Сборник Рецензент 024

    Лана Гайсина.
                "Одиночество".


    Старая как мир история. О том, что делают с мужчиной возраст и одиночество. И гормональный взрыв на фоне пусть и не бурной, в силу возраста героя, но все же «интоксикации».
    Тоскует тальянка, тянет свою песенку одинокий старик, обиженный женой, мальчишками, жизнью. Понимаю, что должен бы его, обиженного, пожалеть. Но не жалею почему-то. Не то чтобы уж зла пожелаю, но и жалеть не за что. Драма – это когда возвышенно и прекрасно, даже если некрасиво. А тут…
    Не могу, не осмелюсь назвать его чувство любовью. Вероятно, каждый дарит лучшее, что в нем есть, называя любовью свое чувство. Но в данном случае: а что, собственно говоря, любим?
    Не поймите меня превратно: давно не романтик. Никакого стремления к неземным Прекрасным дамам, Незнакомкам; никакого возвышенного бреда. Вместе с тем, всегда обернусь вслед красивой женщине, всегда обрадуюсь тому, как тонко, филигранно поработала природа, чтоб создать этот конкретный женский образ, порадовавший мой взор. И, чтобы я там не говорил об отсутствии романтизма в себе и мире, всегда мечтается о том, чтоб за образом скрывалась и определенная сущность. Не может быть, чтоб полюбилась очевидная ведьма, стерва и дрянь, кажется, возраст уже позволяет отделить зерна от плевел. Кажется, откровенную в этом смысле женщину, вроде Лаймы, различишь, и вся прелесть внешняя тут же перестанет быть прелестью. Положим, обмануть мужчину может и стерва, выдавая себя за Прекрасную Даму, тут мы все на определенном отрезке времени беспомощны, слепы и глухи, но потом, потом, рано или поздно, мы прозреваем! А у нашего старика и время, и возможности будто бы были. А он продолжал гнаться за красивой оберткой от конфетки, не обращая внимания на то, что карамелька-шоколадка­ давно испортилась, сгнила. Бывает? Увы, бывает, Лана не врет. Но в таком случае очевидно, что за человек старик, герой миниатюры.
    Не стану передергивать, он не подлец, не очевидный моральный урод какой-то. Скажу даже: много таких. Пустых и скучных, никаких. Вроде все понимающих, все осознающих. Но животного инстинкта преодолеть не способных. Да и к чему им это: хоть какая-то жизнь, хоть подобие её. Все равно как не жил, а тут как будто и «чувства» появились, какой-никакой адреналин, смысл. Пустая, вздорная бабенка, но хоть бы потереться об нее, и все равно, что дура и дрянь…
    Потому не жаль, не просите. Бессмысленный старик, глупая жизнь.
    Почему-то вспомнилось есенинское:
    «Не жаль мне лет, растраченных напрасно,
    Не жаль души сиреневую цветь.
    В саду горит костер рябины красной,
    Но никого не может он согреть».
    Простите мне, Лана, у меня есть такое нетолерантное разделение человечества на просто хомо и на хомо сапиенс; Ваш герой – еще только до хомо тянется – не дотягивается, до хомо сапиенса ему ой как далеко. Встречается? Бывает? Да!!!
    Но только у меня вопрос к автору: а Вы-то сами, Лана, как к нему, своему герою? Вам его жаль? Скорее да, чем нет, так я понял Вас.
    Если так, Лана, наделите его несколькими более выраженными чертами, вызывающими сочувствие. Любовью к детям, которые ему подкинула сомнительное «Счастье». Именно любовью и привязанностью, а не равнодушным сидением рядом, когда нет Лаймы, откупом деньгами ради ласкового взгляда. Дайте ему раз усомниться, покажите, что он чувствует свою подчиненность недостойной женщине. Или уж наделите его такой чертой: неуважением к себе и своему телу: «она такая прелесть, а я жалкий старик, и от меня дурно пахнет старостью», и пусть это будет в его глазах каким-никаким оправданием собственной низости. Ибо любя низкое, становясь рабами низкого, мы падаем, не так ли? «Одиночество – не горе. Одиночество–вина!».
    Я успел убедиться в том, что Вы умеете несколькими чертами передать характер, обрисовать ситуацию, у Вас очень хорошо работает контекст. Мне показалось, что здесь Вы несколько понизили собственную планку.
    У меня не нашлось для Вас грамматических ошибок; мне показалось, что Вы грешите выставлением лишних запятых, реже – их нехваткой, но в пределах допустимого. Не нашел и неудачных оборотов, мне нравится склад Вашей речи. В этом смысле говорить не о чем. Я и не стану.


Рецензии