Шаляпин

Диктор (ЗК)

6 июня 1910-го года в газете «Руль», после заметки о росте молочного скотоводства, мол, ведро цельного молока можно купить за 60 копеек ведро, следовала новость из светской хроники: «Фёдор Иванович Шаляпин купил себе в Москве, на Новинском бульваре, дом-особняк купчихи Баженовой за 160 000 рублей. С осени Фёдор Иванович переезжает в собственный дом».

Московские театралы вздохнули с облегчением, наконец-то мечты и чаяния «царь - баса» Шаляпина осуществятся, наконец-то у Солиста его Величества появится своё жилище. А значит, одной больной темой для застольных бесед будет меньше. «Константин, я хочу жить лучше, у меня, видишь ли, сын, и я хочу купить дом»,- говорил Шаляпин своему близкому другу художнику Коровину. «В сущности, в чем же дело? У всех же есть дома. Я тоже хочу иметь свой дом».

До этого Фёдор Иванович долгое время квартировал по всей Москве, и в Большом Чернышёвском переулке, и в Леонтьевском, и в Зачатьевском. Пытался купить особняк на Донской улице, но супруга  Иола Игнатьевна сказала, что слишком далеко от жизни городской. Шаляпин с супругой спорить не стал.

И вот внезапная удача, дом в одном из самых аристократических районов Москвы. Здесь в своё время жили князья Оболенские, Гагарины, известный адвокат Фёдор Никифорович Плевако, композитор Пётр Чайковский. Даже Пушкин заходил в тот самый шаляпинский дом, о чём сам Фёдор Иванович, конечно же, знал и очень гордился этим. 


……………………………..

Диктор (ЗК)

Эх, бульвар Новинский, сгоревший до тла в наполеоновском пожаре, и возродившийся, будто птица Феникс, с чисто русским размахом, весельем, песнями и празднованиями. Гуляние открывалось на Пасху, побывать на площади «под Новинским», в «городке - самоспелке», считалось обязательным и для простолюдинов, и для московской знати, щеголявшей здесь своими экипажами, запряжками и туалетами. В отдельном экипаже, украшенном  цветами и лентами, частенько ездил  шут Иван Савельич, распевавший во всю глотку песни и частушки.

Хочешь в балаган иди, хочешь «карусель- самокат» испробуй, хочешь на увеселительной железной дороге покатайся. Не угодно? Милости просим в «кабак-колокол» на шкалик водки за 10 копеек.  А вот и негоциант какой-то зверинец поставил с вывеской: «Меняжри африканских зверей».

В помещичьем доме Барыкова -  традиционный особый званый обед с генералами.  После трапезы знать рассаживается на балконе любоваться гуляньем, гуляющие, в свою очередь, наслаждаются выставкой московского генералитета. Если же погода дурная, то генералов можно увидеть в окнах дома.

Как писал Боратынский:

Неделя светлая была
И под Новинское звала
Граждан московских. Всё бежало,
Все торопилось: стар и млад,
Жильцы лачуг, жильцы палат,

Живою, смешанной толпою,
Туда, где, словно сам собою,
На краткий срок, в единый миг,
Блистая пестрыми дворцами,
Шумя цветными флюгерами,

Средь града новый град возник —
толица легкая безделья
И бесчиновного веселья,
Досуга русского кумир!
………………………………………………………………….

Диктор (ЗК)

Шаляпин, похрапывая, лежит в купе поезда. Дверь отворяется и входит контролер с кондуктором,- « Ваш билет!». Сонный Шаляпин шарит по карманам, нехотя отдаёт.
«Позвольте ваш вид и ваше местожительство»,- не унимаются проверяющие. «У меня нет с собой паспорта, а местожительство в Москве. На Новинском бульваре свой дом», - важно ответствует солист Его Величества, что не спасает его от визита в станционную жандармерию.

Повод для гордости более чем существенный. Особняк №25 на Новинском бульваре–     это целая усадьба, занимающая участок московской земли от самого бульвара и до Москвы-реки. Дом купчихи Баженовой, построенный в 18 веке,  перестраивается и модернизируется на новый европейский лад,  в нем появляется газ, водопровод, ванные комнаты и телефон.

На территории усадьбы находится главный дом с фигурными дымниками на крыше, два флигеля, хозяйственные постройки, беседка с видом на Москва-реку, большой фруктовый сад и липовая аллея, которой на данный момент уже более ста лет. Для супругов Шаляпиных это настоящий семейный дом, в котором хорошо и взрослым, и детям – а их у Федора Ивановича пятеро: Ирина, Лидия, Борис, близнецы Татьяна и Федор.

