Сын человеческий

СЫН ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ

Сын Человеческий принадлежит не только прошлому.
Сегодня, как и в то время, когда Он жил на земле,
Его любят, в Него верят и с Ним борются.
Александр Мень, протоиерей Русской Православной Церкви

Человек стоял на распутье и со всех сторон слышал призывные голоса: будь спокоен и равнодушен к печалям и радостям, – говорили буддисты; счастье в знании и размышлении – возражали им философы; очищай себя тайными обрядами и обретешь бессмертие – уверяли мистики; храни верность единому Богу и соблюдай Его закон – возвещали иудеи; а римский орел, высматривая добычу, парил над этим водоворотом духа, где, как в первозданном хаосе, смешались противоборствующие начала.
Наконец когда все, казалось, было уже испытано, над темным горизонтом истории зажглась утренняя заря. В двадцатый год правления Августа в маленьком селении Назарет галилейская Дева услышала весть: «Ты родишь Сына и наречешь Ему имя ИИСУС. Он будет велик и наречется Сыном Всевышнего, и даст Ему Господь престол Давида, отца Его; и будет царствовать над домом Иакова вовеки, и Царству Его не будет конца». Пророчество сбылось.
……………………………………………………..
Ч. Вергилий предсказывал рождение младенца, с которого начнется новая эра Сатурна. Буддисты ждали Будду Майтрейю, индуисты – очередное воплощение бога Вишну, персы – Спасителя Саошианта, иудеи – Мессию. Боги приходили и уходили, их возносили до небес и приносили в жертву.
Б. Мухаммед бы сказал, что Бог — наш Спаситель, а он Его пророк. Гаутама Будда сказал бы, что он просто человек, который может научить, как достичь просветления. Но он не Спаситель. Никто из мудрецов и философов не сказал бы, что он Спаситель. Но две тысячи лет назад настоящий идеальный человек пришёл в мир. Христос не говорит: «Я вам дам учение», он говорит: «Придите ко Мне, я – Спаситель, я - путь, я - истина и жизнь, я – Сын Человеческий».
………………………………………………………….
ТИТРЫ: СЫН ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ
………………………………………………………….
Пятница, 7 нисана. Вифания.
Этот сон преследовал его часто. «Встань и иди…», - тихий настойчивый голос из ниоткуда вспарывал липкую пульсирующую темноту стежок за стежком. – «Проснись, Лазарь! Проснись!!!». И каждый раз он вскакивал, жадно хватал воздух пересохшим ртом, и, открыв глаза, щурился от слепящего света. Как и сейчас… Как и тогда, когда он воскрес…
С улицы через окно доносились радостные голоса: «Назарянин вернулся! Чудотворец пришёл!» После чудесного воскрешения Лазаря слухи о безграничной силе нового Спасителя мира развеялись и стали правдой. Каждому хотелось подойти к Иисусу, поговорить с ним, рассказать о своих бедах или хотя бы притронуться. Но в этот раз визит Назарянина, похоже, обещал обойтись без чудес.
Это не помешало устроить большой праздник. Все, кто мог, собрались в доме Лазаря. Сёстры воскресшего Марфа и Мария накрыли большой стол и стали прислуживать. В знак любви и признательности Марфа помазала голову и ноги Иисуса миром – дорогим душистым маслом. Комната сразу наполнилась сладким ароматом. Лишь Иуда Искариот, придвинув к себе ящик с деньгами, недовольно буркнул: «К чему такая расточительность? Масло можно было бы продать, а деньги бы точно пригодились. Можно было бы раздать людям». Апостолы согласно закивали.
Назарянин задумчиво усмехнулся: «Не ругайте её. Она всё правильно сделала. Заранее готовит меня к погребению». На минуту воцарилась тишина, но Иисус, хлопнув в ладоши, попросил Лазаря налить всем вина. О печальном смысле его слов в этот вечер думать не хотели. Они шли с Мессией в город Давидов - Иерусалим за победой. О символах грядущей трагедии и намёках на крушение всех надежд лучше не думать.
