Васька 8. Дядя Миша

               

8. "Васька".  Дядя Миша

Саня пришел почти сразу за Ксюшей. Как всегда, он пытался держать маску веселости, но в этот раз у него плохо получалось. Вася был готов идти и, попрощавшись, они ушли. По дороге домой "Белый" только всего и спросил "как день прошел". Васька начал было рассказывать, но понял, что Саня его не слушает и замолчал.
В квартире, как и утром, было пусто. Леша не приходил. Саня пошел в ванную, ополоснуться. Когда вышел, то выглядел намного свежее и бодрее.
- Холодная вода - великая сила. Недаром же в холоде все сохраняется, а в тепле тухнет. Да, дружище?- он хлопнул Ваську по плечу.
- Да,- улыбаясь, ответил тот.
- Ну, давай чаю попьем, что-ли. С конфетами,- вдруг придумал Саня.
- А конфет нет.
- Нет конфет, давай печенье. "Леший" сказал, что купил вчера.
- Печенье есть. 
Пока пили чай, говорили о всякой ерунде. Ни о чем. Саня вдруг начал вспоминать свое детство. А поскольку рассказывал он весело, и жизненных историй у него было много, то Ваське оставалось только слушать. Слушать и смеяться. Потому, что рассказывал Саня смешно. Потому, что ему самому рассказать особо было нечего и еще потому, что, как понял Васька, Саня умел мастерски приврать. Что у него неплохо получалось. Васька смеялся от души. Давно с ним такого не было.
- Саша, а ты сейчас уйдешь?
- Да. Надо.
- А Леша придет сегодня? А то я уже и не знаю - пойдем мы в школу или нет.
- Не, "Леший" сказал мне, что придет. Он про школу не забыл. Раз обещал, то сделает. Он человек слова. Но ты его, если не дождешься, ложись спать. Ключи у него есть. Лады?
-Лады.
Саня курил, думая о чем-то своем. Васька сидел и молчал, не мешая ему. Вдруг Саня оживился:
- Слушай, мне "Леший" вчера рассказал, как Вы с ним ментовок развели. Круто. Такой развод смостырить, я бы так не смог. Я, наверное, заврался бы.      А "Леший" молодец, все толково разложил. Он вообще у нас голова. За это его и уважают.
- Он у Вас старший?
- Ну, да.
- А Ксюша его невеста?
- Кто? Ксюха,- Саня даже заржал от удивления.
- Ксюха - невеста, ну ты дал. Ксюха его родная сестра.
- Ну, я же не знал.
- Он ее из детдома вытащил. Они всегда вместе. Но он не любит об этом вспоминать. Если захочет, сам тебе все расскажет, а я не буду.
- Саша, ты сейчас уйдешь, а на рынке  будешь?
- Конечно, буду. Я туда и пойду.
- А ты можешь для меня одно дело сделать?
- Я, по-моему, в последнее время только этим и занимаюсь, что добрые дела делаю. Ну, говори.
- Мы с "Елкой" договорились, что я дам ей книжку почитать. Ты ей сможешь ее передать?
Белый на секунду задумался. Даже затылок почесал.
- Знаешь, брат, сегодня днем "Елки" на рынке может уже не быть. И Ксюхи тоже. Если я их и увижу, то только вечером. А с книгой таскаться весь день мне не с руки.  Вот "Леший" сегодня придет с ним и передашь. А я даже не знаю, смогу или нет сегодня прийти. А "Леший" точно придет. Ну, ладно. Мне пора.
Саша еще раз закурил, потом быстро собрался и ушел. Васька снова остался один. Ему снова сделалось скучно. Он снова не знал, куда себя деть, чем заняться. Он снял с полки книжку про Незнайку, открыл ее на середине и начал читать. Читая, он и не заметил, как уснул.
***
- Ты кто?- спросил дядя Миша, открыв дверь.
- Здравствуйте, дядя Миша. Я Ваш сосед. Можно я пройду и все объясню?
Дядя Миша взглядом смерил гостя, но, ни чему не удивляясь, отстранился от двери, пропуская пришедшего в квартиру.
- Проходи.
- Спасибо.
- Проходи на кухню.
- Спасибо.
Гость прошел на кухню, сел на табурет. Дядя Миша сел напротив. Гость немного огляделся. Это была типичная квартира одинокого мужика. Все атрибуты были на лицо. Местами порванные и засаленные обои, не мытая посуда в раковине. Запах дешевого табака. Вся утварь была не на месте, потому, что не знала своего места. Женского присутствия тут явно не наблюдалось, а женской руки не было и подавно.
