Следопыты таланта

Петербургское издательство «Амфора» не перестает удивлять читательскую аудиторию широтой своих тем и авторов. Среди новинок «Амфоры» вы найдете и остросюжетные романы, и мелодрамы, и документальную прозу высочайшей пробы, и ранние произведения известных писателей, вторую жизнь которых обеспечили более чем удачные экранизации.
Но начнём с Вольфа Мессинга. О судьбе великого прорицателя рассказывает роман Эдуарда Володарского «Вольф Мессинг. Видевший сквозь время».
Его личность - одна из самых любопытных загадок XX века. Он предрек Гитлеру гибель, если немецкая армия предпримет поход на Восток. Еще в 1942 году он назвал день окончания Великой Отечественной войны. Многие обращались к нему за помощью, к его советам прибегал даже Н. С. Хрущев.
Но жизнь ясновидца сложилась так, что ему не раз приходилось задумываться, божественным даром или дьявольским проклятием наделила его природа.
В основу нового романа Никиты Филатова «След полония»
положены реальные события, эхо которых продолжает отражаться на российско-британских отношениях. Когда бывший российский контрразведчик, бежавший от следствия и обосновавшийся в Лондоне, затеял собственную, рискованную игру, он даже предположить не мог, насколько страшным и скорым будет ее завершение. Политики, шпионы, полицейские, международные террористы, религиозные фанатики и просто любители легкой наживы – в какой-то момент экс-подполковник оказался всего лишь разменной фигурой в той бесконечной партии, которая разыгрывается ими по всему миру в тайне от непосвященных.  Кому было выгодно укрывать нелегальный рынок радиоактивных материалов в тени всемогущего некогда КГБ? Сколько стоит небольшая атомная бомба? Почему беглого русского офицера похоронили по мусульманскому обряду? На эти и многие другие вопросы пытается дать ответ Никита Филатов в новом остросюжетном детективном романе «След Полония».
Остроумный роман Мэтью Кляйна «Афёра» повествует о сорокавосьмилетнем потомственном аферисте Кипе Ларго. Выйдя из тюрьмы, где он отбывал срок за мошенничество, Кип решает, наконец, начать новую жизнь — стать честным человеком и законопослушным гражданином. Однако вскоре он узнает, что его сын Тоби задолжал крупную сумму главарю русской мафии в Сан-Франциско, и, чтобы выручить юношу, вновь берется за старое ремесло. Любителям  детективов, следует запомнить имя блистательного дебютанта Мэтью Кляйна.
Стараюсь не делить прозу на мужскую и женскую, но гендерные тенденции всё чаще и всё бесцеремоннее вторгаются в литературу. А поскольку читательниц на порядок больше чем читателей, то всякое издательство старается отдать дань моде на женские мелодраматические истории. «Амфора» не исключение. «Машина любви» - первый роман московской писательницы, сценаристки и журналистки Анны Рулевской, знакомой с миром богемы не понаслышке. Захватывающий сюжет книги приоткрывает читателю закулисные и альковные тайны жизни кумиров. И все же главной ее темой остается  любовь, «что движет солнце и светила». Роман «Стильные штучки» английской писательницы Шарон Крум тоже лежит в русле пресловутого «мелогламура» от которого скоро рухнут полки книжных магазинов. Впрочем,  эта книга более остроумна, чем дебют Рулевской. Хотя опыт приходит с годами. Книги Шарон Крум и Мэтью Кляйна вышли в «Пляжной серии», что сразу же определяет их как лёгкое чтение.  А вот в серии «Амфора 2007» прозу точно не поделишь на мужскую и женскую. Потому что это Проза с большой буквы. Каждая из книг серии – явление в литературной жизни стран, где живут её авторы. Замечательный роман индианки Киран Десаи «Наследство разорённых», получивший широкое признание, заставляет вспомнить не менее блистательную книгу Арундати Рой «Бог мелочей», которая также выходила в «Амфоре». Герои «Наследства разорённых» стоят  перед жизненным выбором – остаться в стране с колониальным наследием и покориться своей неизбежной участи или вырваться в современный мир. Новая история о радости и отчаянии, которая может смело стоять рядом с книгами Салмана Рушди.  