Васька 4. Рынок

 

4. "Васька".  Рынок

Леша остался дома. Васька с Саней пошли "по делам", как сказал "Белый", но сначала Саня остановил Ваську на площадке, а сам спустился вниз. На разведку. В подъезде и на улице никого не было и "Белый" снизу тихонечко свистнул. Пока выходили на проспект, Васька переживал, как бы ни встретить кого-нибудь. Когда все обошлось, немного успокоился.
- А куда мы пойдем?
- Как куда? На рынок. Будем тебя в школу собирать. Сам говоришь, что из всего вырос. Ну, тетрадки разные, ручки.
День был рабочий и время рабочее, поэтому транспорт был полупустой. Сели в трамвай. Рынок от Васькиного дома был не далеко, поэтому доехали быстро.
Рынок не пустовал. Он кипел. Народу было много. Народ разношерстный. Погода стояла  еще теплой, поэтому наряды на покупателях и продавцах в основном были яркие, еще не осенние, однотонные, поэтому передвигались сплошным цветастым пятном.
Торговля шла вовсю. Торговали кто с лотка, кто с павильона, кто просто с ящика, а кто и стоя. Товаров было много. На все случаи жизни. "Челноки" не зря ели свой трудовой хлеб. Рынок бурлил. Тут же пекли блины, жарили шашлык и еще много чего вкусного. Запахи перемешались и, волей неволей, вызывали чувство голода. Откуда-то из толпы доносилась мелодия. Играл аккордеон. "На сопках Маньчжурии". Васька вспомнил, что папа очень любил этот вальс. Они с соседом дядей Мишей, когда выпивали вместе, папа всегда просил его сыграть. А потом выяснилось, что дядя Миша и слова знает, тогда это событие еще больше укрепило их соседские отношения. 
- Эй, ты не отставай. Может тебя за руку взять? А то еще потеряешься.
- Да нет, не потеряюсь. А далеко еще?
- Ща, скоро придем.
Саня шел быстро. Легко лавируя между людей. Было видно, что он тут не впервой и хорошо знает, куда идет. Васька не шел, а почти бежал за ним, пробираясь сквозь толпу, как мог быстрее, чтобы не отстать. Совсем неожиданно "Белый" остановился. Васька даже налетел на него. Остановились перед палаткой в ряду из таких же палаток. Внутри палатки было развешено женское белье. На входе в нее расположилась женщина средних лет. Среднего роста, лет тридцати.  Ее лицо не было похоже на лица других торговок. Она сидела боком, и ее профиль выражал благородство и интеллигентность. Ваське она сразу понравилась. Она спокойно сидела на складной табуретке и, не обращая внимания на толпы проходящих людей, играла в электронную игрушку, в которой волк собирает падающие яйца.
- Тетя Маша, здрасьте! Как торговля с утра?
Тетя Маша, не ожидавшая приветствия, чуть не выронила игрушку из рук.
- Фу, напугал, черт окаянный. Что так орешь-то?
- Извините, не хотел. А Ксюха где? Мне Ксюха очень нужна. Куда она свалила?
- Саша, ну когда ты закончишь так похабно выражаться? Не "свалила", а отошла. Скоро придет. Могут быть у человека свои дела? А торговля так себе.   
- Давно ушла?
- Ну, скоро придет. А тебе, что так спешно?
- Да вот, надо этого молодого человека превратить в денди.- Пошутил Саня. Тетя Маша внимательно посмотрела на Ваську. Немного подумала о чем-то своем.
- А, что надо-то?
- Да, надо парня в школу собрать. Костюм, рубашку. "Леший" сказал еще спортивный костюм купить, на физру. А, еще обувь на осень. Вот я и думал Ксюху позвать, чтобы помогла. А то, чо я один.
Тетя Маша еще раз окинула Ваську взглядом.
- А, что так поздно? Уроки в школах давно начались. Что так поздно спохватились?
- Да, так получилось. Если честно, то только вчера познакомились. Да, Василий?- Васька, смущенно кивнул.
- Значит, нашего денди зовут Василий? Так?
- Василий Артемьев.- Представился Васька.