- Ты, что хату мою пришел осматривать или как?
- Нет, хата мне Ваша ни к чему. Я зашел познакомиться. Мне Вася про Вас много рассказывал. Я его брат, приехал позавчера. Из Армавира. Меня Лехой зовут. Вот решил зайти, познакомиться. А то рядом живем и не знакомы.
- Подожди. Ты Васяткин родственник получается, так что ли?
- Ну, да. А я о чем говорю?
- Во, дела. А я думал, что его кто из родных забрал. Как к нему ни зайду, его дома нет. Во, дела. А он, оказывается, тут. Никуда и не уезжал. Во, дела.
- Нет, никуда он не уезжал. Вот видишь, ты хоть узнал, что сосед твой дома. Кстати, можно на "ты"?
- Да можно, конечно, я человек простой. Ага, дома, значит. Во, дела. Слышь, как тебя, Леха, может чаю. У меня, правда, угощать особо нечем.
- Нет, дядя Миша, я хочу тебя к нам пригласить.
- К Вам? Как то неудобно.
- Вот и хорошо. Посидим, закусим, что бог послал. Давай, пошли. Я отказа не приму.
- Дай я хоть рубаху переодену. А то ты, поди, еще и с бабой?      
- Нету у нас баб. Только Васька и я. Правда, он сейчас спит, но ничего, поднимем. Давай, собирайся и приходи, а я пока пойду. Позвонишь.
Дядя Миша, конечно, был ошарашен приглашением. Давно он никуда не ходил, ни с кем не общался. Родни особо нет. Друзья кто умер, остальные кто где. Иногда приходит дочь. Приносит продукты, да забирает половину пенсии. Она и появляется, как то сразу, как только принесут ее. Он не возражает. А, что? Она еще молодая, ей нужнее. Внука одна растит, все себе мужика ищет, да не может найти. А деньги, что? Ему хватает, много ли ему надо? Она все ему говорит, что у нее целее будут, а на пропой ему хватит. Правда, коммуналку оплачивает сама.  Вот только внука редко приводит. Парень растет, а с дедом толком не знаком. Стыдно ей за отца, за то, как он живет. Все попрекает, что на его пенсию можно за границу ездить. Всю жизнь пахал, а ни хрена не нажил. Все ругает его, что ремонт сделать не может. А ему и так хорошо. Как с женой, покойницей, жили, так он с тех пор ничего и не менял. А тут, в, дела, сосед пригласил в гости. Надо же. Ленка то, соседка хорошая баба была, Царствие ей небесное. Иной раз попросишь в магазине, что купить - не откажет. Даже чекушку пару раз покупала. Поворчит, но купит. А все потому, что мужик у нее военный. С понятиями женщина была. И Мишка, его тезка, у нее отличный парень был. Где сгинул? Что это за война такая? Даже войной не называют - конфликт. Рано Господь прибрал обоих. Рано. Вот и Васька один остался. Жаль пацана. Смышленый, не вредный. Как ему жизнь сложится?   
 Васька проснулся от того, что кто-то его трясет. На вечерней заре спиться всегда крепче. Ему снился какой-то сон, но от тряски сон улетел, и он тут же забылся. Когда он открыл глаза и услышал голос Леши, сна, как и не бывало. Васька моментально вскочил, сел на диване и поскольку Леша стоял перед ним на корточках, то даже обхватил его обеими руками.
- Ну, ну, что за телячьи нежности?- потихоньку освобождаясь от объятий, рассмеялся он.
Васька со сна еще плохо соображал, но то, что Алексей рядом, он уже понял. Леша еще раз легонько встряхнул Ваську и прошел в кухню. Васька, оставшись один, подумал снова лечь. Но на кухне  Леха звенел посудой и оттуда, шел, ни с чем несравнимый, запах жареной картошки. У Васьки сразу проснулось чувство голода, и проспать такое он не мог. Он вошел на кухню и обомлел. На столе стояли маринованные огурцы в тарелочке, нарезанный черный хлеб. В стеклянной банке икра кабачковая и нарезанная кружочками колбаса. И, что самое главное- это жареная картошка в сковородке. Все это изобилие издавало свой неповторимый запах. Запах еды.
- Леша, а, что сегодня за праздник?- Все еще не веря своим глазам, спросил Васька.- Что случилось?
