Кое-что о развале СССР
Перед нами очередная статья из области либерально-буржуазных взглядов на происходящее. С намёком на "мысли сколько-нибудь сложные и неоднозначные". Сложными, судя по всему, являются мысли о том, что "народ в первую очередь хочет броской дряни... духовной сивухи, хотелось хлебнуть виртуального спирта", а неоднозначные - о "новой версии социализма", ибо в России "холодно и обширно", а при капитализме "припасов земли, сырья становится всё меньше".
Любое социальное явление многослойно и многофакторно. Большинство людей даже не догадываются о действительных движущих силах происходящего, черпая сведения из СМИ, которые выдают только ту информацию, которая выгодна их руководителям. То есть информация эта всегда манипулятивна, освещает события в той тональности и смысловом значении, которые выгодны власть имущим. И чем совершеннее технические возможности СМИ, тем значительнее манипулятивное воздействие. И лишь неконтролируемый властями Инет дал возможность людям обмениваться правдивой информацией. Именно поэтому власти его так боятся.
Сказанное относится и к периоду так называемой "перестройки" и, тем более, к последующим годам перехода к капитализму. Вот почему, описание либеральными деятелями происходящих событий в конце 80-х, начале 90-х годов есть в большинстве своём ложь и подтасовка фактов, попытка выдать желаемое за действительное, подгонка событий под результат.
Ельцин с танка выступал с требованиями уничтожить привилегии партхозноменклатуры, а нам сегодня говорят, что народ выступал против советской власти и требовал капитализма. Если вы хотя бы раз слушали выступления Ельцина, то вы знаете, что в его выступлениях не было ни слова о капитализме, приватизации и т.п. Весь пафос его выступлений сводился к одному - верхушка партии прогнила, зазналась, обуржуазилась, оторвалась от народа и т.п. Это был человек абсолютно беспринципный, тщеславный, с громадным желанием придти к власти любыми путями. Ему было совершенно наплевать в тот момент, "какому богу молиться", лишь бы прорваться во власть. Но народ-то ему верил, принимал всё за "чистую монету".
Другими словами, весь психологический настрой ведущейся политической борьбы со стороны проельцинских сил в то время сводился не к уничтожению социализма и всего того, что было заложено положительного в нём (бесплатное образование, медобслуживание, низкие цены на ЖКХ и многое другое), а, напротив, к борьбе против всего несправедливого, что тогда имело место (в том числе и кое-что, отмеченное автором).
Не капитализма народ хотел, не кризисов, преступности, захвата промышленной собственности страны кучкой лиц, "хитроумного" бизнеса, одурачивающего привлечённых в него людей и т.п., а всего-навсего справедливости в отношении распределения материальных благ и устранения лиц, действительно опорочивших себя в глазах людей (они же, как правило, принадлежали к партхозноменклатуре). Хотелось действительно чего-то яркого, раскрепощающего, раскрывающего возможности свободного творчества... Но не в рамках жестокого буржуазного общества, перекрывающего своими финансовыми путами все эти возможности, а в условиях справедливого общества, достижение которого, как тогда казалось, вполне возможно. Достаточно лишь убрать с трибун шамкающих старичков!
Таким образом, попытка либералов доказать, что уничтожение СССР было "подлинно народным делом", есть блеф и профанация, которые основными своими фактами опираются не на подлинное народное мнение (высказанное на референдуме в пользу сохранения СССР), а на сравнительно невеликий энтузиазм московских либерально настроенных слоев интеллигенции, в большинстве своём являвшихся представителями диссидентских и пробуржуазно настроенных кругов, считающих буржуазные свободы вершиной демократизма, и не понимающих сути социальных отношений капитализма (о чём многие из них впоследствии горько пожалели). Широчайшие народные круги в СССР вообще плохо понимали, что происходит в столице.
С приходом Ельцина к власти, информационная направленность в СМИ резко изменилась. Единственное "окно" в мир политики того времени, телевидение, было чётко сориентировано на нужную антисоветскую и антисоциалистическую информацию. И освещало оно лишь тот аспект политики, который был выгоден прорывавшимся к власти либералам. Народ в массе своей безмолствовал, поддерживая в тот момент лишь те шаги, которые хоть как-то отвечали его чаяниям. А в целях привлечения народа на свою сторону, либералы начали вводить псевдо свободу. Вот откуда беруться все эти легенды о "свободных 90-х". Разрешали торговать всем, чем угодно, и практически везде, где угодно. Финансовые пирамиды заполонили своей рекламой всё, что только можно. И народ "повёлся" на эти дешёвые уловки. Торговлей занялись и подпольные миллионеры и аферисты всех мастей и т.п. Ермаковы и воеводины кинулись во все тяжкие, считая, что их час настал и что "деньги не пахнут". Даже церковь, забыв о своём предназначении, бросилась правдами и неправдами зарабатывать миллиарды.
