Васька 7. На рынке

 

7. "Васька".  На рынке

Когда Васька утром проснулся, он первым делом прошел в комнату, в надежде увидеть спящего Саню, как в прошлый раз. Но сопения и храпа из комнаты не раздавалось. В комнате вообще никого не было. Васька прошел на кухню, там тоже никого. Даже для верности заглянул в холодильник. То, что он там никого не найдет было понятно, но продукты были на месте. Почему-то, сам того не замечая, он последнее время стал ревностно относиться не только к наличию продуктов, но и к их количеству.
Вчера, когда женщины ушли, они даже похавали их: "Молодцы, мальчики". Он проводил и ушел в магазин. Придя из магазина, Леша погладил ему костюм. Он явно тянул время. Было отчетливо видно, что он нервничает. Саши все нет и нет. Леша заметил, плохо, что у Васьки нет телефона. Когда уже совсем начало смеркаться, он сказал, что ему пора, что  утром он придет, и они пойдут в школу. Вот и утро. Но никого нет. Ладно, подождем.
Прошел почти час, так никого и не было. Васька, не зная чем заняться, слонялся по квартире. Включил телевизор, но там шло, что-то про экономику и он его выключил. Вышел на балкон. С утра было еще свежо на улице, но за время своего сидения в домике он уже как-то привык к утренней прохладе. С балкона был виден двор и подъезд. Васька решил, что будет тут ждать ребят. Должны же они прийти когда-нибудь. Однако, постояв, минут пять, ему скоро стало зябко и скучно. Двор был пустой. Только прохожие, да парочка мамочек с колясками на скамейке беседовали о чем-то. Вообщем ничего интересного.
Время шло, как назло, медленно. Васька уже перебрал ни по разу свое школьное имущество, посмотрел мамин альбом с картинами художников, несколько раз отметился на балконе. Никого нет. Так никто и не пришел. Сел смотреть телевизор. Но на всех каналах ничего для детей не было. Васька встал с дивана выключить его и тут сквозь звук телевизора он услышал, что в замочной скважине кто-то ковыряет ключом и, по всей видимости, это у него плохо получается. Васька даже обрадовался, что, наконец, кто-то из ребят пришел. Ключи ведь есть только у них. Он встал посреди коридора и стал ждать, гадая, кто из ребят пришел. Какого же было его удивление, когда дверь открылась и на пороге появилась Ксюша. От неожиданности у него глаза стали круглыми. Вот уж кого-кого, а увидеть Ксюшу он никак не ожидал
Она зашла, быстро прикрыв за собой дверь. На ее лице была некая тревога.
- Ты один?
- Один.
- Ну, так я пройду? Привет!
- Привет! Проходи.
- Ага,- она прошла по коридору в комнату, попутно с интересом оглядывая интерьер.- Вот тут ты и живешь? Ну, что очень мило.
- А, как ты меня нашла?
- Слушай, кое-как, - искренне сообщила Ксюша.- У тебя дом расположен так, что кругом дома, дома. Я просто заблудилась. Еле нашла. А адрес твой мне "Леший" дал. Сходи, говорит, проведай парня. Покорми, если, что. Заботится он о тебе. Ну и правильно. Друг о друге надо заботиться. А иначе как?
На Ксюшином лице появилась такая же хитрая, но милая, как и вчера, улыбка.
- А мне он сказал, что про квартиру никому не надо говорить.
- Ничего, мне можно. Ну, чем занимаешься? Ты ел?- задавая вопросы, Ксюша продолжала ходить по квартире, осматривая ее. Васька, как хвостик, ходил за ней по пятам.
- Ел утром. Ничем не занимаюсь. Мы должны были с Лешей сегодня в школу идти. А его нет. Вот я и жду его.
Ксюша, наконец-то, обошла всю квартиру. Вернулась в большую комнату и села в кресло, Васька присел на диван. Ее женское любопытство было вполне удовлетворено.
- Хорошо у тебя. Ну, как дела?- снова спросила она.
- Да, ничего.
- "Леший" послал сказать, что на сегодня школа отменяется. У него дела важные. Если все будет хорошо, то завтра сходите. А вот Вы тут и жили втроем? Папа, мама и ты?- переключила разговор Ксюша.
