Глава 20. Вечер хитрости

                1.
  Наконец,обследование творчества жениха Феди Зайцева было закончено.Настя Жгучая и трое Утконосовых уже подошли к входной двери училища, у которой с тупыми подобострастными лицами стояли Хапугин и Дятлов.Красноправдин, опять что-то заметив,подошёл к Хапугину и сорвал с его спины,к всеобщему удивлению, листок со стихами.Не обращая ни на кого внимания,он с большим и твердым упрямством громко прочитал:

               ЗАГАДКА

         Знает мир и знает свет
         Есть в училище поэт.
         Он великих уважает,
         Но извилин не хватает.

         И великие не слышат,
         Как он в партию их пишет.
         Всё готов он перенесть,
         Лишь бы в партию пролезть!

         Он к Москве собрал вещички
         И нашёл к Москве отмычку.
         Со стихами, как баран,
         Он идёт, как на таран.

         Пол-училища рыдает,
         Главный Зайка помогает.
         Разозлился весь райком,
         Угадайте!Мы о ком?

  Виктор Сергеевич так же громко,как Красноправдин, отчётливо произнёс:
 - Теперь мне окончательно ясно,что во всём этом роль так называемого коммуниста Красноправдина не самая последняя!
  Красноправдин, не меняя тона и не скрывая своей ненависти,ответил:
 - Виктор Сергеевич, сейчас в стране перестройка и здоровая критика может быть всем только на пользу.Коммунисты критики не боятся!
 - Да,коммунисты критики не боятся, если она конструктивная и прогрессивная.А здесь - налицо анонимное очернительство.Сейчас в стране гласность,каждый может свои мысли выражать открыто.
 - Жаль,что автор этих стихов не подписался!
 - Жаль,что товарищ Красноправдин идёт на поводу у скрытых врагов социализма. Жаль,что товарищ Красноправдин совсем не дорожит своим партбилетом!
 - Вы мне угрожаете,Виктор Сергеевич?
 - Нет,я принципиально боюсь со всеми,кто осмеливается открыто выступить против политики партии!
 - Вы любите вешать политические ярлыки?
 - Своим поведением Вы сами на себя вешаете всё, что только возможно!
 - Я этого так не оставлю,товарищ Зайцев!
 - Я тоже!
  Светлана Васильевна, чтобы прекратить разгоревшейся спор,предложила:
 - Дорогой Виктор Сергеевич! У меня есть хорошая идея.
 - Я люблю хорошие идеи!
 - Давайте сегодня вечером все вместе погуляем в парке,подышим свежим воздухом.Завтра такой трудный день для нас всех.
 - Мне нравится.
 - Заодно обсудим по-родственному,по-семейному,все наши проблемы.
 - Отлично!
 - Вы знаете,я так люблю перед сном прогуляться, собраться с мыслями!
 - Мы с Федей обязательно будем!
  Семья Утконосовых и Настя Жгучая покинули училище.

  Зайцев,не обращая ни на кого внимания,как коршун,сразу набросился на Хапугина.
 - Это как понимать?
 - Это не я написал!
 - Я знаю,что не ты,идиот!Я знаю,кто!Но я же не знал до сих пор,что ты работаешь на моих врагов!
 - Виктор Сергеевич, это обидно!Вы же знаете,что я...
 - Я знаю,что тебе ничего поручить нельзя!Ничего! Как этот стих оказался на твоей спине?Кто тебе его приклеил?
 - Не знаю.Я ничего не видел.
 - Кто знает?
 - Не знаю.
 - Пронский подходил к тебе хоть раз?
 - Нет!Я его вообще не видел.
 - Чёрт возьми!Как это Пронскому удаётся? Но ничего,он у меня ещё попляшет!
 - Да,да...наказать его давно пора.
  Красноправдин, Крысин и Шакалов,услышав фамилию Пронского,чутко навострили свои партийные уши.Зайцев,поняв,что он сделал большую промашку,рассвирепел ещё больше.Он отвёл Дятлова и Хапугина в сторону и сказал:
 - Даю последний шанс!Вы слышали,что мы сегодня вечером все будем в парке?
 - Слышали.
 - Так вот,Хапугин! Вот деньги,купи коньяк и,на всякий случай,шампанское. Сидите в скверике у входа,можете понадобиться.
 - Хорошо.
 - Вдруг Утконосовы захотят выпить?Да!И закусочку получше приготовь.
 - Долго сидеть?
 - Хоть до утра!Во всяком случае,пока мы не уйдём из парка.Вопросы есть?
 - Нет.
 - На этот раз не подведешь,Хапугин?
 - Нет,Виктор Сергеевич!
 - Хорошо, поверю в самый последний раз!Дятлов,ты будешь вместе с Хапугиным.

