Сюда мы больше не придем...
Мы уйдём не как в песок вода,
Но живые, те, что мёртвых сменят,
Не заменят мёртвых никогда».
(Евгений Евтушенко)
На другой день после погребения мамы, перед своим отъездом из деревни, я в последний раз навестил опустелый отчий дом.
Подошёл к калитке со стальной щеколдой со стороны двора, с подвязанным к ней кожаным ремешком, продёрнутым наружу через дырку в доске. Потянув за ремешок, вошёл в осиротевший двор.
Слева от калитки - старенькая банька, с противоположной стороны – оконце неказистой зимовьюшки. За ней в глубине двора – стайка для скотины, бревенчатый сеновал. Вдоль восточной глухой стены дома пристроенная когда-то отцом кладовка с домашним скарбом. Невдалеке от зимовья бочка для питьевой воды (воду по деревне развозили на тракторе с водокачки и разливали во дворах в емкости).
На этом месте, вплотную примыкая к забору, когда-то росла развесистая береза с толстым, в причудливых корявинах и разрывах коры стволом. При строительстве дома в конце пятидесятых годов отец не решился ее срубить: так она была красива, величава и пышна. Но прошло время, и береза стала усыхать, при порывах ветра роняя вниз тяжелые сухие сучья.
«Так и до беды недалеко, угодит кому-нибудь в голову », – решил отец и спилил умирающее дерево под корень.
Через небольшие сенцы с крылечком в две ступеньки вошёл в избу. Как же волнительно через годы войти в родительский дом, где ты родился, где вырос, откуда ушел в большую жизнь.
В пустой, нетопленной бревенчатой избе холод, тишина, запустение, отсутствие всякой жизни.
Слева от входной двери – куть с остывшей кирпичной печью на манер русской, с чугунной плитой.
У порога в прихожей – круглые коврики, связанные мамой крючком из разноцветных дранок из старого тряпья. В зале – подобные же домотканные дорожки-половички. На небольших окнах – светлые ситцевые занавески - задергушки, а над ними тюлевые полушторки.
За стёклами окон просматривается занесенный снегом огород, полуразвалившаяся теплица для выращивания помидоров, посаженная отцом ель у дощатого забора с уже срубленной каким-то негодяем под новый год верхушкой, мощно разросшийся куст черёмухи в палисаднике.
На старом комоде – фотопортрет отца в солдатской гимнастерке и брата мамы – Александра.
Здесь же ручная швейная машинка с надписью: «ГОСШВЕЙМАШИНА» , которую я помню с самого раннего детства. Эти машинки выпускались Подольским механическим заводом-дочерним предприятием американской компанией «Зингер». Машинка искусно украшена по корпусу замысловатыми узорами(стиль модерн в то время был очень популярен). Сейчас таких изящных и красивых швейных машинок уже не выпускают. Компания “Зингер” была основана в 1851 году. Её продукцию покупали во всём мире, в том числе и в России. Но было экономически невыгодно поставлять машинки в Россию из Америки. Поэтому руководство “Зингер” решило построить завод в Подольске. Уже к началу Первой мировой войны завод выпускал в год более 600 тысяч машинок. Конструкция и дизайн их долгое время не менялся: настолько они были удачными. Машинки подольского “Зингера” высоко ценились и за рубежом. Их заказывали из Японии, Персии, Китая. Подольский “Зингер” существенно не пострадал во время войны. В 1923 году производство швейных машинок «Зингер» было восстановлено, но теперь они выпускались под названиями «Госшвеймашина» или «ПМЗ» (Подольский механический завод).
Подольские швейные машинки в нашей деревне появились во многих семьях. Некоторые сельские умелицы-портнихи серьезно занимались пошивом женской одежды. Я помню, в те годы стали пользоваться большой популярностью среди жителей нашей деревни изделия из крепдешина и креп-жоржета. Эти необыкновенно тонкие, воздушные, полупрозрачные, струящиеся по фигуре, с приятной к телу зернистой поверхностью ткани вырабатывались из китайских натуральных шелковых, максимально скрученных нитей. Ткань была не из дешевых, но очень желанной для девушек и молодых женщин. Они любили ее за легкость, прочность и красоту. Крепдешин и креп-жоржет за счет своей упругости и плотности сохранял в изделиях пышные сборки, устойчивые легкие падающие складки, плиссировки. Работницы местного леспромхоза, получающие для тех времен высокую заработную плату, могли себе позволить заказать деревенской портнихе-мастерице сшить из этих тканей красивые женские наряды: струящееся по фигуре платье, пышную юбку, легкую блузку, яркий невесомый платок. У женщин-колхозниц таких возможностей практически не было. Я помню, что и у моей матери, и у тетки Марфы платья из крепдешина и креп-жоржета были (мой отец и супруг тётки работали в леспромхозе).
