Декабрист на свободе

  Срок его отсидки заканчивался в декабре следующего года. Но внезапно, 22 августа, Лукашенко помиловал его, Николая Статкевича, кандидата в президенты Беларуси 2010 года, и ещё пятерых, которых на Западе считали политзаключенными.
  Статкевич, как и обещал, помилования у президента Беларуси не просил. Ещё и поэтому на автовокзале, куда он прибыл рейсовым автобусом "Могилёв-Минск", толпа встречающих встретила его криками "Герой!".
  Естественно, Статкевича почти тут же спросили, чем он собирается заняться, как он оценивает нынешнюю ситуацию в стране. Улыбающийся, размягченный и взволнованный Статкевич отвечал, что сначала ему нужно осмотреться, отдохнуть хотя бы недельку.
  Да, у него была программа и стратегия действий, которую он разработал в тюрьме. Но ясно, что теперь её нужно переработать с учетом нынешних реалий, в которых находится Беларусь. Он-то думал, что всё плохо, и на эту мысль навела его атмосфера в автобусе, в котором он ехал в Минск. Как только пассажиры поняли по его разговору по телефону с женой и друзьями, кто он, в салоне установилась тишина. Все замолкли и чуть ли не с опаской стали на него посматривать.
  И он, Статкевич, решил, что ситуация в стране за тот период, что он сидел в тюрьме(4 года 8 месяцев), ещё больше ухудшилась. Но встреча на вокзале убедила его, что не всё так плохо:он увидел свободных, вольных людей, которые не боятся высказывать своё мнение и чувства.
  Нельзя было не заметить, что среди встречающих Николая Статкевича не было ни одного кандидата в президенты. Не было также ни одного из тех, кто входил в так называемую "инициативную группу Статкевича" по выдвижению его кандидатом в президенты 2015 года. В неё входила, насколько это афишировалось в СМИ, "элита" белорусской интеллигенции(в частности, назывались имена кинорежиссёра Юрия Хащеватского, кинодраматурга Владимира Халипа).
  Почему-то не было никого и из оргкомитета по созданию партии Народная Грамада, который выдаётся за партию уже почти десять лет, и особенно одного из его руководителя - Скребца.
  Эта "партия" и "элита" интеллигенции и объявили о создании "инициативной группы по выдвижению Статкевича", но руководство ею возложили на жену Статкевича Марину.
  И Марина работала самоотверженно, в сущности заменив всех и всё, продолжая быть рупором мужа, где только возможно. Видимо, поэтому известный белорусский писатель и поэт Адам Глобус написал на своём сайте:выпустили Николая Статкевича, наконец-то услышим, что он думает, а не от других о том, что он думает.
  Свою любовь Марина защищала самоотверженно(официально её брак со Статкевичем был зарегистрирован, когда он уже сидел в тюрьме;с первой женой он в разводе) и, пожалуй, редко найдётся столь преданный и энергичный человек. Именно она не дала забыть, что есть такой политик как Статкевич, которому недавно исполнилось 59 лет(в день рождения мужа Марина устроила салют над могилёвской тюрьмой, в которой он содержался), и который полон сил и здоровья, так как, по его словам, в тюрьме неустанно заботился о своём физическом выживании. И уже через несколько дней заявил о готовности вновь ввязаться в политическую борьбу.
  За то время, что Статкевич сидел в тюрьме, белорусская оппозиция, по выражению белорусского политолога Павла Усова, пришла к периоду "полуразложения". В 2010 году было десять оппозиционных кандидатов в президенты Беларуси, в нынешней - трое:двое "зубров" - председатель партии "Справедливый свет" Сергей Калякин(бывшая Коммунистическая), председатель Объединенной Гражданской Партии Анатолий Лебедько и молодая, до сих пор мало кому известная, социальный психолог Татьяна Короткевич, выдвинутая общественной компанией "Говори правду" и Белорусским Народным Фронтом.
  Именно за неё были собраны необходимые сто тысяч подписей избирателей, а за "зубров" - чуть больше половины.
  И тут началось! "Полуразложенные" стали требовать, чтобы Короткевич снялась
  с выборов. Один из представителей организации "Молодой фронт", которая уже давно ничем не проявляет себя, выступил с заявлением от её имени с заявлением, в котором, в частности, говорилось:"Ведь опасность для Беларуси представляет не столько Лукашенко или какой-то карательный сотрудник его режима, сколько те моральные проститутки, которые причисляют себя к демократическому движению и тем самым дискредитируют оппозицию в глазах миллионов сторонников перемен".
