Тайны Помпеи
Европа заглядывает в свое прошлое
В XVI веке итальянский архитектор Доменико Фонтана (он построил библиотеку Ватикана и много других знаменитых зданий в Риме) обнаружил в двадцати трех километрах к юго-востоку от Неаполя руины древнеримского города Помпеи, разрушенного извержением вулкана Везувия 24 августа 79 года. Интерес к находкам Фонтаны был большой, но только в 1748 году начались раскопки, которые продолжаются и поныне.
Наконец-то Европа могла удовлетворить свое любопытство. Многометровый покров из застывшей лавы Везувия на протяжении более чем 16 столетий бережно хранил здания и предметы быта от дождей, ветра, колебаний температуры, а также от грабежей и вандализма. Появилась неожиданная возможность увидеть, в каких домах жили подданные великой римской империи.
Кроме сотен жилых домов, построенных в течение четырех веков, хорошо сохранились форумы, храмы, театры, бани, школы, крытый рынок, лавки, трактиры. Художники и архитекторы внимательно изучали фрески, цветные мозаики, сады с затейливыми фонтанами, бронзовыми и мраморными статуями.
В интерьере покоев французской королевы Марии-Антуанетты в Фонтенбло использовались мотивы, позаимствованные у мастеров древнего города. Несчастная королева не знала о том, что таят в себе украшения и настенные изображения, обнаруженные в Помпеи.
Марию-Антуанетту отправили под нож гильотины 16 октября 1793 года. Роковое извержение Везувия произошло в 79 году. Обратите еще внимание на то, что 16 = 7 + 9. Мария-Антуанетта не только погибла 16 числа, ее мужем был Людовик XVI.
Числовые совпадения нередко являются намеками на существование особой связи между событиями, происходившими в различные эпохи и в местах, расположенных на большом расстоянии друг от друга.
Вряд ли орнаменты, перенесенные из Помпеи в апартаменты французской королевы, стали причиной ее казни. Речь не об этом. Возникает вопрос, случайно ли мода на древнеримское искусство совпала с правлением Людовика XVI. Хочется понять, почему взбалмошную Марию-Антуанетту привлекали находки, сделанные на месте гибели Помпеи.
Любопытно, что Мария-Антуанетта была крестной матерью короля Людвига I Баварского (1786 – 1868), для которого высшим удовольствием являлись поездки в Италию и собирание произведений античного искусства. Людвига I Баварского не казнили, но от престола ему пришлось отказаться.
Тайна Помпеи
Поразительна страсть к порядку, с которой строился этот греко-римский город. Простая строгая архитектура. Длинные прямые улицы, трудно различимые площади, продовольственные лавки и водоемы. Совершенно одинаковые аккуратные дома и дворы с небольшими деревьями. А в домах очень похожие друг на друга маленькие комнатки: столовые, спаленки. В некоторых жилищах их было до 60.
Обитатели Помпеи ценили домашний уют. Без сомнения, здесь царила тихая размеренная, возможно даже, суровая жизнь. Однако молитвы, которые добропорядочные граждане возносили в святилище Капитолийской триады: Юпитера, Юноны и Минервы, в храмах Аполлона, Венеры Помпейской (она считалась покровительницей города), Зевса и Изиды (был в Помпеи и такой) не спасли город. К югу от центра города располагался храм Веспасиана. Он тоже не принес счастье городу. Возможно, есть какой-то смысл в том, что император Веспасиан умер 24 июня 79 года ровно за два месяца до извержения Везувия.
Пословица гласит: в тихом омуте черти водятся. Археологи, производившие раскопки, вскоре после начала работ столкнулись с загадкой. Во многих домах на стенах были изображены сцены из греческих мифов: кентавры и сатиры, Ифигения и Орест, Ахилл и Патрокл, Персей и Андромеда. Но поистине неумеренную страсть жители Помпеи проявляли к изображениям амуров. Вот девочка показывает гнездо амуров своим любопытным друзьям и подругам. Вот восседающий на крабе амур забрасывает свою удочку. Эротические картины находили повсюду. Удивление вызывало обилие фаллосов.
