Этноидентичность закладывается в детстве и юности

Возрастные особенности процесса этнической самоидентификации                по группам:дети-дошкольники, младшие школьники, подростки, молодежь.

Как показывают исследования, впервые идентификация с этнической группой, по мнению большинства авторов, появляется в возрасте 3-4-х лет. Сначала ребенок осваивает этническое самоназвание и основные знания о своей и чужих группах. Первоначально дети знакомятся с легко наблюдаемыми характеристиками этнической группы: внешность, язык, элементы материальной культуры (еда, одежда), обычаи.
 В более старшем возрасте (6-9 лет) для ребенка становятся важными более глубокие признаки: религия, историческая судьба и т.п. [1]

Формирование основных компонентов этнической идентичности в основном завершается в младшем подростковом возрасте. Именно в 11-13 лет у ребенка формируется целостное представление о себе как о представителе своего народа, включающее три вышеперечисленных компонента. Тогда же складывается чувство неизменности и устойчивости этнических характеристик.

При этом речь идет о детях, находящихся в условиях постоянного этнического окружения или контактирующих со своими родственниками, носителями этнической культуры, это, как правило, даже не родители, а бабушки и дедушки ребенка. Соответствие ценностей, передаваемых через семью, ценностям, транслируемым через школу и группы сверстников, благотворно влияет на формирование не испытывающей противоречий этнической идентичности.

Иная ситуация предстает перед нами в условиях современного городского социума. Определенный интерес в отношении актуализации этносамоидентификации подростков представляют исследования американских авторов. В условиях поликультурного пространства урбанистической Северной Америки возникает множество проблем, связанных с социальной ассимиляцией и культурной адаптацией множества национальностей с самыми различными ментальными установками и картинами мира. Согласно теории «плавильного котла»,  каждая народность входит в единую общность «американский народ».  И, соответственно, у каждой народности выявляются какие-то общие, типологические черты, опираясь на которые специалисты по социальной аффилиации могут достичь адаптации новых членов общества в кратчайшие сроки. Этнический компонент и самоидентификация признаются при этом одними из основополагающих.

 В условиях современного поликультурного пространства российского мегаполиса, многие подростки в России демонстрируют те же особенности и проходят те же этапы, что и подростки в США.
Долгое время в среде этнологов, антропологов и социлогов существовали разногласия о путях и этапах этнической самоидентификации. Канадский психолог Дж. Марсия [2,с.35]первоначально выделял 2  крупные стадии этносамоидентификации для детей, выросших в нейтральной среде без своевременного этнического воспитания в США.
 Первая стадия, по его мнению, характеризуется безразличием к исследованию идентичности, отсутствием интереса к проблемам этнических корней и членства в этнической группе. На ней находятся младшие подростки, а также взрослые, не имеющие проблем с этнической идентичностью. Представители меньшинств с непроверенной идентичностью часто демонстрируют приверженность культуре высокостатусной группы большинства, однако такое предпочтение не является универсальным. Первой стадии соответствуют два подвида идентичности: 1) диффузная, когда индивиды просто не интересуются своей этнической принадлежностью и не задумываются о ней; 2) предварительная, когда индивиды принимают (всасывают) позитивные этнические аттитюды родителей и других взрослых и поэтому проявляют предпочтение по отношению к группе большинства.

Вторая стадия — поиски этнической идентичности (мораторий) — характеризуется исследованием своей идентичности, стремлением понять значение этничности в собственной жизни. Собственный опыт, значимые события в жизни этнической группы могут стимулировать этническое пробуждение. При эмпирической проверке модели выяснилось, что чаще всего событиями, заставившими подростков по-новому взглянуть на свое этническое происхождение, были случаи дискриминации и оскорблений по национальному признаку.
Происходящий на второй стадии интенсивный процесс погружения в культуру своего народа осуществляется через такие виды деятельности, как чтение, беседы, посещение этнографических музеев и активное участие в событиях культурной жизни...
 
Американская исследовательница Дж. Финли предложила определение реализованной этнической идентичности, мотивируя тем,  что в результате разрешения кризиса этнической идентичности подростки приходят к более глубокому пониманию и оценке своей этничности, эволюционируя до третьей стадии.

Для третьей стадии — реализованной этнической идентичности   характерно ясное, четкое и устойчивое ощущение незыблемости своих этнических особенностей, привязанность к этнической культуре и этнической общности. Это стадия реализованного этнического Я, разрешившего противоречия своего роста. Финли, как  исследовательница совершенно уверена, что третья стадия этнической идентичности совпадает с достижением четкой личностной идентичности: ее «респонденты, обладавшие наиболее ясным чувством Я в терминах личностной идентичности, одновременно наиболее уверены в своей этнической принадлежности и ее значении для жизни» [2, с.308 ] 
Необходимо отметить, что  вытеснение из структуры социальной идентичности одной из ее важнейших составных частей — этнической идентичности — грозит, с одной стороны, потерей целостности Я-образа в сознании человека, а с другой — потерей связей с какой бы то ни было культурой. Утрата этнической идентичности может привести к негативным последствиям для идентичности человека в целом, что проявляется, например, в негритянском ощущении «я — никто», «невидимость, безымянное, безликость». Или, в конечном итоге, к разного рода расстройствам личности ( аморальная, асоциальная, эмоционально неустойчивая, капризно-сварливая, возбудимая, тревожно-уклоняющаяся, зависимая,  пограничная (с психическим заболеванием). Или к появлению суицидальных наклонностей.  При этом не лишне упомянуть, что Россия находится на четвертом месте по количеству суицидов среди подростков.[3]

 1. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. – М.: Издательская группа «Прогресс», 1996г

2. Стефаненко Т.Г. Индивидуальные стратегии конструирования этнической идентичности // Идентичность и толерантность/ Под ред. Н.М.Лебедевой. М.: Институт этнологии и антропологии РАН,2002г.

               


Рецензии