  Не теряя драгоценного времени,обрадованные Крысин,Шакалов и Красноправдин устремились в комнату мастеров,где Олег Пронский в это время заполняли какой-то журнал.Вперёд выступил Шакалов.
 - Здравствуйте, Олег Алексеевич!
 - Здравствуйте.
  Олег искренне недоумевал.С какой стати его скромная персона вдруг заинтересовала райкомовских интриганов?Он вопросительно взглянул на старшего мастера Неунывако, но тот только растерянно  пожал плечами.Какие у него могут быть общие дела с этими райкомовскими "тружениками"?
 - Нам стало известно, что Вы,товарищ Пронский, пишете замечательные стихи.
 - Да,бывает...
 - И,главное,Ваши стихи очень важного,критического направления.Они своевременные и на злобу дня.
 - Думаю,Вы преувеличиваете.
 - Нет,нет!Простите,Олег Алексеевич, Вы член партии?
 - Нет.
 - Почему?
 - Я не думал об этом.
 - Напрасно. Напрасно. Ваше место в наших рядах.И мы бы вместе огнём сатиры вскрывали недостатки! Боролись бы с приспособленцами и отьявленными мошенниками.
 - Простите,Василий Электронович, я сейчас очень занят.
 - Мы готовы дать Вам рекомендацию в партию!
 - Я не хочу.
 - Вы не хотите вступить в КПСС?
 - Нет.
 - Почему?
 - Не дорос ещё.
 - Вы не правы!Талантливые люди нужны нам в первую очередь. Из Вас со временем выйдет хороший замполит.Идеологический фронт как раз для людей талантливых!
 - У меня семья.Мне не до фронтов!
  Олег Пронский заметил незаметно вошедшего Дятлова и сразу обратился к нему:
 - Иван Сергеевич, у меня такое ощущение,что Вы явно чего-то не расслышали!..
 - Олег Алексеевич, я зашёл по делу и Ваших подозрительных разговоров совсем не слушаю.
 - Конечно, конечно. Мы все Вам очень верим...
  Дятлов расстроенно выскочил из комнаты мастеров и побежал всё докладывать Зайцеву.Шакалов,Крысин и Красноправдин переглянулись.Крысин заметил:
 - Олег Алексеевич, я думаю,что измените своё мнение по поводу вступления в КПСС.
 - Я так не думаю.
 - Хорошо. Давайте зайдем с другой стороны.Возьмём поэзию.
 - Поэзию?
 - Да!Поэзию!Вы пишите стихи,Ваш уровень - это уровень мастера,профессионала!
 - Дальше, Дмитрий Дмитриевич, Вы скажете,что в них не хватает партийности?
 - Да,Вы правы...но в них ещё нет открытости,а это работает против Вас.
 - Я не боюсь открытости.
 - Прекрасно!Но тогда почему Вы отдаете так спокойно лавры первенства Феде Зайцеву?
 - Меня не волнуют ни какие лавры первенства.
 - Не понимаю...но у Зайцева, а это сразу видно,нет даже проблеска таланта.Типичный графоман.Но в то же время,с помощью дяди-замполита,он чутко улавливает,на чём можно выдвинуться.Неужели у Вас нет элементарного честолюбия,неужели Вы боитесь потягаться в открытую?
 - Я не боюсь.
 - Так в чём же дело?
 - А зачем?
 - Да хотя бы одно то,что Федю Зайцева открыто поставят на место - хороший урок всем Зайцевым!
 - Мысль мне нравится.
 - Так дерзайте!
 - Как... дерзать?
 - Можем устроить какое-нибудь соревнование.Конкурс,например...Конкурс честный,открытый.
 - Плохо представляю,как это может выглядеть?
 - Могу подсказать:завтра свадьба Феди Зайцева.
 - Я знаю.
 - Нам известно, что жених собирается перед гостями читать свои стихи.Может быть,это будет даже поэма.Зайцевы всё держат в секрете.
 - Возможно.
 - Олег Алексеевич, неужели у Вас не найдётся ничего из юмора и сатиры,что можно противопоставить Феде?
 - Есть.
 - Лишь бы не были затронуты конкретные лица.
 - Повторяю,есть.
 - Вы готовы по-честному сразиться с Федором Зайцевым?
 - Готов.
 - Прекрасно!
 - Но...
 - И ещё... Там не обязательно должна быть какая-нибудь партийность.Но и против партии там ничего не должно быть.
 - Но Зайцевы меня никогда не пригласят.
 - Видите ли,этот вопрос не совсем в компетенции Виктора Сергеевича, потому,что он сам превратил свадьбу в политическое мероприятие. Райком партии выделяет молодым четырехкомнатную квартиру и поэтому вправе поставить ему несколько условий,одно их которых - это Ваше обязательное присутствие.
 - Пожалуй,мне это нравиться.
 - Прекрасно! Дерзайте!Вам нечего бояться!Мы можем считать,что мы договорились?
 - Да.
 - И я лично со своей стороны выражаю надежду,что Вы со временем изменитесь и вольетесь в ряды КПСС.До свидания,Олег Алексеевич!
 - До свидания.
  Крысин, Шакалов и Красноправдин, очень довольные, покинули комнату мастеров.

