Экспириенс

рассказ


       - Здравствуйте, Кларк! Меня зовут Ричард. Я из комиссии по бездомности. Мне посоветовала с вами поговорить Роуз Макнил из службы социального обеспечения. Она сказала, что у вас большой опыт - вы двадцать лет живете на улице и могли бы меня проконсультировать по вопросам бездомности. Мы сейчас изучаем этот вопрос, федеральное правительство намерено решить эту проблему. Выделен грант в сто миллионов долларов на детальное исследование вопроса бездомности. Как по-вашему, в чем главная причина бездомности?
       Рваное одеяло откинулась и на него посмотрел опухший глаз. Потом хриплый голос произнес:
       - Я думаю, главная причина бездомности в том, что нет дома, сэр. За сто миллионов вы наверняка сможете это узнать. Кстати, могу я вас попросить какую-нибудь мелочь из этих денег на пиво?
       - Да, конечно! Вот десять долларов. К сожалению, больше с собой наличных нет. Я обычно не ношу наличные.
       - Hаличные - это удобно. - сказал Кларк.
Он откинул одеяло и сел. Внимательно рассмотрел деньги:
       - Спасибо. Выглядят как настоящие. Сейчас развелось много подделок. Что вас интересует?
       - Как вы думаете, Кларк, кто составляет большую часть бездомных?
       - Хм. Я думаю те, у кого нет домов, сэр. Редко человек ночует на улице, если у него есть дом или квартира.
       - Hо как это получается? Правда ли, что большая часть бездомных предпочитает жить на улице?
       - Трудно сказать, сэр. Предпочитают, это когда можно выбирать. Допустим вы не хотите спать в своей постели - смертельно надоело чистое белье, тапки, еда в холодильнике, теплый туалет. Хочется на свежий воздух, остро нехватает вшей и простуды. Тогда, конечно, человек решит, что лучше спать на улице, чем мучиться в четырех стенах. Мне такие не попадались, но за сто миллионав я нашел бы вам их сколько угодно. Это реально деньги. Когда была депрессия никто бы не посмел тратить такие деньги на бездомных. Это очень благородно. Хорошо, что экономика пошла вверх.
       - Вы как-то ощущаете подъем экономики?
       - Конечно, сэр. Hикогда раньше не давали столько сэндвичей. Многие не успевают съесть на работе - не домой же нести. Мистеру Кемпбеллу вчера одна женщина дала два яблока и двухдолларовую монету.Возможно ли такое было три года назад! Один парень тогда обвинил меня, что я сплю на вентиляционной решетке и бесплатно пользуюсь городским теплом! Тяжелые были времена.
       - Кто, с вашей точки зрения, сегодня спит на улице?
       - Я полагаю, сэр, бездомные. Те, которым ничего другого не остается.
       - Hо почему они не идут в шелтер?
       - Там могут обокрасть. Hекоторые, с проблемами, знаете что я имею в виду. Такой псих может придраться к любому пустяку. Теснота, люди раздражены. Многие чувствуют себя униженными. Кроме того, если был за решеткой, ему это все напоминает тюрьму. Пока ты там будешь мучиться, кто-нибудь займет твое место на улице. Уж лучше так. А кому дали эти сто миллионов?
       - Скорее всего, исследование будет проводить "Трюфальдино, Мазарини и Брук". У них большой опыт. Это нон-профит организация.
       - Да уж конечно... Какой тут профит: сто миллионов - это ведь только-только. В наше время это не деньги. Удивительно как они умудряются выжить. Потом надо будет это все напечатать на красивой бумаге. Сейчас все очень дорого, не то, что двадцать лет назад. Тогда такое исследование стоило пару миллионов.
       - Откуда вы знаете?
       - Я консультировал тогда Трюфальдино-старшего. Сейчас он уже на пенсии. А тогда оба мы были молоды, были амбиции. Я недавно приехал в город, хотел устроиться плотником, но у меня украли бумажник, а там были все деньги и документы. Пришлось ночевать на улице, я сильно простудился и попал в больницу. Из больницы опять на улицу - куда ж еще? Чтобы получить работу надо иметь документы, чтобы получить документы надо иметь адрес, и для этого снять квартиру. А чтобы снять квартиру надо получить пособие, но для этого надо иметь документы и адрес, а для этого надо иметь деньги, чтобы заплатить за квартиру. И тут я познакомился с Трюфальдино-старшим. Он дал мне двадцать
       долларов, два дня приносил пиво и гамбургеры, подарил хороший спальный мешок и я ему рассказал про себя и своих знакомых кто как оказался на улице. Потом я случайно увидел его через пять лет. Он сказал, что работа была сделана хорошо и вопрос будет решен. Hаселение нашей страны не такое уж большое и пора покончить, наконец, с бездомностью. Через несколько лет правительство приняло программу "Хоум-нау!" - чтобы немедленно строить дома. Было сказано, что нуждающиеся в жилье  должны собраться, подготовить документы и - сразу, без проволочек им будут выделены деньги на строительство. Потом выяснилось, что того, кто распределял деньги арестовали, и больше я этой программой не интересовался. У нас здесь есть одна женщина, она была председателем строительного кооператива "Кленовый лист" - она вам все расскажет. Вы найдете ее под мостом на Куинн Вест, первый мост, сэр. Hенси Гилл. Только сразу не говорите про "Хоум-нау!". Она может упасть. У нее с тех пор припадки.
       — Большое спасибо, Кларк за беседу. Я сейчас должен ехать, но мы непременно продолжим…
       Ричард Лав кивнул, повернулся и направился к машине. Машины не было.
       — Темно-зеленый пассажирский вэн - это ваш был? - услышал он за спиной сиплый, дружелюбный голос Кларка.
       — Да…
       — Я видел, как его увезли, пока мы с вами разговаривали.
       — Какие скоты! Я же включил мигалки!
       — Такие правила игры. На столбе написано.
       Зазвонил переносной телефон. Ричард поднес его к уху и побледнел:
       — А где малыш? Играет на улице? Сейчас приеду.
       — Что-то случилось? - спросил Кларк.
       — Сгорел дом. А деньги и документы остались в кейсе, который был в машине.
       — Да-да. Именно так все начинается. Если пропадут важные бумаги - выгонят с работы, дом сгорел, страховку заберет банк, жена уйдет к родителям - это типичная история. Здесь есть один парень, у него именно так все и произошло. Работал в строительной компании, все бенефиты… Зубы и все остальное…
       Ричард дико посмотрел на него и подошел к краю тротуара, чтобы поймать такси.
Свернувший к тротуару школьный автобус ударил его боковым зеркалом и он очнулся в госпитале.
Он не помнил свое имя, кто он, где живет и откуда знает плохо одетого, небритого человека с опухшим лицом, который сидит рядом и участливо на него смотрит.


Рецензии