  "Сейчас её начнут цкаваць(третировать",- удовлетворённо заметил поэт Некляев, который хотел баллотироваться вместо Короткевич, но не получил поддержки от "Говори правду" и БНФ, при этом назвал Короткевич "комсомольской пластмассовой куклой".
  В сеть запустили слухи, что Короткевич подписи не собрала, а если утверждает, что собрала, пусть даст на проверку общественной комиссии(?).
  И "главный" аргумент:Короткевич - не самостоятельная фигура, её "сделал" руководитель компании !"Говори правду" Дмитриев.
  Тот же Дмитриев, между тем, в 2010 году "сделал" Некляева, и тогда никто этим не возмущался. А теперь того же Дмитриева называют аморальным, дискредитировавшим себя человеком.
  Безусловно, Татьяне помогли стать тем, какой она на данный момент является. Но и она сама работала, не жалея сил. Побывала в более полусотни городов, деревень и местечек Беларуси, встречалась с людьми, даже на родину Лукашенко приезжала, чему там были несказанно удивлены, ведь никогда ещё ни один другой претендент в президенты здесь не появлялся.
  Она даже побывала в тюрьме, в которой сидел Статкевич.
  А как проводил кампанию "главный зубр" - Лебедько? Главным его считали в оппозиции, и жена кандидата в президенты 2010 года Санникова Ирина Халип даже призывала его не участвовать в кампании, чтобы Запад не смог признать нынешние выборы состоявшимися и демократическими.
  Но Лебедько заявил, что с выборов не снимется, что у его партии есть программа "Миллион рабочих мест", с которой он пойдёт в народ.
  И пошёл, главным образом на рынки и к заводским проходным. Но люди отнеслись к его речам равнодушно, в лучшем случае брали у него агитационные материалы. "У людей апатия,- констатировали "зубры",- события в Украине вызвали у них страх перед переменами".
  Статкевич, однако, решил, что людей можно "разбудить". Он вновь стал вспоминать о Площади 2010 года, на которую вышло, по его словам, 80 тысяч человек, сказав в очередном интервью, что это он их вывел и повёл за собой.
  Но даже если не удастся многих "разбудить", не страшно, поскольку порою несколько человек влияют на ход истории, достаточно вспомнить 1968 год и протест на Красной площади против ввода советских войск в Чехословакию.
  "Они спасли в том числе и мою честь",- заявил Статкевич, который в 1968 году был "зелёным деревенским пацаном", и вряд ли думал о событиях мирового масштаба. 
  Жажда действия переполняла "декабриста". Сидя в тюрьме, он пытался выяснять отношения с другими бывшими кандидатами в президенты:кто что сказал на допросе, кто кого подставил... Теперь заявил, что всё это в прошлом, надо думать о будущем Беларуси и отбросить личные амбиции. Поэтому он встретился с Некляевым и Лебедько, а также позвонил лидеру оргкомитета по созданию Христианской демократической партии Северинцу, и они договорились выработать совместную программу действий.
  28 августа четвёрка озвучила её на пресс-конференции: создать коалицию демократических сил, в которую не примут Калякина как бывшего лидера Компарии, а также "Говори правду" и БНФ - за выдвижение псевдодемократического кандидата; нынешнюю избирательную кампанию не признавать, а добиваться проведения новых выборов под эгидой международных наблюдателей; считать Статкевича... кандидатом в президенты, поскольку ему не дали реализовать это право из-за пребывания в тюрьме;развернуть кампанию гражданского неповиновения.
  При этом Некляев заявил, что всячески будет поддерживать Статкевича, но сам в различных мероприятиях участвовать не будет, так как создаёт собственное движение "За независимость Беларуси".
  На кого же собирается опираться Статкевич? На активистов тех партий, лидеры которых участвовали в пресс-конференции. Но если бы они были, вероятно, тот же Лебедько смог бы собрать необходимые для регистрации кандидатом в президенты сто тысяч подписей?
  Статкевич, судя по всему, над этим не ломает голову. Он в эйфории, всё еще под впечатлением той горячей встречи, которую ему оказали встречавшие на вокзале, а также журналисты, у которых он был нарасхват.
  На вокзале, по утверждению оппозиционных СМИ, было двести встречающих. В Минске почти два миллиона населения. Вот он баланс на сегодняшний день, а ведь в столице живут более продвинутые люди, чем на периферии.
  Между тем, Статкевич заявил, что кампания гражданского неповиновения может начаться "в ближайшие недели". "Мы не собираемся ждать 11 октября(день президентских выборов), чтобы протестовать. Эта дата лично для меня ничего не значит". "Я выбираю стратегию протеста".
  Похоже, Николай всё ещё пребывает в тюрьме.


Рецензии