- Да. Только сейчас ни папы, ни мамы. Умерли.
- Да, я знаю. "Леший" о тебе рассказывал. Он вчера рассказал, как Вы ментов развели. Молодцы. Правильно. Зачем в детдом спешить, там ничего хорошего нет. Сама из такого сбежала.
- Как сбежала? Леша говорил, что там везде решетки.
- Да, вот так и сбежала. Мы вместе с ним сбежали. А решетки - это не проблема. Я тебе как-нибудь потом расскажу. Хорошо?
- Хорошо. 
- Я ведь тебе, почему о детдоме обмолвилась? Потому, что  Тетя Маша мне сказала вчера, что рассказала тебе о нас. Ну, и правильно. Теперь у тебя вопросов будет меньше. А, что надо будет, сам увидишь и узнаешь. Ты парень смышленый. Только у нас есть одно условие. Уговор, если хочешь. Об этом меня "Леший" просил с тобой поговорить. Согласен на уговор?
- Да. Согласен.
- О том, что с нами знаком никому ни слова. Ни во дворе, ни тем более в школе. Ни друзьям, ни подружкам. Ты меня понял? Никому. Храни наш уговор, как военную тайну. Папа у тебя военный, он тоже знал военную тайну и хранил ее. Хорошо? Если спросит кто, скажи брат приехал, а это его друзья.
- Хорошо. Я буду молчать о Вас.
- А иначе, если проболтаешься, тобой заинтересуются. Плохо буде тебе в первую очередь. А потом и нам. И "Елке". Ну, да ты парень уже взрослый. Сам должен все понимать. Уговор?
- Уговор. А, что и на улице нельзя здороваться?
- На улице можно. Только осторожно.- Рассмеялась Ксюша. На том и порешили. Ксюша потрепала Ваську по голове, давая тем самым понять, что теперь они друзья. Что теперь их связывает не только дружба, но и общая тайна.
- Ты сегодня целый день, чем заниматься думаешь?
- Не знаю чем. В школу не пошли. Ребят нету. Ничем.
- Ну, если так, то пошли со мной на рынок. Там тетя Маша, "Елка". Она меня уже, наверное, потеряла. Да, тетя Маша сказала, что тебе книжку принесла. Рынок, конечно не место для детей, но другого ничего предложить не могу.
Васька от такого предложения пришел в полный восторг. Он даже не ожидал его получить. С криком: "Я сейчас",- он выбежал в другую комнату собираться. А Ксюша подошла к шкафу и стала внимательно разглядывать стоящие на полках фотографии Васькиных мамы и папы.
На рынке народу было не меньше, чем вчера. Также все пестрело от разнообразия красок. Также вкусно пахло шашлыком. Также где-то играл аккордеон, только играл, что-то другое.
Васька шел за Ксюшей не торопясь, потому, что и она шла не торопясь. Ксюша шла, улыбаясь. По пути она с кем-то просто здоровалась, а рядом с кем-то останавливалась перекинуться парой фраз. Было заметно, что многие продавцы  на рынке ее знают. Так, не спеша, они подошли к палатке тети Маши. Васька даже дорогу успел запомнить. Вчера с Саней они пролетели мимо всех так, что он ничего не успел запомнить.
Все вокруг было, как и вчера. Только сейчас тетя Маша разговаривала с женщиной, показывая ей товар. Мужчина, видимо он пришел с этой покупательницей, стоял в стороне и курил. Он явно не желал вмешиваться в этот процесс. Когда ребята подошли, тетя Маша поздоровалась с Васькой, но больше отвлекаться не стала. Судя по сумкам, которые стояли возле мужчины, эта женщина была оптовым покупателем и упускать такой шанс не хотелось.
- Ну, где наша девочка, наша "Елочка"? Смотри, кто к нам пришел. Вася пришел,- сказала Ксюша, пропуская Ваську вглубь палатки.- Ну, встречай гостя.
- Привет,- поздоровался Васька.
- Здравствуй.