- Очень приятно. А я, Мария Сергеевна. Ну, что будем знакомы?- Она протянула Ваське руку.- Учись, как надо с женщинами знакомиться.
- Да, ладно. Мы академиев не заканчивали. У нас все больше коридоры школьные, да улица.- Отшутился "белый".   
В это самое время внутри палатки, что-то завозилось и засопело. И от кучи клетчатых "челноковских" сумок поднялось милое создание. Создание было симпатичное, с косичками, одетое в спортивный костюмчик. Милое создание из полумрака палатки вышло на свет. Все это время девочка спала, а услышав разговор, проснулась.            
- А, вот и наша красавица проснулась.- Тетя Маша присела на корточки. Поправила у девочки волосы, одернула костюм.- Ну, иди, познакомься. Это Вася.
Девочка, не издав ни звука, быстро юркнула за спину тети Маши и спряталась за нее. Тетя Маша добродушно рассмеялась.
- Ну, вот. Я и не думала, что ты такая застенчивая. Со всеми продавцами перезнакомилась, все такая шустрая была, а тут. Ладно. Я за тебя представлюсь. Это "Елка". Или попросту Лелька, а еще проще Оленька. Но все ее зовут "Елка". И мы так зовем. Потому, что нас так мама звала. Да, ведь?- "Елка", не отнимая лица от подола, покивала головой.
- А, чо она тут делает?- спросил Саня.
- Ну, ты же знаешь, она от Ксюши ни на шаг. Прямо, как ниточка за иголочкой. 
- Привет "Королям улиц"!- Откуда-то сбоку раздался веселый смех.- Какими судьбами к нам? Да еще и не один, с товарищем.
Ксюха, девушка лет четырнадцати, сразу чем-то напомнила Ваське Пеппи Длинный Чулок. Такая же озорная. Она смотрела на "Белого" и на Ваську с прищуром, все время улыбалась и жевала резинку. Ксюха была не высокая, но какая-то ладная. Лицо не отличалось красотой, но ее можно было назвать симпатичной. Темные волосы, убранные в хвост, джинсы, джинсовая куртка и белая рубашка делали ее, как подумал Васька "девушкой с обложки". Нет не Пеппи, изменил свое мнение Васька.
- А, вот и Ксюша. Ксюша, познакомься - это Вася. Василий Артемьев.
- Ну, здравствуй, Василий Артемьев.
- Здравствуй.- Теперь заскромничал Васька, только у него не было тети Машиного подола, как у Елки, чтобы укрыться. Он явно застеснялся и даже покраснел.
- Ну, что нового в мире? Что изменилось за ночь?- Ксюха продолжала смотреть на "Белого" с прищуром и продолжала улыбаться. Саня явно с трудом выдерживал ее, немного наглый, взгляд. Было видно, что он чувствует себя скованно перед этой девушкой.
- Да вот Саша пришел Васю одеть, а сам не знает во что. Ждал тебя, как консультанта.
- Вот костюм "Леший" сказал, рубашку, то да се. А еще, пока не забыл, спортивный костюм.   
- Что "Леший" тоже с вами?
- "Лешего" нет. Он с нами не пошел. Да у меня еще тут дело, надо пацанов проверить, как дела с утра. Вот я и думал тебе его оставить, а сам пройтись. Ну, давай, помогай. Тем более разговор вчера был.
- А, так это и есть тот самый малой, о котором Леша говорил?
- Ну да. Вот деньги. Леха еще сказал, чтобы дешевку не брали, китайскую или турецкую. Что-то поприличнее.
- У меня есть вот какое предложение.- В разговор вступила тетя Маша.- Вы, Ксюша, оставайтесь с "Елкой" тут, на хозяйстве, а мы с Васей пройдемся по знакомым точкам. Оденем красавчика, как на свадьбу. Да, Василий?
- Не надо, как на свадьбу.- Заскромничал Васька и снова покраснел.
- Ну, как скажешь? Оденем скромненько, но со вкусом. Сейчас я соберусь и пойдем.
- Так даже лучше будет,- сказала Ксюха.- А то "Елка" за мной увязалась бы.
- Ну, я готова. Пошли? Давай я тебя за руку возьму, а то потеряешься.
Тетя Маша взяла Ваську за руку, и они ушли.