                2.
  В это время в кабинете замполита Дятлов добросовестно докладывал ему обо всём, что слышал и видел.
 - Они предлагают Пронскому вступить в КПСС.
 - Пронскому?
 - Да.Шакалов заявил,что из Пронского выйдет хороший замполит. Ещё он сказал,что Пронский хорошо подходит для идеологического фронта.
 - И что Пронский?
 - Пока отказался.
 - Почему?
 - Думаю,цену себе набирает.
 - Да,это правильно. Теперь мне понятен их план с Дубовым!
 - Какой план?
 - Не важно.Но ничего у них не получиться.А Шакалов пожалеет об этом!И Красноправдин!
 - Виктор Сергеевич, я могу идти?
 - Иди.Готовьтесь с Хапугиным к парку!Чтоб всё было чётко. Знаю я вас.
 - Всё будет в лучшем виде!
 - Ещё вот что...Позови ко мне Петляеву.
 - Сейчас.
  Дятлов отправился за Мариной Петляевой.Ждать долго не пришлось.
 - Марина, я хочу поговорить с тобой начистоту.
 - Давно пора.
 - Я знаю,что ты нацелилась на Шакалова.
 - Тебя это не устраивает?
 - Нет.Всё в порядке.
 - Тогда в чём дело?
 - Марина, мы с тобой должны заключить взаимовыгодный союз.Наши интересы сейчас во всём совпадают.
 - Самое ненадёжное в мире дело :это какой бы то ни было союз с Виктором Сергеевичем Зайцевым!
 - Напрасно ты так!Шакалов уже целится на Настю Жгучую!
 - Я заметила.
 - Нам нужен совместный план действий!Иначе мы проиграем оба!
 - Ну,ты-то никогда не проиграешь!
 - Марина, ты должна быть с ним более решительной!
 - Что конкретно это должно означать?
 - Я желаю тебе только добра!Ты можешь этому верить,можешь не верить.Шакалов для тебя - это быстрая возможность попасть в райком комсомола.Я этому тоже,как могу,буду содействовать.
 - Сомневаюсь!Прежде всего ты желаешь добра только самому себе.
 - Марина, повторяю,наши интересы совпадают.Думаю,что и я в этом кресле долго не задержусь.
 - Да?
 - Думаю,да!Пока без деталей!Знаешь,кого я хотел бы потом посадить в моё кресло?
 - Кого?
 - Тебя,Марина!
 - Это интересно.
 - Да!Именно так!Но уже есть угроза такому моему желанию.
 - И от кого она исходит?
 - Шакалов,Крысин и Красноправдин хотят на моё место посадить Пронского.
 - Пронского?
 - Да,его!
 - Но он же беспартийный!
 - Это они быстро исправят!И ещё Дубов им в этом поможет!Не сомневайся!
 - В этом - не сомневаюсь.
 - Раз не сомневаешься,давай действовать вместе, как раньше!
 - В чём должны заключаться совместные действия?
 - Слушай внимательно. Будь сегодня.около восьми часов вечера в парке,у входа.Я найду повод познакомить Утконосова и Настю Жгучую поближе с тобой.Помни,для тебя это ценное знакомство!
 - С этим я согласна.Но что ты за это потребуешь?
 - Пока:подигрывать мне,когда понадобиться.
 - Роль...Хапугина и Дятлова?
 - Нет!Роль человека,который со временем заменит меня в этом кресле и не допустит сюда Пронского,реальные шансы которого, к сожалению,очень велики.И главное,роль человека,который хорошо знает,в чем заключаются его интересы.
 - Я буду в парке.
 - Всё, Марина!Играем честно!А теперь извините,мне пора - очень много дел.
 - До вечера.
 - До вечера,Марина!
  Закрывая дверь кабинета, Зайцев чуть не столкнулся с Дятловым.
 - Виктор Сергеевич, есть важная новость!
 - Говори,я ко всему готов.
 - Ваша тёща, Фёкла Ксенофонтьевна, уже более часа находится в музее у Дубова.
 - Та-ак!Так вот почему Дубова не было в столовой!Что они затевают?
 - Не знаю.Ничего сквозь такую дверь подслушать невозможно.
 - Спасибо. Это ценная информация.Наверно,что-нибудь к свадьбе затевают.Но у них ничего не выйдет! Ничего! Слушай,Дятлов,я ухожу,мне пора.Ты следи за ними всеми,это твоя главная задача!
 - От меня ничего не скроется,Виктор Сергеевич!
 - Надеюсь, надеюсь.
  Рабочий день Виктора Сергеевича был закончен.

