18. Глава 42. Я - свидетель. Золотое сечение. Пята

….Мы это все, конечно, понимаем, как обострение кастовой борьбы! (перифраз Владимира Высоцкого)

      Повторяю, что с точки зрения науки наше «Я»  (дух, душа) имеет только две отдельных функции и одно свойство. И все! Никаких других акциденций! Даже великий Павлов представлял «Я» как … «фонарик», движущийся по пространству коры головного мозга, иногда ярко вспыхивая, иногда «горя» тускло… . Конечно, ото образ гениального физиолога, проверяющего любое свое заключение опытом. Функция «Я» - способность человека ориентироваться в пространстве и времени. Я подчеркнул, ибо «Я» может ориентироваться в пространстве, но не ориентироваться во времени, как, например, при старческом снижении интеллекта. Так, старик может быть опрятным, прекрасно знать свою палату в госпитале и свою койку в палате, но не знать не только какой сегодня день, но и какое время года и какой год… . Редко, но бывает наоборот: пожилой человек прекрасно ориентируется и в настоящем, и прошлом времени, поражая своей памятью, но при этом не знать, на каком этаже и даже в каком доме его квартира… .
     Что же касается единственного свойства «Я», то быть «ясным, как солнце» - Ио;ганн Го;тлиб Фи;хте. Или – быть «в сумерках», «помраченным» и т.п. Кстати, выше я писал, что в девятнадцатом веке между философами и психиатрами разгорелся спор о «ясном сознании» или «ясном Я», который не закончился и до сих пор! Все началось с того, что на одном Международном Конгрессе философов и психиатров врач-психиатр продемонстрировал больного, который в «ясном, как солнце» сознании, услышал голос своей кошки, когда они с женой обедали. Кошка приказала больному «вытащить из груди жены ее сердца и скормить ей, кошке». Что больной, не колеблясь, и сделал! Он прекрасно при этом ориентировался и в пространстве, и во времени. Никаких других психических расстройств у больного не было. Критика к том у, что он сделал по приказу говорящей на его родном языке кошке, не было никакой… . «Я» остается быть или 2зеркалом» всего, что мы делаем, или немым свидетелем!
      Здесь я расскажу о реальном феномене доктора Джекила и мистера Хайда. В моей практике было достаточно клинических случаев, так называемого  синдрома раздвоения (гипер-метаморфозы) личности. О клинических «двойниках» и «двойняшестве» я написал массу статей. Кстати, первой моей аспирантской научной статьей, опубликованной  в сборнике «Проблемы материалистической диалектики» (Издательство Московского Университета, 1975 г.), была большая статья «Методологические аспекты проблемы психической саморегуляции». В этой статье я проанализировал такие художественные произведения, как «Двойник» Достоевского, «Нос» Гоголя,  «Вильям Вильсон» Эдгара По, «Черный монах» А.П.Чехова, «Доктор Фаустус»  Томаса Манна, «Крот» Ф.Кафки, «Портрет Дориана Грея», единственный опубликованный роман Оскара Уайльда. Вдохновленный рассказами о двойниках в русском фольклоре Василия Шукшина, я опубликовал статьи в журнале «Наш современник» о «Горе-злосчастии» и о «Ереме и Фоме».
      «Тут Фома пошел на дно, а Ерема там давно!»…
В моей врачебной, да и житейской практике было достаточно ярких, незабываемых случаев «двойников». Можно сказать, что мне словно везло на них почему-то! Даже моя любимая жена Марина имеет своего двойника – однояйцовую  близняшку Оксану! Первое мое потрясение от феномена «двойника» было, когда я только, что поступил в ХГМИ, и уже мой хороший друг, зав. кафедрой психиатрии Иван Борисович Галант сразу назначил меня старостой психиатрического кружка, куда входили будущие психиатры со всех курсов! Это было большое признание моих «скрытых» психиатрических талантов профессором-легендой! Первый пациент, с которым он меня познакомил, был пятнадцатилетний мальчик, хорошо учился в школе, полностью сохранный, папа у него был военный летчик, а мама директор ремесленного училища. Периодически у Кости, так звали мальчика, наступало состояние полного раздвоения личности! Даже лицом, манерой жестикулировать и двигаться, голосом, он становился другим подростком! Самое удивительно было то, что он начинал говорить на английском языке времен лорда Байрона! Русский язык забывал полностью! В школе изучал немецкий язык еле - еле, на «3»… Иван Борисович пригласил заведующую кафедрой иностранных языков ХГМИ, которая отлично знала не только современный английский язык, но и языки Байрона и Шекспира. Она разговаривала с нашим пациентом на равных! В ближайших поколениях у него никого не было, кто знал бы английский язык. А в 1962 году в Хабаровске даже преподаватели английского языка изучали его, ни разу не будучи в Англии…. Юра, так звали мальчика, имел еще и свою английскую биографию – он был сыном лорда в графстве Кент, где у них был родовой Замок на берегу Темзы… . Я просил Ивана Борисовича объяснить мне, что с Костей? «Простая шизофрения. Прогноз плохой…» Это все, что сказала мне Галант. Что же касается его перевоплощения, Иван Борисович ответил так: «Женя! Что мы знаем о психике? Ничего! Поэтому давай оставаться на позициях клинической психиатрии! Я подружился с Костей. И он научился по своей воле перевоплощаться. Все шесть лет, он раз в год, примерно на месяц, госпитализировался в больницу… .И всегда подрастающим английским лордом с отличным знанием своего «родного» языка. Я навестил его через три года, после того, как отработал в Николаевске-на-Амуре. Это был слабоумный психически больной. Он потерял своего двойника, и стал просто сумасшедшим Костей… .
