Первая потеря

Начало повествования:http://www.proza.ru/2014/11/19/558

Очередной прилёт бортов, едва не закончился трагедией. Вертолёт садится ненадолго, не выключая двигателей, сбрасывает груз и сразу же взлетает. Единственная ровная площадка на всей территории точки с одной стороны имеет небольшой обрыв. Обрывчик небольшой. Чуть более метра высотой. Но этот небольшой перепад высот едва не стал причиной катастрофы.

Из-за поднимающихся клубов пыли, при посадке, вертолётчик ничего не видит вокруг машины. А в этот раз толи вертолётчик был новый, толи он с устатку целкость потерял, но машина приземлилась на несколько метров ближе к этому обрыву, да еще и повернулся не бортом к обрыву, а хвостом. В результате, когда обороты винта упали, машина медленно покатилась в обрыв. Лётчик запаниковал. Ничего не видит, но чувствует, что скоро машина шандарахнется с обрыва. Взлетел. Снова сел. Короче, с отряда передали – пока нормальную взлётку не сделаете, что бы как на аэродроме, при посадке ни пылинки – бортов вам не будет, сидите без почты и без продуктов.

Да нам, господи, ни почты ни продуктов не надо. А боеприпасов у нас на год вперёд запасено. Продержимся, но на поводу у этих летунов не пойдём. Однако, репу почесали, почесали и решили, что надо что то делать. Из всех стройматериалов у нас в достатке только камни. Ну так этими булыжниками и выложим всю площадку. На том и порешили. Полдня с обеда и до вечера на ГАЗ-66 возили камни из русла на площадку. В русле толпа собирает камни, на площадке толпа разбрасывает камни.

Едва начало темнеть, как в русло, недалеко от того места где толпа собирала камни, прилетела граната из безоткатного орудия. Вот сволочи. Стреляли от Пайколы. А туда сегодня в ночь уходит наша засада.

Первую половину ночи я пробдил на посту, а с утра опять на взлётку. Замполит на завтраке сказал мне, чтобы я пригнал свою машину и как катком прикатал камни. Он сейчас за главного. Начмаг в Союз улетел, а начштаба с засадой в Пайколу ушёл. Ну за рулём БМП это вам не камни таскать. На это задание я помчался с удовольствием.

Туда-сюда по камням. Выезжаю на грунт, слегка поворачиваю корпус машины и снова туда-сюда. Гусеницы у БМП узкие, поэтому работа шла медленно. А ГАЗик продолжает сновать между руслом и взлёткой. Снова толпа собирает и разбрасывает камни. Замощенная территория растёт. Вдруг вижу, один солдатик пальцем тычет в воздух в ту сторону, откуда вчера граната прилетела. Посмотрел в направлении пальца. Вона! Наша засада возвращается. Поздновато что-то, солнце уже жарит вовсю.  Едва заметная цепочка людей спускалась с хребта. И вдруг – та-та-та! Пулемёт!!! Цепочка резко растворилась среди складок местности и камней.

По точке разнёсся громкий голос комбата:

-Батарея к бою!

Неожиданно возле моей машины возникли замполит и начальник второй заставы:

-Наводчик твой где?

-В наряде, - говорю,- На кухне.

-Паша! – это замполит кричит уже наводчику БМП 327, который тут же камни разбрасывал,- Давай в башню к орудию.

И мне:

-Дуйте на четвёртый пост, и оттуда нужно прикрыть отход наших.

На всех газах мчимся на бугорок четвёртого поста. Где то там, на склоне хребта, где залегли наши, лупит пулемёт длинными очередями с длинными паузами. Начала бахать батарея. Но если в направлении кишлака Ялькошан и ущелья Девританг у них было всё пристреляно, то в эту сторону они стреляли очень редко. Наверное из опасения попасть в кишлак находящийся за хребтом. Мины улетали куда то, но где они взрывались, не было видно. А вся трагедия происходила на этом, видимом склоне хребта.

Капитан, начальник второй заставы, на территории которой находился этот бугорок с постом, связался по радио с начальником штаба, который находился в самом эпицентре событий, уточнил диспозицию и заорал:

- Паша! Видишь груду камней, выше наших? Надо туда попасть. Оттуда лупят, сволочи!

Паша влип глазом в резинку прицела. Пошевелил пульт. Ствол повернулся вправо и задрался вверх. Судя по углу задранного ствола Паша собрался забросить гранату на все четыре километра.

Выстрел. Огонёк реактивных двигателей гранаты исчез в небесной синеве. Взрыва не было ни видно и не слышно.

С места механика-водителя видны только ноги наводчика, повернувшись, кричу в Пашины ноги:

- Паша! За хребет забросил гранату, возьми пониже.

Между ног появилась Пашино лицо с большими глазами:
-Скоко до тех камней?

-Километра два, - говорю,- Не больше.

Лицо исчезло. Снова выстрел. Картина прежняя. Граната исчезает в небе, и тишина.