Появлялось все больше оснований предполагать, что жители Помпеи мечтали вовсе не о спокойной семейной жизни. Город погряз в разврате. Горожане не только не скрывали своих желаний, но старались выразить их как можно более красноречиво. В доме пекаря над печью рядом с красным каменным фаллосом можно было прочесть такие слова: “Здесь обитает блаженство”.
Интерес к древнему городу был огромный. Туристы съезжались отовсюду. Охотников поближе познакомиться с нравами и обычаями Помпеи оказалось очень много. Некоторые приезжали в погоне за новыми впечатлениями, некоторые, чтобы вылечиться. Сюда прибывали глухие, слепые, хромые. На носилках привозили тяжело больных, которым обещали, что магический город вернет им утраченное здоровье. Стоило ли разочаровывать людей, преклонявшихся перед древнеримским искусством, лишать последней надежды веривших в исцеляющую силу руин Помпеи и выставлять на всеобщее обозрение археологические находки, свидетельствовавшие о полном разложении общества?
В XIX веке наследнику австрийского престола пришла в голову счастливая мысль: «неприличные» экспонаты следует хранить в специальном зале Неаполитанского музея, посещать который могли бы по специальному разрешению люди, достигшие определенного возраста и безупречные в моральном отношении. Таким образом, шокирующие предметы удалили подальше от любопытных взоров случайной и неподготовленной публики.
С доисторических времен фаллосам поклонялись по всему миру. Древнеиндийская легенда говорит, что на священной горе Меру находился серебряный стол, на нем серебряный колокол и цветок лотоса, посреди которого был треугольник – символ женских половых органов. Из треугольника высовывался мужской член – лингам.
Лингам на санскрите означает “знак”, “метка”, “символ”. Это знак пола. Мужской половой орган играет чрезвычайно важную роль в индуизме. Это форма проявления Шивы. Гигантские конусообразные колонны-лингамы и сегодня являются в Индии предметами поклонения.
Такое отношение к изображениям мужского полового органа нуждается в объяснении. Обычно оно состоит в том, что фаллос – символ производительных сил природы и плодородия. Люди относились к фаллосам с почтением в надежде, что это поможет им получить побольше хлеба, фруктов и овощей.
Если бы речь шла об общественных церемониях, значение фаллоса как символа плодородия действительно было бы важно. Огромный фаллос был обнаружен прямо у городских ворот города Помпеи. В этом ничего удивительного нет. Но красный каменный фаллос над печью в доме пекаря, а рядом с ним надпись: «Здесь обитает блаженство»! Кто поверит, что пекарь думал о плодородии, каждый день любуясь странным изображением.
Зачем лавочнику, рыбаку или воину украшать свои комнаты такими символами? Ведь не принято было помещать внутри жилых комнат множество других изображений, также олицетворяющих плодородие. В быту люди отдают предпочтение вещам, которые радуют глаз и напоминают об удовольствиях.
Итак, дело вовсе не в урожае капусты или яблок, а в сексе. Жители Помпеи, видимо, помешались на эротике. Это дало повод некоторым ревнителям нравственности утверждать, что извержение Везувия было не случайностью, а закономерным возмездием за грехи. Таким же, как уничтожение Содома и Гоморры. Этот вывод оказался поспешным, потому что фаллос не только символ плодородия, но и талисман, защищающий от всех видов порчи и колдовства и любых несчастий.
Фаллос как амулет
Нагота была вполне естественным делом у древних народов и у нецивилизованных племен в новые времена. Тем не менее, люди закрывали свои половые органы. Причина этого крылась не в стыде, а в страхе стать импотентом. Половые органы прятали потому, что они в первую очередь подвержены сглазу и порче.
