковича. Хореограф из Дании Ф. Флиндтон вместе с Денисом Нахатом представили этот балет на Эдинбургском фестивале.

     Александр Иванович Пушкин много лет проработал в Академии Русского Балета имени Агриппины Вагановой. Через руки талантливого педагога прошли сотни толковых танцоров.

     Но особенно выделил он трудолюбивых и целеустремленных мальчиков Олега Виноградова, Михаила Барышникова и Рудольфа Нуриеева. Еще один такой же - Георгий Баланчивадзе - учился в классе Самуила Андрианова и Павла Герта.

     Педагоги были уверены, что эти ребят далеко пойдут. И не ошиблись.

     И вот мы с вами добрались до творческой работы. Первой постановкой были "Щелкунчик" Чайковского и балет на сюиту Римского-Корсакова "Шехеразада". Балетмейстером и хореографом был сам Деннис.В эту работу он вложил свое видение балета, свои ощущения. Пресса по достоинству оценила его первые работы.

     Деннису нравился балет "Жар птица" Стравинского, сделанный по известной русской сказке. Он хорошо знал историю. Помнил, что это была первая постановка на сцене "Русского балета Дягилева". Он решился на смелый шаг - сделать свою современную хореографию. Работа была очень серёзная и отвественная.

     Со сцен театров многих городов Америки и Европы не сходят "Половецские пляски" (из оперы Бородина "Князь Игорь"). И тут Деннис творчески отнесся к постановке. "Половецкие пляски" вышли в его хореографии.

     В репертуаре труппы имеется немало постановок в хореографии известных балетмейстеров: Джорджа Баланчина - это балеты Игоря Стравинского "Агон" и "Апполон ", одноактный балет " Серенадa" на музыку Петра Чайковского; Агреппины Вагановой - балет по роману В Гюго "Собор Парижской богоматери" на музыку Цезаря Пуни "Эсмеральда " и Михаила Фокина - одноактный балет "Сильфиды", на музыку Фредерика Шопена.

     Вот почему я говорю: - Деннис большой поклонник русских композиторов, xотя и очень любит произведения Шопена, Минкуса, Пуччини, Верди и Моцарта.

МЕЧТА СБЫЛАСЬ - РЯДОМ “ЛЕБЕДИНОЕ ОЗЕРО”

     Я очень люблю балет. C удовольствием посещаю почти все постановки "Ballet San Jose". За много лет у меня собралось немало красочных "программок". И что я узрел? Говоря языком бюрократа - большой процент балетов на музыку русских композиторов.

     Это постановки "Щелкунчик", "Половецкие пляски" (балетный фрагмент из оперы" Князь Игорь"), сюита "Шехеразада" (хореографическая драма в одном акте) , "Спящая красавица", "Жар птица", "Апполон", " Ромео и Джульетта".

     Тут у меня и возникла мысль: дай-ка сравню этот репертуар с репертуаром российских балетных театров.

     Интернет, cловно добрый волшебник, перенес меня в Москву.

     Большой театр: "Лебединое озеро". Кремлевский балет: "Лебединое озеро", cюита"Шехеразада" и "Половецкие пляски".

     Затем я "переехал" в Санкт-Петербург.

     Мариинский театр: "Соловей - Апполон", "Ромео и Джульета" и "Лебединое озеро." Балет в Эрмитажном театре: "Лебединое озеро", "Щелкунчик". Театр оперы и балета имени М. П. Мусорского: " Щелкунчик", "Лебединое озеро".

     Что получается? Мы здесь, в Сан Хосе, можем смотреть те же балеты, что москвичи и петербуржцы.

     Но стоп… В этой чудесном репертуаре русских балетов мне не хватало одного - "Лебединое озеро".

     Но вот моя мечта сбылась! Когда пишу эти строки, в Сан Хосе ставят этот замечательный балет. Теперь здесь, в Северной Калифорнии, я могу смотреть "Лебединое озеро".