- Ничего. Просто я пригласил в гости соседа, дядю Мишу. Сейчас он придет. Давай, сходи, умойся.
Ото сна не осталось и следа. Дядя Миша придет. Давно Васька его не видел. А тут Леша его сам пригласил. Прямо званый ужин какой-то. Он залетел в ванную, наскоро протер глаза водой. Еле успел. В дверь позвонили.
- Ну, иди. Встречай.
Васька открыл дверь. На пороге стоял дядя Миша. Было видно, что он немного стесняется. Он прошел в квартиру. За то время, пока Леша будил Ваську, дядя Миша привел себя в кое-какой, но порядок. На нем были не домашние трико с вытянутыми коленями, а брюки. И рубашка чистая. А сам - причесан и умыт.
- Дядя Миша,- обрадовался Васька. Схватил его за руку и потащил в квартиру, на кухню.- Проходи, не стесняйся.
- Ну, ну, уронишь.
Все трое прошли в кухню, пропуская гостя вперед. При виде такого, по- праздничному накрытого стола, дядя Миша тоже не удержался от вопроса: "По какому поводу банкет? Может день рождения у кого?"
- Нет. Дня рождения ни у кого нет. Просто соседи хотят познакомиться со своим соседом поближе. Время такое сейчас. Каждый друг у друга готов последнее отнять. А я считаю, что в любое время надо оставаться людьми. А иначе как? Помогать друг другу надо, а то загрызут. Ну, рассаживайтесь.
Все расселись так, чтобы Алексей мог командовать у плиты. Он разложил по тарелкам еще горячую картошку.
- Дядь Миша, ты будь, как дома. Не стесняйся. Нас с Васькой, что-ли стесняться?
- Да я не стесняюсь.
- Сосед, а какое знакомство без ста грамм? Давай за знакомство. Давай  русской традиции нарушать не будем.
- Ну, давай не будем нарушать.
Леха открыл морозилку и достал бутылку водки, уже успевшую покрыться инеем. Налил по стопкам.
- Ну, за знакомство,- тожественно произнес он.
- Будем,- поддержал дядя Миша.
- Будем,- не отставая от взрослых, подхватил Васька и поднял бокал с соком.
Выпили. Закусили. Васька наворачивал картошку с колбасой и огурцами. Он все еще не свыкся с мыслью, что можно есть, когда хочешь и сколько хочешь.
- А, ты Васятка, где все это время был? Я к тебе приходил несколько раз. Тебя нет и нет. Я уж подумал, что тебя кто из родных забрал. И женщины приходили, спрашивали. Из опеки. Они и ко мне заходили. Спрашивали.
- Это целая история,- ответил за Ваську Леша.- Он все это время во дворе, в домике, скрывался. Как раз от этих женщин и скрывался. Сказали ему, что в детдом определят, вот он и пустился в бега.
- Так все время и скрывался? Я и не знал. Так хоть бы ко мне зашел. Предупредил. Что во дворе. Во, дела.
Васька лукаво заулыбался. В этот момент он чувствовал себя на высоте, в центре внимания и это ему льстило.
- Ну, теперь вроде бы немного все устаканилось. Они вчера были. Мы с ними пообщались. Они ушли довольные, что у Васи все хорошо. Правда, обещали проведывать. Но такая работа у них.
- Ну и ладно, раз так. А ты, стало быть, брат его? Во, дела.
- Ну, да. Я от его тетки из Армавира, мы живем в одной станице.
- Я сам не бывал  в тех краях. Благодатная земля. Богатая. Не то, что у нас. Помидоры и те вечно зеленые.
- Места у нас хорошие. Красивые. Природа. Рыбалка. Дон большой. Рыбы завались.
- Э-эх,- от представленных себе красот природы, дядя Миша даже вздохнул.
- Дядя Миша, давай-ка еще по одной. Как говорят: "Между первой и второй-пуля не пролетит".
- Давай.
Выпили. Васька давно уже все съел и теперь внимательно слушал.
- А ты, Алексей, долго будешь то с Васяткой.
- Это, как получиться. Как опеку оформим, а там видно будет. Вот тут ходил, работу присматривал. Вроде бы нашел. В аварийную службу. Денег много не обещают, но говорят на шабашках можно жить. Обещали взять.
- Ну, дай-то Бог. Сейчас на прямом производстве делать нечего. Денег вообще не платят. Такие долги по зарплатам. Вон, смотри, шахтеры какую забастовку устроили. Это все в Москве воду мутят. Выборы то состоялись, а что толку? Если бы Лебедь свои голоса за Ельцина не отдал, то и второй тур не состоялся бы. К чему бы тогда пришли, неизвестно.
