Дом

Катя весело стащила с подножки вагона тяжеленный чемодан. Оглянулась по сторонам. Перон был почти пуст.Несколько человек,вышедших из поезда,в котором она приехала, шли в сторону вокзала.
Катя,не спеша,потянула легко и быстро двигавшийся чемодан, наезжавший ей постоянно на пятки,от чего она катила его все быстрей и быстрей.
   На площади возле вокзала что-то изменилось. Она не могла понять, что именно, и долго вглядывалась в нагромождение маршруток, такси и троллейбусов.
А,вот оно что !Троллейбусы!Их не было здесь раньше.Они ходили по параллельной улице, а к вокзалу ходил уютный красненький трамвай, списанный с чехословацких линий. Кажется, его номер был пятый.
Катя огляделась. Везде был ровный асфальт, даже следа не осталось от трамвайных рельс.Она тяжело вздохнула.
Тринадцать лет -немалый срок. Но,сердце ностальгически заныло от перемен. Хорошо, хоть, вокзал остался такой,как был.
  Начала думать, как добраться в райцентр,в котором она жила раньше в своем доме. Дом-то и теперь ее, да никто в нем не живет больше. 
Оказалось рейсовых автобусов больше не существует Вместо них курсируют маленькие,низкие,неудобные и рассчитанные на 16-18 пассажиров,не более,маршрутки.
 Делать нечего и, вдыхая пыльный знойный воздух,пробивающийся сквозь щели в ужасно не понравившемся Кате транспортном средстве, она через полчаса  благополучно прибыла в свое местечко. Пыльная,потная, грязная,схватив за ручку пузатый чемодан,и , не глядя по сторонам Катерина,чтобы в таком виде  не встретить  случайно знакомых,пошла на свою улицу.
Знакомые соседские дома изменились,похорошели. Появились новые современные, с витиеватыми формами, заборы.Деревья  выросли,да Катя не помнила, только возле многоэтажки орехи стали много больше и закрывали собой стену до второго этажа.
Вот и голубые ворота !Соседи всегда красили их в любимый цвет- цвет неба. Осторожно, тихо поворачивая ручку ворот, зашла она на подворье.Красиво и чисто,как всегда. Клумба ухожена, множество роз и, любимых всеми, чернобрывцев, радовали глаз своим ярким насыщенным цветом. Развесистый виноград широкими крепкими листьями покрывал беседку.
Как они все успевают?Постарели, небось, а порядок всегда в дому.  Не успела Катерина это подумать,как с глубины двора увидела, устремленные на нее внимательно- добродушные карие глаза.
Валера!! - завизжала  она на всю улицу,и оставив чемодан одиноко стоять посреди двора, бросилась на шею худощавому мужчине,целуя его и обнимая так крепко, что казалось в ее об'ятиях не любимый сосед,а вся ее многочисленная родня.
 Из -за дома, сияя добродушной улыбкой на курносом лице, выплыла на шум Елена. Ленка!  Соседка, которую на улице любили все за добродушный, веселый и справедливый нрав.
Не осталась не обцелованной и она.
Восторги.. Словесные перепалки.. Шутки. Будоражащее веселье встречи. Подготовка к ужину.
Катя вытащила из чемодана нехитрые презенты- колбаса,кофе,невиданная в этих краях кашка, у себя на родине называемая нежно и просто кусь-кусь,
Соседка,по случаю Катиного приезда, приготовила голубцы, любимое всеми блюдо. И,так как, Лена готовить не любила, это было высшее проявление гостеприимства. Катя это знала хорошо, и оценила соседкино блюдо охами, ахами, комплиментами по поводу вкусности и,что было самой наглядной оценкой,поеданием голубцов в больших количествах Она изголодалась по домашней пище.Живя долгие годы одна -ленилась выготавливать для себя,и питалась предельно просто. Сегодня же был просто праздник для ее желудка.
  Летняя ночь застала троицу за разговорами. Смотреть свой дом Катя сейчас не хотела, оставив это дело  на завтра. Соседка выделила ей отдельную комнату,где гостья и прожила весь отпуск,не желая оставаться одна в своем,простоявшим одиноко много лет, и поэтому отдававшим затхлостью 
доме.
   Утречком,проснувшись по обыкновению с первыми петухами,тихонько выскользнула из комнаты и, стараясь не разбудить почивавших еще соседей,прошла через лаз в заборе,разделяющим подворья, к своему дому. Возле возвышалась высоченная черешня с блестевшими сквозь листву темными ягодами, висевшие крупными гроздьями,словно виноград.
Она подивилась высоченному,выше дома, дереву. Ведь, уезжая много лет назад, оставила   черешенку маленьким стебельком. Только теперь к ней дошло ощущение времени.Только, когда она увидела  разницу между  тонкой лозиной и большущим деревом- это поразило ее воображение. Время ,оказывается,не стояло на месте . Оно двигалось, изменяя вещи,предметы, связи и отношения между людьми. Катя почувствовала это остро и ясно по отношению к соседям. Много лет назад она не испытывала к ним особо дружеских чувств .Так,по-соседски.Одолжить чего Помочь иногда. Даже в застольях они собирались редко, по случаю больших событий, свадьб, юбилеев и прочих праздников, где,по обыкновению, собиралось множество других людей и они растворялись в общей массе.
Сейчас же,по приезду,она почувствовала такую сродненность с соседями ,такую близость с ними, которой она не чувствовала ни к кому,даже к своим многочисленным родственникам. Исключение составляла только дочь.Это было ее детище,неразрывное с ней,и постоянно присутствующее в мыслях,   и чьи радости и беды находили живой отклик в чувствах.
