Ярослав 27. Пионерское лето

Наверно, самые светлые воспоминания о нашем отрочестве выпадают на пионерское лето. И папа и мама, каждый на своей работе, добывали путёвки для меня в пионерский лагерь или летнюю площадку. Поэтому большая часть лета проходила именно там. Летняя площадка отличалась от лагеря тем, что вместо круглосуточного пребывания мы находились там с 8.00 до 17.00.
Итак, пора покинуть уличных друзей и домашние обязанности и перейти к пионерскому лету.
В лагерях и площадках, как и в школе, формировались наши характеры. На футбольном поле, на волейбольной площадке мы приобретали не столько навыки игры, сколько чувство коллектива. Главное не то, как ты умело и красиво играешь, а главное выигрыш команды.  И всё твоё умение должно быть поставлено для этого выигрыша.

Пожалуй, что вызывало в наших детских душах протест – это послеобеденный сон. Мы полны энергии, столько планов и тут вдруг нас вырубают из активной жизни на целый час. Вероятно, имелось в виду, что от этого мы поправимся и, может быть, даже быстрее будем расти.
И  мы боролись с этим навязанным отдыхом, укрываясь с головой под простынею и читая книги. Так мой сосед очень эмоционально читал тогдашнюю новинку: «Молодую гвардию» Фадеева, постоянно негромко проклиная зверства фашистов. Это  потом стали упрекать Фадеева в отходе от достоверности и он оправдывался: «это не документальное воспроизведение событий, а обобщённый образ советской молодёжи военных лет».
Для нас, наслышанных о героизме евпаторийского десанта это всё было реально, и не один из нас спрашивал себя, как бы он повёл себя на месте этих героев.

Молоденькая пионервожатая увидела в одной из книг (возможно, это была «Улица младшего сына» Кассиля) фотографию и в бессилии опустилась на стул:
-Володя Дубинин!? Мы же учились в одном классе!

А летом Евпатория была заманчивым местом для гастролирующих артистов. На маленьких летних эстрадах пионерлагерей перед нами выступали чтецы-декламаторы, комики, фокусники.
И как-то очень буднично прошло выступление всемирно известного Мессинга. Сам Мессинг, худой, потёртый временем еврей, скромно держался на втором плане, а с нами больше общалась его ассистентка, очень миловидная и приятная женщина лет 40-45.
Мы, детвора, весьма скептически оценивали талант Мессинга и с детской непосредственностью выдавали свои версии происходящего:
-Да у них разработан условный словесный код. Вон она бросает ему реплики: «Постарайтесь угадать …, а это совсем просто …, и т.д.» А каждое слово – это ключ к отгадке.
Ассистентка мило улыбалась, опровергая наши версии, изменяла и усложняла условия эксперимента, предлагала кому-то из нас занять её место. А вообще, как я помню, весь сеанс сводился к угадыванию чисел, написанных на чёрной доске. Никто не задавал ему вопросов о будущем – оно нам казалось ясным и прозрачным.
Я видел фильмы о Мессинге: и документальный, и сериал с Князевым. Видел там его жену, и, может, память меня подводит, но артистка в сериале (кажется, Тара Амирханова) более, чем в документальном фильме, похожа на женщину, сохранившуюся в моей памяти.

Море было рядом, но мы до обидного мало купались в море. К морю мы шли колонной, разбитой на отряды. Подчас путь нашей колоны пересекался с колонной испанских ребят. Их колона выглядела особенно красиво. В одинаковой форме: белые рубашки с красным галстуком, синие пилотки и штанишки, идеальное равнение и чёткий шаг.
И чтобы что-то противопоставить этому великолепию, клич вожатого:
- Яковлев, запевай!
И я старался, чтобы слова песни:
                «Утро красит нежным цветом ..»                прозвучали именно по-утреннему свежо и звонко. А потом колона мощно подхватывала:
                «Кипучая! Могучая!..»
Не знаю, насколько хорошо я пел, но так как я бывал в лагере не одну смену, меня уже знали как «запевалу».