…………………………………………………………………………………..
Ч. Когда-то ему предлагали обратить все камни пустыни в хлеба, стать великим Кормильцем – Делателем Хлеба, он отказался, сказал, что несёт людям Хлеб Небесный. Но так ли оказался нужен тот самый Небесный Хлеб людям. Кто же строит рай с пустым животом? Добрый Пастырь должен пасти своих овец на пышных лугах, а не водить по пустыне и кормить обещаниями, показывая неясную цель. Это ли надо простому человеку?
Б. Естественно, хлеб, которым бы кормил Христос, привлёк бы толпы. Только не в этом смысл жизни Мессии?  Любовь не может быть навязана. Сказав: «Я сделаю вас свободными», Христос не завладеть сердцами людей насильно, подкупив их, сделав своими рабами. При всей своей лёгкости и логичности этот путь не мог стать путём Христа.
………………………………………………………………………………….
Воскресение, 9 нисана.
В путь собрались быстро, с первыми петухами. Шли, почти не останавливаясь. Иисус словно спешил. Его суровая сосредоточенность вселяла в апостолов страх, но, следуя за ним, они все же думали, что приближаются к заветной цели. Приближалось время испытаний.
Ещё в Галилее, узнав о готовящемся покушении, Иисус произнёс: «Не может быть такого, чтобы пророк встретил смерть не в Иерусалиме». Было понятно, что на предстоящую Пасху Мессия обязательно вернётся в столицу Иудеи. Чем больше росла слава о чудесах Спасителя, тем крепче сжималось кольцо вокруг него и его спутников. В родном Назарете он был на волосок от смерти. 
По приказу первосвященника Кайафы, каждый, кто знал о местонахождении Иисуса должен был немедля сообщить властям. Самозванец сеял смуту, которая могла перерасти в мятеж. В город на Пасху съехались сотни тысяч иудеев. В переполненном взбудораженными людьми Иерусалиме любой неверный шаг как властей, так и Назарянина мог привести к взрыву.
Скоро Иисус оказался во главе большой толпы богомольцев. Царь, возвещающий мир, ехал безоружным, в окружении пилигримов. Его узнавали, под копыта бросали побеги маслин, стелили одежды, радостно громко приветствовали: «Слава Сыну Давидову!».  Ему шептали: «Прикажи им замолчать». Он отвечал: «Если они замолчат – запоют камни».
Спутники Христа ждали знамений, уже должно было что-то начаться… Но пока ничего чудесного не происходило, что вызывало лёгкую досаду и разочарование. Оставалась надежда, что приняв царские почести, Мессия взойдёт на престол и проявит Свою власть. Вокруг Назарянина пели и танцевали, ему пели гимны, но он был печален.  Иисус шёл навстречу своей судьбе, он оплакивал Иерусалим, город Обетованный, город слепцов.
…………………………………………………………………………..
Ч. Увы, человеческая природа в первую очередь ждёт от Божества чудес — ослепляющих, ошеломляющих, доказывающих всесильность. Как же неловко распоряжается своим потенциалом Христос... как робко растрачивает свои умения... Что ему до исцеления прокажённых, слепых и глухих, зачем попытки накормить голодных, когда в нём такая сила? Целые народы могли пасть ниц, прийти на коленях — только дай чудес, покажи своё сверхъестественное могущество! Но нет...
Б. В его чудесах нет принуждающей и подчиняющей силы. Когда Христос исцелял больных, воскрешал умерших, изгонял бесов, Он хотел совершить не только чудо, но и просто помочь людям. Хотел признания его как Бога без принуждения, страха или корысти. Сам Христос запрещал испытавшим чудо рассказывать о нем. Но люди есть люди, чем строже Иисус просил их молчать, тем больше они рассказывали.
……………………………………………………………………………….
Понедельник, 10 нисана.
