Телефония

Диктор (ЗК)

Честно говоря, первыми словами, сказанными по телефону, были: «Лошади не едят огуречный салат». В ответ на это странное послание собеседник из соседней комнаты вспыльчиво ответил: «Это я и без тебя знаю, старый осёл!» Так впервые в мире довольно мило, при помощи проводов пообщались немецкий преподаватель физики Иоганн Филипп Райз из Фридрихсдорфского института и его приятель.

Прибор Райза, состоящий из намагниченного стержня, передатчика на основе ртути, платинового штифта, мембраны из свиной кишки, проводов и батареи особого успеха не имеет. Голос он бессовестно искажает, так что сложно было понять, о чём идёт речь, зато прекрасно передаёт громкую музыку, особенно хороши фортепиано и духовые, они слышны на расстоянии 100 метров.   

Изобретение Филиппа Райза попадает на прилавки магазинов под названием «музыкальный телефон», немецкий семейный журнал «Гартенлаубе» описывает его как забавную игрушку, а более серьёзные издания иронично подтрунивают над его создателем. Всего таких аппаратов выпускается в количестве 20 штук, они как-то нехотя распродаются. Один из них попадает в университет столицы Шотландии — Эдинбурга, где в то время учится некий молодой человек по имени Александр Грэм Белл.
Шёл 1863 год.   

……………………………………………………………………………………..

Диктор (ЗК)

Через 7 лет коренному шотландцу Беллу вместе с семьёй приходится покинуть родину, там свирепствует эпидемия туберкулёза, от неё умирают брат Александра. Беллы переезжают в Канаду, а затем в США, где Александр получает должность преподавателя физиологии речи в Бостонском университете, а заодно вместе со своим отцом преподаёт в школе для глухонемых, учит их разговаривать. Это целая семейная карма, мать Александра глуха, будущая жена тоже окажется таковой, да и с тещей Белл не сможет никогда не сможет поговорить нормально. Ирония судьбы в том, что все родственники Белла — прославленные риторы и ораторы, отец даже написал книгу об искусстве красноречия.

Игрушка Филиппа Райза, увиденная когда-то ещё в Эдинбурге, не даёт Александру покоя, он видит в ней безграничный потенциал. Например, помогать видеть своим слабослышащим ученикам голос и звуки в виде световых сигналов. Надо отметить, что с физикой Белл был знаком довольно бегло, поэтому несложные экспериментов результаты не дали. Но поиски продолжились.

Заявка на патент «усовершенствованной модели телеграфа, состоящей из деревянной подставки, слуховой трубки, батареи и медных проводов» поступила 14 февраля 1876 года. К слову, сам Белл называл своё изобретение «виселицей» за довольно похожую форму. Изобретение работало пока только на бумаге, и как это бывает чаще всего, настоящий прорыв произошёл довольно случайно.

Белл вместе со своим ассистентом Томасом Уотсоном экспериментировали со своим прибором, чёткого представления, как он должен работать, до сих пор не было. Уотсон возился в подвале, Белл работал на чердаке. Как вдруг из динамика раздался ясный и понятный выкрик Белла: «Мистер Уотсон, подойдите, вы мне нужны…». Ассистент, вбежав на чердак, радостно выпалил: «Я слышал каждое слово!» И лишь потом обратил внимание на то, что его товарищ сидит в прожжённых кислотой штанах, держа в руках банку батареи.  Через полгода друзьям удастся услышать друг друга на расстоянии в 2 мили, они шумно отпразднуют это событие у Белла, вследствие чего домовладелица пригрозит выставить их из жилья.

Через какое-то время одна из американских газет напишет: «Всем разумным людям, конечно, известно, что совершенно невозможно передавать человеческий голос на расстояние посредством проволоки, и даже если бы это было возможно, то оказалось бы совершенно бесполезным». Словно помня об этом, Белл спустя почти 30 лет в шутку скажет другу: «Мистер Уотсон, подойдите, вы мне нужны…» На что Уотсон ответит: «Если я вам нужен, то я буду где-то через неделю». Белл в это время будет находиться в Нью-Йорке, Уотсон в Сан-Франциско, и между ними будут многие километры проводов.