  И ,вот, сейчас, сидя на ступеньках  крыльца своего дома,в маленьком провинциальном городке,она думала о людях, которых успела полюбить там,далеко, в чужом краю. По которым уже скучала.
И вспомнилось, как из года в год, она откладывала поездку сюда, в этот край,где родилась и выросла ,находя каждый раз какие-то причины,на которые ,наконец, в этот год она и не посмотрела.
 И она почувствовала себя безмерно счастливой.
Люди помнили ее.Подходили и здоровались. Расспрашивали о ее жизни, и рассказывали о своей. Даже те, с которыми много лет назад рассталась не по -хорошему,можно сказать, врагами,не помнили зла, улыбались и целовали ее при встрече. И она почувствовала такую признательность, такую сладкую боль в сердце от этих встреч. Ведь она была очень добрая и чувствительная ко всем.Но,зачастую,люди не понимают хорошего отношения к себе, считая это слабостью ,а людей сочувственных -чуть ли не дураками.
Побывала в этой шкуре и Катя много лет назад.Из-за доброты и участия она,забросив все свое, решала чужие проблемы.Люди,почуяв слабинку, снежным комом обрастали Катю со своими задачами,нимало не благодаря ее за помощь, а даже как-то относясь панибратски к ней. Хотя работа ее была престижна,и требовала уважения и обращения по имени- отчеству.
Катя по своей доброй натуре не обращала на это внимания, снисходительно принимала обращение по имени считая ,что этим она как бы приближается к народу. Эдакая рубаха- девка.
Но,позже,когда нахальный народ стал запросто приходить к ней домой,отнимая и так малое время отведенное для семьи, для маленькой дочери, которой Катя никак не могла уделить время и поговорить,пообщаться так,как она хотела - женщина взвыла. Она что называется закусила удила. Она начала отказывать особо нахальным просителям.Она начала говорить резко и конкретно, без сочувствий. Ей- то никто не сочувствовал и не жалел. Люди ее вынудили на такое поведение,потому что по закону самосохранения, когда ее физические и моральные силы были почти на нулю, инстинкт спасения отобрал в ее поведении покладистость и доброту. Она научилась говорить "нет "твердо и непоколебимо.
  Как ни странно, на нее не обижались,как она того ожидала .Более того, к ней стали относиться кс большим уважением,подобострастно заглядывая в глаза,и соглашаясь на все условия.
 Катю это удивило.  И стало немного больно. Люди,которым она отдавала сердце,не ценили ее.Но,когда она стала резкой ,защищая свои интересы, когда она начала отказывать людям не 
из-за принципа , а по недостатку времени, сил и возможностей - она стала уважаема,как не была никогда . Она поняла, что люди не принимают истинной доброты.Чтобы заставить себя уважать,нужно оказывается быть просто грубой стервой.Но,в силу своего легкого и открытого характера,она продолжала делать добрые дела, но уже в меру своих сил и не в ущерб семье и личному времени.
 Это вспомнилось ей на крылечке родного дома,построенного руками мужа, и где провела детство ее дочь Это был ее родной дом. Не Катин ,и не ее мужа.Их дочь,выросшая с младенчества в этом доме, только она могла называть его родным. И многие годы он стоял пустой, оглашаемый редкими голосами  соседей,заходивших по делу,для поддержания чистоты и порядка в доме.
Как часто, в далеком краю, Катя думала о доме, как о человеке, брошенном ею на произвол,на руки чужих людей.
Она воспринимала дом, как связанное с нею существо. И,часто, бессонными ночами тоска зажимала ее сердце. Ей казалось, что она выгнала  на улицу беспомощное существо - детище,в котором так была счаслива она сама и ее семья.
Как давно это было... Семьи давно уже нет. А дом - стоит как символ прошлого счастья, прошлой,казалось, такой установленной и непоколебимой жизни.
 Катя нежно погладила входную дверь,еще крепкую,но уже немного рассохшуюся от времени.
Дом ее принял. Он был ей рад. Она чувствовала это. Он помнил ее,ее заботу о нем,ее думы .И он простил ее долгое отсутствие.
      Несколько недель спустя,Катя вновь уезжала в далекий край. И, опять,неизвестно на какое -короткое,долгое ли время .Она радостно распрощалась с соседями  в застолье, которое устроила по случаю ее от'ьезда Лена.Непринужденно и искренне Катя обещала приехать на следующий год. Так же искренне она обещала то же самое тринадцать лет назад,и не ее вина, что каждый год у нее не получалось это сделать. И сейчас она поняла, что лень, и страх перед такой далекой и трудной дорогой не отпускали ее с далеких краев.
Но после этого чудесного лета,когда она насыщалась встречами с друзьями,родственниками, она почувствовала такое огромное счастье, такую удовлетворенность от своего приезда ,что твердо пообещала, уже сама себе, быть на следующий год обязательно.
   Ранним июльским утром,когда еще весь поселок пребывал в дреме, Катя расцеловав Валеру и Лену, тихо вышла за ворота,покатив чемодан по направлению к вокзалу. Помахала рукой всей , спящей еще в утренней дымке, улице, весело встяхнула кудрями и с легким  сердцем,  не оборачиваясь,  пошла в свое будущее.

29 августа 2015 г


Рецензии