Из дверей и окон Иерусалимского храма доносилась странная какофония. Молитвы паломников и возгласы священников сливались с мычанием и блеянием скота, щебетом птиц, зазывными криками торгашей и менял. Общую картину дополнял стойкий запах церковных благовоний, смешанных с миазмами коровьих нечистот, нестерпимого перегара и едкого человеческого пота.
Апостолы растерянно смотрели как их добрый Пастырь оцепенело вглядывается в темноту храма. В его больших голубых глазах появился опасный стальной оттенок. Таким Назарянина они ещё не видели. Никто не заметил, как в его руках появилось что-то вроде кнута. Стремительным шагом Иисус вошёл в двери. «Убирайтесь из дома моего Отца! Убирайтесь и всё своё с собой забирайте! Прочь!»
Резкие слова совпадали с ударами бича. Один из них пришёлся на плечо менялы, тот отпрянул, уронил и рассыпал мешочки с монетами, заспешил к выходу. «Убирайтесь отсюда!», - Мессия двигался по Храму подобно гневной молнии, стегал своим кнутом менял, переворачивал столы, толкал торгашей. «Он безумен! Скорее уходим!» Испуганно блеял скот, торговцы шаркая ногами, толкались и покидали помещение. Через некоторое время воцарилась тишина. Иисус устало вздохнул, посмотрел на своих спутников и как-то печально улыбнулся.
«Кто дал тебе власть творить такое в храме?», - опасливо спросили его подошедшие священники. «Вы знаете, но вы не поймете...», - отвечал Назарянин.
Тем временем, во дворце первосвященника обсуждали последние события в Храме и ждали прибытия большого отряда легионеров во главе с прокуратором Иудеи Пилатом Понтийским. С опасным Пророком надо было скорее расправиться, но лучше было сделать это тихо, после праздника Пасхи. А удобнее всего спровоцировать новоявленного Мессию на какой-нибудь отчаянный шаг или высказывание, чтобы сразу привлечь к Нему внимание прокуратора.
……………………………………………………..
Ч. Когда-то он накормил толпу пятью хлебами и двумя рыбинами. Благодарные люди вручили ему меч и венец кесаря. А он их снова отверг. Приняв эти дары можно было бы объединить народы и страны, дать долгожданный покой, построить Царство любви и справедливости под управлением мудрого и строгого Царя. В ожидании обещанных чудес устают даже сильные. Никто не хочет ждать счастья завтра, все хотят его здесь и сейчас.
Б. При помощи силы и власти Христос мог бы уничтожить своих врагов, повести за народы в своё Царство. Только вот любви и справедливости бы там уже не было, достаточно вспомнить современных тиранов, диктаторов и правителей. Куда и с кем идти - личное дело каждого. Не Христос должен повести вас за собой, вы должны решить идти ли за ним. Как говорили тогда: «Какая польза человеку, если он приобретёт весь мир, но потеряет душу».   
……………………………………………………
Среда, 12 нисана
Днём Иисус появился на внутренней площади Храма и сел под навесом у кружек для пожертвований. В пасхальные дни люди обычно совершали ежегодный церковный взнос.  Внимание Иисуса привлекла женщина, опустившая в кружку две мелкие монеты. Подозвав учеников, Учитель сказал: «Эта бедная вдова положила больше всех. Они от избытка своего положили, она же от скудости своей все, что имела, отдала. Все, что у нее было на жизнь». Жертва бедной женщины – единственное, что порадовало и тронуло сердце Христа в Иерусалиме.
Находясь в самом центре церковной жизни, Иисус видел ее болезни, замаскированные показным благолепием. Мимо Него, снисходительно отвечая на поклоны, шествовали надменные законники, плюющие на духовное состояние людей, ученые, обсуждающие ничтожные оттенки устава, фарисеи, демонстрирующие полную отрешенность от мира. О таких пастырях пророк Иезекииль говорил, что они «пасут самих себя». Казалось, даже свет библейского Откровения тускнел в этой затхлой атмосфере самодовольства и ханжества.