   - Я думаю, что классика, в частности, "Лебединое озеро", не имеет национальности. Хотя балет и передает чувства русской души, его красота трогает любого человека в мире. Мне приятно,что он вызвал большой интерес у поклонников русского балета , - говорит художественный руководитель и директор "Ballet San Jose" Деннис Нахат.

     Балетмейстером и хореографом балета был сам Деннис Нахат. В эту работу, опираясь на классическую хореографию, он вложил свое видение балета, свои ощущения.

     Самый популярный из классических русских балетов, "Лебединое озеро" /1876/, явился первым опытом Петра Ильича Чайковского в области балетной музыки. Премьера балета стала важным событием в истории русской и мировой музыкальной культур. Первым постановщиком "Лебединого озера" был балетмейстер Большого театра Юлиус Рейзингор. Шел тогда 1877 год.

     Однако, подлинное рождение балета, в знаменитой всему миру хореографии Мариуса Петипа и Льва Иванова состоялось на сцене Мариинского театра в Петербурге /1885/. Белый лебедь, рожденный фантазией великого композитора, навсегда остался символом русского балета.

      Как мы видим, в Америке, во Франции, Англии, Дании, Венесуэле, Монако и в других странах после революции в России работали педагоги русской школы балета из Мариинского и Большого театров. Они то и воспитали новое поколение танцоров. Закончив карьеру танцовщиков, те, в свою очередь, создавали балетные школы во всех концах света.

     Русский балет стал архипелагом, охватывающим всю планету - островки всплывают абсолютно везде. И каждый раз, посетив Балет Сан Хосе, я убеждаюсь, что и в Силиконовой Долине есть такой "Oстровок".

     Когда я поставил точку в этом материале, то снова получил письмо из Москвы.

    -  Борис, спасибо большое. Но не обязательно надо было делать ссылку на меня, рассказывая о Леониде Мясине. Есть книга, много информации в инете. Судьба острова, к сожалению, сложилась не так, как была задумана и использована поначалу его первыми хозяевами - Мясиным и Нуриевым. Для Леонида - это было местом отдыха и творческой работы. На вилле был репетиционный зал. Были планы дополнительного развития этого места. После смерти Леонида его дети продали остров Нуриеву так как содержание его было не по карману. Рудольф занялся серьезным строительством. У него в планах было создание здесь балетной школы. Но ранняя смерть оборвала его планы. После его смерти остров попал в руки крупного итальянского бизнесмена, вероятно, русского происхождения, который решил все переоборудовать под центр туризма. Сказочная красота острова, теплое море, климат + к этому еще и имена двух великих мастеров балета - все это обещает коммерческий успех данного проекта. Вот только бы не повредило это их памяти. Кстати, о детях Леонида. О Лорке я упомянул в связи с его постановкой в 2005 году в Большом балетов отца. Но он сам достаточно крупный хореограф. Наиболее известной его работой является балет "Грек Зорба" на музыку Теодаракиса. Этот балет попал в репертуар лучших театров мира. Он вел переговоры с Мариинкой о постановке нескольких балетов, но что-то не сложилось. К тому же у него были проблемы со здоровьем. Киноманы возможно заметили в фильме "Журналист" молодую стройную обаятельную француженку, подружку американского репортера. Моя подруга из Таллина как-то в разговоре поделилась, что после фильма многие ее подруги студентки стали стричься под эту артистку. Каково же было ее изумления, когда я с гордостью сообщил, что это Татьяна Мясина, моя троюродная сестра. С большим уважением Евгений Борисович Мясин
 