  Ровно в шесть часов вечера Федя и Виктор Сергеевич Зайцев были в больнице у Бориса Зайцева.
  Уже минут двадцать шёл строгий инструктаж бледного,протрезвевшего Бори Кривая Рука.Накал первых эмоций быстро прошёл и теперь Виктор Сергеевич терпеливо втолковывал своему недалекому братцу.
 - Мы решили дать тебе какой-то шанс,самый и самый последний, поэтому пригласили тебя на свадьбу.Наши новые родственники - очень влиятельные люди.
 - Я знаю.
 - От тебя требуется на этом этапе только одно - ничего не испортить!
 - Я всё сделаю!
 - Завтра тебя понесут на носилках.И назад у унесут на носилках.Заклинаю,не пей!И молчи!Сиди тихо и улыбайся.Не пей!Главное:не пей!
 - Понятно.
 - Всё, всё у нас поставлено на карту!От тебя требуется только одно - не скопроментируй нас!Кругом одни враги,им любая зацепка важна.
 - Понимаю.
 - Боря,больше шуток не будет.Дело очень серьёзное.Потом - хоть залейся,но свадьбу ты должен выдержать! Любой ценой!
 - Выдержку.
  Закончив свои заклинания, Виктор Сергеевич с Федей отправились домой,переодеваться.Зайцев ещё и ещё раз прокручивал в голове предстоящую свадьбу,стараясь всё предусмотреть.