- Дядя Миша, а ты, смотрю, политикой увлекаешься?- спросил Леха, наливая по новой.
- Да не то чтобы. Да и кто ей сейчас не увлекается. Телевизор- то смотрю, а что мне еще делать. Смотрю, политиков слушаю. Все кругом умно говорят, но одеяло каждый на себя тянет. Россию все никак поделить не могут, а нам в ней еще жить.
- Дядя Миша, давай покурим?
- Давай, я за.
- Вася, ты пока иди к себе. Мы покурим, а то дымно будет.
Васька, конечно, не хотел уходить, даже лицо скуксил, но спорить не стал. Леша закрыл за ним дверь. Закурили.
- Дядя Миша, а ты чем до пенсии занимался? Кем был?
- Я то? Я самый, что ни на есть, рабочий класс. Фрезеровщик, 6-го разряда. Высшей квалификации. Любую деталь, любой сложности мог сделать. Бывало, смотрю на чертеж и вижу готовую деталь.
- Да, мастерство хорошая штука.
- А ты, что век собираешься шабашки делать?
- Нет, конечно. Я учиться хочу.
- А, что мешает? Поступай, учись.
- Да. Пока не получается. Но попытаюсь. Однозначно попытаюсь.
Так они и сидели, разговаривали на разные темы. Знакомство состоялось. Леша многое узнал от дяди Миши. Узнал, чем живет сосед, о чем думает. О себе, естественно, много не рассказывал. Старался деликатно уйти от этого. Водка уже давно закончилась. Напоследок еще раз покурили и, дядя Миша спохватившись, что засиделся, засобирался домой. Поблагодарил за хлеб-соль. Попрощался с Васькой.
- Леша, проводи-ка меня,- вместе вышли в подъезд.- Пойдем ко мне зайдем, я тебе, что-то покажу.
- Ну, пойдем, покажешь.
Зашли. Дядя Миша, закрыв входную дверь, пригласил Леху на кухню. Сел сам и предложил сесть и ему.
- Еще раз спасибо за приглашение. Хорошо, душевно все получилось. Спасибо. Давно так ни с кем не сидел, не общался.
- Да, не за что.   
- Вот тут ты ошибаешься. Я тебе говорю "спасибо", значит, есть за что. Было бы не за что "спасибо" бы не сказал. Уважил старика. А только врешь ты плохо, Алексей, или как там тебя?
- Алексей. А что случилось-то?
- То, что врешь - это плохо, а то, что плохо врешь - это еще хуже. Я не знаю, какие у тебя мысли в голове. Какие планы. Я не знаю, как ты втерся Васятке в доверие и что ты наплел этим бабам из опеки. Но знай. Я тебе пацана испортить не дам. Ради памяти его родителей не дам. Чо надумал, притон здесь сделать или блат хату, какую? Говори.
- Да, что случилось-то?- Леха начал понимать, что где-то, на чем-то прокололся. Он занервничал, но вид делал, ничего непонимающий.- Не пойму тебя.
- А чо не понять-то? Кубань.- Многозначительно сказал дядя Миша.
- Что Кубань?
- В районе Армавира река протекает, Кубань называется. Дона там и близко нет.  Географию плохо учил. А местность так и называется - Кубань. Ты сколько лет там прожил? Хотя зачем я спрашиваю? Не жил ты там ни дня.
- Это почему, ты так решил?- Уже слабо защищался Леха.
- Потому. Говор у тебя наш. Не южно - русский. И слова хохляцкие ты вставляешь не к месту. Пытаешься под казака косить. В разговоре скрытничаешь. Недоговариваешь. И руки. Посмотри на свои руки. У тебя костяшки на руках набиты. А еще вчера тебе кто-то по морде заехал. Рана еще свежая. Не успел приехать, а уже по морде получил. Ну да руки и морда- это дело молодое. Всяко бывает. А в остальном ты меня не убедил. Леша.