 А возле моря нас заставляли: «На первый – второй рассчитайсь!» Затем: «Первые – в воду, вторые следят за своими первым номерами!»
Купание 15 минут, затем мы меняемся: вторые в воду, первые на берегу.
Таких подходов  было 2 – 3.
Солнце в Крыму слишком интенсивное, поэтому  на пляже мы оставались только до 11 часов, а затем нас уводили в какой либо парк: либо в садик Ленина, либо в Курзал парк имени Фрунзе. Там нам предоставляли относительную свободу. Хочешь бегай и лазай по кустам парка, хочешь, приобщайся к кружку возле пионервожатой, ведущей какую-либо просветительную беседу или читающей очередной детский бестселлер. В то время наряду со взрослой серией «Роман-газеты», издавались выпуски «Новинки детской литературы». Оформление их было близко к оформлению «Роман-газеты», шли они также под номерами, а на обложке группа пионеров, читающих книгу. Пользовались популярностью также красные книги с золотым тиснением «Золотой библиотеки».
В Курзал парке кроме пушкинского уголка с уменьшенным до маленького бассейна копией Чёрного моря, с котом на золотой цепи, русалкой и гигантской головой, нам нравилось лазить по куполу полуобрушенного грота. Ныне там размещается кафе.
Время от полуденного сна до ужина на спортивных площадках, игры с мячом по выбору. В общем типичный режим всех пионерских лагерей.
Итого на купание всего по 45 минут в день, что казалось нам очень мало. Когда мы были вне лагеря, мы с перерывами купались почти целый день.

И когда мы были на летней площадке,  при возвращении домой навёрстывали недокупанное. Надо же мне было однажды очень неудачно пошутить с товарищем. Купались мы голышом, и я взял и закопал его трусики в песок. Вроде бы и место заметил, но когда мы стали разыскивать его трусики, как мы не рылись в песке, трусики исчезли. В отчаянии мы расширили зону поисков, но как не разгребали песок, трусики не находились. Дело уже доходило до слёз:
- Отдавай мне свои трусики!
Дело клонилося к вечеру, пляж уже был пустой, и наше копошение в песке заметила проходящая женщина. Она подошла к нам, узнала о нашей беде и предложила свою косынку. По справедливости это я должен был обвязаться косынкой и добираться как-то домой. Но мне пришлось бы идти через весь город, а мой товарищ жил сравнительно недалеко и решили, что мои трусики останутся на мне. Косынку обвязали вокруг бёдер товарища, и женщина взялась проводить его домой.

Хотя жизнь в пионерском лагере богата впечатлениями, но в один из первых сезонов я заскучал по дому. При посещении меня мамой упросил взять меня на несколько дней домой. Но одного дня оказалось достаточно, чтобы убедиться в том, что жизнь в коллективе и полнокровнее и богаче.  Да и питание не сравнить с домашним, где основным блюдом был зелёный борщ со щавелем и крапивой. Правда, он хорошо сдабривался накрошенными крутыми яйцами и заправлялся сметаной, и быть может, был очень полезным, но трёхразовое питание со сменой блюд в лагерях было более привлекательным.
Были у бабушки и разные вкусности, но они запирались в шкафу и выдавались строго регламентировано: на стакан чая полагалась одна чайная ложечка сахара и тому подобное. Отец подобрал ключик к её шкафчику и поделился своей находкой со мной, так что мы несколько увеличили норму для себя. Эти вылазки носили авантюрный характер и придавали всему мероприятию романтический ореол. Теи более, что нечто подобное проделывал мой любимый герой Том Сойер.
И вот в пионерлагерной компании я рассказывал, какие мы с отцом пираты. Но одна из девочек высокомерно задрав носик бросила:
- Фу, прятать от ребёнка сладкое??
А девочка с моей точки зрения была очень красива, и к тому же поставила разграничительный барьер между собой и мной: я отношусь к детям,  от которых нельзя запирать сладкое, а она себя отнесла к взрослым.
Ей было лет 11, и она была старше меня на год. Естественно, до конца смены я только издали и украдкой мог полюбоваться этим совершенством природы.


Рецензии