Но это значит, что между фаллосом и дурным глазом существует сильная антипатия. Поскольку фаллос заклятый враг дурного глаза, понятен смысл хранящегося в Британском музее амулета, найденного в турецком городе Тарсусе: два одетых фаллоса заняты важным делом. Они пытаются распилить огромный глаз.
Фаллос может стать орудием порчи, а может – амулетом от сглаза. Лингамы использовали для защиты. С их помощью производилась и порча. В магических процедурах ламаизма лингам – сделанная из теста или нарисованная на бумаге фигурка обнаженного человека. Она олицетворяла врага. Если ему хотели нанести вред, поражали лингам.
Дети носили фаллосы на шее (иногда в золотых футлярах). Найдено очень много амулетов-фаллосов из бронзы, золота, серебра, драгоценных камней, кораллов, янтаря, слоновой кости, дерева, терракоты, мрамора. Фаллосу часто придавали смешные и фантастические формы. Он должен был казаться уродливым и производить отталкивающее впечатление.
Фаллосы делались крылатыми. Иногда они выходили из головы курицы, барана, собаки. Встречались фаллосы-птицы и фаллосы- хищники. Иногда для усиления действия амулета, разрушавшего колдовские чары, фаллос сочетали с полумесяцем. К фаллосу подвешивали металлические колокольчики и бубенчики. Фаллосы с колокольчиками помещали обычно на дверях лавок, в передних и спальнях. Считалось, что фаллос может оградить от нечистой силы не только отдельных людей и их имущество, но и целый город.
Есть все основания полагать, что смысл фаллических изображений понимался иногда совершенно неверно. В фаллосах, обнаруженных в Помпеях, не было ни малейшего намека на эротические наслаждения. Речь шла лишь о защите от сглаза, порчи и всякого колдовства. Именно с этой целью жители итальянских и греческих городов помещали на стенах своих домов фаллосы, а рядом писали: “Это место – счастливое”. Люди не сомневались: там, где есть фаллос, беды не будет.
Теперь все встает на свои места. Граждане Помпеи жили в одинаковых домах, в одинаковой обстановке. У них были похожие привычки. Они применяли одинаковые приемы в борьбе с нечистой силой. Вполне естественно, что они использовали одни и те же амулеты. Остается ответить на вопросы, против чего были направлены эти амулеты и почему в них возникла такая сильная потребность.
Предчувствие катастрофы
На знаменитой картине Карла Брюллова «Последний день Помпеи» показаны люди, растеряно вглядывающиеся в небо. Они не ждали, что на их головы обрушатся огненные потоки. Все будто бы произошло внезапно. Это эффектно, но мало напоминает историческую действительность.
Конечно, если бы жители Помпеи имели хоть малейшие подозрения на счет того, какая страшная беда им грозит, они, наверняка, не стали бы медлить и переселились бы в более безопасные места. Они не бежали и строили загородные дачи на склонах Везувия, так как верили, что «горючий материал» в кратерах полностью исчерпан, и вулкан заснул навечно.
Между тем, нельзя сказать, что население города оказалось застигнуто врасплох. Предостережение, на которое не обратили должное внимание, было дано еще в 62 году. Тогда город серьезно пострадал от мощного землетрясения. Земля по каким-то неизвестным нам причинам больше не хотела терпеть Помпеи. Окончательно решена была участь города, но не его жителей. В их распоряжении было вполне достаточно времени, чтобы каждый мог позаботиться о своей судьбе.
Обитатели Помпеи не сумели вовремя расшифровать предзнаменование. Они ощущали беспокойство, но не знали, что именно им грозит. Как защищаться от беды, когда не имеешь ни малейшего понятия о том, с какой стороны и в каком виде она придет? Конечно, с помощью универсального амулета. Самым универсальным амулетом, известным жителям Помпеи, был фаллос. Стоит ли удивляться тому, что каждый хотел иметь его в своем доме?
Свидетельство о публикации №215082801461