Совершенные и остальные

Мусульманину для попадания в рай достаточно погибнуть в ходе священной войны (джихада) против «неверных» (потому-то и цветет пышным цветом в мире терроризм).
 
Путь христианина в Царство Небесное гораздо более продолжителен и усеян всякими тяготами (одна борьба со страстями чего стоит!), скорбями, искушениями и ограничениями – об этом свидетельствует Священное Писание и святоотеческий аскетический опыт. Невольно пускаются руки: ну кто способен достичь такой высокой степени святости, чтобы спасти свою душу? Разве что избранные единицы.

Однако не все так безнадежно. Ответ, как всегда, дает Евангелие – важно лишь правильно постичь его смысл. Разобраться в этом вопросе помог священник моего храма.

В прошлое воскресенье он  произнес необычную проповедь. Оказывается, заповеди Божьи делятся на две части: первые четыре (Я есть Господь Бог твой и нет других богов, кроме Меня; не сотвори себе кумира; не поминай имени Бога всуе и седьмой день посвяти Господу Богу) отражают взаимоотношения человека с Богом, а остальные шесть – человека с человеком (почитай отца и мать; не убий; не прелюбодействуй; не укради; не лжесвидетельствуй и не пожелай ничего чужого).

Исходя из этого, все стремящиеся к спасению люди делятся на две категории: рядовые (вышеуказанные шесть заповедей предназначены прежде всего для них, спрос за первые четыре заповеди с этих людей будет не столь строгим) и те, кто стремится достичь СОВЕРШЕНСТВА (им, помимо этих шести, необходимо СТРОГО соблюдать и первые четыре).

В подтверждение своих слов священник привел примеры из Евангелия. Приверженцы Христа там делились на тех, кто ОСТАВИЛ ВСЕ МИРСКИЕ БЛАГА И ПОЛНОСТЬЮ ПОСВЯТИЛ СЕБЯ БОГУ (апостолы) и остальных (например, Иосиф Аримафейский, Никодим и другие).

Когда однажды к Господу обратился некий богатый юноша с вопросом о том, как спастись, Господь в ответ рекомендовал ему соблюдать ИМЕННО ШЕСТЬ ПОСЛЕДНИХ ЗАПОВЕДЕЙ. Юноша ответил, что он их соблюдает.

Тогда «Иисус, взглянув на него, полюбил его и сказал ему: одного тебе не достает: пойди, все, что имеешь, продай и раздай нищим, и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи, последуй за Мною, взяв крест» (Мк. 10:21).

Иными словами, юноше было предложено, избавившись от своего кумира (богатства), стать на путь совершенства и, пополнить ряды апостолов, которым Христос еще на земле открывал тайны Царствия Небесного и обещал вечную жизнь. Как известно, юноша этой судьбоносной возможностью не воспользовался и вернулся в свое имение, к которому так прикипело сердце его.

«В наше время, – продолжал священник, – людьми, становящимися на путь совершенства, являются, прежде всего, МОНАХИ». И рассказал историю, которая произошла в давние времена в реальной жизни.

В одном из монастырей подвизался очень красивый молодой монах, обладающий, к тому же, замечательным голосом. Молва о нем разнеслась далеко за пределы монастыря, и к нему неоднократно обращались представители консерватории и другие высокопоставленные лица, предлагавшие ему уйти из монастыря и обещавшие ему блестящую певческую карьеру, мировую славу, богатство и все блага этого мира.

Наконец, монах поддался на уговоры и, сняв подрясник, покинул монастырь. Известность, богатство и множество красивых женщин у него, действительно, появились. Однако финал был печальным – он заразился страшной венерической болезнью, перечеркнувшей всю его карьеру, на борьбу с которой пошли едва ли не все его средства.
 
Много лет спустя настоятель монастыря, который в свое время покинул этот монах, раздавая милостыню нищим у стен обители, обратил внимание на одного незнакомца – заросшего, грязного, отекшего, с проваленным носом. Неожиданно тот обратился к настоятелю по имени – это был именно тот монах…
 
Отсюда вывод: спасти свою душу смогут не только те, кто достиг неизмеримых высот в духовной жизни, но и рядовые благочестивые христиане. Однако если уж человек становится на путь совершенства и дает обет Богу, то отступление от этого смерти подобно и равноценно поступку Иуды, предавшего Христа за тридцать сребреников.

И уже от себя: разумеется, вставшие на путь совершенства – это СИЛЬНЫЕ ДУХОМ люди. Тогда как называются те, которые не способны на ПОДВИЖНИЧЕСКУЮ ЖИЗНЬ, однако искренне раскаиваются в своих грехах и стараются, по мере сил, соблюдать заповеди? НИЩИЕ ДУХОМ? Тогда не о них ли идет речь в первой заповеди блаженств: «Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное» (Мф. 5:3)?

Будем верить и надеяться на милосердие Божие.


Рецензии