      Расскажу еще об одном случае. Я готовился поступать в институт и никак не мог выбрать, в какой? Моя двоюродная сестра окончила ХГМИ и вышла замуж за молодого профессора, заведующего кафедрой математики Дальневосточного Государственного Университета во Владивостоке. Мы были знакомы и через сестру, и по математическим Олимпиадам, где он был в жюри, а я все Олимпиады выигрывал. Но, во Владивосток мне ехать не хотелось. Поступать в ХГМИ я и не думал… . Внезапно заболел Слава, мой младший брат. Ему поставили страшный диагноз «арахноидит» и госпитализировали в клинику нервных болезней. Там он познакомился с удивительным человеком! Психиатры не находили у него психических расстройств. А он отказывался вставать с кровати – «не держали ноги»! Они со Славой, несмотря на разницу лет, крепко подружились. Какая у него была нервная патология, я сейчас точно не помню. Чуть ли не рассеянный склероз! Вот, что можно прочитать об этом страшном заболевании: «Наряду с тем, что течение рассеянного склероза в высокой степени непредсказуемо, у большинства пациентов симптомы заболевания проявляются и исчезают. Заболевание обычно начинается в возрасте 20-40 лет. Между эпизодами заболевания могут проходить месяцы или годы ремиссии, но обычно этот интервал постепенно становится все короче. Потеря способности двигаться является прогрессирующей и постоянной, в редких случаях заболевание приводит к преждевременной смерти»… . Молодого мужчину звали Григорий. Когда  он не вставал с постели в связи с «параличом ног», он рассказывал о себе, что из небогатой кутаисской семьи, грузин. Приехал в Хабаровск в командировку и заболел. Все его жалели. У него была только летняя одежда – брюки, майка, рубашка и сандалии. .. . Но, внезапно, он вдруг превращался в другого человека! Даже ростом казалось, становился выше! Он вставал  с постели. Грудь – колесом. Куда-то звонил. Ему приносили отличный костюм из квартиры, где он остановился в Хабаровске. Роскошные, импортные туфли. Он приглашал  всех по палате,  в самый дорогой в Хабаровске ресторан «Уссури», куда пускали только «своих». Партийную, советскую элиту, генералов министерства обороны, МВД, КГБ и соответствующих дамочек (официально проституток тогда еще не было в СССР). Один раз я сходил с компанией во главе с Гришей в Уссури. В ресторане официанты хорошо его знали. У него был свой стол из двух столов, который заваливали дорогими яствами и алкогольными напитками. Мы гуляли допоздна! Потом официант по приказу Григория вызвал «Зим», на котором обычно ездил первый заместитель заведующего Крайкомом КПСС. Сначала нас троих отвезли к нам домой, а потом, по распоряжению Гриши, «зим» развозил всех гостей … по палатам! Я обратил внимание, что Гриша ни за что не платил, и никто денег у него не просил, ибо все это было, ясно, не первый раз!
    Он ночевал у нас. А утром я увидел Гришу, маленького грузинского еврея, который не мог встать на парализованные ноги. «СП» отвезла его в больницу. Гриша-больной и грузинский князь Григорий – были два совершенно разных человека!..  Гриша пролежал в больнице месяц, периодически превращаясь в грузинского князя и вывозя всех по палате в «Уссури». Когда его выписали, он поселился у нас. У него, повторяю, не было никакой одежды и ни копейки денег! Прожил у нас неделю. Слава к нему привязался, и родителям он нравился, хотя бабушка сразу сказала, что «таких мошенников в молодости она повидала немало!» В ресторан он нас не приглашал, ибо в князя не превращался. Но, однажды, днем, он подъехал на «зиме», заваленном коробками с дорогими вещами: столовым серебром, хрусталем, импортной обувью и прочими дорогими подарками! Маме и бабушке Григорий подарил золотые перстни с драгоценными камнями… .  И исчез! Милиция, естественно, все его подарки у нас конфисковала… . Остается удивляться, как ему все это давали, в том числе в «Ювелирторге»? Больше мы о Григории ничего не слышали! Я полагаю, что он не был мошенником. Это был человек со своим двойником!.. Кстати, из-за «грузинского князя Григория» и я последние дни подал документы в ХГМИ, и одновременно, на случай, что не захочу учиться на врача, в Высшую Партийную Школу Крайкома КПСС, на факультеты философии и журналистики (которые окончил с красными дипломами). Меня приняли исключительно потому, что, не достигнув 18-ти летнего возраста, я стал мастером спорта по боксу и собрал все награды, какие только были на ДВ!..
