Тот месяц май
Шёл фильм о войне. Я видела много фильмов о ней: берущих за душу, пробивающих на слёзы, нагоняющие тяжелые мысли, гениальных и просто хороших. Я видела много фильмов о войне, но этот был особенным. Почему? А разве всегда нужна какая-то причина для того, чтобы что-нибудь для тебя стало особенным?! Фильм был прекрасен, на протяжении всей картины я то и дело забывала дышать, слёзы постоянно подступали к горлу и душили, дрожь ходила по телу. Фильм был прекрасен…
Был месяц май. Число – седьмое. День.
Мы шли по городу в поисках нужного дома. Найдя, наконец, тот самый дом под номером 20, без труда отыскали подъезд, набрали номер квартиры на домофоне. 44.
- Кто? – послушался голос откуда-то.
Надо было отвечать, я собралась с силами:
- Здравствуйте! Это школьники, мы пришли поздравить вас с наступающим праздником! Можно нам подняться?
- Открываю..
И мы вошли, но на лестнице вдруг обнаружилось, что мы забыли конверты с открытками, как так получилось, я недоумевала.
- Давай поздравим так на словах, а конверты потом просто опустим в ящик! – предложила подруга.
Я никак не могла на это согласиться и объяснить почему у меня тоже не получалось. Мы поднялись, извинились и отправились за конвертами.
- Зачем ты бежишь? – спросила подруга.
- Не надо капать мне на мозги, – говорила она, когда я повторяла: «Как мы могли забыть?»
- Со всеми может случиться, - повторяла она, а я повторяла, что «не должно было случаться».
- Не надо действовать на нервы, - она не могла меня понять.
В голове промелькнула мысль: «А тот ли рядом со мной человек? Почему она не может меня понять? Ведь это так просто».
Мы вернулись, извинились, поздравили ветерана, вручили конверты, она взяла их дрожащими руками и все время повторяла «спасибо, спасибо».
- Что же вы бегали? Опустили бы потом в ящик, - сказала бабушка.
Я не знала, полетел ли в этот момент в меня взгляд подруги: «Я же говорила», я смотрела в глаза бабушки, в глаза ветерана, в глаза прошедшего войну, в глаза человека.
Был месяц май. Число – восьмое.
Фильм закончился. Подруга, с которой я разносила конверты, сказала:
- Как-то паршиво на душе.
А у меня не нашлось слов, не нашлось их и потом в автобусе и потом на улице по дороге домой. Ребята очень быстро позабыли, что только что смотрели фильм о трагических судьбах пяти зенитчиц, пяти солдат, пяти людей. Неужели только я осознала, что их было совсем не пять, даже не пять тысяч? У кинозала, позже в автобусе слышны были веселые голоса… не о том, мне казалось, что слышны были и их мысли, тоже не о том… А я стояла, уставившись в одну точку, думая о тех, кто не вернулся, и о тех, кто вернулся, но покой их остался лежать там, на фронте и в братских могилах…
Был месяц май. Число – седьмое. Утро.
Школа. Был концерт в честь надвигающего праздника – 9 мая. Девушки читали стихи, иногда на глазах выступали слёзы. Учителя, все женщины, пели «Ариозо матери», здесь сдержать слезы не удалось. Потом выступили ребята, я слышала слова: «Нас называют потерянным поколением. Говорят, что мы не знаем свою историю, не чтим память павших на войне, не уважаем ветеранов…». Они говорили что-то еще, и чем дальше, тем больше я убеждалась, что потерянным поколением нас называют по праву. «Это Не наш выбор!» - говорили ребята, а в моей голове возник вопрос: «А чей?»
Был месяц май. Число – восьмое.
Мы ехали в автобусе. Ребята живо обсуждали предстоящие события: репетицию, бал, что-то еще. Кто-то обсуждал фильм, кто-то просто слушал музыку, кто-то не отрывал взгляда от экрана телефона, кто-то дремал. Я продолжала смотреть в одну точку, подруга что-то говорила мне, но я ничего не могла разобрать, уши будто заложило, в горле пересохло, мысли роились в голове, и были эти мысли явно не о репетиции. Я внезапно поняла, где у меня находится душа, и там, где она находится, нестерпимо ныло и болело.
«Как хорошо, наверное, этим ребятам. - думалось мне – Как быстро они способны переживать тяжелые моменты, тяжелые фильмы, тяжелые мысли».
Был месяц май. Число – седьмое. День.
«Нет, так не должно было быть. Неужели она прошла через войну, через весь этот ужас, творившийся на полях сражений и в тылу, вобрала в себя войну всю без остатка, не верила, что войне пришёл конец, просыпалась в холодном поту от пробравшихся в сон воспоминаний, хоронила родных и близких, прощалась с ними навсегда, и, наконец, принесла нам победу, нам, для нас, чтобы потом мы, те для кого она сражалась, просто опустили слова благодарности и любви в железный ящик, затолкали их между газетой и рекламным объявлением?»
Был месяц май. Число – восьмое.
Я видела Бессмертный полк. Школьники несли на транспарантах фотографии своих прадедов и прабабушек, героев войны. С транспарантов на меня смотрели лица совсем парнишек и девчонок, совсем еще молодых, безбородых мальчишек, девушек с горящими глазами – такими они ушли на фронт, они не вернулись. Были и другие лица, лица женщин и мужчин, еще не старых, но с вечной печатью войны на лице, с погасшими глазами.. На волосах - седина, у глаз легли паутиной морщины, взгляд проникает в самые глубины души… Они вернулись. Еще лица – совсем старики… Им удалось прожить чуть дольше со своими воспоминаниями, ранами, наградами, но все больше с воспоминаниями…
В голове пронёсся ответ: «Это наш выбор! Наш и ничей больше!»
Вспомнилась та бабушка:
«Бросить поздравление в ящик! Мы должны были броситься ей в ноги! Узнай мы раньше, что нам выпадет честь поздравить ветеранов, мы не должны были спать! Мы должны были ждать с нетерпением этого момента, должны были просмотреть тысячу раз эти открытки, проверить, не забыли ли. Мы были должны… Я не знаю ее историю, но она могла бы быть одной из тех зенитчиц, могла быть медсестрой, возможно, один из этих фильмов был снят о ней, о её судьбе, о её подвиге. Мы должны были… »
И в голове: «Квартира 44. № 44. Квартира 44»
Я знала точно теперь, что завтра вернусь сюда с букетом цветов, не смогу сдержать слёз и буду благодарить, благодарить, если надо, встану на колени - она должна знать. Должна знать, сколько значит для нас победа, победа о которой мы с такой легкостью говорим и которая с таким трудом досталась ей. На душе немного стало легче.
Вы спросите меня: «Что случилось?». Случилась война, но вы слишком скоро об этом позабыли, вы помните даты, может быть, пару имен, пару городов, а как насчет страданий и боли, мук и ужаса, что переживали те имена в те даты в тех городах? Случилась 22 июня 1941 года, закончилась 9 мая 1945 года, верховным главнокомандующим был сам И.В. Сталин, оборонялись многие города: Москва, Ленинград, Сталинград, Киев… Я могу много еще назвать дат, имен и городов, навсегда связанных с войной. Но что вы почувствуете, услышав их?
Был месяц май. Приближался Великий праздник Победы - 9 мая….
Свидетельство о публикации №215082701614