Ал-Хаджжи Салим ал-Махмуди ал-Кури - богослов

АЛ-ХАДЖЖИ САЛИМ ИБН МУХАРРАМ АЛ-АХТИ АЛ-МАХМУДИ АЛ-КУРИ (ум. 1850/51) — дагестанский учёный, преподаватель медресе. Жил в сел. Махмуд (лезг. сел. Махмудхюр, ныне покинутое село в Магарамкентском районе), как и его отец Мухаррам ал-Ахти (XVIII в.). Там он около тридцати лет занимался преподавательской деятельностью, обучая искателей знаний.


Затем он перешёл, в сел. Верхний Яраг (лезг. Вини Ярагъар), где начал преподавать уроки, и исполнять обязанности муфтия, однако, вскоре, в 1267 г. х., он скончался. Нисбы: ал-Ахти — от названия сел. Ахты (ныне Ахтынского р-она); ал-Кури — от исторической области Кюра, затем Кюринского округа; ал-Махмуди — от сел. Махмудкент (лезг. сел. Махмудхюр, ныне покинутое село в Магарамкентском районе). Селим-Эфенди был сыном Мухаррам-Эфенди ал-Ахти, и братом Айшат, жены Мухаммада ал-Йараги (ум. 1838). Умер по данным арабиста М.-Г.М. Садыки (ум. 2000) в 1272/1855–56 г.  Похоронен в сел. Махмудкент.


Элегии на его смерть написали Мирза-‘Али ал-Ахти (ум. 1859) и ал-Хасан ал-Алкадари (ум. 1910). В числе его рисала — «ал-Файйад ли-даф‘ал и‘тирад». Автор утверждает, что он осведомлялся (спрашивал у людей) и у имамов мечетей в селениях и «городах» и узнал, что люди не выстаивают послеобеденной (после пятничной молитвы) молитвы. Спрашивал об этом автора известный богослов ‘Абдаррахман-афанди ал-Шамахи в присутствии кади Хаджжи ‘Абдаррахман-афанди ал-Хачмази, который сказал, что в этом нет нарушения и разумные люди уверены, что это бред. Он автор ему не возразил «с глазу на глаз», однако решил высказать (доказать) необходимость такой соборной молитвы и написал этот трактат, построенный на цитатах книг… и других книг, содержащих главу по ритуальному шариату (закону).


Ал-Хасан ал-Алкадари сказал о нем:


«Он был моим наставником, проведя со мной в чтении [его рисала?] несколько занятий. Он был и моим родственником, дядей (со стороны матери), моей матери и отцом моей жены. Он был, милость Господа над ним, человеком добродетельным, средоточием многих достоинств».


Его предки из селения «К.д.н.к.» (Гдынк) Ахтынского владения (нахийа). Его отец, Мухаррам-эфенди, переселился в Кюринскую область (нахийа), где он пребывал во времена (ныне) покойного Сурхай-хана, он оставался у своих родственников в селении Махмуд. Там он оставался, пока не пал шахидом.


Автор: ‘Али Албанви


*Примечание к имени богослова, где:

АЛ-ХАДЖЖИ – был в хаджже.

САЛИМ – имя собственное.

ИБН – сын таково-то.

МУХАРРАМ – имя отца.

АЛ-АХТИ – нисба отца (по его месту рождения).

АЛ-МАХМУДИ – вторая нисба отца (получил ее после того как переехал в это село).

АЛ-КУРИ – третья дополнительная ко второй, нисба отца (поясняющая что село Махмудкент находится в области Кюре).

Соответственно сокращенное имя богослова:

АЛ-ХАДЖЖИ САЛИМ АЛ-МАХМУДИ АЛ-КУРИ


Литература

1. «Услада умов в биографиях дагестанских ученых». Нузхат ал-азх;н ф; тар;джим ‘улам;’ Д;гист;н. Дагестанские учёные Х — ХХ вв. и их сочинения/Перевод с арабского, комментарии, факсимильное издание, указатели и библиография подготовлены А.Р. Шихсаидовым, М. Кемпером, А.К. Бустановым. Москва. 2012. С. 124–125.

2. Шихсаидов A.P., Омаров X.A. Каталог арабских рукописей (Коллекция М.-С. Саидова). Махачкала: Издательство типографии ДНЦ РАН, 2005. С. 53.


Рецензии