А в середине 1960-х писком моды стала одежда из синтетики. Помню, как в это время пользовались неимоверной популярностью изделия из кримплена. Из этой синтетической плотной, мягкой, рельефной, с эффектом шерсти, немнущейся, износостойкой (и относительно недорогой по цене) ткани женщины шили себе платья, юбки, костюмы и с удовольствием носили их и в праздники и в будни. Чуть позднее появилась дорогая и дефицитная ткань-плащевка болонья. Плащи, куртки из этой плотной, гладкой, водонепроницаемой, с легким блеском синтетической ткани коричневого, синего цвета периодически выбрасывались на прилавок нашего деревенского магазина и быстро раскупались.
Швейная машинка Подольского завода появилась и в нашей семье. Помню, мама часто шила на ней наволочки, простыни, простенькие платья из ситчика, детскую одежду из сатина. Меня привлекал этот красивый механизм в доме, и мама учила меня шить. Мне это очень нравилось. Я и теперь с удовольствием сажусь за швейную машинку, чтобы укоротить себе брюки, приталить рубашку, подрубить простынь, пошить мешок для отправки по почте посылки.
Над комодом - репродукция картины Ивана Айвазовского «Девятый вал», счетчик электроэнергии, установленный отцом на стене у самого потолка, у матицы, чтобы дети по шалости не получили электротравму.
В углу круглый стол, покрытый льняной скатертью в клеточку. Рядом с ним в простенке между окнами - зеркало-трюмо, над ним - репродукция картины Василия Ивановича Сурикова «Меншиков в Березове», купленная мамой в сельпо, когда я был еще школьником начальных классов. Это одна из самых известных и популярных картин художника. Маме нравилась эта работа Сурикова с историческим сюжетом, отражающим судьбу выходца из низов общества, алчного фаворита Петра I. Меншиков отличался смелостью, мужественностью, высокой работоспособностью, принимал участие во многих сражениях, руководил строительством и благоустройством Санкт-Петербурга. Царь Петр доверял ему безмерно.
После смерти своего покровителя и воцарения малолетнего Петра Алексеевича (внука Петра I)власть Меншикова становится еще больше. Светлейший князь Александр Данилович продолжает бесцеремонно вмешиваться в государственные дела, сурово обращается с малолетним государем, бывает с ним груб и резок. В результате придворных интриг конкурентов Меншикова - семейства Долгоруковых - блестящий царедворец был низвергнут и вместе с семьей, еще недавно популярной, модной и невероятно богатой, оказался в ссылке на русском Севере, в сибирском городке Берёзове, где зима длится 7 месяцев, где мороз доходит до 40 градусов. Здесь еще по указу Петра I был построен острог для содержания особо важных государевых преступников. У Меншикова отняты чины и ордена, 90 тысяч крепостныхв,130 миллионов рублей, более двухсот пудов золотой и серебряной посуды.
По дороге в ссылку ослепла от слез и умерла от потрясений жена Меншикова. На картине он сидит за столом в мрачном отчаянии и погружен в свои тяжёлые думы. Рядом с отцом в убогой, холодной деревянной избе, собственноручно отстроенной Меншиковым, его дети. Они вырваны из своей привычной среды обитания, где еще совсем недавно блистали на придворных пышных балах, маскарадах, предавались всяческим развлечениям, забавам и празднествам . Старшая дочь, княжна Мария — бледная, растерянная, закутанная во все черное, — бывшая официальная невеста юного императора Петра II, потерявшая всё: богатство, высокое положение и свое блестящее будущее русской императрицы. Через полгода она умрёт от натуральной оспы, не дожив и до восемнадцати. Месяцем позже, 12 ноября 1729 года, в возрасте 56-ти лет, теряя волю к жизни, уйдет в мир иной и сам Меншиков. По левую руку от светлейшего князя - его сын Александр, он растерян и глубоко погружен в себя. В изгнании сын выживет, но жизнь его будет недолгой. Александр скончается в 50 лет.