 Теперь пробил час. Он должен был выступить как Пророк обличитель. Над городом, над религиями и церквами прозвучало слово Сына Божия, разящее как меч:
«Горе вам, книжники и лицемеры, что затворяете Царство Небесное перед людьми! Вы и сами не входите, и входящим не даете войти...  Горе вам, слепые вожди, отцеживающие комара и проглатывающие верблюда! Вы даете десятину с мяты, аниса и тмина и обходите более важное в Законе: правосудие, и милосердие, и верность…  Горе вам, что очищаете снаружи чашу и блюдо, внутри же они полны хищения и невоздержания. Вы подобны побеленным гробницам, которые снаружи кажутся красивыми, внутри же полны костей мертвых и нечистоты… 
Ни о ком еще Иисус не говорил с такой резкостью. Он сострадал грешникам и заблудшим. Он простит ученикам их малодушие, а Петру даже отречение. Он не упрекнет и самого Иуду. Лишь к одному не знает Он снисхождения: к лицемерной карикатуре на благочестие, которая равносильна кощунству против Духа Божия...
Обличительная речь Господа вселила в учениках тревогу. Им так хотелось верить, что город и храм станут уделом Христа. Но если пророчество об Иерусалиме как столице Грядущего – ложно, для чего же тогда Иисус пришел в этот город? Город, где каждый камень мог рассказать о мудрецах и пророках, о казнях и боях, о горячих молитвах и упованиях, – как долго ждал он Избавителя и, дождавшись, не узнал Его! Тогда один из Двенадцати постарался вызвать восхищение видом грандиозных построек: «Посмотри,  какие камни и какие здания!» На что Учитель сурово заметил: «Не останется здесь камня на камне, который не был бы опрокинут....»
Апостолы чувствовали нарастающую угрозу. Они все яснее понимали что, несмотря на триумфальную встречу, Мессия находился в Иерусалиме как во враждебном лагере. Спокойствие воцарилось только под вечер, когда, миновав Кедрон, они поднялись на Елеонскую гору. По дороге Иисус остановился и сел на склоне. Большинство учеников, не дождавшись Его, ушли; с Ним остались только Симон, Андрей и сыновья Зеведеевы.
 Иисус молчал, глядя на вечерний город, раскинувшийся у Его ног. Над холмами пламенел закат и его отблеск позолотил башни и гребень Храма. В воздухе стоял запах весенних трав и свежей листвы. Ученики догадывались, что Иисус думает об Иерусалиме. Им было страшно и тоскливо. Город, где каждый камень мог рассказать о мудрецах и пророках, о казнях и боях, о горячих молитвах, - как долго ждал он Избавителя и, дождавшись, не узнал Его!
Наконец апостолы нарушили молчание: «Когда свершится суд над Храмом? Может быть тогда наступит День, которого они страстно желали. Тогда Ты проявишь миру свою силу и построишь вечный Храм любви и добра?»
«Посмотрите на смоковницу», - сказал Иисус. – «Когда её ветка становится мягкой, когда появляются листья, вы знаете, что скоро придёт лето.  Вы увидите ложных пророков и лжемессий. Люди начнут предавать и ненавидеть друг друга. Верных мне будут преследовать и убивать. И от такого хаоса во многих  охладеет любовь. Время суда скрыто, но каждый человек уже сегодня проходит испытание. Тонкая грань отделяет нас от горнила Божия. Чтобы Господь не нашёл вас спящими, я говорю вам: БОДРСТВУЙТЕ!»
Было ясно, что это приговор, и приговор последний.  А в душе Иуды поднялся настоящий бунт. «Человек, который пророчит гибель Храму, не может быть Мессией! Он обещал торжество, а на деле лишь оскорбил священников и законников, восстановил против себя весь город. Он безумец или обманщик! Рано или поздно власти расправятся с Назарянином. Но что будет с ними, Его сторонниками? Их, разумеется, тоже не пощадят… Нужно как можно скорее обезопасить себя…»
В то время как Иисус разговаривал со своими спутниками, к западным стенам Иерусалима уже стягивались отряды Понтия Пилата, ехали на Пасху. Среди них были и солдаты, чьи руки два дня спустя пригвоздят к кресту Сына Человеческого, и, быть может, даже некоторые из тех, кому через сорок лет суждено будет совершить казнь над градом Давида...