А тем временем, тихой сапой, в тиши загородных вилл созидалась новая
конституция, готовились Законы "Об аренде", "О кооперации", "О банках...", блок Законов о приватизации и др. То есть создавалась законодательная база для захвата собственности партхозноменклатурой, которая в тот момент находилась у власти. О хитроумных схемах по захвату крупной промышленности СССР, которые рождались в недрах различных "контор" того времени, мы узнаем, видимо, ещё не скоро. Понимая, что только при поддержке среднего и низшего звеньев партийно-советской бюрократии можно провести свои планы в жизнь, ельцинские подручные изобрели такие схемы приватизации, которые способствовали, в первую очередь, обогащению верхушки бюрократии (директорату, главбуху, гл.инженеру, парторгу, профсоюзному лидеру и т.п.). Им отводилась ключевая роль в акционировании предприятий и создавались максимально благоприятные условия для получения контрольного пакета акций.
Дело фактически было сделано - определился круг лиц, ставших главными выгодоприобретателями в приватизации. Чисто на бумаге, благодаря манипулятивным правовым действиям. И что, они должны были защищать социализм? Им это надо? Напротив, они активно включились в дело по развалу социализма, дурача работников своих предприятий и натравливая на них бандитов, которые быстро смекнули, где и как можно быстро заработать.
А что народ? А ничего! В условиях разрушенных профсоюзов и предавшей своё дела партии, народ был дезорганизован и, по сути, обречён, брошен на произвол судьбы. Каждый выбирайся как может. В этот момент народ был беспомощен и
разобщён. Государство в лице советской бюрократии взяло жёсткий курс на превращение общенародной собственности в частную.
Либералы же ставят всё с ног на голову. Они не понимают ни общественной психологии того времени, ни роли государства, способного ещё в тот момент хоть и не так жёстко, но всё-таки контролировать и направлять в нужное русло общественное развитие. Им кажется, что всё так просто: народ захотел и его желания моментально претворились в жизнь. Не тут-то было! Без должной организации, без должных механизмов реализации своих интересов, народ не может почти ничего! Такова неумолимая правда истории.
Так что, все идеи автора о народе, желавшем уничтожения социализма и мечтавшем о своей работе на фирмах воеводиных за гроши, не стоят и выеденного яйца, являются просто очередной "лапшой на уши".
Продвигая сегодня идеи о ненавистном народу социализме, либералы делают это в значительной степени рассчитывая на подрастающее поколение, не знакомое с тем временем, не понимающим, что тогда произошло и в чём правда. Все эти идеи есть всего лишь часть ведущейся идеологической борьбы.
В статье Воеводиной довольно много ложных посылов, останавливаться на всех из них просто нет возможности. Вот лишь несколько. Она пишет: "запрещается, даже такая безобидная чепуха, как... астрология". Для неё астрология есть просто "безобидная чепуха". Читая такое, сразу становится ясно, что автор абсолютно не понимает огромного значения мировоззренческих начал личности, вернее, понимает их по-своему, по-либеральному. Давая свободу всевозможным оккультным псевдонаукам, деятелям от различного рода гаданий, парапсихологии, парамедицины и т.п., мы тем самым обрекаем народ на невежество, на суеверие и идеалистическое восприятие мира. Ведь, что произошло, когда всем дельцам от этих псевдонаук была предоставлена возможность действовать? Вот уже много лет страну буквально сотрясают трагические сообщения о различного рода сектах, об обманутых стариках, о всевозможных сатанистах, поубивавших кучу своих близких и т.п.
Но для Воеводиной всё это "безобидная чепуха"! Полагаю, ей абсолютно не понятна связь между свободным разрешением заниматься всякого рода астрологиями и указанными страшными событиями. Как некоторым людям, которые до сих пор не понимают связи между разрешением на свободное владение оружием и совершёнными из этого оружия преступлениями.
