Пятилетие - Глава III

Звёздная величина или блеск - безразмерная числовая характеристика яркости объекта. Обычно понятие применяется к небесным светилам. Звёздная величина характеризует поток энергии от рассматриваемого светила (энергию всех фотонов в секунду) на единицу площади. Таким образом, видимая звёздная величина зависит и от светимости, и от расстояния до него. Чем меньше значение звёздной величины, тем ярче данный объект. Понятие звёздной величины используется при измерении потока энергии в видимом, инфракрасном и ультрафиолетовом диапазоне.

Путеводные звезды на небесном склоне бывают разных величин. Одни светят ярко, освящая свое пространство так, что сквозь туманность атмосферы есть возможность увидеть их. Другие светят средне, и нам не представляется возможность их заметить, остается только надеяться на самых ярких. Третьи «звездные величины» наделены от природы лишь мерцанием. Таких заметно исключительно в ясное небо, когда мороз окутывает ваш корабль. Так или иначе, все звезды с присущими им характеристиками важны на пути к достижениям.

Асфальтовая дорога сменилась грунтовой. Кортеж, лавируя между посадками и частными домами, змейкой выехал на улицу Достоевского, чуть заметно поднимая пыль. По пути совершили остановку, уточняя, где проживает наша классная мама, Флиса Ямилевна. Не успели мы выйти из машин, как Мансур уже стоял у ворот кирпичного дома, спрашивая парня адрес. Скорым шагом он сел в свою «Ниву» и повел нас к дому классного руководителя. Проехать осталось около сотни метров.
- Это ее дом?
- Насколько я помню, да, она здесь живет, - остановились мы у добротного дома из красного кирпича с зеленой крышей из профнастила. Калитка ворот, того же цвета, что и стены, была приоткрыта.
- Ну, что? Она дома? – спрашивали мы.
- Тихо! Не шумите, - вполголоса предупредил Мансур, выходя со двора, - У них дети спят. Сейчас Флиса Ямилевна выйдет.

Не прошло и минуты, как наша вторая мама появилась с широкой улыбкой на лице.
- Здравствуйте!
- Здравствуйте, здравствуйте!
Сказать у всех были одни эмоции без слов, ничего не сказать. Объятия – самый лучший показатель того, что человек вам искренне дорог и вы рады встрече в любое момент, несмотря на время, пройденное в разлуке.

***
Как и с Аленой Сергеевной, с Флисой Ямилевной мы впервые познакомились десть лет назад. Место действия и события были схожи – вступительные экзамены. Сдав на отлично первый экзамен, по английскому языку, нам оставалось пройти второй шаг – экзамен по русскому языку. Разумеется, экзамен по родному языку представлялся легче, однако подготовка к нему началась на следующий же день после получения оценок за предыдущий экзамен.

Из кабинета под номером «барабанные палочки» мы переместились в «бесконечноть». Вошла женщина средних лет с книгой в руках.
- Здравствуйте, я правильно пришла? Вы будущие учителя английского языка? – спросила она улыбаясь.
- По крайней мере, стараемся поступить, чтобы стать ими, - донесся мужской голос тонким ответом с задней парты. Очевидно, это был Миша.
- Ну, раз так, значит, мы с вами будем работать. Итак, вам предстоит на следующей неделе сдать вступительный экзамен по русскому языку. У вас в этом году диктант. Если вы хорошо напишите, то, вполне вероятно, что поступите учиться в наш колледж.
- Мы тоже надеемся.
- Это хорошо, - улыбнулась Флиса Ямилевна.

В течение пяти дней мы с большой охотой посещали консультации перед вступительным экзаменом. На этих консультациях абитуриенты тренировались в письме диктантов, отрабатывали различные правила «великого, могучего», разбирали допущенные ошибки в тех же правилах письма одного из самых трудных языков мира, хотя нам казалось, что английский гораздо сложнее. Эти тренировки сыграли весомую роль во втором туре вступительных испытаний, что в итоге повлияло на всю кампанию в целом - тридцать с лишним человек было принято на первый курс иностранного факультета 2005 года.

Первый путеводитель начал нас проводить по лабиринту вступительных испытаний, второй – принял эстафету и довел до конца. Здесь уместна будет фраза из популярных кинофильмов: «Дальше вы пойдете сами, моя миссия на этом окончена».

Наше начало обучения в педколледже не стало нарушать законы кино-жанра, предоставив самим бороздить океаны образования. Постигая науки точные, заплывая в гавани гуманитарные, на полпути к заветной цели, наш корабль бросил якорь в бухте «Немецкого языка».
- Здравствуйте, третий «А». Рада вас видеть снова, - вошла с журналом в руках Флиса Ямиловна, как и три года назад, - Садитесь.
- Мы тоже вам рады.
- Сколько лет мы с вами не виделись?! Со вступительных экзаменов, если не ошибаюсь?
- Верно, так и есть.

Немецкий язык давался нам легко. То ли от того, что «мышцы мозга» были настолько натренированы английским языком, то ли вследствие грамотного преподавания сей дисциплины. Зачастую в изучении языков играют несколько факторов, эти – были одними из главных. Наш преподаватель показала и раскрыла принцип, как легче изучать тот или иной язык, на примере немецкого. Любой язык можно представить в виде схем и таблиц. Структурируя, таким образом, за два с половиной года нам удалось впитать скелет немецкого языка, сделав его вторым иностранным. Оставалось дело за малым - «покрыть этот скелет мясом» - увеличить словарный запас. На истории немецкого языка, под руководством Флисы Ямилевной мы изучали страны: Германию, Австрию, Швейцарию, Лихтенштейн. Было занятно посмотреть на старушку Европу с точки зрения языка. Открылся совершенно иной мир – языковой.