…………………………………………………………………..
Ч. Смоковница…  В глазах Иисуса - символ Иудеи. Увидев смоковницу в первый раз, Назарянин проклял её, только за то, что на ней не было плодов, только за то, что она бесплодна. В его силах было оживить её, дать ей энергию. Но Мессия же просто засушил её, хотя в своих притчах просил не требовать сиюминутного результата, просил подождать, заботиться, удабривать.
Б. По древней иудейской традиции за смоковницей мог ухаживать только хозяин. В ответ же дерево, словно по собственной воле, дарило ему свои плоды. Так и иудейская смоковница, обманывая своего хозяина пышной листвой, была неспособна принести пользу. За фальшивой красотой скрывалась больное лицемерное чрево. Сравнение Иерусалима и Иудеи с деревом вполне оправдано. Старания садовника оказались тщетными. В поступке Назарянина не было ни тени жестокости, смоковница сама себя прокляла.
………………………………………………………………….
Вечер того же дня, 12 нисана.
Предложение Иуды поменяло решение первосвященников. Особенно после того как он сам вызвался провести стражу туда, где обычно укрывался Иисус. Решив покончить со всем сразу, Иуда уже не мог остановиться.  «Что вы мне за это дадите?»  – алчно спросил он, и, получив тридцать серебряных шекелей, как ни в чем не бывало, вернулся к Учителю.
Четверг, 13 нисана 
Утром Иисус велел апостолам готовиться к пасхальной трапезе. Он знал, что ему осталось быть на свободе меньше суток, и поэтому хотел успеть встретить Пасху в кругу учеников. «Где нам приготовить трапезу?» – спросили они.
«При входе в город, встретите человека с кувшином воды. Следуйте за ним и спросите у хозяина  дома: «Где та комната, в которой Учитель будет со своими учениками есть Пасху?» Он покажет вам большую устланную горницу, там и приготовьте».
Спустилась ночь. В Иерусалиме их уже ждали. Большая верхняя комната была выметена и выстлана циновками.  Прочитав молитву и выпив виноградного вина, все приступили к трапезе. И лишь Учитель был погружен в глубокую скорбь: «Один из вас предаст Меня.....», - произнёс он. В смятении и страхе все стали переглядываться. «Не я ли?» – посыпались вопросы. Иуда, которого раздирали противоречивые чувства, тоже осмелился спросить: «Не я ли?..» На что Христос ответил: «Горе человеку тому, через которого Сын Человеческий предается. Лучше было бы не родиться человеку тому».
Иоанн, не выдержав, спросил, кто же предатель. На что Иисус чуть слышно ответил: «Тот, кому Я дам этот кусок хлеба, обмакнув его». Кусок был протянут Искариоту. Этот жест считался на трапезах признаком расположения и любви.
«Что делаешь, делай скорее», – твердо сказал Иисус, глядя на Иуду. Все подумали, что Он посылает его купить необходимое к завтрашнему празднику. Иуда встал и молча вышел. Теперь он уже просто ненавидел свою Жертву.  Ночной мрак поглотил предателя. Мосты были сожжены. Во дворце первосвященника его уже ждали.
………………………………………………
Ч. Иуда из Кариота… Ставший наравне с Каином символом предательства и вероломства. По иронии судьбы, продавший своего Учителя по цене раба за 30 серебряников. В алчность, равно и во влияние на него Сатаны, верится с трудом. Что же двигало самым известным предателем в истории человечества?   