                3.
  Вечер продолжался.
  Через два часа Федя Зайцев с Настей Утконосовой прогуливались по аллее парка.Стояли последние деньки необыкновенно тёплого в этом году  бабьего лета,и в парке было очень многолюдно.Сзади,не торопясь,шли супруги Утконосовы, за ними Виктор Сергеевич с Настей Жгучей. Вечер шёл спокойно.
  Виктор Сергеевич зорко следил за обстановкой.Заметив в условленном месте Хапугина с Дятловым,он довольно улыбнулся.Обдумывая дальнейшее,он стал рассеянным,что сразу было замечено Настей.
 - Сегодня ты какой-то странный...Всё что-то обдумываешь.
 - Нет,нет.Просто устал.
 - Неприятности?
 - Серьёзных нет.Но есть много людей,готовых их сделать.
 - Ты очень мало рассказываешь.Почему?
 - Мне не всегда самому всё ясно.
 - Такое объяснение меня не устраивает...
  Виктор Сергеевич, чтобы избежать продолжения этого неприятного и скользкого разговора,предложил генералу:
 - Игорь Юрьевич, я надеюсь,не будет лишним,если мы слегка позволим себе отметить и свадьбу моего племянника, и этот чудесный вечер?
 - Разумное предложение.
 - К сожалению,очень редко удаётся расслабиться,как-то отдохнуть, что-то себе позволить.
 - Это верно.
 - Вам нравится во-он тот дальний скверик?
 - Вполне.
 - Я приглашаю туда всех!Думаю,всем вместе нам там будет уютно.
 - Да,да.Идём.
  Замполит сходил к Хапугину и Дятлову,мысленно восхваляя себя за предусмотрительность.
 - Хапугин, Дятлов!Дальний синий скверик видите?
 - Да!
 - У вас есть пять минут.Приготовьте всё, что купили.
 - Да.
 - Действуйте!А потом не исчезайте совсем,можете ещё сегодня понадобиться!
 - Да.
  Когда генерал с женою,Зайцевы и две московские Насти подошли к скверику,там всё уже было готово.
 - Вы молодец, Виктор Сергеевич! Умеете вовремя всё предусмотреть!
 - Что Вы,Игорь Юрьевич, мне просто очень приятно,когда мои самые дорогие гости довольны!
 - Молодец, молодец!
 - Разрешите первый тост предложить за Вашу очаровательную супругу,Светлану Васильевну!Женщина, родившая и воспитавшая такую замечательную дочь,заслуживает всяческого уважения!Выпьем за Светлану Васильевну!
 - Спасибо, Виктор Сергеевич!

