Батя, или жизненный путь военного

                «Батя», или жизненный путь военного. 



                Что главное для жизни человека,
                С годами только понимаем.
                И счастье можем обрести тогда,
                Когда мы путь свой верно избираем.



Многомиллионный город Волгоград, в прошлом успевший побывать Царицыным и даже Сталинградом – трижды менял свое название. Этот город состоит из небольших частичек, или людей, жизни которых наполнены разными историями, связанными и не связанными с Волгоградом, но всё же все пути, каждого человека родившегося в нем так, или иначе ведут его к себе. Пожалуй, каждая, даже самая малая родина притягивает своих земляков к себе, где бы этот путешественник не находился, он все же вернется на свою родину, в этом наверное и есть закон притяжения, которому повинуются почти все, без исключения судьбы, здесь хочется рассказать об одной из них…

Глава 1. Вступительная.

Анатолий Евдокимович Цымбал, подполковник ракетных войск, родился в Николаевском районе, тогдашней Сталинградской области, служил в разных городах нашей необъятной страны, ездил с семьей в командировки, можно сказать всю жизнь провел на колесах.
Когда дело подходило к отставке, и нужно было выбирать постоянное место жительства, он решил переехать в Волгоград.
Сегодня Анатолий Евдокимович на пенсии, у него взрослая дочь Елена, зять, два внука Ольга и Анатолий, и даже маленький правнук Ярослав, а также жена Галина. По привычке выработанной за все эти годы жизни в Волгограде, он летом ездит на машине с квартиры за город, где находится его дача.
Последние года в дачном поселке стала проживать одна молодежь, и прежнее место отдыха, теперь стало не таким уютным, как прежде. Новое поколение людей стало скрытным, прибегающим к одинокому образу жизни, ставят высокие заборы, и везде вешают замки, хотя еще немного раньше все было по-другому: когда Анатолий Евдокимович и Галина хозяйствовали на даче, они к вечеру выходили на длинную улицу и гуляли по ней. Тем временем к ним постепенно присоединялись соседи из других домиков, и так они шли до самого обрыва, на котором заканчивалась их улица, а если кто-то в это вечернее и прохладное время, зажигал костер, все садились вокруг него и пели песни, а неподалеку от них бегала шальная детвора. Теперь, когда он приезжал туда, то снимал все замки и открывал двери, чтобы все могли зайти к нему в любое время, и спросить, что им нужно.

Глава 2. Фотоальбом.

Жизнь на даче совсем иная, нежели в квартире! Здесь целый ассортимент занятий, которые дачник выбирает себе их сам, по вкусу. У Анатолия Евдокимовича есть одно давнее увлечение, с которым не бывает скучно, достаточно лишь бодро себя чувствовать, и подобрать хорошую погоду, тогда рыбалка на несколько часов займет все его мысли. Сидя за удочкой невольно погружаешься в философское мышление, и даже иногда доходишь до какого-то мудрого заключения, которым тот час же хочется с кем-нибудь поделиться, но потом внезапно клюет рыба, и мысль срывается, и даже бывает так, что вместе с уловом, но настоящий рыбак быстро не сдается, не проходит и десяти минут, как клюет новая рыба. Так и в жизни бывает с людьми, не получилось что-то и собираешься бросить эдакое дело, однако стоит приложить всего-то каплю силы воли к себе, чтобы попробовать еще раз, и вы уже на победной дистанции.
Сегодня Анатолий Евдокимович не поехал на рыбалку, и решил целый день провести дома, немного уйдя в свои мысли, и вспомнив кого-то из старых знакомых, он понял, что давно не смотрел свой фотоальбом, полным фотографий, от которого приходят тоннами воспоминания о минувших годах.

Глава  3. Большая семья.

Я родился в Николаевском районе, и был самым младшим в моей большой семье, всего нас было пятеро, три из которых мальчика и две сестры Евдокия и Нина. Старший брат Иван умер давно, в 1963 году, после него остались жена Галина и сын Саша. Мой средний брат Павел почти всю жизнь проработал начальником строительного участка, у которого также звали жену Галина, как и у старшего брата. Все мои братья и сестры всю жизнь прожили на территории Волгоградской области, хотя не смотря на это все были разбросаны друг от друга за километры, и лишь иногда нам удавалось собраться всем вместе, как и раньше, когда мы жили одной семьей в Вербенском поселении.

Глава 4. Отрыв от дома.

