Странный гость
КНИГА УВЕСЕЛЕНИЙ.
ПЕРЕВОД С ИВРИТА: ДАН БЕРГ.
Полностью произведение опубликовано здесь:
http://berkovich-zametki.com/2014/Starina/Nomer4/Berg1.php
и здесь:
http://www.port-folio.us/2015/part14.html
Глава 1. СТРАННЫЙ ГОСТЬ
Жил когда-то в городе Барселоне человек иудейской веры по имени Иосиф ибн Забара. Жил достойно и праведно, скромно и тихо. Врачевание – ремесло и искусство его. Равной мерой прилагал умение свое ко всем недужным, целил и юношу и старика, и богача и бедняка, и господина и раба. Люди тянулись к нему, восхваляли, почитали, искали благорасположения его. А он отвечал верностью, дружбой и любовью.
Утомившись усердием дневных дел, Забара отправлялся на ночной покой. Есть труд душевный, и есть труд телесный. Занятие лекаря соединяет оба вида. Сон несет отдохновение и душе и телу. Умиротворенно засыпая, Иосиф припоминал согласные с его опытом мнения древних мудрецов о животворной силе сна.
Раз во сне явился к Забаре человек высокого роста и вида благонамеренного. Незнакомец обратился к Иосифу со словами приветствия и стал настойчиво предлагать испить вина и отведать яств, и разложил в живописном порядке знаки хлебосольства. И здесь, упреждая дальнейшее повествование, сообщим читателю, что великое множество всевозможных приключений выйдет из знакомства Забары и его тороватого визитера, и, конечно, никакой сон не вместит подобного изобилия. А коли так, то это и не сон вовсе, а явь.
Видит Забара, в руках незнакомца горит свеча, льет свет на кушанья и на напитки, на хлеб и на вино, на мясо и на зелень. Лекарь смущен.
- Садись, ешь и пей со мною! – пригласил незнакомец.
- Что сие означает, милостивый господин? – недоуменно спросил Забара.
- Хочу потрафить тебе лучшим с моего стола.
- Кто ты таков?
- Я человек. Один из твоего народа, благонравия ретивый обожатель, и потому я здесь.
- Чиста ль твоя еда, мой господин? – спросил с сомнением Забара.
- Праведника истого вопрос!
- Я разумею закон народа нашего не прикасаться к мясу, если кровь в нем.
- Сам сторонюсь запретного и единоверцу каверзу не учиню.
- Хорошо. Однако, не молились мы! Чему быть прежде – пище иль молитве? Любой мудрец, наш или чужой, первенство молитве отдает, ибо она – душа, а пища – тело бренное. Разве с полным брюхом пристало с богом говорить?
- Что ж, делай по разумению твоему.
Забара помолился и омыл руки, а последовал ли его примеру незнакомец – свидетельств нет. Иосиф принялся за еду и вкушал яства и радость насыщения вкушал. Настал черед питья, и не видит Забара ключевой воды.
- Что ищещь взглядом?
- Хочу воды испить.
- Возьми вина. Гляди, искрится как призывно, как манит ароматом! – воскликнул незнакомец.
- О, нет, мой друг! Вино не гоже мне, - ответил Забара.
- Чем заслужил твое презренье дар лозы?
- Напиток сей лишает меры сил, у старика ворует мудрость, в юном сердце разжигает похоть, развязывает языки, к предательству склоняет, до опасного предела натягивает узы братства и любви – всего не перечесть!
- Неужто люди во зло себе изобрели вино?
- А послушай-ка, что сказал поэт:
Нектара сладостью манит вино,
Но горечь отрезвленья впереди.
Измены пьяной не свести пятно,
Ответа равного от друга жди.
Хмельное мудрому годится, как алмаз
Подходит к рубищу бездомного бродяги.
Глупец кутил за разом раз,
Рот окривел, конец бедняге!
Гость слушал стихи нетерпеливо, с обидой в лице.
- Ты выпятил худое, скрыл доброе, на вино возвел напраслину.
- Я черпаю из опыта веков. Всего лишь.
- И я так поступлю. Душу веселит вино и истребляет из нее печаль, вселяет в сердце мужество и гонит страх, молодит старика и любовью зажигает юношу, исцеляет боль и заостряет ум.
- Вино прокладывает путь к греху.
- Остановиться на том пути не поздно никогда. Молитва придет на выручку, не так ли?
- Ты прав.
- Прав и ты. Когда предмет полезен в доле малой – не бери большую, чтоб не сменил природу добрую на злую.
Забара остался доволен последней сентенцией гостя. Принес из кладовой ковш чистой ключевой воды, угостил незнакомца, отпил сам. “Странный человек, подозрительный пожалуй”, – подумал Иосиф.
Свидетельство о публикации №215082900785