…………………………………………………………………………


Диктор (ЗК)

Как это всегда было и всегда будет, новейшие идеи воспринимаются в штыки, на них находятся сотни других авторов, ну и чаще всего они попросту воруются. Так было и с телефоном Белла.  В течение следующих 11 лет в американские суды было подано более 600 исков о нарушении авторских прав, но все они решаться в пользу Белла. Компаньон Белла, пытаясь продать патент телеграфной компании «Вестерн Юнион», услышит в свой адрес практически ругательства: «Это идиотская идея….  Мы не видим перспектив…  Не собираемся угождать прихотям доморощенных изобретателей…  покупка этого патента за $100 000 крайне неблагоразумна…» Забегая вперёд, скажем, что вспыльчивые бизнесмены сначала проиграют Беллу несколько судебных разбирательств, а затем и войдут в состав его телефонной монополии.

Практичные немцы поступят гораздо мудрее, впечатлённый аппаратом Белла генеральный почтмейстер Германии задумается о подключении его к телеграфной сети, о чём скажет своему другу-фабриканту Эрнсту Вернеру Сименсу. Тот, после ответа из бюро патентов, что мол «герр Белл на территории Германии заявки на «телефон» не делал», подаст точно такую же заявку сам. Всё легко и просто, вскоре фабрики Сименса будут поставлять на рынок десятки тысяч телефонных аппаратов под маркой «Сименс и Хальске».


 …………………………………………………………………………

Диктор (ЗК)

Меж тем, Белл презентует своё изобретение по всему миру. Показывает его английской королевской семье, те, довольно хихикая, поют и разговаривают по телефону, то и дело осведомляясь «хорошо ли слышно?» Император Бразилии Педро II, услышав из трубки голос Уотсона, поражённо выдыхает: «Боже мой, эта штука умеет разговаривать…» Число абонентов в Америке возрастает до 56 тысяч, а цена одной акции компании Белла составляет 1000 долларов. Он становится сказочно богат.

В 1882 году компания Белла приходит в Россию, инженеры тянут телефонные сети в Петербурге, Москве, Варшаве, Одессе и Риге. В Питере в доме Хансена, что на Невском проспекте, открывается телефонная станция на 128 номеров. В Москве же в доме купца Попова стоит станция побольше —  на 800 номеров, в её списке 246 абонентов — люди знатные и богатые, могут позволить себе такую роскошь.   

Помимо частных переговоров в Москве открывается телефонное сообщение с Большим театром. В зале устанавливаются 12 передатчиков, микрофоны размещают по обеим сторонам сцены. Инициатор эксперимента — доктор Богословский, это в его квартиру в Леонтьевском переулке ведут многочисленные провода, там состоится «телефонное слушание оперы».

Шелестя открывается занавес, труппа из Милана томится в гримёрках, ожидая выхода на сцену, в свете рамп появляется распорядитель и обращается с неслыханным доселе сообщением: «Уважаемые дамы и господа! Я рад доложить вам, что вместе с присутствующей сегодня в зале почтеннейшей публикой оперу «Риголетто» будут слушать также и на почтительном расстоянии от нашего театра...»

Находчивый доктор Богословский берёт деньги за каждые 10 минут прослушивания, но и это не сбивает ажиотаж. Аттракцион «Опера по телефону» в Леонтьевском переулке длится 2 месяца подряд.  Корреспонденты «Московских ведомостей» поддают жару: «…после того как оба телефона прикладываются к ушам, слышится какое-то неясное жужжание, но потом все звуки различаются совершенно ясно, только смягченные расстоянием…»  Интересно, что следующая передача со сцены Большого театра состоится только через 42 года — в сентябре 1924 года.

………………………………………………………………………….

Диктор (ЗК)

Телефонизация идёт по миру широкой поступью, появляясь даже в Ватикане. Консервативные католики проводят линии в дворцовых покоях по личному распоряжению Папы римского Льва XIII. Телефон нужен для связи с библиотекой,  канцелярией и внутренними помещениями.

У мирян же свои интересы. В почтовом отделении на берлинской улочке Унтер-ден-Линден и площади Ляйпцигер-платц настоящее столпотворение, все хотят опробовать техническую новинку. Именно здесь стоят первые, и кстати, совершенно бесплатные телефоны-автоматы. Звонить особо некому, в Берлине на тот момент всего 48 абонентов. Поэтому чаще всего, те, кто пришёл на почту звонят тем, кто пришёл на площадь и наоборот. А в Будапеште по телефону передаются новости, прогнозы погоды, биржевые сводки и музыка с 8 часов утра до 11 вечера ежедневно.

