Кнут и пряник Лаврентия Берии

Не будет ни нудного теоретизирования, ни оценочных эпитетов, ни долгих рассуждений.

Будет один-единственный конкретный факт.

Мне рассказал о нем крупный ученый, в свое время работавший вместе с одним из участников совещания, речь о котором пойдет ниже, – т. е. источник, вполне заслуживающий доверия.

Итак, в 40-х годах двадцатого века в СССР велись интенсивные работы по созданию атомной бомбы. Курировать эту проблему от правительства и ЦК КПСС был поставлен Лаврентий Берия, получивший практически неограниченные полномочия.

На том основании, что в разрушенной войной стране (причины, по которым эта война вообще имела место в истории и так дорого обошлась народам Советского Союза, мы здесь тоже оставим за кадром) в короткий срок бомба была создана и испытана, всё громче звучат голоса, прославляющие Берию как человека выдающихся организаторских способностей. Опять же не будем говорить о том, что бомба – при всех реальных или мифических способностях Лаврентия Павловича – вообще вряд ли была бы создана так быстро и успешно, если бы в этом большую роль не сыграла информация, поступающая от симпатизирующих стране победившего социализма американских агентов советских спецслужб. О реалиях жизни в этой стране агенты, разумеется, не имели никакого понятия. Это тоже известно всем, кто хоть немного интересовался данной проблемой.

Будем говорить лишь об одном из примеров проявления выдающихся организаторских способностей высокопоставленного куратора создания атомной бомбы.

Так вот, когда испытания атомной бомбы стали уже весьма близкой перспективой, было проведено совещание, в котором участвовали все ведущие ученые и инженеры, причастные к созданию отечественного ядерного первенца. В числе прочих вопросов им было совершенно официально – под роспись – объявлено, что в случае неудачных испытаний те-то, те-то и те-то сядут на десять лет, те-то и те-то получат четвертак, а те-то и те-то будут расстреляны. После чего участники совещания с пожеланием спокойно работать были отпущены в свои лаборатории и цеха.

…Испытания бомбы прошли успешно. И это давно уже зафиксировано во всех летописях, анналах и хрониках. Но что же стало с участниками совещания, которым были обещаны суровые наказания?

Те, кому светило десять лет, получили ордена Трудового Красного Знамени. Те, кто должны были загреметь в лагеря или шарашки на 25 лет, были награждены орденами Ленина. Ну, а те, кого в случае неудачных испытаний бомбы ждал расстрел, стали Героями Социалистического Труда.

Такая вот нехитрая алгебра-арифметика.

Только причем здесь, спрашивается, выдающиеся организаторские способности?


Рецензии
Берия фигура того же порядка сложности что и Сталин. так по одному совещанию судить сложно. тем паче иногда свидетели такое свидетельствовали...
Вспомните хотя бы Жукова с его "воспоминаниями"...
С уважением, А.З.

Александр Викторович Зайцев   25.09.2015 18:57     Заявить о нарушении
Воспоминания всегда субъективны. На то они и воспоминания. Но именно воспоминания во многом формируют историю.
С уважением,

Олег Костман   26.09.2015 18:46   Заявить о нарушении
На это произведение написано 5 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.