Тётя Нина

С некоторых пор я себя недолюбливаю.Вот как сейчас,например:оделась,обулась-и уже вся в поту.И поджилки трясутся.Нет, об этом нечего говорить.Кому интересно,что и где у меня хрустит,мозжит,ломит,постреливает...Скулить и жаловаться- унизительно!Так размышляла я,спускаясь по лестнице-надо было отправить письмо.На почту ходить ненавижу.Там всегда толпа у окошек,где выдают пенсию или принимают коммунальные платежи.Еле пробьёшься к отделению почтовых переводов и писем-оно в глубине зала.И почему-то толпа состоит из стариков.Наверное,им делать больше нечего,как таскаться по очередям."Им!"-фыркнула я про себя.-А ты кто? Не старуха,что ли?"-"Нет!-возмутилось моё второе"я".-Не старуха, а пожилая женщина!"

Идти на почту неудобно-надо дорогу переходить,скользко.Хорошо, хоть один водитель уважительным оказался,затормозил,за ним и другие машины остановились,подождали,пока мы,пешеходы,перейдём."Старушка,как курица, перемотнулась через сугроб..."-вспомнились стихи Блока, когда я взбиралась на снежно-ледяной гребень перед тротуаром.Вот и я,как та старушка,"перемотнулась" через проспект.

На почте.разумеется, толпа.Пробралась в противоположный угол зала,покорно встала в очередь.Простое дело-купить конверт и марку-превратилось в ритуальное действо:надо отстоять очередь,заплатить деньги,получить конверт,поместить в него письмо,заклеить и надписать,потом снова очередь в окошко,там приклеят марку(будто я сама не могу!).Проделав всё это,ворча про себя,я отошла в сторону,чтобы положить очки и кошелёк в сумку.

Краем глаза заметила около себя маленькую сухонькую старушонку,которая рылась в тряпичной хозяйственной сумке.Послышалось,будто она обратилась ко мне.Я повернулась:
- Что вы говорите?
Худенькое личико всё в мелких морщинках.Запавшие губы беззубого рта.Но тёмные глаза смотрят молодо и задорно:
- А это я подчитал,сколько деньги в кошельке,-звучным молодым голосом весело сказала моя случайная собеседница(акцент явно татарский).Она держала в руках несколько сотенных ассигнаций.-Квартира платить нада.
- Вы из этой большой очереди?-вежливо поддержала я разговор и кивнула в сторону толпы.
- Где большой очередь?Этот большой очередь?-засмеялась она.-С утра .что ли ,записались?Пришёл,два часа постоял,с люди говорил.Весело с людями!
- А дети-то у вас есть?Что же они старого человека в очередь посылают?
-Никто не послал.Сам ходил почта.Дети работают,устанут.А я на пенсий.Какой же я старый?Не старый,только пожилой маненька.
Она приблизила ко мне своё личико:
- Наклонись,спрошу чего!
Я наклонилась.Она громким шёпотом мне в ухо:
- Скажешь,сколько мне годов?Ну,скажи.скажи!
Боясь её обидеть(ведь она женщина-"только пожилой маненька"),я нерешительно,тоже шёпотом предположила:
- Наверное, за семьдесят вам...
Старуха звонко рассмеялась,очень довольная моим ответом.Потом,понизив голос и осторожно посмотрев налево-направо,не слышит ли кто,прошептала:
- Восемьдесят девятый мне!-убедившись,что достигла желаемого результата(я от удивления разинула рот),старушка продолжала уже громко:
- Здоровье хорошее.Думаешь почему? Потому шта в жизни не пил ,не курил,Плохой слова не говорил,шалтай-балтай не делал!
- Какой такой шалтай-балтай?-не поняла я.
- Э-э-э,не маненький,не понимаешь разве, какой делает дела молодой вдова,когда долго без мужа живёт? Это шалтай-балтай,плохо!Мой муж на война ушёл.У меня два дочка был.Один три года,другой год.После войны в деревне голодно было.Взял детей, Куйбышев приехал,завод строил"Металлург". Здесь вся жизнь прожил.
В цеху работал всякой:и уборщица,и гардеробщица,и грузчик.У-у-у,что было!Мастер брал женщину за руку,уводил,шалтай-балтай делал. На другой день другую..Защитит кто?Я красивая была,молодая.Мастер хотел меня брать.Я громко-громко закричал:"У нас нет такой закон,чтобы чужой мужчина чужую женщину брал за руку!"Он сердился сперва.А потом мне говорил:"Ты молодец,хорошая!"
Никакой мужчина мне больше не нужен был,я мужа ждала.Потом один сватал,другой сватал-не стала замуж ходить.Дочки пожалела.На "Металлурге" работал хорошо.Премия давали,квартира давали,меня все на заводе знали,говорили:"Здраствай,тётя Нина!"Ты меня бабушкай не называй,не люблю.Говори"тётя Нина".Ты хорошая-слушаешь меня.Наверно торопишься,а слушаешь.Уважаешь старших.Ты не татарка?
Узнав,что нет,не огорчилась:"Хоть татарин,хоть русский-какой разница?Хороший человек всегда хороший"

И ещё минут пятнадцать доверчиво сообщала мне,что дочки у неё получились хорошие,выучились(техникум закончили),по-русски чисто говорят,"не отличишь от русский".И мужья у дочерей хорошие,и внуки тоже хорошие.
Я вдруг подумала,что за весь наш разговор женщина ни разу ни о ком не упомянула осуждающе или раздражённо.Мы тепло распрощались."Приходи чай пить с шикаладный канфеты",-пригласила меня тётя Нина.

Возвращаясь домой.я думала об этом необычном человеке.Об удивительном даре доброты и открытости,об умении пробудить во встреченном человеке ответную волну тепла и доверия.А ведь,казалось бы,кому,как не ей,на жизнь жаловаться:смолоду осталась вдовой и вдовела всю жизнь,храня верность погибшему и своему материнскому долгу.Сколько же ей пришлось перенести обид и унижений,тяжкой работы!Не радостной,творческой,а тяжёлой,нудной,ради куска хлеба!И вот на исходе девятого десятка полна добра и теплоты и ещё хочет,как женщина,казаться моложе.

-Да она и вправду моложе тебя,-упрекнула я себя,любимую.-Ты вечно свои хвори старательно инвентаризируешь,вздыхаешь,жалеешь себя.А сколько в тебе раздражения по пустякам! И очереди-то на почте,в собесе и в банке тебе не нравятся.И марки и конверты тебе не так продают.И народу везде толпы,видишь ли,тесно и душно!И носки муж разбрасывает,посуду после себя не убирает- а для тебя повод к скандалу.
А ведь ты всю жизнь за ним, как за каменной стеной.И никакой к нему благодарности,только придирки да упрёки!

В состоянии полного самоуничижения я пришла домой.В прихожей увидела снова,как всегда,незакрытые дверцы платяного шкафа и кинутые как попало мужнины ботинки.Хотела рявкнуть на благоверного,но подумала и убрала всё на место сама.Как можно ласковее сказала"привет" и чмокнула мужа в щёку.Чему он очень удивился...         


Рецензии