 Популярность телефонов так велика, что сын знаменитого композитора Иоганна Штраусса, Эдуард, тоже композитор и дирижёр посвящает изобретению Белла сразу два опуса: польку «Телефон» и вальс «Абоненты». И вот уже со сцены Венской оперы разносятся весёлые телефонные звонки, вплетённые в музыку. Конъюнктурой это назвать сложно, скорее требование времени. Тем более, младший Штраусс посвящал свои галопы, вальсы и польки и более странным вещам, например, мичманам, телеграфам или стереоскопам. Что вижу, то пою.
 
Первые телефоны красивыми, удобными и функциональными назвать сложно. Порой слышно так плохо, что ухо надо засовывать в трубку чуть ли не целиком. Впрочем, трубки выпускаются самые разные — раздельные, их ещё называют ложкообразные, и совмещённые — очень похожие на современные. На аппаратах заманчиво блестят хромированные звонки, корпуса облицованы красным деревом. И хотя аппарат по карману далеко не каждой семье, о собственном телефоне мечтает каждый.  Каждый хочет поднять трубку, и, волнуясь, проговорить: «Алло, барышня, соедините меня с….», и назвать абонента. Кстати, «алло» — искажённое английское «хэллоу», тоже неологизм начала телефонной эры. Ранее, если судить по словарям, слово «алло» — это «морское выражение, употребляемое на корабле, и значит: «Слушай». Сие кричат в рупор на корабль, с коим хотят переговориться, дабы на нем внятно слушали...»


………………………………………………………………………….

Диктор (ЗК)

Вернёмся к барышням — невидимым героиням начала телефонной эры. Именно они по просьбе абонентов втыкали штекеры в многочисленные разъёмы, соединяя людей на разных концах провода. Их коммутаторы, больше похожие на рояль, или даже на орган, придумал американец венгерского происхождения Тивадар Пушкаш. Первая подобная телефонная станция  заработала в начале 1878 года  в небольшом городке штата Коннектикут — Нью-Хэйвене.

Абонентская база Нью-Хэйвена была небольшой, всего 21 человек, поэтому у каждого из них был свой личный позывной. Когда число абонентов выросло, прежние позывные стали неудобными и всем подключённым к сети присвоили номера, состоящие из двух букв и пяти цифр, так было проще и те же самые барышни перестали путаться. К тому же, в конце 19-го века по США прокатилась эпидемия кори, число обращений за скорой медицинской помощью возросло в разы, и от сноровки телефонисток подчас зависело многое. А чем короче и удобнее номер, тем легче его искать на огромной панели коммутатора. Так что, именно кори мы обязаны короткими номерам «911», «03» и прочими подобными. Но, о номерах немного позже.

В начале 20-го века «барышни» навсегда исчезли из телефонных сетей. И дело тут совсем не в ошибках, их было не так уж и много, или в медлительности, барышни соединяли абонентов за 8 секунд. Причиной тому стало обычное женское любопытство. По долгу службы телефонистки должны были в течение разговора подключаться к линии, выясняя, не освободилась ли она. Но сам момент подключения определить было невозможно, как невозможно было и проконтролировать, что же «барышни» могут сделать с услышанной информацией. Невинный интерес, попытки шантажа, промышленный или военный шпионаж? Выдавать тайны нежным женским ушкам стало просто беспечным и рискованным занятием.

Именно тогда в истории мировой телефонии появляется фигура, удивляющая своим несоответствием миру науки. Разрешите представить — Элмон Браун Строуджер, гробовщик. Владелец похоронного бюро Строуджер был на пути к разорению, товар хороший, все гробы — один к одному, справные, ладные, а дела не идут. И объявления в газетах с номером Строуджера не помогают, а даже наоборот. Но самое неприятное здесь, что у конкурента буквально через улицу заказы идут чередой.

После недолгого расследования выяснилось, что супруга конкурента работает телефонисткой на местной станции, и мало того, что знает где, кто и когда скончался, так ещё и переадресовывает звонки в контору Строуджера на номер своего мужа. Месть гробовщика была страшна, своей работы лишилась не только хитрая жёнушка, но и все телефонистки планеты. Мир узнал, что такое «шаговый искатель» - первая автоматическая телефонная станция, а Строуджера станут величать «отцом АТС». Так, гробовщик похоронил всех «телефонных барышень».