Менни Кларксон - героиня романа «Как сделать птицу» переживает из-за того, что не похожа на своих сверстников. Покинув дом и отправившись в большой город, она совершает множество открытий, учится принимать себя такой, какая есть, и лучше понимать близких людей. С удивительной тонкостью и чувством юмора австралийская писательница Мартин Мюррей рассказывает горько-сладкую повесть о стремлении, утрате и обретении. Отличный роман воспитания. Туве Янссон  – писательницу и художницу из Финляндии – называют лучшей сказочницей ХХ столетия. Ее удивительные истории о муми-троллях покорили детей и взрослых всего мира. В книгу «Путешествие налегке» вошли новеллы и рассказы Туве Янссон для взрослых. Впервые на русском языке в полном объеме публикуются ее авторские сборники «Умеющая слушать», «Игрушечный дом» и «Путешествие налегке».
Попав в Кабул вскоре после бегства талибов, норвежская журналистка Осне Сейерстад поселилась в доме зажиточного книготорговца, чтобы изнутри наблюдать жизнь обычной афганской семьи, делить ее заботы, радости и горести. «Я записывала все, что видела и слышала. Получилась книга впечатлений о весне в Кабуле, о тех, кто пытается сбросить с себя оковы зимы и вздохнуть полной грудью, — и о тех, кто по-прежнему обречен «глотать пыль», как выразилась бы Лейла» - пишет в предисловии к роману «Книготорговец из Кабула» Осне Сейерстад. Такого Афганистана мы ещё не знали.  Книга «Распутник»  с Джонни Деппом на суперобложке в оригинале называется «Обезьянка лорда Рочестера». Биография Рочестера, принадлежащая перу Грэма Грина, представляет собой не только первое отчетливое описание короткой и яростной жизни поэта, но и великолепный портрет празднично-экстравагантной эпохи, в которую тот жил. Джон Уилмот, второй граф Рочестер, был самым знаменитым похабником и резонером при дворе Карла II. Был он так же одним из лучших лирических и сатирических поэтов XVII века Его беспробудное пьянство, дикие оргии и разнузданные выходки пугали современников ничуть не меньше, чем его же убийственные остроты… Эта биографическая книга, со сценарием голливудского фильма ничего общего не имеющая,  богато иллюстрирована картинами, рисунками и гравюрами периода Реставрации. В ней также впервые публикуются  в русских переводах  (полностью или фрагментами) самые прославленные стихи Рочестера.
И в заключение о двух новинках, которые являются моментальными снимками с нашей сумбурной жизни. «Проклятие дома рейтингов» Алексея Козуляева напомнило мне знаменитый роман Тонино Бенаквисты «Сага». Алексей Козуляев - один из создателей "Парка советского периода", режиссер документальных фильмов и телепрограмм прекрасно знает кухню современного медиа-бизнеса, о котором он рассказывает с бесстрастностью патологоанатома, препарирующего трупы. А вот если вы думаете, что книга Владимира Козлова «Попс» о навязшей в зубах пошлости шоу-бизнеса, то  здорово ошибаетесь… Хотя всё началось с электрогитары «Fender», которую Саше подарил нью-йоркский приятель. Сделаешь в Москве панк-группу, сказал он. Саша и сделал. Не для денег, не для продажи, просто для себя. И все было как обычно: репетиции в тесных студиях заштатных ДК, первые выступления… К концу этой истории открываешь, что прочёл ещё один хороший «роман воспитания».  И снова удивляешься, как это они там, в «Амфоре» находят такие рукописи. А ведь находят же!


Рецензии