Мечтает Шаляпин и о собственной баньке во дворе.
- Я бы здесь построил в саду, - говорит он друзьям.- Люблю я баню. Замечательная штука. Все из тебя выходит. И вино и всякая тяжесть. Ведь как себя чувствуешь легко. Во всем какая-то лень отрадная. Если б я не пел, то пошел бы в банщики.

………………………………………………………………………..

Диктор (ЗК)

В доме 5 комнат: Белый зал, Зеленая гостиная, столовая, кабинет и бильярдная. Бильярд Шаляпин очень любит, считает, что важнее иметь в доме бильярдный стол, чем собрание картин. Стол для игры фирмы «В. К. Шульц» ему дарит жена Иола Игнатьевна, с тех пор эта комната постоянно многолюдна. Шаляпин любит играть с писателем Анатолием Луначарским, актёром Иваном Москвиным, и оперным певцом Леонидом Собиновым.
С «великим русским оперным басом» надо уметь играть, чтоб не попасть в опалу, Шаляпин обидчив. Как вспоминал его друг Константин Коровин, однажды проиграв несколько партии подряд архитектору  Кузнецову, Фёдор Иванович, ничего не сказав, ушёл спать. После этого случая Шаляпин Кузнецова видеть не хотел и даже называл «грубым животным».
…………………………………………………………………………..

Диктор (ЗК)

В Белом зале стоит рояль фирмы «Bechstein», здесь Шаляпин репетирует со своими гостями. Авторитет Фёдора Ивановича неоспорим, а характер своенравный. Как говорит он сам: «Странная есть у русских пословица. «Дело не медведь, в лес не убежит». Я не могу сказать, чтобы я сам был очень ревностный труженик и не обладал бы долей восточной лени, но эту по¬словицу я всегда ненавидел. И я потребовал ото всех — и в первую очередь, разумеется, от са¬мого себя — относиться к репетициям не формально, а с душой, с любовью. Другими словами, репетировать не от такой-то минуты до такой-то, а столько, сколько требует наше далеко не шуточное, серьезное дело».

Желанный гость на репетициях - великий Сергей Рахманинов. Он даёт Шаляпину уроки теории, гармонии и истории музыки. Над своим учеником, певцом- самоучкой, Рахманинов частенько посмеивается, как над лентяем, не желающим учить заданных уроков. Фёдор Иванович сначала отшучивается, потом не на шутку сердится. Подтрунивания Рахманинова оказывают своё действие. Осознав, что артисту сведения по теории музыки просто необходимы, Фёдор Иванович проходит весь консерваторский курс теоретических дисциплин. Даже просыпается пораньше, хотя и очень любит поспать.

Отыгрывается Шаляпин на артистах рангом пониже, однажды весь день заставлял певицу Надежду Плевицкую исполнять песню "Помню, я еще молодушкой была". Когда же Плевицкая утомилась, мастер торжествующе спел партию из «Блохи» Мусорского и удалился. От громового «блоха, ха-ха!!!» – даже хрустальные подвески в канделябрах зазвенели.

…………………………………………………………………………….

Диктор (ЗК)

В столовой широкая натура Шаляпина тоже видна. Здесь он празднует свои бенефисы и устраивает званые обеды. Стол, покрытый белой скатертью с монограммой "Ш", усыпан пармскими фиалками, возле каждого столового прибора- карточки приглашенных, немного официальности в этой семейной обстановке не помешает.

Шаляпин любит простую русскую кухню. Поэтому частенько рассказывает, как угощал в трактире друга Коровина ухой с калачами, а затем и горячими пирожками с рыбой и вязигой. А то и вспомнит, как с бурлаками  стерляжью уху в два навара едал. «У нас-то, брат, на Волге жрать умеют!», - приговаривает Фёдор Иванович со смехом.

По свидетельствам современников, Шаляпин, «мог есть постоянно. Он был богатырского сложения». Этим умением он не раз поражал коллег и импресарио, особенно заграничных. Однажды после концерта Шаляпин в одиночку расправился с двумя индейками, запив еду шампанским из двух бутылок. А американский импресарио Шаляпина Соломон Юрок, с удивлением вспоминал четыре дюжины устриц и невероятных размеров кусок мяса, поглощённые Шаляпиным за один присест.
В своей же столовой Фёдор Иванович вместе с гостями любил смаковать рыбную солянку, заливное из рыбы, голубцы, пирожки с мясом, вареники, гурьевскую кашу и пасху.