ЧАСТЬ ВТОРАЯ

Диктор (ЗК)

Возникает логичный вопрос, если вместо девушек с коммутирующими обязанностями стали справляться автоматические телефонные станции, то как они узнают с кем соединять, у машины нет ушей. Гробовшик Строуджер и здесь вписал в историю своё имя, разработав, тот самый всем знакомый дисковый. Он самостоятельно довел свою задумку, от идеи и чертежей до массового промышленного производства. Правда, сначала тот номеронабиратель был мало похож на современные аналоги, скорее он напоминал большую шестерёнку. Были и совсем странные варианты, напоминающие барабан револьвера или диски, расположенные симметрично пустым сектором вниз, но пользоваться ими оказалось почему-то непривычно и от них быстро отказались.

Таким образом, после появления номеронабирателей старинная инструкция о правилах пользования телефоном оказалась не нужна.  Хотя раньше каждый человек, читая её в первый раз, запоминал как некую мантру, ведущую в невидимый мир общения на расстоянии. «Центральная станция вызывается простым снятием микротелефона с рычага. Дежурная на станции должна ответить, сообщая свой нумер. Затем абонент ясно и отчетливо сообщает нумер, с которым требуется соединение».

К началу Первой мировой войны в США работают более ста АТС, в Германии — семь, в Великобритании — две. В Москве такая первая станция появится с большим опозданием, только в 1924 году. Дисковые телефоны в постреволюционной России появятся в это же время,  они — большая редкость, 200 таких аппаратов в Кремле и 20 в научно-техническом отделе  Высшего совета народного хозяйства. К слову сказать, жаргонное название телефонного аппарата большого начальника — «вертушка» появилось именно в то время, хотя сейчас чаще всего номеронабиратель кнопочный или его вообще нет. Общая же городская АТС заработала в 1930 году.

……………………………………………………………………

Диктор (ЗК)

Как уже упоминалось выше, первые телефонные номера появились в американском Нью-Хэйвене. И сразу же возникла проблема их запоминания, число абонентов росло, количество цифр в номере возрастало, и уже семизначное число запомнить было сложно. Хитрые американцы существенно облегчили задачу, придумав простое мнемоническое правило — первые две цифры номера заменить буквами. Исключение составляли лишь ноль и единица, единицу не использовали по техническим соображениям, а ноль служил для связи с телефонной сервисной службой. Посмотрите на клавиатуру своего мобильного, эти символы до сих пор по традиции не тронуты. Вот так, рядом с цифрами на диске появились ещё и буквы.

Впрочем, и буквы проредили тоже. Из-за своей схожести с нулём и двойкой не использовались литеры Q и Z, на наших современных телефонах они появились, но всё равно выглядят как-то лишними. Система запоминания американцам так понравилась, что они начали её по-разному обыгрывать. Например, номер ГАррисон- 7-8723, означал фамилию абонента, первые две буквы «эйч» и «эй» означали соответственно  четвёрку и двойку, ну а дальше набирались цифры. Такая система применяется по желанию и сейчас. Наши сограждане удивлялись, увидев в самом начале просмотра какой-нибудь пиратской видеокассеты предупреждение ФБР об ответственности за контрафакт со странным номером телефона 1-800-NO-COPIES. Это расшифровывалось очень просто, надо было набрать цифры, соответствующие буквам. В других странах такая мнемотехника с поправками на менталитет и алфавит прижилась тоже быстро.

В СССР подобная система запоминания не понравилась, после революции, прямо сказать, было немного не до того, да и все буквы на диске не помещались, по причине их большого количества. Буржуазные рекламные трюки с запоминанием брендов и фамилий советским людям были не нужны и поэтому никаких фокусов с обыгрыванием номеров не было и в помине, но всё же буквами заменяются первые 2 символа. На диск решено поместить первые 10 букв, кроме «З», она очень похожа на тройку. Такая система существовала в СССР до 1968 года, затем кириллические символы с номеронабирателя исчезли. Могла быть латиница, но это уже на «импортных» телефонах.

…………………………………………………………………..

 Диктор (ЗК)

Единственный выход для человека, которому надо срочно позвонить, но своего телефона под рукой нет, воспользоваться таксофоном, так было всегда. Первый телефон с фиксированной таксой за звонок, отсюда и название, появился в 1889 году, причём история его изобретения тоже примечательна. Сбившись с ног в поисках доступного телефона, чтобы вызвать врача для своей заболевшей жены, американец Уильям Грей уже был готов заплатить каждому желающему одолжить свой аппарат. Эта беспомощность и зародила идею сделать общественные платные телефоны — устройства, выполняющие роль кассира.

Первый общественный платный телефон-автомат, или в современном понимании таксофон был показан в 1890-м на Всемирной выставке в Париже. И в том же году первый общественный таксофон заработал в американском городе Хартфорде, механизма приёма монет пока придумано не было, и деньги собирал контролёр.

