Этноидентичность в Дворянском клубе, Тюмень
При работе с семьями воспитанников учебного центра игровых и коммуникативных технологий «Новые дети»( при МАОУ ДОД ДЮЦ «Клуба детского творчества им.А.М.Кижеватова», г.Тюмень) педагоги центра отмечают массовое вымывание традиционных средств воспитания из обихода семей, отказ бабушек от использования средств народного творчества ( пестушек, потешек, песенок и пр.) в воспитании внуков. При тестировании воспитанников выявляется, что многие семьи доверяют собственно процесс воспитания профессиональным педагогам, сориентированых на подготовку ребенка по учебным дисциплинам уже с 3-4 лет, и этническому компоненту не уделяется при этом должного внимания.
Также в установочных беседах родители в семьях моно- или би-этнического типа сами отмечают, что не придерживаются в быту своих национальных традиций, семейная жизнь носит унифицированный характер и даже на родном языке многие родители намеренно не разговаривают дома, чтобы ребенок быстрее привыкал к русскому языку. В семьях же русскоязычных родителей культурный компонент очень редко сориентирован на традиционные формы, приемы этнопедагогики ( чтение русских народных сказок, просмотр отечественных мультфильмов, проведение традиционных календарных праздников и т.д.). Педагоги центра отмечают, что практически 60% детей 5-6 лет не знают персонажей и сюжеты русских народных сказок, не имеют навыка участия в народных играх, а родители, в свою очередь, не знают традиционных форм социализации ребенка и этапов его этнической самоидентификации. В связи с этим на базе учебного центра было создано молодежное объединение «Творческая мастерская этнопедагогики русских и казачества «Дворянский клуб».
Работа с объединением строится на основе модифицированной программы «Сибирь казачья, моя сторонушка!» (автор-разработчик педагог высшей категории Логунова Е.В.), направленной на освоение детьми, подростками и молодежью образцов устного народного творчества, народных и семейных традиций русских и казачества, восстановления традиций трезвых молодежных гуляний. Дети, помимо традиционных уроков по декоративно-прикладному творчеству и народным ремеслам, русским сказкам, песенному фольклорному наследию, посещают занятия по общей физической подготовке «Казачьи забавы».
Это цикл занятий, построенный на основе народных подвижных игр, начальных приемов рукопашного боя, приемов этнопедагогики русского казачества по воспитанию мальчиков-казачат до 10 лет. Занятия проводятся в сопровождении игры на балалайке, дети могут спеть частушки или строевые казачьи песни. Для семей воспитанников центра проводятся беседы и мастер-классы по культурному наследию казачества.
Молодежное объединение «Творческая мастерская этнопедагогики русских и казачества «Дворянский клуб» на базе центра «Новые дети» работает седьмой год. Занятия проводятся несколько раз в неделю в разноуровневых группах. Обязательно соблюдается гендерный подход. Для подростков проводятся занятия по освоению «мужской» и «женской» культурной парадигмы. Так, мальчики изучают приемы народной борьбы, стеношных состязаний, кулачного боя, казачьи воинские традиции, приемы воспитания казачат. Девочки же больше погружаются в атмосферу устногонародного творчества и ремесла– изучают сказки, песни, изучают колыбельные, пестушки – все богатство средств этнопедагогики, народные ремесла и рукоделия. Расширение сферы изучаемых аспектов народной культуры приходится строить по принципу постепенности, необходима постоянная мотивация воспитанников педагогом. Важным аспектом работы по программе является актуализация знаний воспитанников в их личной жизни, в жизни их семей. Так, подростки регулярно и с большим успехом участвуют в праздниках казачьей культуры в Уральском регионе – например, «Казачья застава» в селах Марково, Талица, Ильинское Свердловской области, в военно-патриотическом фестивале «Огненные версты» в г.Тюмени. Дети, изучившие на интерактивных творческих занятиях, как нужно праздновать тот или иной календарный народный праздник, инструктируют затем своих родителей и сверстников в школе, получая при этом самую высокую оценку – и тем самым актуализируют теоретические знания и повышают уровень этнологической компетенции.
На территории Тюмени участники молодежного объединения «Творческая мастерская этнопедагогики «Дворянский клуб» регулярно проводят 2 раза в месяц Вечорки с целью восстановления традиций трезвых молодежных гуляний в центре города на открытой площадке, участвуют в празднованиях Дня города, Дня молодежи, фольклорных фестивалях города. При этом наблюдается плотное взаимодействие с рядом общественных организаций патриотической и оздоровительной направленности.
Так, наиболее значимым участники «Дворянского клуба» считают для себя то, что им удалось – с большим трудом, правда, заинтересовать изучением народных традиций участников небезызвестного неформального молодежного объединения «Русские пробежки». Именно на их примере мы можем наблюдать последовательность прохождения современным студенчеством и старшими школьниками этапов этносамоидентификации. Так, если многие из этих подростков начинают с агрессивных форм этносамоидентификации на основе личного конфликтного опыта или опыта своей неформальной группы, то постепенно у них формируется более многогранный, позитивный образ русской национальной культуры. Изучение у подобной группы молодежи всегда строится на принципах доступности и личной ориентированности материала, ситуативной обусловленности.
И сами воспитанники, и педагоги признают существенно важной для реализации программы возможность присутствовать на фольклорных фестивалях г.Екатеринбурга, г.Первоуральска, где воссоздается среда этнокультурного взаимодействия разных возрастов, ребята как бы погружаются на время в «старину» и их восторженные впечатления служат самым действенным фактором мотивации для осознанного изучения культуры своего народа. Воссоздание неформальной естественной среды молодежного общения привлекает не только молодежь, но и молодые семьи, которые со временем втягиваются не только в занятия по русским плясам, народным играм и пению, но и начинают плотно изучать приемы этнопедагогики. Так, уже 15 семей, особенно молодые мамочки, пройдя подобный курс, отмечают, что не чувствуют неуверенности при обращении с малышом, знают, что и когда нужно с ним пропеть, проиграть, чтобы обеспечить полноценное развитие, и, как самое важное, называют приемы этнопедагогики «культурным материнским капиталом». И в будущем нацелены рожать не одного ребенка, а двух-трех.
Свидетельство о публикации №215082601670