- Как ночь-то прошла? Все нормально? Наездов не было?- Спросил "Белый".
- Ночь-то прошла нормально, только вот с утра на пацанов "Пасика" наехали двое. Стриженные, в коже. Приблатненные. Спрашивали "Лешего" знают, где найти. Попали, как раз, на "Пасика", он в отказняк. А сам знаешь, он когда  "Мамона" пас, почти всю его бригаду в лицо выучил. "Мамоновские" шестерки. Хотели даже по шее дать. Но пацаны наши окружили их, они не рискнули руки распускать. "Пасик" с самого утра мне все рассказал.
 - Попробовали бы. Ну, видимо началось. "Мамон" зашевелился. Такие наезды еще будут. Смотрите...- Ксюха прервала "Белого" на полуслове.
- Смотри, "Пасик" маячит. Пойду, схожу. Может, что нового скажет. Побудь тут.
Ксюха отошла. Саня видел, как она продиралась сквозь толпу навстречу к мальчишке, который стоял у каменного павильона и курил. Ксюха подошла и они о чем-то заговорили.
"Белый" посмотрел по сторонам и тут заметил "Елку", которая тихонечко сидела на табуретке и играла в волка, собирающего яйца.
- Ну, "Елка", как дела? Как жизнь? Никто не обижает? Если обидит кто, ты мне скажи. А, хотя за тебя есть, кому постоять.- Он кивнул в сторону Ксюхи. - Она тебя в обиду не даст. Не даст ведь? Не даст.- Сам себе ответил "Белый".   
- А мы сегодня в баню собрались.- Заявила "Елка".
- Баня-это хорошо. А с кем?
- Тетя Маша, Ленка "Рыжая", Ксюша и я.
- А куда в баню-то?
- Я не знаю.
- Баня это хорошо.- Задумчиво повторил "Белый". Он продолжал тревожно смотреть в сторону Ксюхи и "Пасика". Вот Ксюха отошла от него и направилась к палатке. "Пасик" быстро растворился в толпе.
- Ну, что?- Спросил Саня, когда она подошла.
- Ищут они "Лешего". Вчерашний наезд они прощать не собираются. "Пасик" сказал, что в переходе  двое наехали на попрошаек. Но те действительно ничего не знают. Даже под угрозами ничего не сказали. Да и, что они скажут? Я "Пасику" сказала, чтобы малышей и слабых пока отправил "Домой". От греха подальше.
- Ну и правильно. Надо сказать "Лешему", чтобы распределил по точкам ребят Саши "Маленького". Для усиления. Ладно, пойду по точкам пройдусь, может, чо нового узнаю. Ксюха связь пока через тебя, как договаривались. "Лешему" сейчас светиться нельзя, да и мне не желательно. Они могут меня в лицо знать или из своих кто сдаст..
- Ага, связь через меня. Если что, где я Вас искать стану? Адреса-то не говорите.
  - Я же сказал "пока". Сейчас с Васькой закончу, отведу его домой и вернусь.
- Ну, давай.
- А ты, чо в баню собралась? Возьми с собой, я те спинку потру.
- Обойдешься. Сами управимся, да "Елка"?
"Елка", не отрываясь от игрушки, утвердительно кивнула головой.
- Ну, тогда я пошел. Пробегусь и приду. Васька пусть меня подождет.
"Белый" ушел. Пока происходило все это действие, никто из покупателей не остановился у палатки.
Васька с тетей Машей обходили торговые ряды. Сначала они шли и останавливались у палаток, чтобы просто посмотреть, как тетя Маша сказала "прицениться". Но, как понял Васька, они шли куда-то целенаправленно. Тетя Маша иногда спрашивала его, нравиться ему или нет та или иная вещь. Васька или пожимал плечами, или бурчал в ответ. Понемногу он стал уставать от толчеи. Когда они, наконец, пришли, у Васьки почти не было сил.