     Тему о «раздвоении личности»  для этой главы я выбрал неслучайно! Неделю назад в ФБ мне предложила дружбу женщина, недавно вышедшая из бальзаковского возраста. Она сразу сказала, что много обо мне слышала, как о хорошем враче-психиатре, и очень нуждается в моей помощи! Лечилась у разных специалистов, только сила воли сдерживает ее от самоубийства, но она чувствует, что силы ее бороться с заболеванием, таят! Она сейчас одинокая, с мужем развелась, детей не было, но появился мужчина, за которого она собирается выйти замуж, если я ей помогу «вылечить ее голову»! Мы стали переписываться. Она оказалась из бывшей нашей, советской Республики, но сейчас живет в Лондоне. Переписывались неделю, и я никак не мог получить от нее информацию, чем она страдает, где лечилась, какие лекарства принимала, и кто ее направил ко мне? Вчера мне показалась, что она начинает раскрываться. Судя по письмам, она была действительно страдающим человеком, но сохранившим и женственность, и доброту, качества, редкие и для здоровых людей в наше время! Как попала она в Лондон, где работает, на что живет, где живет, ответа я не получил. Она писала мне по-русски, но латинскими буквами. Писала грамотно, быстро. Я все настаивал, чтобы она назвала мне лекарства, которые она принимает. Да, в ФБ аватар ее был из цветов. Лицо свое она мне не показывала… . Я ей сказал категорическим тоном: раз вы на приеме у врача, то не только покажите мне свое лицо, но и разденьтесь до гола! Можете не вся. Но я пишу книгу о пропорциях человека, продолжаю исследования Альбрехта Дюрера, который сделал для медицины, не будучи врачом, не меньше, чем Гиппократ! Мне нужно видеть ваш «ромб Венеры» и… . Она сфотографировала себя и послала мне фото. Я стал уговаривать ее показать лицо… . И вот тут произошло! На кириллице тем же правильным русским языком и в той же тональности, я получил оскорбительное письмо, якобы от ее жениха. Строчки прыгали: она писала – «не читайте вы его!», а «он» продолжал меня, «рашку» оскорблять и угрожать мне… Она, на латинице, вслед за его угрозами на чистом русском языке, умоляла меня его не читать его, что она не выйдет теперь за него замуж… . «У нас с ним один аккаунт!» - сообщила она мне… . И все же я решил, что это она раздваивается, превращаясь, как доктор Джекил, в мистера Хайда! Так как у нее была подруга, с которой я тоже «дружил», я решил заблокировать ее. Я не уверен  в своем диагнозе. Ее подруга не была сегодня в ФБ и никакой информации я пока не имею. В любом случае, раз через кого-то она вышла на меня,  найдет способ со мной вступить в контакт. Тем более в Сети меня найти очень легко… .
      Синдром тотального раздвоения имеет совсем иную структуру, чем синдром «куклы». В последнем случае «Я» всегда одно. И интеллектуальный дефект налицо! Синдром раздвоения чрезвычайно сложен. Масса книг написано и кинофильмов поставлено на эту тему. Коллегам только скажу, что, если в их практике появляется синдром «двойников», то лучше отталкиваться все-таки от «Двойника» Федора Михайловича Достоевского. Этот болезненный синдром оброс мистикой. Привязан к восточной эзотерике. Это усугубляет научный подход к нему. А, тем более, лечение… .
     И еще, что я хотел бы сказать. Не случайно я перефразировал Высоцкого и вспомнил русское народное сказание о «Горе-злосчастии»!  Дело в том, что наше Я феноменологически тождественно социальному «Я». И, все, что происходит с отдельным человеком, происходит и с обществом. Я начал, как философ изучать деструкцию индивидуального сознания. А, на самом деле, описывал деструкцию социума, имя которому СССР! Прочитайте мою статью, опубликованную в «Нашем современнике» в 1989 году, «Мы устали преследовать цели…», которая в свое время наделала много шума. И благодаря которой, я попал сначала на Капри в «Новую каприйскую школу», организованную иезуитами под руководством легендарного ученого, моего друга, падре Эжидио Гуидубальдо, потом и в Кавалетти…


Рецензии