- Ну, ладно. Вы тут сами, а я пойду, помогу.- Ксюша отошла к тете Маше, и они вместе занялись торговлей, рекомендуя женщине то или иное изделие.
"Елка", как и вчера, сидела на клетчатых баулах. На коленях у нее лежала фанерка, а на ней книжка- раскраска и набор фломастеров. "Елка" раскрашивала картинку, с нарисованными на ней домашними птицами. Васька присел на такую же большую клетчатую сумку.
- А, почему у курицы гребешок синий?- спросил он.
- Красный фломастер засох. Поэтому и синий. Ксюша мне его разводила одеколоном, но все равно он перестал рисовать.
- А у меня дома есть фломастеры, мне их еще мама покупала. Они почти новые. Я ими и не рисовал почти. Хочешь, принесу?
- Принеси, если не жалко?
- Принесу. А еще у меня раскраски есть, только там больше машинки. Тоже могу принести.
- Не. Машинки не надо. Это для мальчиков. Оставь себе, сам когда-нибудь раскрасишь. Вот, если бы с принцессами. Мы с Ксюшей видели такую, она сказала, что купит потом.
- А у тебя красиво получается. Ровно, а у меня все время за границы выходит. Мама говорила, что я все время тороплюсь куда-то. Усидчивости у меня нет. 
- Это пройдет.- На полном серьезе заявила "Елка".
Так состоялось более тесное знакомство. "Елка" не отвлекаясь,  рисовала, Васька наблюдал, не мешал ей. Тетя Маша с Ксюшей, видимо, заканчивали с покупательницей. Они уже помогали укладывать сумки.
- Как Вы тут? Скучаете?- внутрь палатки вошла Ксюша. Тетя Маша убирала разложенные вещи.
- Познакомились поближе?- спросила она.
- Познакомились,- ответила "Елка".- Мне Вася обещал фломастеры новые принести.
- А ты знаешь, что выпрашивать не хорошо?- тетя Маша напустила на лицо игривую серьезность и уже, обращаясь к Ксюше, добавила.- Ну, Ксюха, сегодня с утра прет. Как бы ни сглазить,- она даже переплюнула через левое плечо.
- Тетя Маша, пока я ходила, никого из наших не было?
- Нет. Как Саша с утра приходил, так больше и не было никого. Может, кто и был, но они же сюда не подходят. Сама знаешь. Видят, что тебя нет, и уходят.   
- Ну, тогда я пойду, пройдусь?
- Конечно. Иди.
Ксюша ушла. Тетя Маша подошла к ребятам, поинтересовалась, что "Елка" рисует и снова вышла наружу поговорить с соседками.
-А ты в школу ходишь?- Не отвлекаясь от рисунка, спросила "Елка".
- Так-то хожу, но сейчас нет. Я уже в четвертый должен пойти,- с гордостью взрослого человека ответил Васька.
- Я тоже сейчас нет.
- Как это "сейчас", а раньше ходила что-ли?
- Нет. И раньше не ходила.
- А что делала?
- Ничего. С Люськой играла.
- А Люська - это кто? Подружка твоя.
- Нет - это кукла.
- А.- Понимающе, кивнул Васька.
- Мы с мамой летом записались в первый класс, купили платье, туфельки. Пока она была трезвая. Я нынче должна была идти в первый класс. А потом мама запила опять вместе с дядей Стасом. В запой ушла. Ей даже "скорую" вызывали. Увезли, а через неделю она из больницы сбежала. А потом они со Стасом снова ушли в запой. Вот мы в школу и не пошли. А потом Стас меня из дома выгнал. Он давно говорил маме, что от меня надо избавиться. Что я не даю им нормально жить. Мешаю. А когда мама спала пьяная, он меня избил и выгнал. Люську даже не дал забрать. А тут Ксюша меня и нашла.
"Елка" рассказывала свою историю, по-прежнему не отрываясь от рисунка. В ее голосе не было ни нотки тоски и сожаления. Она говорила обо всем том, что с ней произошло почти равнодушно. Как может спокойно говорить о болезни человек, недавно сам переболевший этой болезнью. Идущий на поправку. Как будто все ее кошмары прошлого остались где-то там. Далеко. В той, другой, жизни. А вспоминать прошедшее нет ни сил, ни желания.
