Казачий фольклор в работе с молодежью
В работе с молодежью и детьми объединения «Творческая мастерская этнопедагогики русских и казачества «Дворянский клуб» в г.Тюмени мне, как педагогу, вынужденно приходится прибегать в качестве средства для формирования идентичности к фольклору, обычаям и традициям как кубанского, так и донского и уральского казачества, с привлечением этнографических материалов, описывающих традиционную картину мира сибирского казачества. В работах авторов Краснодарского краевого института дополнительного профессионального педагогического образования можно найти методологическую основу для работы по курсу «Фольклор и этнография казачества».[3,4,5]
В целом, казачий анклав в Тюменской области характеризуется разнородностью, что обусловлено исторически. Большая часть казачества в области – это потомки переселенцев конца 19в, как например, семья Сергея Семеновича Собянина,мэра города Москвы, потомки старообрядческих семей разного согласия или потомки репрессированных казаков, попавших на территорию Тюменской области во времена кампании «расказачивания» в 30-е гг 20в. Соответственно в области не наблюдается единого духовного настроя и коллективистских тенденций среди разнообразных казачьих объединений, то же можно сказать и в отношении культурного наследия – часть казачества тяготеет к кубанской культурной парадигме в силу деятельности довольно крепкой украинской диаспоры в Тюмени и области.
В общем и целом, самая привлекательная характеристика культурного наследия казачества любого региона заключается в том, что самоидентификационные мотивы выражены в казачьем фольклоре в яркой манифестной форме. Объектом этнохарактеристик становятся социально-культурные образования трех типов в зависимости от “точки зрения” (внутри или вне этноса – субъекта фольклора): сам этнос ( в нашем случае – этносоциальная группа); составляющие этноса – разнородные по происхождению группы населения, структурно образующие этнос; жители соседних деревень, оцениваемые как “наши”, “свои”; ближайшие соседи из зоны иноэтнического окружения или близкородственные с точки зрения языковых союзов. Круг фольклорных жанров, содержащих прямые этнохарактеристики и непосредственно служащих средством самоидентификации довольно широк: это жанры детского фольклора, исторические и лирические песни, предания, анекдоты, дразнилки и так называемые речевые жанры, малые формы фольклора.
Надо отметить, что пренебрежительные характеристики турок, татар, поляков, других народов, в разное время выступавших в качестве агрессоров по отношению к казакам, скорее (в эмоциональном плане) сводятся к восприятию их как иноязычных соседей и создаются в шутливо-ироничном тоне, а не в формах активно наступательных, прямого неприятия.
Количественный анализ употребления этнонимов в казачьем фольклоре показывает, что наиболее распространены в нем самохарактеристики (72%). Такая потребность в самохарактеристиках может быть объяснена “молодостью” казачества как этноса, нахождения его в периоде роста: численность казачества по отношению к корневой нации, его территориальная обособленность, историко-культурная специфика, своеобразие бытового уклада требовали закрепления в фольклоре, что происходило в формах, зачастую крайних, констатации собственной исключительности. Этноним-самоназвание “казак” встречается уже в жанрах колыбельных песен и пестушек, ориентированных на самый ранний возраст: новорожденный младенец мужского пола уже назывался казаком (“Кто родился: казак или девка?”).[ 1,с.5 ]
Изобилует самохарактеристиками казачий песенный фольклор, при этом формы их становятся развернутыми: в песнях воспроизводится не только “физиономический”, социальный, исторический, но и “эмоционально-характеризующий” портрет казака как гордого, красивого, храброго воина: «Ой, гук, мати, гук, Да козаки идут. Ой веселая та же дорожка, Куда они пойдут. Они идут, идут, как орлы гудут. Они под белою да под березою Головки складут.»
Список такого рода примеров песенных самохарактеристик может быть значительно увеличен, особенно за счет жанров военно-бытовых и военно-исторических песен: «Прощай, станица, прощай, Кавказ, Прощай, девчонка, в последний раз. Прощай, девчонка, Да я уйду, Благословила мать на войну..»[4,c76] Четкие суперпозитивные этнохарактеристики живо воспринимаются неокрепшим сознанием подростков, формируют у них позитивный образ собственного «Я».
Мальчик-подросток автоматически идентифицирует себя с сильным, красивым, несгибаемым и неприступным воином, называя себя казаком. При этом для них уже неважно, что в их собственном роду казаков никогда не было, и даже более того, при исторической реконструкции обнаруживается, что ранее генеалогическая этническая группа подростка к казакам относилась враждебно или пренебрежительно.
1. Т.Б.Дианова. Этническая самоидентификация в фольклоре региона.- М.: Изд-во МГУ, 2001г.
2. Российская идентичность в социологическом измерении. Особенности жизненных ценностей и устремлений россиян.- Институт социологии РАН. http://www.isras.ru/analytical_report_Ident_5.html
3. «День Победы», серия «Фольклор Камышловского района», сост. Бармина С. – г.Екатеринбург, «Свердловский областной Дом фольклора», 2010г.
4.В.Г.Захарченко. народные песни Кубани.- Краснодар: «Советская Кубань»,1997г
5. Фольклор и этнография кубанского казачества:учебно-методическое пособие/ Н.И.Бондарь, С.А.Жиганова. – Краснодар: Издательство «Традиция», 2009г.
Свидетельство о публикации №215082601616