Б. Иуда разуверился... Он почувствовал себя обманутым и проигравшим. Ещё вчера апостолы мечтали о новом Царстве, делили места у престола Мессии, а сегодня Мессия настроил против себя весь город, за ним идёт слежка и охота. И…. ничего чудесного так и не произошло. Раньше других, почувствовав печальный конец, Иуда обезопасил себя. Перешёл на сторону победителей. В этом тоже часть человеческой сущности.   
……………………………………………………………….
Четверг, 13 нисана
Иисус разломил хлеб, разлил вино: «Ешьте и пейте. Это кровь и плоть моя». «Благословим Бога нашего, Благословен Ты, Чью благодать мы вкушали и Чьей благодатью мы живем...», - шла по кругу чаша. Так совершилась новая Пасха. Заменив жертвенного ягнёнка вином и хлебом, Иисус изменил смысл праздника. Прежняя Пасха знаменовала свободу от рабства и величие иудейского Бога над другими, Новая же стала искупительным даром всему миру, напоминанием о жертве богочеловека. Ритуалом, который  следует повторять до его второго пришествия. 
«Еще недолго Я с вами... Поэтому говорю вам, любите друг друга, как я полюбил вас. Все узнают, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою». Это звучало как прощание. Тоска охватила апостолов.  «Господи, покажи нам Отца, и этого довольно нам», - сказал Филипп. «Кто Меня увидел, увидел Отца... Столько времени Я с вами, и ты не познал Меня, Филипп?», - задумчиво произнёс Назарянин.
«Господи», – горячо вскричал Петр, - «С Тобой я готов и в тюрьму и на смерть идти! Я душу мою за Тебя положу!» «Душу за Меня положишь?» – печально отозвался Иисус. «Истинно говорю тебе: петух не пропоет, как ты отречешься от Меня трижды».
Вся глубина слов его открылась апостолам намного позже. Иисус знал, что они понимают Его лишь сердцем, но разум их в смятении, а воля поколеблена. Чувствуя нарастающую угрозу, Иисус спросил об имеющемся оружии. У апостолов нашлись два меча. 
«Довольно», - сказал Иисус, - «Вставайте, идём отсюда» . Назарянин отлично понимал, что робкие апостолы не выстоят перед вооруженными солдатами. Покидать дом в ночь пасхальной трапезы не полагалось, но Иисус нарушил это правило. Вместе с ним могли легко арестовать и учеников. Когда они вышли из дома, уже наступила ночь. Прошли через Кедронскую долину и направились в Гефсиманский сад у подножия Елеонской горы. 
«Все вы испугаетесь знакомства со мной в эту ночь», - проронил по пути Иисус, - «Так написано: «Поражу пастыря, и будут рассеяны овцы». Но ученики продолжали настаивать на своей верности. Проходя мимо Храма, Иисус остановился. Утром в громадах крепости и святилища будет совершаться богослужение и тысячи людей принесут пасхальных агнцев к алтарю.
………………………………………………………
Ч. Говоря об Иисусе и апостолах трудно не заметить, что они чаще всего его не понимали. Общаясь с ними с помощью притч, Назарян хотел облегчить понимание, но даже после этого  ему приходится объяснять смысл притчи.
Б. Я скажу больше того, Иисус порой упрекает апостолов в маловерии и окаменелости сердец, в том, что они больше думают о человеческом, чем о Божьем. И это не порок, а всего лишь временная преграда. Вряд ли они до конца понимали, кто такой Христос и с кем имеют дело. Он, сравнивая людей с виноградником, сам ухаживает за своим садом, воспитывает, оберегает. Надо ли говорить о пропасти, лежащей между Богочеловеком и иудейскими рыбаками? Но эту пропасть он помогал им преодолевать шаг за шагом, готовый положить жизнь за каждого.
…………………………………………………..
Ночь с 13 на 14 нисана. Гефсиманский сад
Спящий город не подозревал, что в эту ночь в тени оливкового сада, окруженный одиннадцатью робкими спящими учениками, молился вселенский Первосвященник и Спаситель.....
