Беда не ходит одна

   В феврале 1982 года мама  прислала мне письмо, в котором писала: « Саша, я решила посоветоваться с тобой. У меня что-то заболела грудь. В одном соске нащупывается небольшой комочек,  и временами он так ноет и покалывает. Напиши мне, как мне лучше поступить: или  в Братск съездить в больницу, или к тебе сразу приехать, пока Леша на каникулах. Ведь надо и корову подоить, и свиней накормить, и в доме убраться.  А папка целый день на работе ».
     После получения моего письма мама в начале марта прилетела к нам в Иркутск. Я встречал ее в аэропорту.
     После обследования в онкологическом диспансере онколог Илья Лукич Шестаков  рекомендовал маме операцию, накануне которой был проведен курс лучевой терапии. Но беда не ходит одна!  Была уже назначена дата операции, но как-то ночью в дверь нашей квартиры позвонили. Почтальон доставил срочную телеграмму из деревни. Отец сообщал, что умерла моя сестра Татьяна. Не мешкая, утром мы с мамой самолетом вылетели в Куватку.
     Сестре Татьяне было 26 лет. В девятимесячном возрасте, в июне 1957 года, она перенесла тяжелую форму полиомиелита с полным параличом левой половины тела. Это опасное, высоко заразное вирусное заболевание впервые появилось в нашей стране в 1949 году. Вирус поражал двигательные нервные клетки передних рогов спинного мозга, вызывая параличи. Каждый десятый заболевший ребенок погибал, почти половина выживших оставались на всю жизнь инвалидами. Полиомиелит (или детский спинномозговой паралич)отправил в кресло-каталку в детском возрасте и будущего президента США Рузвельта. В нашей стране от полиомиелита ежегодно погибало более 12 тысяч детей. Всё изменилось только к концу 1950-х годов, когда советские гении от медицины Михаил Чумаков и Анатолий Смородинцев разработали и внедрили в широкую медицинскую практику эффективную вакцину от этого коварного заболевания. Эпидемия была остановлена. После перенесенного полиомиелита Татьяна, кроме левостороннего паралича, страдала частыми приступами эпилепсии, была глубоким инвалидом. Все эти годы мои родители очень страдали. Мучения дочери доставляли им глубокую душевную боль.
     После похорон Татьяны мы с мамой возвратились в Иркутск.
     Вскоре  ей  была успешно выполнена хирургическая операция, и в конце мая она была уже у себя в деревне.
     В письме мама сообщала мне:
    «Саша, я задержалась немного к тебе с ответом. Приехала домой и давай помаленьку все перестирывать, приводить в порядок дом. Баба Катя приехала из Братска помочь мне первое время после операции. Я, Саша, никакой тяжелой работы пока не делаю. Папка с Алешей все взяли на себя. Отметили 40 дней со дня смерти Тани. У папки в огороде везде порядок: и картошка хорошо растет, и  грядки он  посадил аккуратно. Только, говорит, обо мне сильно переживал и скучал. У меня, Санечка, сейчас все хорошо. Шов зажил полностью. Правда, рука еще тяжеловато поднимается и к вечеру отекает, надо разрабатывать  ее помаленьку».
     Из письма мамы от 22 июля 1982 года:
    «У нас дома пока все хорошо. Рана у меня зарубцевалась. Топчусь все возле дома. Целый день на ногах. Работы много. Не могу сидеть, хотя и надо было бы первое время воздержаться. Конечно, я тяжелой работы не делаю, но все равно: свиней надо накормить, а их трое, да поросят семь штук. Всем надо сварить. Да и дом белила, то стираю что-нибудь, то шью, то носки вяжу. Уже корову сама дою. Да разве мало работы в деревне! Утром встанешь чуть свет, да  ложишься затемно, в одиннадцать, да в двенадцать. Все нескончаемая работа».
     После проведенной в Иркутске операции   у мамы наступило полное выздоровление, несмотря на серьезность диагноза. Бог оказался на этот раз снисходительным к ней.
     После описываемых событий мама прожила еще 22 года и до конца дней своих была благодарна  иркутским врачам,   оказавшим в трудный час ее жизни помощь и поддержку. Особенно часто она вспоминала Илью Лукича Шестакова. В Илье Лукиче маму подкупало его человеческое обаяние, высокий профессионализм, то, что он умел внимательно выслушать пациента, искренне посочувствовать ему, успокоить, приласкать добрым словом, погладить по руке, по плечу, подробно рассказать о необходимом лечении, которое должно обязательно помочь. Он не считал излишним при разговоре с пациентом обратиться к нему с ласковыми словами «моя хорошенькая» или «мой хороший». После общения с ним, делилась со мной мама, на душе становилось так тепло, что хотелось поделиться с этим милым доктором самыми сокровенными подробностями своей жизни.
     Илья Лукич родился 1 августа 1931 года в Бурятии, в селе Оймур. После службы в армии поступил в медицинское училище в Улан-Удэ, с отличием окончил его и продолжил обучение в Иркутском медицинский институте. Проработал в Иркутском областном онкологическом диспансере более сорока лет, пройдя путь от медбрата до заместителя главного врача по лечебной части.


Фото: Я на руках у мамы в 2-х месячном  возрасте. Слева- брат мамы Анатолий. Стоит сестра мамы- Нина. Утузилка,1950 г, ноябрь

Фотографии к данным запискам смотри по ссылке  https://ok.ru/profile/562064181842/album/908269638738

(продолжение следует)


Рецензии