 Что-то наподобие монетоприёмника появилось немного позже, работало это так. Человек звонил на телефонную станцию, просил соединить с нужным абонентом, а затем бросал монеты в один из лотков: для  пятицентовиков, десятицентовиков и для четвертаков – квортеров. Падающая монета цепляла соответствующий рычажок, и телефонист слышал сигнал. Ясно, что практически сразу люди додумались кидать в лотки разную металлическую чепуху и такой метод не прижился. Чаще всего с таксофоном бродил угрюмый контролёр. Впрочем, человеческий ресурс скоро стал ненужным, механизмы научились определять достоинство монеты по весу, кроме того на таксофонах стали ставить счётчики времени. К первой четверти 20 века таксофоны стояли во всех общественных местах – в барах, ресторанах, магазинах, на почте, в банках и кинотеатрах.

В России таксофоны появляются намного позже, чем в остальном мире, в 1920 году. Причиной тому банальное, но правильное опасение, что деньги из таксофонов будут нещадно вороваться. Таксофоны вообще на протяжении всего существования будут привлекать внимание людей с не очень законными желаниями. Почему-то именно этот полезный аппарат будет обречён сдерживать удары агрессивно настроенных граждан, да так что инженеры будут ломать головы над моделями новых антивандальных таксофонов.
Именно из таксофонов будут стараться вынимать монетки озорные мальчишки. Один из способов был прост до гениальности. В окошко для возврата монет засовывалась губка, и в редкий момент, когда срывался звонок, монета должна была вернуться владельцу, но тот уходил ни с чем. Аккуратно достав губку, проказники собирали урожай, на несколько двухкопеечных монет иногда перепадал и гривенник.

Но это всё детские шалости, по сравнению с настоящим телефонным хулиганством. Звонки в «Скорую помощь», «Полицию» или «Пожарную часть» всегда были бесплатны, чем и пользовались люди со странным чувством юмора. Ещё в 1901 году газета «Одесский листок» пишет о вопиющем случае. «Вчера, в 11 часов ночи, кто-то по телефону сообщил в погребальную контору Грицаева о немедленной присылке линейки в дом №10, по Ришельевской улице, где, якобы, покончил с собой молодой человек. Погребальная контора поспешила исполнить заказ. Оказалось, что все живы,  а сие — наглая выходка скучающей молодежи».

Тогда же на заре телефонной эры и телефонного хулиганства американцы придумали жёсткий, но оригинальный способ противодействия — будку-ловушку. Тамошние весельчаки полюбили делать ложные вызовы пожарных, чем парализовали работу всей части. Если кто-то заходил в будку и набирал номер пожарной команды, дверь захлопывалась и открывалась только через 5 минут — вполне достаточно для того что бы полисмены проверили, забирать ли шутника из телефона-капкана к себе или всё таки звонок был настоящий.

Ещё один способ вопиющего телефонного преступления описал в своём рассказе писатель-сатирик Михаил Зощенко. Его, обывателя, только что установившего себе телефон аж за 5 целковых обманывают с гениальным изяществом. Вызвали по делу в пивную, а затем вынесли из дома синий костюм и две простыни. Конец истории тоже забавен и очень правдоподобен.

«Бегу в уголовный розыск. Подаю заявление. Там говорят: «Расследуем». Я говорю: «Расследуйте и позвоните». Они говорят: «Нам, говорят, звонить как раз некогда. Мы, говорят, и без звонков расследуем, уважаемый товарищ». Чем все это кончится - не знаю. Больше никто мне не звонил. А аппарат висит.»


Но не своей уличной, криминальной репутацией славились таксофоны. Для кого-то это прежде всего всем известные фразы: «Девушка, не подскажите где здесь таксофон? Нет ли двух копеечек?», затем сияющие весёлые глаза, улыбка и возможная перспектива приятного знакомства.


……………………………………………………………………….. 

Диктор (ЗК)


Вернёмся в Россию начала 20-го века. Почему-то принято считать, что в то время Российская империя катастрофически отставала в техническом плане. Это неправда. В части телефонии до революции мы были впереди планеты всей. В той же самой Москве к 1914 году насчитывалось уже 60 000 абонентов – это самое большое количество телефонов в мире для одного города для того времени.

