Было у отца три сына

рассказ
Жил-был старик. Старуха давно померла и он один воспитывал трех сыновей.
С утра работал на одной работе, днем на другой, вечером на третьей, а ночью подрабатывал сторожем – ходил в тулупе зимой и охранял дачу Рябушинского.
Долго ли коротко, выросли детины родителю на радость, людям на заглядение. Все девушки по ним сохли.
Старший - умный, пригожий, окончил ешиву, учился на кантора. Средний – ловкий, работящий, смышленный, устроился помощником к портному. Вскоре ему уже доверяли кроить ермолки и вшивать подкладки в лапсердаки. А младший был веселый, сорвиголова – любил выпить, спорт, карты и вечно с кем-нибудь дрался. Мечтал стать полицейским или гангстером – все равно, лишь бы дрались и стреляли.
Шло время. Однажды к старику обратился незнакомый человек, странник:
- Вы не подскажете который теперь час? - спрашивает он, а сам улыбается в усы и смотрит с хитрецой.
Старик вынул серебряные часы с крышкой, которые ему достались от отца, открыл, посмотрел и говорит:
- Пятнадцать минут четвертого. А вы сами из каких мест будете?
- Я иду из Санкт-Петербурга в Киев. - степенно отвечает странник. - У меня в Киеве живет племянница Хава Ципенберг – может слышали? Хочу ее навестить. Брат умер, осталась она одна с матерью. Надо помочь.
- Да, тяжело женщинам без мужчины в этом мире. - согласился старик. - Как же они живут, на что?
- Брат был ювелиром, оставил кое что. Еще ее внукам хватит. Я у него брал в долг, хочу им вернуть.
- Тогда другое дело. - опять согласился старик. - Сколько лет Хаве и хороша ли она собой?
- Лет ей 14 и собой она так хороша – просто глаз не оторвать. Все парни от нее без ума. Ее звал замуж сын владельца самого большого магазина восточных ковров и швейцарских сыров. Но она сказала, что собирается учиться на бестужевских курсах и посвятить свою жизнь заботе о бедных. Он крестился, уехал в Гамбург, поступил в университет и застрелился.
- Какое горе! - сказал старик. - Несчастные папа и мама.
- Не говорите! - согласился странник. - А чья это фотокарточка у вас на комоде?
- Это мой старший. - с гордостью сказал старик. - Шмуль. Скромный, умный, хорош собой, учится на кантора. Когда он поет, все замирает – даже мух не слышно. Сам околоточный надзиратель плакал и кулаком вытирал слезы. Он из кантонистов, толк знает. У меня есть еще одна карточка, поменьше, я вам дам с собой. Покажите вашей племяннице – может быть он ей глянется и они познакомятся. Кто знает...
- Кто знает... - согласился странник и взял карточку.
- Если есть у вас на примете пригожие девушки, у меня три сына. - сказал старик. - Кроме Шмулика еще Шая и Аркаша. Шая учится на портного. Портной Израиль Соломонович сказал, что толк из него будет. Может из ничего сшить ермолку. Мне перелицевал старый костюм – теперь он, как новый. Только застегивается не слева направо, а справа налево. Но беда небольшая – у меня отец всю жизнеь так ходил.
- У меня тоже. - сказал странник. - Бедность не порок. Кстати, у меня три дочери, старшая замужем в Вильно, трое детей, средняя читает книжки, играет на гитаре и хочет стать актеркой, а младшая совсем ребенок, мечтает сделать революцию, чтобы все отнять у богатых и раздать бедным. Я думаю уехать в Америку, пока она не перешла от теории к практике.
- Мой младший такой же непоседа. - сказал старик. - Ему семнадцать лет. О него спички зажигать можно. Может быть их познакомить?
- Я за Соней даю хорошее приданное. - сказал странник. - У нас есть большая дача в Парголово, я куплю им квартиру. Может она родит мне пару-тройку внуков и успокоится. Откуда это у них: отнять у богатых и отдать бедным? Разве бедные не от того бедны, что или мало работают или все у них из рук валится? Не спорю, бедным надо помогать. Но никакого богатства не хватит, чтобы сделать их обеспеченными людьми. Их же намного больше, чем богатых. К тому же все непременно разворуют.
- Каждое поколение хочет построить новый мир – лучше и совершенней прежнего. Но мир стар да и люди быстро стареют. Мне было очень приятно с вами познакомиться. Сразу видно культурного и образованного человека. Буду ждать от вас весточки.
- Непременно. Возможно заеду на обратном пути.
На улице послышались крики и мимо беседующих промчалась пролетка на которой стоял, нахлестывая лошадь и оглядываясь назад, черноволосый юноша с горящим взором.
- Это Аркаша - мой младшенький. - вздохнул старик.
Тяжело дыша и придерживая шашку, мимо пробежал толстый городовой. За ним бежал извозчик. Слышались заливистые свистки – из подворотен выходили дворники в белых фартуках и свистели вслед.
- Вы тут интересно живете. - сказал странник. - Соне он наверняка понравится. Что вы думаете о возможности революции? Вы думаете это реально?
- Не хочу вас пугать, но мне кажется власть, которую все ненавидят, не может держаться бесконечно. Так что все может быть. Молодежь не хочет жить и всего бояться. Никакими жестокостями ее запугать нельзя. Это другие люди. Они не хотят так жить. А эти так власть просто не отдадут. Будут держаться зубами. Безграничная власть в огромной стране – кто ж ее отдаст... Ходят слухи о готовящихся погромах. Черносотенцы перешли к террору. И государь и наследник носят значки союзников. Это не лечится. Я думаю все кончится большой кровью. Возможно будет война.
- С кем? Опять с турками?
- Не знаю. Война всегда начинается неожиданно. Без видимой причины – как снег на голову. Мне кажется, что весь мир сейчас в ожидании войны. Если есть возможность, лучше отсюда увезти детей.
- Легко сказать... - задумчиво произнес странник. - Здесь 300 лет эта династия и еще 300 лет может продержаться. В Европе сейчас России никто противостоять не может: кайзер - родной дядя императора, молодая императрица племянница английской королевы. А у Германии военный союз с Австро-Венгрией. С Японией подписан мир. Бунтовщиков перевешают или отправят на каторгу, как поляков и все кончится ничем. Не с китайцами же воевать... Но кто знает...
- Кто знает...


Рецензии