Эссе Муки творчества

Муки творчества

Эссе

Не знаю это просто совпадение или приближается, какая то дата, связанная с писателями – фантастами братьями Стругацкими, но на экране телевидения стали часто появляться кинофильмы по их произведениям и передачи о самих Стругацких.  Причем все подается в превосходной степени, и фильмы, конкретно «Трудно быть богом» шел по разным каналам несколько раз (не знаю, как у авторов, но в титрах Бог с маленькой буквы) , и передачи подают нам авторов, как культовые фигуры и под таким же коленкором, подаются кинофильмы по произведениям братьев Стругацких.

Здесь необходимо сделать небольшое отступление с анализом некоторых литературных жанров того советского времени. Тогда в советское время в СМИ всячески излишне пропагандировалась и преувеличивалась роль жанра фантастики и советского классического детектива, где по совпадению работали тендемы братьев Стругацких и братьев Вайнеров. Ну кто не смотрел «культовый» кинофильм тех времен «Место встречи изменить нельзя» по детективу братьев Вайнеров «Эра милосердия» и принятый на ура, также «культовый» кинофильм по Стругацким «Трудно быть богом», правда здесь эмоций уже поубавилось. Отметим, прежде всего, что кинофильм и литературное произведение, вещи совершенно несопоставимые. Убери из «Места» Высоцкого и Евстигнеева и Джиргаханяна (да наверно хватило бы одного Высоцкого) и про фильм бы забыли через пару месяцев и в этом отношении показателен «Трудно быть богом», здесь актерская игра не запоминается и он выглядит явно слабее «Места». А сами назидательные детективы братьев Вайнеров, ну явно не стоят тех завышенных оценок так щедро раздаваемых либеральной прессой.

Но вернемся к жанрам. Оба эти жанра, тогда прочно оседлало либеральное направление литературы и кино, как продвижение своих излюбленных мантр, это прежде всего пацифизм «мой милый лишь бы не было войны» - жанр детектива, как пример «Эра милосердия» и  у жанра фантастики, это вера во всесилие человеческого разума, без Бога, подающееся внешне ненавязчиво, но упорно и последовательно, как всеобщее будущее человечества.

Гностики - атеисты, господа либералы естественно верят, и будут верить только в человека, для них вера в Бога нонсенс, а богоборчество, как борьба с «суевериями» содержание жизни.

Детектив же сам по себе сюжетно описывает обычно помойку жизни, проявление разных человеческих пороков, в их самом неприглядном виде. Тип положительного героя полицейского, частного детектива, работающих часто грязноватыми методами или прокурорского работника, героизировать неблагодарное занятие, в силу постоянных контактов этих «санитаров» общества с крайними проявлениями человеческих пороков. Ну, никому же не приходит в голову героизировать работу, работу зачастую грязную, хлопотную, неблагодарную, но очень нужную и благородную, медицинского персонала по уходу за больными в больницах.

Вместе с тем ни детектив, ни фантастика не являются произведениями с должными функциями литературы, а являются обычной развлекаловкой, притягивающими потребителя броскостью и необычностью сюжета.

Интересное моменты содержания я подметил в недавней большой передаче о братьях Стругацких на телеканале «Культура». Участвовали в передаче писатель, написавший еще при жизни младшего Бориса Стругацкого, книгу о них и известные режиссеры, Герман, Сокуров и так далее, снимавшие кинофильмы по произведениям братьев Стругацких. Писатель рассказывал о чем угодно, но только не о внутренней «кухне» творчества братьев, а это то, что вообще то должно вызывать в первую очередь, интерес у читателей. Много говорилось о трудности писательства братьев живущих (о ужас) так далеко друг от друга, один в Москве, в «крохотной» (выражение писателя) двухкомнатной квартирке, да еще и с ребенком, где встречаться было решительно невозможно, а другой, у черта на куличках, аж в Петербурге. Много говорилось о невнимании властей, всяческим притеснениям редакторов издаваемых произведений, да так, что главные мысли которые братья Стругацкие хотели донести до читателя надо было подавать намеками, чтобы редакторы не вычеркнули их, а читатели эти намеки поняли и оценили. Словом кромешный ужас.  Вот такое нелегкое творчество было у братьев, вынужденных творить на нейтральной территории, где однако не уточнялось. Тут лезли в голову разные крамольные мысли, что они снимали, где нибудь между Москвой и Петербургом в деревне пустующий домик без удобств, как те террористы, что несколько лет назад взорвали «Сапсан». Но тут писатель, походя заметил, что писать в домах творчества очень неудобно со всех сторон и сразу отлегло от сердца, вот оно в чем дело, вот где творили авторы. Да в домах творчества не забалуешь, кормежка обильная, тут еще застолья с друзьями, с возможными обильными возлияниями, чужие женщины донимают, своих то под боком нет, развлечения разные, словом не работа, а ад (ну, прямо жизнь "шарикова", полный пансион, да еще без негатива). Правда Аркадий, как то даже решил съехаться с братом и звонил ему об этом, но вспомнил про тяготы переезда и раздумал. И все опять покатилось по накатанной дорожке своим чередом.

Но вот с Горбачевым пришла вожделенная свобода, перестали донимать редакторы и мысли и чаяния стало можно выражать прямо, не намеками, а все равно, Федот был не тот. Читатель оказался подготовлен не так, как надо и тут еще не стало Аркадия и Борису, как выразился писатель, пришлось то самое бревно, которое они пилили вместе с братом, пилить одному. Больше о творчестве братьев Стругацких из передачи не удалось узнать ничего. Много говорили режиссеры, но содержание их монологов было однотипным. Как они увидели сценарий, как у них задрожали и зачесались руки и как они сразу начали отбирать актеров и снимать фильмы и какое наслаждение им доставили сами сьемки.

Фантастика, это наверно жанр имеющий право на жизнь. Он представляет интерес для юношества, которое жадно впитывает все окружающее в связи со своим возрастом и для редких любителей, но превозносить этот жанр нонсенс, он того не стоит. Интересно, что показали интервью Бориса Стругацкого, где он сказал буквально следующее. Что если бы нашли неземную жизнь, то он бы посчитал, что прожил жизнь не зря. Ну, это его частное мнение и оно ни о чем не говорит. Вот такие муки творчества я подслушал и подсмотрел в передаче о братьях Стругацких, а про фильм «Трудно быть богом» хочется сказать словами Станиславского «не верю», что то пустое, с претензией на заумное .      
   


Рецензии