Вот рецепт фирменных шаляпинских макарон. Сначала отвариваете белые грибы, откидываете их на решето. В бульоне от этих грибов варите макароны. Грибы жарьте с луком, ветчиной и прослаивайте в сотейнике так: сначала грибы, потом макароны, потом грибы, потом снова макароны. Заливаете это все сметаной и запекаете до румяной красивой корочки.

Впрочем, чаще всего Шаляпин кушает в ресторанах, и когда он обедает дома, без гостей, то семья его молчит за обедом, как набрав в рот воды.  Впрочем, дом полон даже когда сам певец работает или на гастролях. Гости охотно играют детьми и беседовали с Иолой Игнатьевной. Валентин Серов, любит рисовать детям ворон, а однажды принес модную в то время куклу би-ба-бо.

…………………………………………………………………………..
 
Диктор (ЗК)

Сергей Рахманинов как-то заметил: «Шаляпин беспредельный, феноменальный талант во всем, за что ни берется». Фёдор Иванович умел играть на скрипке и виолончели, когда надо вставал за дирижерский пульт. Написал две биографические книги, немало рассказов, фельетонов, стихотворений. Часть из них он написал в своём кабинете особняка на Новинском.

Здесь Федор Иванович очень любит читать, среди любимых писателей – Пушкин, Шекспир, Тургенев и Сервантес. Последний Шаляпиным особенно любим. Из выпуска «Перебургской газеты» 1910-го года. «Нам телеграфируют из Монте-Карло, что вчера состоялось первое представление оперы «Дон-Кихот», написанной композитором Массне специально для Шаляпина.

Все пять актов были сплошным триумфом русского артиста, создавшего превосходный тип рыцаря печального образа, по рисунку Густава Доре. В сцене смерти в последнем акте Шаляпин имел колоссальный успех; он ведет эту сцену стоя, прислонившись к скале.
В роли Дон-Кихота мало мелодий, это почти сплошная драматическая декламация, в которой артист великолепен».

Константин Коровин вспоминает: «Он не мог видеть карандаша, чтобы сейчас же не начать рисовать. Где попало - на скатертях в ресторанах, на меню, карикатуры, меня рисовал, Павла Тучкова. Увлекался скульптурой и целые дни лепил себя, смотря в зеркало. Брал краски и писал чертей, как-то особенно заворачивая у них хвосты. Во время писания чертей держал язык высунутым в сторону. Ужасно старался. Когда приходил ко мне в декоративную мастерскую, то просил меня: «Дай мне хоть собаку пописать». Брал большую кисть и мазал, набирая много краски...».

………………………………………………………………………………..





Диктор (ЗК)

В комнате хозяйки дома Иолы Игнатьевны Шаляпиной, урождённой Иолы Торнаги, её портрет, написанный в Париже сыном Борисом. На стене картина Ильи Машкова «Аю-Даг» в знак увлечения Шаляпина Крымом, на даче Коровина. На раскрытой доске секретера - тетрадь с деловыми записями Иолы Игнатьевны. Над секретером - рисунки Валентина Серова, подаренные художником детям. Венчальные свечи, увитые флердоранжем, напоминали о венчании Федора Ивановича и Иолы Игнатьевны 27 июля 1898 года в сельской церкви села Гагино Владимирской губернии.

Среди всех итальянских балерин, выписанных Саввой Мамонтовым из венецианского театра «Фениче» на летний сезон 1896-го, молодому Федору Шаляпину очень нравилась  рыженькая. Звали ее Иолой Ло- Прести, по сцене Торнаги, и, как выяснилось она приходилась внучкой самому Джузеппе Гарибальди. Синьорина всегда была грустна, в незнакомой стране ей было не по себе.

Встречаясь на репетициях, Федор подходил к итальянке и вместо приветствия произносил три магических слова: аллегро, анданте, модерато, и широко улыбался. Это всё, что он знал на итальянском.  Перед премьерой  «Евгения Онегина» влюбленный Шаляпин признался во всеуслышание Иоле в чувствах.

В сцене на петербургском балу Шаляпин пел арию Гремина. Все шло своим чередом, и вдруг в знакомом месте известной арии отчетливо слышится:
– Онегин, я клянусь на шпаге, безумно я люблю Торнаги!
Сидевшие в зале засмеялись, и посмотрели в сторону директорской ложи, где сидели Савва Иванович Мамонтов и смущенная Иола.

-Она, брат, баба хорошая, серьезная. Там поблизости в деревне я венчаюсь. А как ты думаешь, можно мне в деревне в поддевке венчаться? Я терпеть не могу эти сюртуки, пиджаки разные, потом шляпы. Картуз же - умней, лучше. Козырек - он солнце загораживает, и ветром не сносит, - говорил Шаляпин своему другу Коровину.