-Паша, твою мать, - взревел начальник второй заставы, - там начштаба уже ранен. Помочь надо, давай сынок.

Капитан не отрывал от своего уха наушник радиостанции.

-Паша! – опять кричу в Пашины ноги,- начни с двух километров. И опускай ниже, только не делай длинных пауз.

Опять мелькнуло лицо с большими глазами:

- Боюсь! А если в своих попаду! Я щас!

Выстрел. И снова тишина. Капитан запрыгнул на броню.

« Ну всё, - мелькнула мысль, - Сейчас он Пашку расстреляет. Или по голове даст.»

Выстрел. И, о боже, чуть выше груды камней взметнулся клуб черного дыма. Наконец то. Ну теперь держитесь духи. С небольшими паузами пушка изрыгнула три смертоносных заряда. Груда камней потонула в клубах дыма и пыли. Паша дослал четвёртый выстрел, но тут капитан скомандовал:

-Отбой! Наши отходят, всё нормально.

-Товарищ капитан, - высунулся из люка Паша, - у меня выстрел в стволе. Куда его девать, достреляю уже.

- Достреливай, - согласился капитан, спрыгнул с брони и помчался в русло.

Там уже выдвигалась  встречная группа с носилками и во главе с медиком.

Паша произвёл контрольный выстрел и тут в наушниках раздалось:

-Триста двадцать шестой, машину срочно в капонир.

В небе раздался характерный рокот винтов вертолётов.

«Сейчас бомбить будут» - мелькнула мысль. Надавил кнопку стартера, машина завелась, но рёв двигателя был совершенно другой тональности. В чём дело не понял. Высунулся из люка. Из-за башни повалили клубы дыма.

-Горим? – Паша по пояс высунувшись из башни, растерянно смотрел на меня.

Выскочил из люка на броню и увидел, что из воздухозаборника, как из выхлопной трубы шёл густой дым. Что за хрень? Причём то отверстие, из которого этот дым должен был идти, никак не оправдывало своё предназначение. При работающем двигателе из него абсолютно ничего не выделялось. Ни дыма, ни копоти.

Прыгнул обратно в люк, заглушил двигатель. Завёл снова. На этот раз звук был нормальный. Дым валил из положенного места. Воздухозаборник, как ему и положено забирал воздух из атмосферы. Мистика. Неужели двигатель завёлся в обратную сторону. И работал же. Интересно, смогла бы машина двигаться при работающем в обратную сторону двигателе?

Но ни экспериментировать, ни, даже, поразмыслить времени не было – нужно исполнять приказ. Тем более, что недалеко в носилках лежал раненый командир, а над головами уже заходили на боевой курс два вертолёта Ми-24 «Крокодил».

Во время движения в капонир поле боя было за спиной. Слышно было как рокотали в небе вертолёты, ревели НУРСы и раздавались хлопки взрывов. А когда машина оказалась в капонире, я видел как садился Ми-8. В нём прилетел начмаг и улетел на носилках раненый начштаба. А над нашей точкой нарезали круги два «Крокодила» и ещё два Ми-8. Вскоре все пять бортов исчезли за хребтом.

Вечером после ужина водитель Андрей по кличке «Якут» делился впечатлениями:

-Идём, а вдоль колонны такая цепочка фонтанчиков та-та-та. Все упали. А я потом думаю – возьми он немножко левее и ранен был бы не только начштаба. Сэм – молодец. Он пацанов вокруг себя собрал. Они здорово прикрыли всю толпу. Пока мы начштаба вытаскивали из-под огня. Потом БМП. Они так бахнули по камням. Пулемёт сразу заткнулся. После выстрелов из БМП  мы уже все начали отходить. Потом носилки поднесли. Начштаба уже в носилки положили.   А с носилками мы уже бегом побежали.

Сэм – старший лейтенант. Маленький, щупленький парень заместитель начальника нашей заставы по боевой части. Замбой! Начальник очень часто и подолгу исчезал в Союзе и вся нагрузка, по командованию таким разношерстным коллективом, лежала на нём. Очень часто ему попадало от командования за наши различные проступки, но никогда он не срывал зло на ком либо из подчинённых. Замбой Сэм – оптимистичный, шустрый, немного взбалмошный. Через много лет только с теплотой вспоминаю своего командира.

Где же вы теперь, друзья – однополчане, боевые спутники мои…

(продолжение http://www.proza.ru/2015/08/31/1495)


Рецензии
Генадий! Редко Вы стали публиковаться. Или это у Вас не старые записи?
Жду продолжения. А фото удивительные, сохраняйте их для истории.
Кстати, давно хочу спросить: "Завмаг" - это как расшифровать?
Успехов в труде! И всяческих благ.
С добром,

Анатолий Емельяшин   28.08.2015 17:58     Заявить о нарушении
Лето!
Не "Завмаг", а наверное "Начмаг"?
Начмаг-начальник мотоманевренной группы.
Спасибо за внимание.

Геннадий Заковряшин   28.08.2015 20:09   Заявить о нарушении