До восьмого класса я жил в своем селе, но закончив основную школу, передо мной встал выбор, куда идти дальше? Вариантов было не много, но все же этого хватало, чтобы вогнать меня тогда в сомнение: можно было поехать в район и закончить там старшие классы, а можно было пойти работать, и как бы это не звучало, но я решил учится дальше.
В Вербенском поселении жил у родственников, в учебе особых успехов не наблюдалось, наверное потому что и желания этим заниматься тоже. Зато у меня сложились дружеские отношения с классом, но к сожалению не с учительницей по химии, с которой мы явно не сошлись характерами. Я поддаваясь своей пылкости и молодой настойчивости, перестал ходить к ней на уроки, тем более и тяги к ее предмету у меня не было.
Через год, когда я перешел в выпускной класс в Вербенск приехала моя сестра Нина, также как и я поступать в старший класс.
Время пролетело быстро, так всегда бывает, когда живешь беззаботной и несуетливой жизнью, особенно в юношеские года, и вот уже наступила весна, время сдачи экзаменов, а затем меня ждала военная служба в армии. Все экзамены я сдал не плохо, оставалась моя химия, с которой, как я уже успел сказать – у меня отношения сложились не очень, а точнее с ее учительницей. Мои одноклассники с утра пошли на экзамен, я даже и не стал пробовать, ведь зачем идти если не знаешь? Поэтому я решил пойти на речку, и купаться там пока не закончится экзамен. Через некоторое время, прибежала староста моего класса:
- Ты чего тут делаешь?
- Купаюсь. – Спокойно и безразлично ответил тогда я ей.
- Тебя учительница зовет на экзамен.
- А что идти-то, я всё-равно ничего не знаю.
- Она сказала, чтобы ты пришел!
И вот я пришел на ее экзамен, учительница достала мне билет, и посадила меня отвечать на него. Мне попалась формула, которой даже название я не представлял.
- Ты что сидишь, ничего не пишешь? – Спросила меня учительница.
- Не знаю, потому что. – Смело ответил я, тогда в юности чувство ответственности и страха совсем не теснили мои мысли, и я мог легко и беззаботно смотреть на разные ситуации и трудности.
Учительница решила поставить мне тройку, и отпустить меня во взрослую жизнь.
После этого я пошел в армию, и легко отслужил весь срок. Нас было трое из всех солдат-сверсников, кто имел образование десять классов. Тогда у нас появился шанс поступить в военное училище. Из нас троих друзей один был сообразительный, и он-то нам и рассказывал все привилегии учебы в училище:
- Там работать не надо, а только на уроки ходить!
Теперь, так как мы ехали будучи солдатами, до военного училища, мы опаздывали на девять дней, раньше по старым порядкам, если опаздываешь на десять - грозил срок, на девять – нарушение военной дисциплины, и за это полагалось штрафное дежурство, но перед этим перенаправление в часть, куда добираться опять же девять дней, значит еще штрафное дежурство. 
Отработав штрафные дежурства, я решил поехать домой в Вербенск, а уже потом в училище, поступать, по моим расчетам все это могло занять по времени девять дней, а это значит опять штрафное дежурство! Но этим меня было не испугать. Я соскучился по своей семье, и по родительскому дому…

Глава 5. Решающая глава в моей жизни.

Вступительных экзаменов в училище было два – история и физическая  культура. По истории нас ожидало несколько этапов, это устный ответ по билетам и сочинение. Помню как сейчас, первый билет мне достался про семилетнюю войну, на что я ответил, что ничего по этому вопросу не знаю, второй вопрос был то ли счастливой случайностью, то ли спасительной соломинкой – это была Сталинградская битва, как раз тот город откуда я сам приехал.
- Что вы скажите по поводу этого билета? – Спросил преподаватель.
- Тоже не знаю.
- Но вы же со Сталинграда приехали, что же вы не знаете какие у вас там памятники хотя бы?
Я начал рассказывать о памятниках, о линии фронта, все что знал и видел.
- Отлично.
  И первый этап был сдан на отлично. На сочинении я взял книгу, открыл ее, положил на парту, и стал списывать, можно сказать в наглую. В этот момент ко мне подходит преподавательница, с удивленным от моей наглости, взглядом:
- Что вы делаете Цымбал?
- Списываю.
- Как списываете?
- Ну, как обычно списывают, так и я. – Шуткой ответил я преподавательнице.
- Вы хоть книгу спрячьте!
И так, я можно сказать сдал сочинение на четыре, хотя специально делал при списывании в нем ошибки, но все обошлось. С физкультурой у меня проблем вообще не возникало.
Поступил, а учится-то я не хочу! Что делать? Значит нужно, чтобы отчислили. Спустя некоторое время у нас объявили сбор в огромном кинотеатре. Был летний, жаркий день, и я купил кружку пива. Немного погодя ко мне подбегают:
- Курсант Цымбал, вы что делаете?
- Пиво пью.
Все в негодовании.
- А вы знаете, что это запрещено?
- Знаю.
- А почему пьете?
- Так жарко, пить хочется, а оно холодное. – Снова отшутился я.

Глава 6. Совет.

На следующий день, на построении, меня вывели из строя, и поставили перед всеми, как отрицательный пример, для курсантов.
- Этот курсант нарушил дисциплину, и за это его ждет отчисление, но так как он не знал наши порядки, мы его оставляем.
- Так я знал, что нельзя. – Выговорил я.
- Встаньте в строй.
  Через некоторое время ко мне подошел командир взвода:
- Я вижу ты не хочешь учится?
- Нет.
- А ты закончи училище, и если тебе совсем не понравится, всегда успеешь работать по другой специальности. Поначалу всегда не интересно.
  И я внял совету командира, и стал учиться, первый курс был действительно не интересным, но на последующих я увлекся учебой. Учеба моя проходила в Ордженекидзе, там и находилось ракетное училище. Там в Ордженекидзе, я познакомился со своей будущей женой, та, которая стала моей спутницей на всю жизнь.
- Как же тебя зовут?
 - Галя. – Застенчиво ответила девушка.
- Две Гали у нас уже есть, ты будешь третьей.