 Он просил Отца сохранить Свое малое стадо среди враждебного ему мира. Совсем недавно он был исполнен силы и просветленного покоя, теперь же весь Его облик выражал безмерную муку. «Отец, – слышали апостолы сквозь дремоту, – все возможно Тебе! Пронеси эту чашу мимо Меня. Но не чего Я хочу, а чего Ты... Не Моя воля, но Твоя да будет».
 Никогда еще человеческое сознание Христа с такой силой не противилось ожидавшему Его кресту, как в час Гефсиманской молитвы. Это было искушение более страшное, чем то, через которое Он прошел в пустыне, беседуя с самим Сатаной.
Мучительное одиночество давило на виски. «Пётр, ты спишь? – пытался разбудить Иисус ученика. – Не мог ты немного пободрствовать?» Пётр открывал глаза, видел лицо Учителя, изможденное, покрытое, как кровью, каплями пота, но дремота вновь одолевала его. Попытки разбудить других апостолов оказались тоже напрасными. Наконец Иисус поднялся. Не найдя земной поддержки, Он обрел ее в Небе......
Сад осветился фонарями и факелами, послышались шум и голоса. У входа показалась люди. Впереди шел римский трибун с солдатами, за ними – вооруженные храмовые служители. Иисус двинулся навстречу. «Кого ищете?», - спросил Он. «Иисуса Назарянина», - рявкнул римлянин. «Это Я», - ответил Христос.
 Вперед протиснулся Иуда. Он обещал дать знак, чтобы при аресте в ночном саду не произошло ошибки. «Приветствую Тебя, Учитель» - сказал он, целуя Христа. Стража немедленно его окружила.
Ученики ждали чуда, но чуда не произошло. Грубые руки скручивали Иисуса веревками. Солдаты пытались задержать и остальных, но апостолы, воспользовавшись темнотой и сумятицей, разбежались. Замысел врагов удался. Когда Иисуса выводили из сада, только Петр и Иоанн, придя в себя после первого потрясения, осмелились последовать за стражей на безопасном расстоянии.
 …...........................................
Ч. Умение Иисуса выбирать себе спутников восхищает. Один предал и продал, другие разбежались. Он мог бы одним щелчком пальцем испепелить, разметать по округе тела завистников и клеветников, но не стал. А верные ученики даже не постарались ему помочь. Может быть он и не Мессия, может быть всё ложь? Как же тут не испугаться? Как не разувериться? На их глазах как обычного, как последнего преступника, арестовывают Богочеловека, а он покорно идёт навстречу своей судьбе.
Б. Боюсь, что почти любой из нас, оказавшись на этом месте, поступил бы так же. Иисус выбирал себе в спутники обычных людей со своими слабостями и недостатками. Это очень важно. Глядя на них мы понимаем, что шанс встать на истинный Путь есть у всех. А не только у людей сильных духом. 
…...............................................
Пятница, 14 нисана
- Итак, ты утверждаешь, что ты Мессия, проповедовал тайное учение и подговаривал народ разрушить храм?
- Я все говорил открыто. Спроси слышавших, они знают, что я сказал.
Пощёчина.
- Если ты Мессия, прореки кто тебя ударил.
Молчание.
- Повторяю, Ты Мессия, Сын Благословенного?
- Я, но Я говорю вам: отныне увидите Сына Человеческого, восседающего по правую сторону Силы и грядущего на облаках небесных.
- Итак, Ты – Сын Божий?
- Ты сказал.
Плевок в лицо.
-  Повинен смерти.
Судьба Назарянина была предрешена заранее, нужен был только повод. И если призывы «разрушить храм рукотворный» для смертной казни были недостаточны, то богохульство и посягательство на Моисеев закон были тяжким приговором. Оставалось передать Иисуса в руки Пилата для суда по римским законам.
В это время Петр, не покидая двора, прятался в тени. Но слуга, приходивший в Гефсиманию с отрядом, узнал его: «Не ты ли был в саду с Ним?». Безумный страх овладел Петром: «Не я!». Стыд и боль пронзили апостола. Еле сдерживая рыдания, он поспешил на улицу. Где-то вдалеке пропел свою утреннюю песню первый петух. Пророчества Иисуса начали сбываться.