После того как компания Белла провалила контракт с российским государством, тендер на владение Московской телефонной сетью выигрывает концерн шведа Ларса Магнуса Эриксона. Эриксон приходит в Россию под девизом «Телефон в каждый дом», кроме того швед уменьшает в разы абонентскую плату. Дела идут так хорошо, что в 1900-ом Эриксон открывает в Санкт-Петербурге фабрику по производству телефонов, а затем хочет переезжать в Россию и сам. Гордость от такого успеха заметна и сейчас, когда шведская компания в каждом своём годовом отчёте по сей день пишет «Уже в конце 1890-х Эриксон вел дела по всему миру, включая такие страны, как Китай, Россия и Мексика».

На сломе веков открывается самая длинная телефонная магистраль в Европе — Петербург-Москва. В следующие 20 лет подобные междугородные станции появятся в Одессе, Варшаве, Риге и Лодзи.

В 1917 году емкость телефонной сети России достигает 200 тысяч абонентов, большая часть из них находятся в Москве и Петербурге. Тогда же фабрика Эриксона национализируется, она даст о себе знать только в 1927 году под названием «Красная Заря». Телефоны производства питерской «Красной Зари», да пожалуй, и рижского «ВЭФа» будут считаться в новом коммунистическом государстве образцом качества, надёжности и красоты. Хотя если быть честным, то ещё долгие годы вся советская телефонная техника будет проектироваться и производиться по чертежам и схемам шведа Эриксона.

«Взять почтамт, телеграф и телефон». Последнее сказано, в том числе и о телефонной станции Русско-датско-шведского акционерного общества, что в Москве, в Милютинском переулке.  В 1917 году революционеры в течение пяти дней осаждают оборонявшихся в здании юнкеров. Через пять дней ни одного юнкера в живых не осталось, а из шестидесяти тысяч номеров работало около десяти тысяч. А уже в 1920 году Совнарком распорядится отобрать у частных лиц все телефонные установки — не хватает номеров.

Впрочем, после революции прежний размах понемногу возвращается. По стране одна за одной открываются АТС, в 1941 году количество абонентов в СССР насчитывает миллион человек, телефон становится доступным большей части советских граждан, тариф - 180 рублей в год вполне по карману.

………………………………………………………………………

Диктор (ЗК)

Телефон с самого своего появления стал феноменом как техническим, так и культурным. Начиная с Эдуарда Штраусса, телефону посвящают песни, книги, снимают фильмы, где именно этот аппарат становится судьбоносным.

Телефон прославляет Корней Чуковский в одноимённом стихотворении. Автору звонят звери, сообщают ему различные пустяковые проблемы, после чего рассказчик вздыхает, мол «такая дребедень целый день, то тюлень позвонит, то олень». В 36-ом году телефонные разговоры спародируют Леонид и Эдит Утёсовы в песне «Всё хорошо, прекрасная маркиза».

Миллионы девушек плачут и танцуют, слушая хит  Роллинг Стоунз – «Телл ми», где Мик Джаггер жалуется, что его девушка ему не звонит. С такой же проблемой к слушателям обращается и Полад Бюль-Бюль Оглы в советском твисте «Позвони», его подруга обещала перезвонить, но не сказала когда, и бедняга Полад весь день мучается неизвестностью.

В 1985 году Борис Гребенщиков нечаянно выводит из строя одну из ленинградских АТС песней «212-85-06». Поклонники «Аквариума» как по команде принялись звонить по этому номеру, чем вызвали перегрузку коммутатора. Такую же перегрузку, но эмоциональную, вызывает Ирина Муравьёва со своим шлягером «Позвони мне, позвони» из музыкальной драмы «Карнавал». Такой же фонтан эмоций выдаёт Алла Пугачёва с советским рок-хитом «Алло». Ну и конечно, Депеш Мод со своим «Персональным Иисусом», где слушателю предлагалось дозвониться до небес.  Это были самые громкие хиты эпохи странных неуклюжих стационарных телефонов.

…………………………………………………………………………………

Диктор (ЗК)

Эволюция телефонии происходит на наших глазах. Аппараты становятся всё тоньше и технологичнее, обычная телефония сменяется интернет-телефонией, а обычные домашние телефоны или таксофоны воспринимаются уже как анахронизм. А значит, история телефона не окончена, просто вышла на следующий уровень.

Современник Александра Белла, изобретатель Томас Эдисон говорил: «Я не видел сначала в телефоне ничего особенного, разве что новую разновидность телеграфа, посредством которого можно передавать известия с одной станции на другую...» Потом он признал свою ошибку, возможно именно по телефону.


Рецензии