  ...Прошёл час.Давно уже остались позади все славословия в адрес всех присутствующих,давно были высказаны все пожелания молодым.Шампанское закончилось,в ход пошёл коньяк.Уже стемнело,но слабого света от фонарей вполне хватало.Генерал продолжал удивлять Зайцевых:казалось,он мог выпить целую бочку.Все остальные тоже опьянели.
  Виктор Сергеевич заметил, наконец,одинокую фигурку,которая уже пятый раз прогуливалась,как бы случайно, возле их скверика.Приглядевшись,он узнал Марину Петляеву и вспомнил о своём дневном обещании.Зайцев вышел из скверика и подошёл к Марине.
 - Марина, добрый вечер!
 - Добрый вечер.
 - Прошу в наш скверик!
 - Неудобно!
 - Для наших друзей не существует слова "неудобно"! Прошу,прошу.
  Марина, всем своим видом демонстрируя огромную скромность,вошла в скверик.Разгоряченный спиртным,Зайцев снова взялся знакомить Марину.
 - Разрешите ещё раз представить всем нашего комсомольского вожака Марину Семёновну Петляеву!
 - Очень приятно.
 - Очень приятно.
 - А теперь, Марина, полагается штрафной бокал.Вечер сгущается,становится холодно.Прошу, Марина!
  Все опять выпили.Настя Жгучая встревоженно смотрела на красавицу Марину.Её очень волновало,почему из-за какого-то комсорга так засуетился её кавалер. В голове её стали рождаться смутные подозрения и чтобы их проверить,она решила "прощупать" возможную соперницу.
 - Марина, Вы давно работаете в училище?
 - Да,уже два года.
 - И,конечно, хорошо знаете всех в училище?
 - Знаю,Настя.
 - Мы можем откровенно поговорить,может быть даже посплетничать?
 - Да.
  Настя Жгучая снизила голос до шёпота и стала выпытывать у "простушки" нужную ей информацию.Виктор Сергеевич непринужденно делал вид,что ничего не замечает,а на самом деле вслушивался в каждое слово.
 - Марина, давай на "ты", мы почти ровесники.
 - Хорошо.
 - Скажи,Марина, ты хорошо знаешь Виктора Сергеевича?
 - Конечно.
 - Ты знаешь,конечно, что у меня с Виктором Сергеевичем самые серьёзные отношения?
 - Знаю.Это ни для кого не секрет.
 - Пусть даже так.Скажи,Марина, ты можешь рассказать мне что-нибудь о нём?
 - А что тебя интересует?
 - Если честно, то всё! Всё о нём! Слишком серьёзный шаг я собираюсь сделать.
 - Я понимаю.
 - У него есть женщина?
 - Есть.Его жена - Валентина Валентиновна.
 - Я не об этом.Какая ты непонятливая,Марина!Задам вопрос конкретно: у него есть любовница?
 - Думаю,что нет.Виктор Сергеевич в этом плане выгодно отличается от других своим высоким моральным обликом.
 - Какие-то общие казенные слова...не люблю пафос!Хорошо. Но неужели ты ни разу не замечала,чтобы он за кем-то ухлестывал?
 - Не замечала.Мы знаем Виктора Сергеевича больше с другой стороны.
 - Но он же мужчина!
 - Конечно.
 - А учитывая его жену - этого ужасного динозавра,это было бы просто удивительно!
 - Настя,по-моему, Виктор Сергеевич, прежде всего, человек долга.
 - Опять эти слова...мне это ни о чём не говорит,Марина. Хорошо, какие черты его характера - главные?Я хочу получить не казённый портрет. Он живой человек, а не робот.Пожалуйста, расскажи мне о нём подробнее.Как можешь,как получится.
 - Виктор Сергеевич очень энергичен.
 - Это я заметила.
 - Умеет добиваться своего,всегда знает,чего хочет.
 - То есть он...очень расчётливый?
 - Скорее, непредсказуемый.
 - Так,ещё?
 - Большинство считает его не очень умным человеком,но в этом,я знаю точно,все ошибаются.
 - У него есть друзья?
 - Друзей у него нет.Бывают временные союзники,которые иногда меняются.
 - Это говорит о его непостоянстве?
 - Это говорит о том,что он,прежде всего,человек дела.
 - Интересная точка зрения.Он карьерист?
 - Да.Но странно,если бы это было иначе.Это было бы ненормально.
 - Верно.Задам вопрос по-другому: на что он готов ради своей карьеры?
 - Чужая душа - потемки.
 - Ты отвечаешь так,как-будто очень зависишь от него.Это так?
 - В какой-то степени.Но это не главное.
 - А что главное?
 - Главное,что в нём нет ничего,Настя,что было бы мне непонятно.
 - Уклончивый ответ.По сути дела,ты ответила на все вопросы,но ничего нового я не узнала!..


Рецензии