"Леший", насупившись, молчал. То, что его раскусил дядя Миша, не страшно. Он всегда сможет спрыгнуть с этой канители. Он изначально давал себе отчет в том, что эта афера на грани фола. Рискованная. А если бы бабы ему не поверили. Заподозрили. Вчера у него почти чудом получилось Ольгу Юрьевну "на жалость взять". А если бы не получилось? Если бы они ментов вызвали еще вчера. Все бы пошло на смарку. В ментовку забрали бы однозначно, до выяснения. А, что было бы дальше одному Богу известно. Подвел бы "Тунгуса", а он на него, Леху, сейчас надеется. Столько пацанов сейчас в деле. Ему сейчас пропадать никак нельзя. Зешхериться надо, не вопрос, а пропадать никак нельзя. И Васька и квартира его сейчас так нужны. Блин, любитель географии хренов. Еще одно хорошо, что это сосед, а не участковый. То, что дядя Миша этого так не оставит, к гадалке не ходи. Мог бы и втихаря настучать ментам. И, тем более что бабы эти лоханулись. Они за свой прокол не простили бы. Одно хорошо, что расколол и тут же все сказал. Хоть за это спасибо. Было бы не за что, "спасибо" бы не сказал.
Мысли в голове летели, как пули. Как поступить? Можно ни в чем не оправдываться, сказать, что это пьяный бред. Просто уйти и все, но это постоянно быть под страхом, что сосед сдаст. Да и кому про пьяный бред рассказывать, не ментам же. Можно уйти и не возвращаться, но тогда надо снова, что-то искать. К себе в "Дом" нельзя. Ищут они только его. Им его шпана не нужна. Можно навести на след. А там дети. Эти отмороженные долго разбираться не будут. Уйти на "лежку" к бомжам тоже не выход. Эти первые сдадут. Выходит опять рисковать?
- Ты мужик, вроде правильный. С понятиями. Я тебе попытаюсь все объяснить, что смогу. Но сразу говорю, Ваське я плохого ничего не хочу и не сделаю. Слово.
Закурив, "Леший" начал свой рассказ с самого начала. С того, как они познакомились с Васькой. Умолчал только про "Мамона", про джип и про разборку. Решил, что если дядя Миша спросит, то значит, что-то знает, тогда он ему и расскажет. Все остальное поведал. Кто он и что он. В детали не вдавался. Детали ни к чему. Для себя "Леший" решил так, что скрывать ничего не надо. Чем он рискует перед этим человеком? Абсолютно ничем. Ну, узнает сосед, что у нас в стране есть беспризорные дети, ну, узнает какие-то подробности из их жизни. Ну и что. Он и без этого много чего видел и знает. В войну рос. И если он мужик нормальный, каким сначала показался, тогда поймет. Может когда чем и поможет. Если доведется. А если сука, тогда "Леший" по любому выкрутиться. Он чист. На нем ничего нет. Кроме гуманитарной помощи сироте. Вот тогда и "пьяный бред" будет "в кассу". 
- Мне больше добавить нечего. Я все сказал, как на духу.
Дядя Миша слушал молча. Не перебивал. Пока Леха рассказывал, он искурил, одну за другой, несколько сигарет. Когда Алексей закончил и тоже закурил, дядя Миша как будто вернулся на землю.
- Во, дела. Ну, и что же дальше?
- Я так думал, Васька никому не сообщал, что бабушка умерла. В том числе и тетке в Армавир. Жена этого офицера сообщила только в опеку. Больше в городе у него никого нет. Опека адреса тетки не знает. А я собирался дела уладить и сообщить его тетке о смерти матери. Пусть с опозданием, но она поймет, наверное. А теперь все зависит от тебя. Если решишь меня сдать, лучше скажи сразу. Я пойму и просто уйду. Если нет, то тоже скажи.
- За базар отвечать надо. Так закон воровской гласит?
- Так, дядя Миша, так. Только я не вор. Но воровские законы многие уважаю.
- Потому, что они справедливые?
- Да.
- Эх, паря, знаю я, что такое жизнь босяцкая. В войну голодуха была. Пришлось и приворовывать. Раз менты поймали на мелочи, ремнем отстегали, да матери вернули. Она еще добавила. Что возьмешь, безотцовщина. Мужики - то на фронте. И шпанили, и из дома в теплые края бегали. Все было. Поэтому вижу, что сейчас не врешь ты мне. И как это сейчас в мирное время дети беспризорными делаются?
- По-разному, дядя Миша. По - разному.
- Во, дела.
Когда Леша пришел домой, Васька уже спал. "Леший" накрыл его одеялом, выключил работающий телевизор и лег в другой комнате на диван. Усталость, накопившаяся за эти пару дней, дала себя знать. Он лег и сразу заснул спокойным, глубоким сном. 


Рецензии