В центре картины младшая дочь Меншикова – Александра, юная красавица в богатом для ссылки платье и тёплой душегрейке. Она при едва пробивающемся сквозь мутное маленькое оконце избы северном свете читает книгу. Александре будет суждено пережить смерть матери, сестры, отца, но остаться в живых и вернуться ко двору. Но и на ней лежало семейное проклятие — Александра умрёт в 23 года в родах вместе с новорожденным.
Выразительно изображено художником лицо Меншикова, любящего мужа и отца, талантливого, изобретательного и умного человека, но злобного, жадного и мстительного, который не смог справиться со своими чрезмерными амбициями и честолюбием и своими руками невольно погубил свою семью. Ох, как же тяжелы для него эти раздумья!
Мама очень дорожила репродукцией этой картины Сурикова, поместила ее на самое видное в избе месте, регулярно и с осторожностью снимала её со стены и тщательно протирала от пыли.
На дощатой, крашеной зелёной краской заборке, отделяющей спальню - цветастый, в крупных розах матерчатый ковер. Вдоль заборки - старый диван, покрытый яркими накидками, связанными мамой всё из тех же тряпичных дранок. Мамина кровать, заправленная пикейным покрывалом с высокими подушками, набитыми куриным пером, покрытыми тюлевой накидкой, еще хранила, как мне казалось, прикосновение и тепло ее рук.
Любовно связанные когда- то мамой драниковые коврики – половички уже небрежно разбросаны по полу, как больше никому не нужные вещи.
А из включенного репродуктора едва слышно доносились слова песни: « Как хорошо под мамино крыло свернуть с дороги, долгой, бесконечной, хоть на денёк стать юношей беспечным и ощутить родимое тепло…»
Я стоял у порога, сердце мое щемило, а к глазам подступали слезы. Только сейчас, здесь, в пустом родительском доме, я в полной мере, отчетливо ощутил, что отца и мамы больше нет, и не будет уже никогда.
С болью в сердце я покидал когда-то любовно прибранный руками мамы, наполненный её материнским теплом, когда-то такой уютный и родной мне,а теперь опустевший, холодный отчий дом.
Я чувствовал любовь мамы всегда. Она относилась ко мне трогательно, нежно, уважительно. Без ее материнской любви мне стало холодно, пусто и одиноко на этой земле. Маму в моем сердце не заменит никто.
После похорон и возвращения из деревни в «Восточке» я прочел стихотворение иркутской поэтессы Марины Яковенко «Сюда мы больше не придем».
Я был поражен тем, как предельно искренно выраженные в нем чувства автора удивительно близко перекликаются с моим состоянием души. Настроение поэтессы было созвучно моему внутреннему состоянию в этот скорбный момент жизни, когда боль и горечь утраты были так остры и разрывали мое сердце.
Автор стихов с грустью повествует о том, что после смерти матери был продан ее дом:
"Всем вышло по семьсот...\Сюда мы больше не придём,\ не отопрём ворот".
И далее с грустью продолжает:
«Никто не выйдет на крыльцо, \ Не кинется обнять, \Как мать, накинув пальтецо, \Моя святая мать. \Никто нам чая не нальёт, \Не испечёт пирог. \Никто, как мать, нам не споёт, \Сколь ни тори дорог.\ Стою у стареньких ворот, \За щеколду держусь. \И повернуть её чуть в бок \Никак я не решусь…»
Этими трогательными и волнующими душу и сердце строками мне и хочется закончить свои записки.
Иркутск - Куватка – Иркутск, 2020г.
Фото: Отчий дом
Фотографии к данным запискам смотри по ссылке https://ok.ru/profile/562064181842/album/908269638738
(продолжение следует)
Свидетельство о публикации №215082700257
На могилах уже не побываю, не по силам дальние поездки. В селе живет племянница, она ухаживает за могилами всей родни.
Да, грустно:сюда мы больше не придем.
Надежда Дьяченко 11.01.2022 11:20 Заявить о нарушении