Рецензии
И ты, Брут! Я удивляюсь, когда знатоки и почитатели РУССКОГО балета зацикливаются на одних и тех же именах. Конечно, великих, но равновеликих еще одному незаслуженно полузабытому имени ЛЕОНИД МЯСИН. Борис, у Вашей приемной матери Америки его имя числится в когорте "Великих русских в Америке". В СССР полузакрыто распространялся журнал "Америка" на русском языке. И периодически в его номерах были материалы, посвященные нашим соотечественникам, жившим и внесшим весомый вклад в развитие культуры в этой стране. Помню почти подряд два номера журнала были посвящены Рахманинову и Мясину. Слава Богу, что руководство Большого снизошло до постановки его балетов, востановленных Леонидом (Лоркой)Мясиным младшим. Не относите мою эскападу лишь на родственные чувства, в балете в отличие от оперы я кое в чем разбираюсь.
Но Вам за популяризацию нашей национальной гордости ставлю + на зеленой кнопке.

Евгений Борисович Мясин   31.03.2016 13:31     Заявить о нарушении
Уважаемый Евгений Борисович! Добавил еще немного информации о Леониде Мясине. Спасибо за внимание! С уважением

Борис Гольдин   30.03.2016 22:14   Заявить о нарушении
Спасибо, но Вы упустили, что Леонида Дягилев увез из России в январе 1914 года, где он заменил Нижинского как танцора. Первые два года в труппе Дягилева он только танцевал. А занявшись хореографией, еще долго оставался на сцене не превзойденным жанровым танцовщиком. Прочитайте его книгу "Моя жизнь в балете".
А его остров в Италии приобрел в свое время Нуриев тем самым признав влияние Мясина на свое искусство.

Евгений Борисович Мясин   31.03.2016 01:52   Заявить о нарушении
Очень интересно.

Борис Гольдин   31.03.2016 03:47   Заявить о нарушении
С Вашего позволения это дополнение включил в материал.С уважением.

Борис Гольдин   01.04.2016 07:33   Заявить о нарушении
Есть еще билет на балет. "Личные секреты американского балетмейстера." С уважением.

Борис Гольдин   01.04.2016 07:43   Заявить о нарушении
Борис, спасибо большое. Но не обязательно надо было делать ссылку на меня, рассказывая о Леониде Мясине. Есть книга, много информации в инете. Судьба острова, к сожалению, сложилась не так, как была задумана и использована поначалу его первыми хозяевами - Мясиным и Нуриевым. Для Леонида - это было местом отдыха и творческой работы. На вилле был репетиционный зал. Были планы дополнительного развития этого места. После смерти Леонида его дети продали остров Нуриеву так как содержание его было не по карману. Рудольф занялся серьезным строительством. У него в планах было создание здесь балетной школы. Но ранняя смерть оборвала его планы. После его смерти остров попал в руки крупного итальянского бизнесмена, вероятно, русского происхождения, который решил все переоборудовать под центр туризма. Сказочная красота острова, теплое море, климат + к этому еще и имена двух великих мастеров балета - все это обещает коммерческий успех данного проекта. Вот только бы не повредило это их памяти. Кстати, о детях Леонида. О Лорке я упомянул в связи с его постановкой в 2005 году в Большом балетов отца. Но он сам достаточно крупный хореограф. Наиболее известной его работой является балет "Грек Зорба" на музыку Теодаракиса. Этот балет попал в репертуар лучших театров мира. Он вел переговоры с Мариинкой о постановке нескольких балетов, но что-то не сложилось. К тому же у него были проблемы со здоровьем. Киноманы возможно заметили в фильме "Журналист" молодую стройную обаятельную француженку, подружку американского репортера. Моя подруга из Таллина как-то в разговоре поделилась, что после фильма многие ее подруги студентки стали стричься под эту артистку. Каково же было ее изумления. когда я с гордостью сообщил. что это Татьяна Мясина, моя троюродная сестра.
Борис, одно замечание - у Вацлава фамилия всё-таки НИжинский

Евгений Борисович Мясин   01.04.2016 09:22   Заявить о нарушении
Справочного материала много. Но это будет сувенир от Вас.

Борис Гольдин   01.04.2016 20:00   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.