Вскоре Флиса Ямилевна вступила в права классного руководителя нашего курса. При смене руководства, зачастую возникает некий дисбаланс между руководителем и группой, особенно, если количество участников за тридцать, а в самой группе сложились определенные традиции, устои, и взгляды на ситуации.

Флиса Ямилевна влилась в наш коллектив своим человеком, раскрывая возможности каждого из нас, и прививая человеческие ценности. Интересно было заметить, что из нескольких моделей управления группой, она выбрала самую сложную – совместный поиск оптимальных решений, минуя такие модели как моно-субъектную и модель партнерства. Вместо того, чтобы самой поставить задачи и наметить костяк решений, она предложила нам самим совместно решать те или иные задачи, встречающиеся в обучении, воспитании и практике. Определенным образом Флиса Ямилевна здесь выступала режиссером, сумев организовать не только нашу учебу, но и спроектировать личный вклад в коллективную деятельность с прицелом на жизнь!
***
- Как у вас дела? – не терпелось нам узнать состояние дел у Флисы Ямилевны.
- Хорошо все. Так, давайте-ка сначала вы мне по очереди расскажите что вы? Где вы? Как вы? – перехватила она инициативу своей материнской заботой. Беспрекословно, образовав кружочек мы, каждый рассказали о своих достижениях и планах. В этом случае мы постарались выдать даже «личное досье прошедших пяти лет» тех, кто не смог по тем или иным причинам приехать на встречу.

«Не думайте, раз вы не приехали, значит о вас ничего не известно! Классная мама всегда в курсе ваших судеб и жизней»

- Мы вам звонили, звонили, никак не дозвонились, и решили сами к вам приехать!
- Да. Что у вас нового? – наконец, дошла очередь и до самой «путеводной звезды».
- О! У меня все хорошо, - начала Флиса Ямилевна мягким голосом, ничуть не изменившимся, как в колледже, рассказывать, - У меня сын вчера с армии пришел, отслужил.
- Айбат булган (Отлично)! – подтвердил сержант в запасе, Мансур.
- Да. Очень. И второй сын приехал с семьей, с детьми из Москвы! – улыбнулась она.
- Так мы вовремя приехали, оказывается!
- Еще как! – рассмеялась классный руководитель, - И родные приехали, и вы, так, что я богатая на детей! – кротко смеялась от восхищения Флиса Ямилевна.

Нам оставалось лишь без слов улыбаться и радоваться искренне, такому семейному счастью.
- Как с работой?
- С работой, нормально. Уже тридцать три года отдала образованию.
- Ого! - протянули мы.
- Да, - спокойно она продолжила, - Этот год наверно закончу и все, пора на покой.
- Да, конечно, давно пора.
- Вы заслужили, - восхищались мы без восклицаний.

Мое воображение всегда будоражили люди, которые имели долгий стаж в той или иной деятельности. Таких категорий не много: ученые десятилетиями отдавшие себя науке, такие как Игорь Васильевич Курчатов, Андрей Дмитриевич Сахаров или Пётр Леонидович Капица в физике; Александр Николаевич Бакулев и Лео Антонович Бакерия – врачи в хирургии, своими большими руками, делающие тонкие операции на хрупком органе, как сердце, а также Владимир Михайлович Бехтерев в неврологии; Антон Семенович Макаренко, Василий Александрович Сухомлинский или Николай Григорьевич Ушинский в педагогике, которые ввели много новаторств в образовании. Список продолжать можно бесконечно, ибо часто не называют имен, кто не так ярко светит с высоты поднебесья, но вносит подчас, куда больший вклад, чем отдельно взятые «звезды».

Одни из них находятся на самой вершине «Гималаев науки», другие на пиках, что пониже. Третьи дошли до середины того или иного маршрута, помогая подняться последователям, молодым «покорителям» науки. Четвертые находятся у подножья, ожидая команды «Можно подниматься!» Пятые проходят курсы «восхождения».

Флиса Ямилевна принадлежит к той «звездной величине», что дошли до середины маршрута, выбрав себе миссию проводника для молодых. Десятки молодых педагогов прошли через парты ее кабинета. Десятки юных девушек и парней внимали главные принципы, на которых зиждется отечественная педагогика, и преподавание иностранного языка в частности. Опекая, таких как мы, она твердо поставила нас «на крыло».

Сегодня мы, птицы свободного полета, уверенно живем среди бушующей атмосферы реалий и полного житейского штиля, составляя свой прогноз, дабы не попасть во внезапную турбулентность.
- Давайте сфоткаемся!
- Да, давайте.

Снимок получился приятный.
- В следующий раз, когда приедете, накроем большой стол, чтобы все вместе сели, и отпразднуем громко! – напутствовала наша «классная мама».
- Обязательно! – согласились мы, предвкушая праздник по-детски.
 Да, именно по-детски, ребячески, ведь мы дети нашей классной мамы, нашей Флисы Ямилевны.
- До свидания!
- До скорой встречи, - обнялись мы на последок.

Наш кортеж двинулся дальше.


Рецензии