Свидетелями на свадьбе были братья Мамонтовы, а шаферами – Рахманинов и  Коровин. Отпраздновали свадьбу узким кругом без роскошных яств и красивых речей. А рано утром под окном новобрачных устроили страшный шум: били в печные вьюшки, барабанили в донья ведер, свистели в самодельные свистульки. Рахманинов дирижировал всем этим оркестром, а Савва Иванович Морозов кричал: «Какого черта вы дрыхните? В деревню приезжают не для того, чтобы спать. Пошли в лес за грибами!».

После свадьбы Иолу стали называть на русский манер – Иолой Игнатьевной. Ко всеобщему удивлению, прима- балерина решительно оставила сцену и посвятила себя детям и мужу, а его имя день ото дня звучало все громче и громче.

……………………………………………………………………………..

Диктор (ЗК)

 
В Зеленой гостиной регулярно проходят репетиции маленькой студии имени Шаляпина, особенно любят ставить "Двенадцатую ночь" Шекспира. Слышны голоса Михаила Чехова, Ольги Андровской, Рубена Симонова, Михаила Астангова, Осипа Абдулова, Веры Марецкой, а также детей Фёдора Ивановича – Фёдора и Ирины, будущих великих русских актёров.

Ирина Федоровна Шаляпина-Бакшеева впоследствии, окончив Вторую студию Художественного театра, становится драматической актрисой, выступает в различных труппах, снимается в кино. В годы Великой Отечественной войны принимает участие в концертах фронтовых артистических бригад.

После того как Фёдора Ивановича Шаляпина в 1922 году лишают советского гражданства, Фёдор Фёдорович Шаляпин тоже переезжает за границу, живет в США, в Германии, во Франции, а после войны поселяется в Италии. До последних дней жизни Фёдор Фёдорович Шаляпин снимается в кино, выступает на подмостках. Сыграет одну из главных ролей - слепого монаха Хорхе Бургосского - в фильме "Имя розы" по роману Умберто Эко.

………………………………………………………………………………

Диктор (ЗК)

1914 год. Начало Первой Мировой войны. Шаляпин пишет: « Французские газетчики выкрикивали на улицах сенсационную весть, что какой-то австрийский герцог или наследник престола убит в каком-то Сараеве в Сербии. Когда я из Лондона приехал в Париж, война уже висела в воздухе. Я провел в Париже несколько дней, которые не могу назвать иначе как страшными.

Пресса всегда любила подсчитывать гонорары артиста, говоря о баснословном богатстве и жадности Шаляпина. Даже Иван Бунин не удержался от колкости: «Деньги он любил, почти никогда не пел с благотворительными целями, любил говорить: — Бесплатно только птички поют». Слова действительно шаляпинские, но его поступки говорят об обратном. Юрист Волькенштейн, который много лет вел финансовые дела певца, вспоминал: « Если б только знали, сколько через мои руки прошло денег Шаляпина для помощи тем, кто в этом нуждался!»

Во время войны Шаляпин гастролировать прекращает. На свои деньги он открывает два лазарета для раненых солдат, один в Петербурге, второй у себя в усадьбе.  В одном из флигелей он устраивает лазарет на 15 коек для «раненых нижних чинов». Сохранились сметы: на излечение 28 больных было израсходовано 3396 рублей.  Жена Иола Игнатьевна и его дочери охотно работают сестрами милосердия. Доктором он берёт своего приятеля Ивана Ивановича Красовского.
 
Шаляпин часто беседует с ранеными солдатами и приказывает кормить их хорошо. Велит делать пельмени по-сибирски и часто ест с ними вместе. Солдат он просит спеть свои деревенские песни, запоминает их. Поёт им сам. Когда Шаляпин пел:

Ах ты, Ванька, разудала голова,
На кого ты меня, Ванька, покидаешь,
На злого свекора,

раненые солдаты плакали.



Из записок Шаляпина: «В городе стали говорить, что война неудачна потому, что при дворе завелась измена. Любимца двора, странного человека Григория Распутина, молва признала немецким агентом, толкающим царя на сепаратный мир с Германией. Раздражение было так велико, что молва не пощадила саму царицу. Солдаты на фронте считают дурной приметой получать из рук царицы георгиевский крестик — убьет немецкая пуля.

Однажды в мой дом пришёл секретарь Распутина с поручением от «старца». Передал моей жене, что Распутин желает со мною познакомиться. Желание Распутина меня очень удивило. Что ему от меня нужно было, я не понимал.