Среди людей, ждавших у ворот, был еще один из Двенадцати… Иуда втайне ждал, что сторонники освободят Христа или Он Сам чудом ускользнет от врагов. Как стало всё ясно, Иуда поспешил вернуть деньги: «Я согрешил, предав кровь невинную». В ответ он услышал равнодушные слова: « Все кончено. Какое нам дело»…..  Иуда, бросив деньги в Храме, повесился за городом на дереве.
 «Тот, наверху, страдающий всех хуже, промолвил вождь, – Иуда Искарьот; Внутрь головой и пятками наруже».
Пятница, 14 нисана
Вердикт последней инстанции был для первосвященников неожиданным. Прокуратор Иудеи Пилат Понтийский не нашёл в действиях Назарянина ничего достойного смертного приговора. К тому же Пилат совсем не хотел идти на поводу у иерусалимских интриганов. Довольно он уступал этим варварам! Его часто обвиняли в незаконных расправах. Теперь он будет безупречен и заодно покажет, кто подлинный хозяин в Иерусалиме и что такое настоящее имперское правосудие. А для этого бродяги будет достаточно ударов плетью.
План первосвященников был близок к крушению. Пилат же, надеясь найти поддержку в толпе, сказал, что освободит Назарянина хотя бы ради праздника. В тюрьме ждали казни на кресте трое, в том числе некий Иисус Варавва ¬– бунтарь и противник римской оккупации. Едва на помосте появился Иисус, жестоко избитый, израненный, в терновом венце, как над площадью пронесся крик: «На крест! Распни Его! Варавву! Отпусти нам Варавву!»
Указав на окровавленного Иисуса, прокуратор воскликнул: «Это же Царь ваш!»
- Долой, долой! Распни Его! – выла чернь.
– Царя вашего распять?
– Нет у нас царя, кроме кесаря! – сказали первосвященники архиереи.
Такое заявление не оставило Пилату выбора. Менять своё благополучие на жизнь какого-то еврейского Пророка было бы неразумно. Желая показать, что он действует не по Закону, а в угоду просьбам, прокуратор велел принести воды и, как требовал восточный обычай, демонстративно умыл руки: «Не виновен я в крови Праведника». «Кровь Его на нас и на детях наших», – орала обезумевшая толпа,  давая понять, что все совершается по их настоянию.
Весть о помиловании Вараввы была встречена шумными овациями. В них потонули слова приговора, обращенные к Иисусу Назарянину: «Ibis ad crucem» ¬— «Ты будешь распят». На груди Христа висела табличка, написанная на трех языках: еврейском, греческом и латинском, чтобы все могли прочесть ее. Она гласила: «Иисус Назарянин, Царь Иудейский». Так Пилат хотел досадить людям, принудившим его к уступке.
По жестокому правилу обреченные сами несли перекладины крестов, на которых их распинали. Иисус шел медленно. Он был истерзан бичами и ослабел после бессонной ночи. Выйдя из города, он повернул к крутому главному холму - Голгофе, расположенному недалеко от стен, у дороги. На его вершине должны были поставить кресты. Римляне всегда распинали осужденных вдоль людных путей, чтобы их видом устрашать непокорных.
Проносились века... Возникали и рушились империи, гибли цивилизации, но Церковь, основанная Иисусом Назарянином, возвышается, как скала, среди этого клокочущего моря. Каждый, кто обрёл Иисуса Христа, отныне знал, что человек – не одинокий скиталец, а дитя Божье, соучастник божественных замыслов. Сквозь рев толпы и грохот технической эры, научи внимать тишине вечности и дай услышать в ней Твой голос: «Я с вами во все дни до скончания века». Это путь, для которого тысячелетие как один шаг. Всё только начинается...
КОНЕЦ
………………………………………………………………..


Рецензии