Художник и герцогиня

   
 
                Х У Д О Ж Н И К    И    Г Е Р Ц О Г И Н Я.         

Немолодой  уже  мужчина  и  его  спутница – красивая  женщина  с  пышными  волосами  сидели  за  столом  на  веранде  богатого  поместья, не  спеша  потягивая  из  бокалов  манзанилью, ели  устриц  и  беззаботно  смеялись. Было  время  сиесты,  когда  жаркое  южное  солнце  заставляло  жителей  испанского  городка  Санлукар – де – Баррамедо  прятаться  по  домам  и  отдыхать  от  дневных  забот. Ветер  Атлантики  приносил  живительную  влагу  виноградникам, раскинувшимся  далеко  вокруг  на  здешних  меловых  почвах. В  пылких  взглядах, которые  бросал  мужчина  на  свою  собеседницу, угадывались  страсть  и  влюблённость, ибо  в  неё  невозможно  было  не  влюбиться, ведь  перед  ним  сидела  сама  герцогиня  Каэтана   Альба – женщина, о  которой  мечтали  и  восхищались  сотни  испанских  мужчин. Французский  путешественник  Флерио  де  Лангле  так  отзывался  о  ней:  « Герцогиня  Альба  обладала  волосами  дивной  красоты, пробуждавших  в  мужчинах  страсть. Нет  никого  на  свете  прекраснее  её …Когда  она  проходила  мимо, все  бегут  к  окнам, и  даже  дети  бросают  свои  игры, пристально  глядя  ей  вслед.»  А  он, к  тому  времени  был  уже  известным  художником, написал  картины, имевшие  успех  при  дворе. Звали  его  Франциско  Хосе  де  Гойя – и – Лусьентес.    
Герцогиня  Альба  стала  первой  любовницей  и  музой  Гойи. Вспыхнувшая, как  искра  любовь  художника  и  герцогини  полыхала  пламенем  несколько  лет. После  смерти мужа – Хосе  Альвареса  де  Толедо  Каэтана  Альба  переехала  в  Санлукар – де – Баррамедо. Туда  она  направилась  вместе  с  Франциско  Гойя. Говорят, что  во  время  поездки  любовников  сломалась  карета, и художник, ремонтируя  её  под  дождем, простудился. Следствием  болезни  и  стала  глухота, которой  он  страдал  все  последующие  годы. 
Страстная  любовь  к  герцогине  вдохновила  Гойю  написать  серию  картин  «Альбом  Санлукар», воспевающих  красоту  женского  тела. Известная  картина  «Герцогиня  Альба  в  чёрном»  стала  вершиной  воплощения  чувств, переполнявших  сердце  влюблённого  художника. На  ней  начёртанные  на  песке  у  её  ног  слова  «Solo  Goya»  - «Только  Гойя», как важное  напоминание  самого  дорогого, что  было  тогда  в  его  жизни. После реставрации  картины  слово «solo»  исчезло, и  на  полотне  осталось  лишь  имя  художника. Возможно,  кто – то  или  сам  автор  закрасили  «только», тем  самым  скрыв  от  зрителя  подлинные  страсти, бушевавшие  в  душе  Гойи. Лишь  в  ХХ  веке  при  реставрации  картины  слово  « solo»  было  обнаружено  вновь, а  состав  краски  соответствовал  тому  времени, когда  она  писалась. 
Никто  никогда  не  узнает, почему  угасла  любовь  художника  и  герцогини. Может  быть, Каэтане  Альбе  надоел  стареющий  Франциско, ведь  ему  было  тогда  52  года, а  она – самая  желанная  женщина  Испании  в  свои  36  лет  нуждалась  во  всё  новых  увлечениях. Не  лежит  ли  ключ  к  разгадке  этой  любовной  истории  в  одном  из  офортов  художника  его  графической  серии  «Капричос»  (1798). На  офорте  «Тантал»  изображён  немолодой  мужчина, испытывающий  страдания  от  неразделённой  любви  к  умирающей  женщине, а  внизу, написанные  самим  Гойя  слова: «Если  бы  он  был  более  искусным  любовником  и  менее  скучным  человеком, то  она  бы  воскресла.» В  этом  офорте  как бы  предугадана  преждевременная  смерть  герцогини  Альбы. 
Она  умерла  в  1802  году, а  причины  её  ухода  долгое  время  оставались  неизвестными. Первоначально  считалось, что  её  отравили  (врагов – завистников  имелось  немало), в  качестве  другой  причины  назывался  неудачный  аборт. Но  и  после  эксгумации  в  1945  году  останков  герцогини  Альбы  не  вполне  определённо  раскрыта  истинная  причина  её  смерти -  это  и  обычный  грипп, и энцефалит, и туберкулёз. Очень  странным  обстоятельством  стала  находка  отделённых  ступней  в  останках  тела, а  левая  -  вообще  отсутствовала. Сплошные  загадки  так  и  остались  загадками  -  зачем  отделили  ступни  ног, забыли  ли  левую  положить  в  гроб, а  может  она  оставлена  кому – то  на  память?   
Как  бы  там  ни  было, любовь  Марии  дель  Пилар  Тересы  Каэтаны  де  Сильвы  и  Альварес  Толедо, 13  герцогини  Альбы  и  Франциско  Хосе  де  Гойя – и – Лусьентеса  раскрыла  новые  стороны  таланта  испанского  художника.   
Городок  Санлукар – де – Баррамедо  погружался  в  темноту. Опустели  тихие  улочки, и  лишь  у  кромки  берега  легендарной  реки  Гвадалквивир, впадающей  в  океан, слышался  шум  бурых  волн, встречающихся  с  солёными  валами  Атлантического  океана.   

                Вячеслав  Прытков.


Рецензии