Что воля, что неволя - все равно

Чеховские развитые герои привержены философии стоицизма - цитируют Эпиктета и Марка Аврелия, раба и императора, в том смысле что нет разницы между рабом и императором, другими званиями, все суета сует, точнее - император такой же раб обстоятельств, а все примиряет смерть, надо просто выполнять свой долг, делать добро и т.д. Позиция самого автора, А.П. Чехова, трудноуловима, но, видимо, тоже склоняется к этому учению усталых и отчаявшихся людей. Однако его персонажи, по-моему, своей жизнью доказывают порочность такой жизненной практики, точнее - ее невыполнимость. Нельзя делать добро и иметь понятие о добре, смешав все понятия - как делают стоики. Нельзя быть счастливым, будучи рабом духа, раб ты по роду службы или император. Нельзя рабу духа, мертвому душой, овеянному околосмертными резонами, эпиктетовой философией, любить и быть любимым, различать добро и зло. Удел раба духа всегда несчастная любовь, мнимая любовь, игра в любовь, надрыв, а иногда обида и злость на весь мир: он может прикидываться добрым человеком, как дядя Ваня, но он зол, он раб духа, продавшийся за мифическое небо в алмазах, мнимо бескорыстный трудоголик, ненавидящий выбравших иной удел. И никогда три сестры не найдут счастья в Москве, а чайки будут кружить над погибающими среди застольных бесед ни о чем, приносимыми в жертву этому спокойному тону и этим невозмутимым мыслям, что все равно, что все одно и то же. Потому что для стоиков ничего нет, кроме с трудом подавляемых страданий и ужаса перед жизнью. Но есть и другое, есть счастливые люди, свободные духом - и невозможно подавить знание об этом. Но когда чеховские герои говорят, что человек создан для счастья как птица для полета, мне мерещится полет чаек над трупом очередного застрелившегося стоика, и хочется отогнать такое счастье чаек, а не людей.

***

Стать чайкой - изменить человечеству. Остаться с чеховским Ионычем или дядей Ваней - упаси Боже.

***

Русская литература ХХ века - между Чеховым и Горьким, между кладбищем честных, но косных, не пробившихся к смыслу жизни людей - и клекотом стервятников-буревестников (дальнейшая модификация образа чайки), глумящихся над их мнимым мещанством и клюющих в темечко.

Пришел новый век и ничего по сути не поменялось. Нет бодрых конструктивных нот, не связанных с революциями и потрясениями. Однако есть у всего человечества заветный романтический идеал, один для всех и ничего так не сближает народы и нации. Об этом свидетельствует, например, всемирный успех фильма "Аватар", в котором изображена простая идея, что любовь важнее всего, это преобразующая сила, она превыше экономической целесообразности, законов Маркса или Адама Смита, расчленяющих живое бытие мира.

Романтический идеал - общий знаменатель всего мира, единственное противоядие против всяких прочих -измов, убивающих и расчленяющих людей по формальным признакам, издевавшихся над нами все это время.


Рецензии
Я оптимист. Считаю, что противоположности нельзя и не надо устранять, нужно научиться пользоваться этим для своего и всеобщего блага. Поясню на примере.
Я по натуре идеалист, патриот и антизападник. Но вместе с тем с трудом могу найти себе практическое применние. Устроилась на работу к своему однокурснику - предпринимателю. Он моя противоположность: реалист с прозападными настроениями, ненавидит всё российское, "совковое", считает Путина диктатором и т.д.
Поначалу меня корёжило от его оценок российской действительности, но потом я стала наблюдать за ним, попыталась понять его, посмотреть на мир его глазами.
Я вижу, что он пашет, как конь, платит налоги, платит зарплаты своим работникам. Ему реально трудно в условиях нашей российской бюрократии и коррупции, разгильдяйства и хаоса. Но он все терпеливо, стойко переносит, продолжает работать и не собирается никуда "валить".
Я подумала: "Ну и кто из нас патриот? Он или я, которая может только пи@деть о своих патриотических чувствах?" И я стала лишь молиться за то, чтобы ему и таким как он хватило терпения и удачи пережить все финансовые кризисы и продолжать что-то делать для поддержания нашей экономики, чтобы у них не опускались руки.
Я научилась у него терпению, целеустремленности, вере в успех. Я иначе стала воспринимать американский образ жизни, стала лучше понимать тех, кто просто хочет жить красиво, комфортно, счастливо. Это нормально и это правильно.

Гульмира Жамантикова   28.08.2015 08:56     Заявить о нарушении
На советское время навесили много штампов - это результат либеральной пропаганды еще 90-х годов, когда разрушали страну - отнюдь не патриоты. Сейчас, к сожалению, люди внутренне патриотичные используют порой эти либеральные штампы, но если бы жили в советское время, они тоже были бы теми трудягами, какими и были советские люди в своей массе. Пренебрежительно к ним относиться, по-моему, неверно. Патриотизм, конечно, в делах, как Вы заметили, но и в сердце тоже, это такое интимное, я бы сказал, чувство к своему очагу, стране. Иногда любящие люди ругают друг друга, но за словами этими только хорошее.

Петр Лебедев   28.08.2015 10:17   Заявить о нарушении
Я думаю, ненависть ко всему "совковому" - это ещё и личные ассоциации с неприятным прошлым (трудным детством или непониманием окружающих). Это сугубо индивидуальное и не сильно зависит от либеральных штампов.

Гульмира Жамантикова   28.08.2015 10:35   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.