Ностальгия

рассказ

Знакомство Николая Степановича Долганова с инженером Зайцевым произошло у кассы в магазине Walmart.
Зайцев недавно приехал в Канаду и еще не совсем освоился, но сообразительность и наглость, на первых порах, заменяли ему знание языка и понимание обстановки.
      Долганов стоял в очереди в кассу платить за китайскую пуховую куртку, когда сзади кто-то дотронулся до него и спросил:
- Ю стей ин касса?  Ай эм будинг за вами нехст. Айн момент ай кам майн фрау, жена! Короче, я мигом, скажи, чтобы не занимали.
Долганов повернулся и с грустью посмотрел на говорившего.
Зайцев увидел широкое, плоское лицо, узкие глаза и, сквозь зубы, выругался:
- Вот, чурка нерусская, говоришь ему, а он делает вид, что не понимает. Напустили сюда, блин, эти бледнолицые всяких чумавозов… Мне тут только китайцев для полного счастья не хватает.
- Ну, отчего, дорогой, ты такой сердитый? - на хорошем русском языке дружелюбно спросил Долганов. - Зачем ты сразу ругаешься, обзываешься нехорошими словами? Я ведь ничего плохого не сделал, даже ответить тебе не успел. Ты что, в школе немецкий изучал?
- Ага... - потерянно сказал Зайцев.
- Англичане тебя не поймут. Зря ты нервничаешь.
- А вы – жалко улыбнулся Зайцев, - китаец? Здорово вы наш язык выучили.
- Зачем китаец? - Спросил Долганов. - Я кет.
- Кот?!
- Кет.
- Таких я чо-то и не слыхал. Где это вы водитесь?
- Не водимся, а живем. Нас, кетов, немного - тысяча сто два человека. Живем на Дальнем Востоке.
- В Израиле, что ли? - растерянно спросил  Зайцев.
- Израиль, мил человек, это Ближний Восток. А Дальний - это Россия.
- Чукча, что ли?
- Нет. Ты что, кроме чукчи, не слышал ни про кого? Алеуты? Саами? Удегейцы? Мм? Кстати, ты новый анекдот про чукчу знаешь? Закончил чукча Стэнфордский университет, защитил диссертацию, вернулся домой. Сидит в чуме на стойбище, читает Шекспира на староанглийском, пьет чай. Входит молодой русский геолог, спрашивает:
- Твоя, однака, русский мала-мала понимай? Моя тундра потерялся. Моя экспедиция, геолога, потерялся, однака.
А чукча ему и говорит:
- Как это ты, мил человек, экзамены-то сдавал с таким русским языком? Не стыдно тебе - на родном языке слова правильно сказать не можешь! Вот тебе, "геолога", спутниковая телефона, позвони, скажи своим двоечникам, что ты на стойбище ко мне в гости зашел. Вот планшет с GPS, GOOGLE map – можешь дать им точные координаты. Однако!
  Зайцев почувствовал себя совсем плохо от этого анекдота. Вроде про чукчу, но все как-то вывернуто - совсем с другой стороны подход и не над тем какой чукча тупой надо смеяться. Он криво улыбнулся.
Тут в кассе подошла их очередь, они расплатились и вышли. Екатерина Зайцева появилась к концу разговора, вмешиваться не стала, но сообразила, что муж опять что-то невпопад ляпнул.
- Вот, - сказал Зайцев, представляя нового знакомого жене – Русский кот, из Израиля... Чукча.
- Николай Степанович. - представился Долганов и лицо его было бесстрастно.
Узнав, что новые знакомые без машины, он предложил их подвезти и любезно открыл дверь новенького "мерседеса" - внедорожника.

Екатерина села впереди и, чтобы смягчить бестактное поведение мужа, начала светскую беседу:
- Вы по дому-то не скучаете? А то мы скучаем. Мой-то Зайцев меня последнее время прям замучил - каждый день ноет: "давай, зайчиха, короче отсюда домой уедем!" Не нравится ему тут все. - сказала она.
Судя по машине, такое знакомство могло оказаться полезным. Все-таки, наш человек, а что видом не русский - ну так с лица воды не пить.
- Скучаю... - отозвался Долганов.- Часто во сне вижу. Дома по стенам фотографии развесил. Знакомые приходят -смеются: сверху пол листа светло-серое, а снизу белое. Небо и снег. Для них это все одинаково, монотонно, а для меня нет. Родина, милая родина. Вы мясо нерпы никогда не пробовали?
- У меня шапка была. - сказал Зайцев.
- Здесь его не достать.- с грустью сказал Долганов.- А нерпичий жир желтый, пахнет рыбой, мы его кладем в чай.
- Останови, укачало.- замогильным голосом попросил Зайцев. Долганов притормозил и он, шатаясь, вышел из машины.
Пока Зайцев, прислонившись к столбу, стоял, стараясь забыть про чай, Катя спросила:
- А у вас там холодно?
- Да нет, нормально. Конечно, если за пятьдесят и с ветром, то, с непривычки, кому-то может показаться прохладно, но например я, здесь, в Канаде, зимой просто задыхаюсь. А еще говорят "суровый климат"!
Он ухмыльнулся.
- Вы здесь в командировке? - спросила Катя
- На ПМЖ. Давно уже получил гражданство.
- Работаете кем, если не секрет?
- У меня свой бизнес.
- А иммиграцию оформляли как - по независимой?
- Приехал на общинный гарант.
- У вас что, и община своя есть?
- Конечно. У меня бабушка еврейка.
Зайцев сделал шаг к машине и, услышав последнюю фразу, поскользнулся, взмахнул руками, но не удержался на ногах и упал.    


Рецензии