Тетя Маша с продавщицей поцеловались в щечку. О чем - то говорили. Васька их не слышал и не слушал. Потом продавщица достала из клетчатой сумки несколько костюмов. Прикинули на него. Он даже померил парочку. Костюм выбирали долго. То тете Маше не нравилось, то Марине. Так звали продавщицу. Наконец, остановились на черном, в елочку. Ваське костюм тоже понравился, хоть и был немного на вырост. Тетя Марина сказала, что: "Дети быстро растут". На том и остановились. Опять был прощальный поцелуй в щечку, и они пошли дальше. Спортивный костюм, ботинки и две рубашки купили гораздо быстрее.
Мария Сергеевна посмотрела на часы. Время было обеденное. С сумками в одной руке и с Васькой в другой, она направилась в сторону кафе. Усадив Ваську за стол и наказав стеречь сумки, она подошла к стойке и заказала четыре порции рожков с мясом. Две порции "с собой" она завернула в полотенце, которое приготовила заранее. Ксюше и "Елке" догадался Васька.
- Давай подкрепимся, а это девочкам унесем.
Васька сам себе не верил, что ест нормальную пищу. До вчерашнего дня он питался, как придется и чем придется. И самое главное, когда придется. Свою порцию Васька сметал быстро. Он бы еще съел столько же, но на вопрос тети Маши: "Наелся?"- пришлось соврать. Тетя Маша ела медленнее. И пока ела, молча, разглядывала Ваську. И вдруг она спросила:
- Ты с ребятами вчера познакомился?
- Да. А что?
- Нет ничего. Они хорошие. Только не повезло им в жизни.
- Да. Хорошие. Леша смелый. Умный.
- А Саша?
- Он веселый.
- Да. Что есть, то есть. Этого у него не отнять.
- Они попросились у меня пожить. Я согласился.
- Ну что, они тебе плохого ничего не сделают. Не обидят. Помогут, если надо. Вот видишь, в школу тебя собирают.  Леша он добрый. Но строгий и справедливый. У него не забалуешь. Каждый из ребят знает, что надо делать и чего нельзя делать. Он заботится, как может. Вот у него мальчик один есть, "Пасик" зовут, так вот он заболел нынче зимой. Серьезно заболел, так Леша добился, чтобы его взяли в больницу. Сначала отказывали. Мол, умрет, то да се. Беспризорник. Искали причины, чтобы не брать. Но обязаны взять. Леша дошел до главного врача, и они взяли. 
- Тетя Маша, а Ксюша Ваша дочь?- вдруг спросил Васька.
- С чего ты взял. Что я такая старая?- рассмеялась она.
- Нет, не старая. Просто я так подумал. А "Елка"?
- И "Елка" не моя. Ксюша мне помогает, а "Елка" всегда рядом с Ксюшей. Она "Елку" оберегает от плохих людей. Просто у "Елки" нет дома.
- Это как?
- Ну, вот так. Ее мать из дома выгнала. А Ксюша ее нашла и подобрала. Вот уже третий месяц они вместе.
- Такую маленькую выгнать из дома!
- Да, всякое в жизни бывает. И взрослые люди остаются без жилья, на улице.
- А знаю. Бомжи. У нас такие в гаражах жили. Грязные, вонючие. На костре еду готовили. Старшие ребята их дразнили. Палками в них кидали.- У Васьки даже появился озорной огонек от своего мнимого геройства.
- Так нельзя делать. Это не хорошо. Они же тоже люди. Жако их. Взрослых жалко, а детей тем более. Просто у них так жизнь сложилась. Несчастливо. А ты знаешь, что ни у Ксюши, ни у Леши, ни у Саши тоже нет дома? Они беспризорники. Ты когда-нибудь их поймешь. Слушай, а ты не читал книгу "Дети подземелья"? Нет? Ну, приходи завтра я тебе принесу. У меня дома она есть.
- Как так? А мне Леша рассказывал, что у него большая семья. И все друг за друга горой. Как они остались без дома?
- Это да. Семья у них большая. Только все они беспризорники. И они действительно горой друг за друга. А Леша у них старший. Вожак. А как они оказались на улице? Не от хорошей жизни. Когда-нибудь они тебе все сами расскажут. Ну, пойдем. Девочки заждались.


Рецензии
Написано интересно. Некоторые моменты вызывают вопросы. Но я не в теме, так что воздержусь.

Ирина Зарницына   18.09.2015 15:42     Заявить о нарушении