От встречи я под каким-то предлогом отказался. Вскоре я услышал, что во дворце Юсупова произошла драма. Кто-то кого-то кусал, кого-то зашивали в мешок и с камнем на шее спускали в Неву. Это убили Распутина».
…………………………………………………………………………………..

Диктор (ЗК)

Не имея возможности гастролировать за границей, Шаляпин собирает аншлаги Большом и Мариинском театрах, там идут «Борис Годунов» и «Севильский цирюльник», «Хованщина» и «Доне Карлос». Февральскую революцию Фёдор Иванович встречает с большим воодушевлением. В марте 1917 г. на сцене Мариинского театра он выступает перед солдатами Преображенского полка. Немного позже коллектив Мариинского театра избрает его членом дирекции, а Советское правительство присвоило звание Первого Народного артиста.

В октябре 1917-го особняк на Новинском национализируют и уплотняют жильцами. Навестивший артиста писатель Степан Скиталец вспоминал: «Национализированный дом был полон „жильцами", занявшими все комнаты по ордеру. Самого Шаляпина я нашел наверху, на площадке лестницы мезонина. Вместо потолка — чердак. Топилась „буржуйка", а на кровати лежал Шаляпин в ночной рубашке. По железной крыше стучал дождь».

С новым бытом «уплотненного» дома Шаляпин смириться готов. Гораздо труднее привыкнуть к постоянным унизительным обыскам, при которых изымаются даже подарки, сделанные Шаляпину на концертах.

С одной стороны — признание публики, присуждение почетных званий, приглашение руководить Мариинским и Большим театрами. С другой — непрочность повседневного бытового уклада, зыбкость элементарных социальных гарантий, тревога за близких, неуверенность в завтрашнем дне. Отсюда и горечь разочарований, незаживающие душевные раны от несправедливых обвинений и незаслуженных обид.

Шаляпин  не согласен с методами революционного переустройства. Он видит в них неоправданную жестокость, произвол, насилие над личностью, недоверие и пренебрежение к таланту.

Из разговора Шаляпина с Коровиным. «Это грабеж, у меня все вино украли. Равенство, понимаешь ли. Я должен получать, как решил какой-то Всерабис, 50 рублей в день. Как же? Папиросы стоят две пачки 50 рублей. Никто не может получать больше другого. Да что они - с ума сошли, что ли, черт возьми!»

Из письма Шаляпина Луначарскому. «Я получил извещение из Москвы, что какие-то солдаты без надлежащего мандата грабят мою московскую квартиру. Они увезли сундук с подарками — серебряными ковшами и прочее. Ищут будто бы больничное белье, так как у меня во время войны был госпиталь. Но белье я уже давно роздал, а вот мое серебро пропало, как пропали 200 бутылок хорошего французского вина»

…………………………………………………………………………..

Диктор (ЗК)

 Дом на Новинском станет последним московским адресом Федора Ивановича Шаляпина.
В своих мемуарах он пишет, что всегда тосковал о свободной и не¬зависимой жизни. «Не жалею я ни денег, конфискованных у меня в национализированных банках, ни о домах в столицах, ни о земле в деревне. Грущу о неповторимом тоне часто нелепого уклада наших Суконных слобод, но где все, же между трущоб растет сирень, цветут яблони и мальчишки гоняют голубей».

Однажды к дому художника Коровина на Мясницкой подъехал грузовик с солдатами. Молодой человек в военной форме спросил Шаляпина. Шаляпин пошел одеваться. Вместе они едут в банк на Никольскую. Из банка солдаты выносят небольшие, но тяжелые ящики, держа их вчетвером. Погрузка длилась довольно долго.

Коровину надоедает ждать Шаляпина, и он уходит. «Через день я узнал, что он уехал в Петербург, и я долго ничего о нем не слышал. А через некоторое время жена его, навестив меня, сказала, что он уехал на немецком пароходе из Петербурга за границу».

Находясь за границей, Шаляпин пишет: «Все эти русские мужики Алексеевы, Мамонтовы, Сапожниковы, Сабашниковы, Третьяковы, Морозовы, Щукины — какие все это козыри в игре нации. Ну а теперь это — кулаки, вредный элемент, подлежащий беспощадному искоренению!.. А я никак не могу отказаться от восхищения перед их талантами и культурными заслугами. И как обидно мне знать теперь, что они считаются врагами народа, которых надо бить.»

Федор Иванович часто говорил, что редко вспоминает Россию, но каждую ночь видит ее во сне. Перед самой смертью Шаляпин признался: «живи я сейчас в своём доме, на Родине, где пахло сосной и лесом, я бы выздоровел…»


Рецензии