Глава 7. Семья.


  После училища я поступил в Ленинградскую академию, где у меня начались командировки, но в каких городах бы я не был, я всегда искал возможность, хоть не надолго, выбраться в Сталинград, и повидать моих родственников. Родители теперь уже мои переехали с Вербинска в Краснослободск, где у них также был уютный домик, приветливо встречавший долгожданных гостей. Когда был отпуск или случайно проездом, мы с семьей оказывались на моей родине, сразу же заезжали в гости к родителям, где собирались все вместе, делились историями и впечатлениями, спорили, играли в шахматы, одним словом – «когда семья вместе, то и душа на месте».

  А затем снова приходилось разъезжаться, и погружаться в трудную, но все же интересную работу, и вот в чем она заключалась: мне были доверены солдаты, целые взводы, и я должен был их обеспечить едой, ночлегом, одеждой, оружием, всем необходимым, что только нужно каждому солдату для службы. Не зря моя жена Галина, часто называла меня – батей, потому что я был для солдат вторым отцом, во время военной службы. Многое зависело от меня. Я был начальником, но и надо мной тоже были начальники, попадались они разные. Поэтому в моей работе важно было иметь дипломатические черты в характере, чтобы уметь уладить различные ситуации, и это мне удавалось.

Глава 8. Спустя…

С годами все меняется, даже в природе происходят изменения с деревьями, которые многими десятилетиями стоят на одном месте, а что говорить про человека, который не стоит на одном месте, и вечно находится в движении.
  Последним местом службы в моей военной карьере был Биробиджан, здесь я уже являлся подполковником. Хочу сказать, что больше всего мне понравилась эта служба, не потому что она была последней, а потому что здесь мне удалось поработать с самыми культурными и добросовестными людьми.
  Однажды, совсем случайно на улице меня остановил мужчина:
- Не помнишь меня? – С улыбкой на лице спросил он.
- Нет. – Ответил я.
  Затем, присмотревшись, я стал узнавать этого человека, с которым меня вот уже второй раз свела судьба – это оказался тот самый командир взвода, который еще тогда в училище дал мне дельный, и, пожалуй, самый решающий совет в моей жизни. Теперь он стал генералом, успешный и мудрый человек, который действительно мог явиться примером для любого военного человека.
Потом через несколько лет я узнал, что на него было произведено покушение, но к моей радости, неудачное, а также оно явилось крайне неудачным для его соседа: за генералом видимо давно следили, и вот около девяти часов утра, его ждали у подъезда, в это время из него вышел человек в военной форме, в которого и выстрелили. Это был тоже генерал, но не тот за которым шла охота. Всегда есть опасность для людей, которые стоят у власти, это не стоит забывать.

Глава 9. Жизнь в Волгограде.

Потом надо было выбрать нам с женой город, в котором мы остались бы уже на постоянное место жительства. Без всяких сомнений я выбрал Волгоград, который не так давно еще был Сталинградом. Это и есть мой причал.
Хотя я был уже на пенсии, но выработанная годами у меня трудолюбивость, да и чувство в себе сил, тянули меня на работу. Тогда я устроился заведующим хозяйственной части в «Научно-техническом университете», где проработал много лет. Среди моих коллег было много профессоров, один из которых особенно вспоминается в моей памяти. По национальности он был евреем, поэтому думаю даже не стоит рассказывать о том, что он был талантливым, и конечно же находчивым. Иногда мне приходилось сталкиваться с ним по работе, и всегда, когда мы начинали с ним спорить, он говорил:
- Выйди и прочитай, что у меня написано на двери!
Я знал, что там написано – «Кандидат технических наук».
- Видишь, я умнее тебя! – Шутил он. – И пусть я знаю, что я не прав, но всё-равно будет так. – Всегда ученый заканчивал спор на этой ноте.
Когда находилось свободное время, я выбирался в гости к своему старшему брату в город Краснослободск. Бывало, что съезжались все родственники, и тогда мы по старинке отмечали встречу, и как обычно делились историями из своих жизней.


Глава 10. Страница.

Фотоальбом закончился. Анатолий Евдокимович осторожно закрыл и положил его в стол.
Теперь он тихо сидел и умным, сосредоточенным взглядом смотрел вдаль, с годами стал похожим на своего старшего брата Павла, как две капли воды. Он вспоминал множество моментов, которые были в его жизни, и сейчас он представлял перед собой ту фотографию, где они все вместе сидели за большим столом, разговаривали, шла приятная суета, и слышался смех его маленькой дочки Лены, и мягкий, но в тоже время властный голос жены Галины – такой, какой должен быть у любой жены подполковника, и военного человека.


Рецензии