Несомненно, "сложной" мыслью наполнена следующая фраза: "людям нужно прямо обратное: не просто наличие каких-то минимальных благ, а ощущение, картинка изобилия. Пусть не лично у него – в окружающей среде". И ещё: "народ в первую очередь хочет броской дряни, а не скромно-достойно-пресно-полезного. Пресно-полезного он захотел тогда, когда прочно его лишился".
Другими словами, по мнению автора, людям нужна не халва, от которой сладко во рту, а слова о халве. Она просто считает, видимо людей за полных идиотов, которые ходят вдоль красивых витрин и испытывают истинное удовольствие от их созерцания и невозможности хоть что-то купить. Восприятие изобилия, по мнению Воеводиной, есть "ощущение, картинка изобилия", а не возможность овладение нужным товаром. Надо сказать, что такие люди есть. И я даже одного такого знаю. Это господин Олег Ермаков с сайта ЛГ, задолбавший всех своей привязанностью к пиву и колбасе, которых стало при капитализме хоть объешься и упейся. Но это аномалия, не будем об этом.
Ошибается автор, народ лишился не просто "пресно-полезного", а чуть ли не главного - уверенности в завтрашнем дне, устойчивой, по-настоящему справедливой жизни, когда, чтобы заработать, не надо было идти к хозяину на поклон; когда преступник назывался преступником, а милиция народ защищала; когда можно было рассчитывать на взаимопомощь и поддержку близких; когда слово "Родина" была не пустым звуком , обозначающим территорию проживания с огороженными частными заборами фабриками, латифундиями, а по-настоящему родной землёй, за которую против буржуазных захватчиков воевали твои предки.__ Самыми "неоднозначными" мыслями являются, конечно же, мысли о грядущем социализме: "Уверена: нас ожидает новая версия социализма." Ай да, Воеводина! Знай наших! Такое предсказать!
Как это всё смешно и нелепо. Впрочем, может быть, она мечтает о том времени, когда всё "устаканится", появится так любимое ею "плановое сосредоточение ресурсов", буржуазные кризисы исчезнут, но при этом заполученная частная собственность и соответствующий характер присвоения сохранятся. И назовут власти это общество социализмом. Чтобы народ больше не волновался. Витрины будут полны, "люди с живинкой" будут процветать. Ну, а народ? Как всегда, покорно будет голосовать за ПЖиВ и ходить, облизываясь, вдоль этих витрин. "Социализм", однако!
Дополнение. Интересный, на мой взгляд, комментарий к этой же статье.
Александр Кудряшов 27.08.2015 (сайт ЛГ, № 33, комментарий к статье Воеводиной)
А теперь непосредственно к статье. По первому разделу полное непонимание автором ситуации к августу !991 года. Напомню, что уже 5 лет правил пустослов Горбачёв, много обещая, но делая всё наоборот. Прилавки пустые, талоны, очереди, идёт активное навязывание рынка - золотого ключика от дверцы за нарисованным камином папы Карло в сытую и довольную жизнь для всех и способ решения всех существовавших на тот день проблем. Явлинские-шаталины-агангебяны-абалкины, - на слуху сплошь "рыночники, паркетные агрономы черниченки, "демократы" поповы-станкевичи-афанасьевы и прочие "собчачьи" сыны. В марте 1990 года из конституции СССР упраздняется статья 6 о КПСС, как руководящей и направляющей силе общества. В июле 1991 года Ельцин издаёт указ о департизации госучреждений и предприятий, а впоследствии и запрещает деятельность КП РСФСР и КПСС на территории РФ с конфискацией партимущества. Это было время великого смятения умов. Были у меня друзья, рабочие, тогда на статус и положение не обращали внимания, дружили семьями. Профессионалы, орденоносцы, члены КПСС и даже члены заводских парткомов. Начитавшись коротичей, насмотревшись разных "Взглядов" и наслушавшись речей "демократизаторов", они мне стали сетовать, как бессовестно их обманывали - ведь позади "чёрная дыра" из нескончаемых преступлений, репрессий, а впереди - тупик. Причём были настолько уверены в увиденном и услышанном, что искренне недоумевали, как же не вижу этого я? Поссорились, не общались много лет. Случайно встретились на улице, выслушал рассказ одного как плохо всё стало на заводе, уже несколько раз перепроданному новыми владельцами. Ответил - вы сами этого хотели! Ответ - нас обманули! Воеводина написала эту главу, не приходя в сознание. Она была на другой стороне баррикад и плохо представляет, что