- А, что сейчас? Тебе ведь все равно надо в школу ходить.
- Я знаю. Ксюша с тетей Машей обещали, что-нибудь придумать. А сейчас со мной тетя Маша занимается и иногда Ксюша. Мы пишем, считаем. Буквы мы еще с мамой учили. Писать я могу. Только не много. А считаю до тысячи.
- А меня тоже математика лучше получается. Примеры, задачки там всякие. Я и стихи сразу запоминаю.
- Молодец. А мы тоже стихи учили. С мамой.
- А у меня мама умерла.
- Я знаю, Ксюша говорила.
- У меня мама красивая была.
- У меня тоже. Самая красивая и добрая. Пока со Стасом не спуталась, и пить не начала.
- А папа у тебя где?
- Не знаю. Мама сказала, что он от нас сбежал. Она раньше все плакала, а потом появился дядя Стас. Сначала он был такой веселый, добрый. Мне даже конфеты приносил, а маме цветы. Но это было не долго. А потом он стал у нас жить и тогда они начали пить. 
- Мне маму и папу жалко. И бабушку тоже. Я по ним скучаю.
- Я тоже по маме скучаю. Увидеть бы ее.- "Елка" глубоко и обреченно вздохнула. 
- Ох, я про Вас совсем забыла. Заболталась. Ну, что делаете?- тетя Маша появилась, как-то неожиданно.
- Болтаем,- ответила "Елка".
- О чем?
- Да, так, о жизни.
- Ну, надо же. О жизни.
- Просто он мне про себя рассказал, а я ему про себя.
- Ну, ну. Ой, Вася, я же тебе книгу принесла, как и обещала. Я и забыла совсем,- она полезла в свою сумочку и достала из нее книжку в картонном переплете.- Вот.
 Книжка была не новая, довольно потрепанная, но еще в сносном состоянии. Васька взял ее в руки. Картинка на корочке была местами вытерта, но рисунок можно было разглядеть. На нем были нарисованы девочка и мальчик на фоне каких-то развалин.
- Это очень хорошая книга. Обязательно почитай. А потом мы с тобой ее обсудим.
-Дай посмотреть,- попросила Елка.- А, буквы маленькие. Я такие буквы не умею читать. И картинок мало.
- Хорошо.
Тут тетю Машу отвлекли две женщины покупательницы. Она отошла с ними торговаться. Судя по тому, что она сняла с плечиков белье, покупательниц, что-то заинтересовало.
- А о чем эта книга?
- Еще не знаю. Тетя Маша не говорила. Сказала, что прочитаешь, сам все поймешь. Раз дети нарисованы, то про детей, наверное.
- Ты, когда прочитаешь, расскажешь мне?
- Расскажу.
- А какие ты еще книжки читал? У тебя дома много книжек? Может, ты мне дашь почитать?
- Конечно, дам,- Васька весь пришел в движение от такой просьбы. После всего того, что ему рассказала о себе "Елка", ему очень хотелось сделать ей, что-то приятное, только он не знал, что. А тут она сама подсказала.- У меня про Незнайку есть. Не читала?
- Нет, я только мультик смотрела.
- Ну, вот принесу и прочитаешь. Мультик интересный, а в книжке еще веселей. Умора.
Тетя Маша закончила торговаться с женщинами, сложила им товар в сумку и они ушли.
- Ну, надо же. Я сама женщина, но не такая дотошная. А эти. И это не так, и это не то. Еле продала. Правда, одни из самых дорогих комплектов. И на том спасибо. Ну, а Вы тут как?
- Ничего, болтаем.
- Опять о жизни?
- О ней,- ответил Васька.
Ксюша выросла в проеме палатки совсем неожиданно.
- Чем занимаетесь?
- Да, ничего. Вот молодые люди о жизни беседуют,- сказала тетя Маша.
- Очень кстати. Вася, сейчас за тобой Саня придет. Домой пойдете. Собирайся.
- Что мне собирать, только книжку.
- Ну, вот ее и собирай.
- Ксюша, что случилось?
- Сейчас Васю проводим. Поговорим.


Рецензии