творилось на другой. Некому и некого было выводить в 1991 году, поскольку одни были страшно раздражены горбачёвской политикой и считали, что лучше ужасный конец, чем ужас без конца. Другие уже ковали "железо, пока Горбачёв", вывозя и ввозя ширпотреб, третьи надеялись поживиться отменой партпривилегий в свою пользу. Многие искренне верили, что госдач и спецпайков хватит всем. Немало было и таких, кто надеялся на капитализм, стыдливо называемый рынком. Шёл массовый отток из партии. Кстати, в первый день ГКЧП люди массово побежали сдавать взносы, которые не платили до этого месяцами. К 1991 году общество было разложено и атомизировано: людей уже убивали из-за разреза глаз, породив жестокие национальные столкновения, молодых противопоставили пожилым - не так жили и не туда стреляли - сейчас бы жили, как в Германии! Кооператоров, которых Воеводина ставит в заслугу Горбачёву, противопоставили нищающему населению и т.д. Другими словами - война всех против всех! В том виде, как их внедряли, рассчитывая к государственной корове создать кооперативную для конкуренции, в итоге обернулось преступлением - произвели на свет кооперативного телёнка, который сосал ту же государственную коровку. "Перестройка - мать родная! Хозрасчёт - отец родной! На х.я родня такая - лучше буду холостой!" Это пели те, кого Воеводина хотела бы видеть в колоннах под красными знамёнами. Далее она пишет про серую жизнь. А что лучше - серая жизнь во многих местах или то, что ныне там нет вообще никакой жизни? Вся жизнь сосредотачивается в крупных городах, а деревни, посёлки и сёла пустеют - загублена соцсфера, нет работы. Возможно, что ситуация, когда магазины ломятся, а купить не на что, лучше той, когда есть деньги, а товаров на прилавках нет. Но неужели для того, чтобы насытить прилавки, нужно было уничтожать государство?
Разве не было этих полных прилавков на рубеже 60-70 годов? Главная причина того, что люди воспринимали перестройку как верхушечный процесс, прямо их не затрагивающий, как властную разборку, не понимая, что перед ними смертельный для многих враг, нашествие которого они не переживут. СССР нет уже четверть века. Ни одна социальная надежда людей не оправдалась. Наоборот, социальные права урезали и ещё далеко не вечер. В экономике - полный провал и открытость миру перед его недобрыми замыслами. Контрсанкции бьют по самому российскому населению гонкой цен и вымыванием ассортимента. Смешно, как ныне радуются - там косить стали, здесь сырный заводик открыли. А куда 25 лет смотрели? Что, рынок всё сам разрулит и картошку окучит?Развалились те стратегические отрасли, которые и определяют в первую очередь экономическое развитие страны – машиностроение, в том числе транспортное, станкостроительная отрасль. 41 миллион га пахотной земли принадлежит непонятно кому и зарастает уже подлеском. Коммунистическую идеологию растоптали, заплевали, осмеяли. А что в замен? Обогащение? Но это коснулось немногих. Остальным путь к обогащению закрыт раз и навсегда. Идеология безграничного потребления? Но и она разлетается вдребезги под первыми же ударами внешнеэкономической конъюнктуры. "Золотой ключик" не решил ни одну из проблем, из-за которых, якобы, уничтожили государство, которое-де, было не жилец! Хотя на самом деле его уничтожили из-за дележа власти и страха перед ответственностью за содеянное. На смену колбасному дефициту пришёл куда более опасный - дефицит качественных, безопасных продуктов питания, качественного здравоохранения и образования. Открытость? Но вон мордуют даже высших чиновников РФ, выдавая унизительные визы, а 80% населения России ни разу не покидали пределов страны.
Господство партийной верхушки при наличии худо-бедно, но работающего механизма обратной связи через систему райкомов и профкомов сменилась безграничной властью чиновников и олигархов под защитой всевластной полицейщины. Фактически упразднена бывшая образцовой для всего мира система социальной защиты и охраны труда. Экономика современной России даже по абсолютным показателям не достигла уровня 1991 г., а структурально – откатилась на много десятилетий назад. И сдаётся мне, что ещё аукнется всем гибель Красной Атлантиды, бывшей, несмотря на многие её недостатки, потерянным раем для большинства...
Свидетельство о публикации №215082702095